Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по предмету «ИЗО» для 5 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по ИЗО для основного общего образования,  с учётом авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. М «Просвещение» 2011 год.  Цель программы: Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразно...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «ИЗО» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по ИЗО для основного общего образования, с учётом авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. М «Просвещение» 2011 год.

Цель программы:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

Формирование художественно-творческой активности:

- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Общая характеристика учебного предмета

5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

Место учебного предмета.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Учащиеся должны понимать:

-значение древних корней народного искусства;

-связь времён в народном искусстве;

-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

-особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;

-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):

-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

Учащиеся должны уметь:

отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- знать несколько народных художественных промыслов России;

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, и т. д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

V КЛАСС (34 ч.)

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

I четверть: Древние корни народного искусства - 9 ч.

Древние образы в народном искусстве

Орнамент как основа декоративного украшения

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

Русская народная вышивка

Народный праздничный костюм

Внутренний мир русской избы

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

II четверть: Связь времен в народном искусстве - 7 ч.

Древние образы в современных народных игрушках

Искусство Гжели.

Городецкая роспись

Хохлома

Жостово. Роспись по металлу

III четверть: Декор - человек, общество, время - 10 ч.

Связь времен в народном искусстве (повторение)

Зачем людям украшения

Декор и положение человека в обществе

Одежда говорит о человеке.

О чем рассказывают гербы и эмблемы

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

IV четверть: Декоративное искусство в современном мире - 8ч.

Современное выставочное искусство

Ты сам - мастер.

ДПИ в жизни человека (обобщение)

Учебно-методическое и мматериально технические обеспечение

учебник: - Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, не ранее 20010г.

- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского - Волгоград: Учитель, 20010г.;

- коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1-9 классы. - М.: Просвещение, 20010;

- Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества - Волгоград: Учитель, 2009г.;

- С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. - Волгоград: Учитель, 2009г.;

Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…- Волгоград: Учитель, 2009г.;

- О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты- Волгоград: Учитель, 2009г.; Список методической литературы

1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.

2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

3. Великие тайны. Мифы древности. - Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд - Волгоград», 1995.

4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. - Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.

5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. - М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.

7. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. - М.: Астрель, 2002.

8. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.


Цифровые образовательные ресурсы:

Собственные компьютерные презентации;

«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;

«Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей - детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»;

«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;

«Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;

«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;

«Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;

Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;

Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006;

«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.

Интернет - ресурсы:

Музейные головоломки muzeinie-golovolomki.ru/

Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

Виртуальный музей искусств museum-online.ru/

Академия художеств "Бибигон"bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

Сайт словарь терминов искусства artdic.ru/index.htm




Тема урока

Количество часов

Элементы содержания

Планируемые результаты

Вид контроля.

Предметные

Метапредметные

Личностные

Характеристика видов деятельности обучающихся

Научатся

Получат возможность научиться

1.

Древние образы в народном искусстве

1

Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства.

Знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства.

Развивать способность к художественному познанию мира. Сравнивать предметы по цвету, форме, размер, выделять свойства предметов, умение применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности.

Развивать способность к эстетической оценке явлений окружающей жизни. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям).

Развивать способность к художественному познанию мира.

Ответить на вопрос: «Как отразились в древних образах народного искусства

2.

Орнамент как основа декоративного украшения

1

Орнамент как основа декоративного украшения.

Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая

Выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов

Формировать целостность мировоззрения, учитывать культурное, языковое, духовное многообразие современного мира деятельности

Сравнивать предметы по цвету, форме,

Размер,выделять свойства предметов

3.

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

1

Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов

Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы

Создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой

Сравнивать предметы по цвету, форме,

размеру;

-выделять свойства предметов

Развивать эстетическое сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Сравнивать предметы по цвету, форме.

Ответить на вопрос: «Что роднит различные произведения крестьянских мастеров?». Просмотр, анализ и оценивание работ

4.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

1

Крестьянская вышивка -сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение.

Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента

Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства

Формировать целостное мировоззрение, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Выделять свойства предметов

Обмен кроссвордами, решение и взаимопроверка (оценивание). Анализ результатов собственного * художестве нного творчества

5.

Народный праздничный костюм

1

Народный праздничный костюм -целостный художественный образ

Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа

Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций

Развивать способность к художественному познанию мира.

Просмотр и анализ работ

6-7

Внутренний мир русской избы

2

Единство пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян.

Понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе.

Знать особенности уникального крестьянского искусства.

Развивать способность к художественному познанию мира.

Развивать эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Самоанализ этапов работыэстетическая оценка результата кол лективной композиции

8

Народные празд- ничные обряды. Масленица

1

Роль декоративно- прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев, «Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка»

Иметь представле- ние о роли декора тивно-прикладного искусства в укладе жизни русского на рода

Знать о формировании эстетической среды бытия русского народа

Развивать эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Развивать способность к художественному познанию мира.

Просмотр и анализ работ

9-10

Древние образы в современных народных игрушках

2

Живучесть древних
образов в современ
ных народных игрушках. Особенности пластической
формы, цветового
строя и элементов
росписи глиняных
игрушек (филимо-
новской, дымков
ской, каргополь-
ской)

Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета

Знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Формировать целостное мировоззрение, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Ответить на вопрос: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?». Просмотр, анализ и оценивание работ

11-12

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

2

История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи

Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета

Выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства используя традиционное письмо Гжели на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

Развивать способность к художественному познанию мира

Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Развивать способность к художественному познанию мира

Просмотр и анализ работ

13.

Искусство Город-ца. Истоки и современное развитие промысла

1

История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи

Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе

Выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства используя традиционное письмо Городца на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

Формировать целостное мировоззрение, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Ответить на вопрос: «Что значит образ в росписи?». Анализ результатов творчества одноклассников (выборочно)

14-15.

Искусство Жос-това. Истоки и современное развитие промысла

2

Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма

Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета

Выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства используя традиционное письмо Жостова на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Развивать способность к художественному познанию мира. Сравнивать предметы по цвету, форме, размер, выделять свойства предметов, умение применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности

Игра «Художники-зрители»

16

Роль народных промыслов в современной жизни

1

Прееммственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве

Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навыком работы с бумагой

Знать несколько народных художественных промыслов России;

Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Просмотр, анализ и оценка работ

17

Связь времен в народном искусстве

1

Связь времен в народном искусстве. Приемы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промыслов (дымковская и филимоновская игрушки; Гжель, Жос-тово, Городец, Хохлома). Различение произведений традиционного искусства от профессионального декоративно-прикладного

Иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального

Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен

Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Развивать способность к художественному познанию мира. Сравнивать предметы по цвету, форме, размер, выделять свойства предметов, умение применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности

Оценивание результатов выполнения конкурсных заданий

18.

Зачем людям украшения

1

Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов

Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора

Составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ

Уметь сравнивать и группировать предметы и их образы. Уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности



Устанавливать причинно - следственные связи. Строить логическую цепь рассуждений.

.

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Уметь сравнивать и группировать предметы и их образы. Уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности


Фронтальный опрос (устно)

19.

Декор и положение человека в обществе

1

Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта

Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным материалом

Выбирать сырье, материалы, оборудование для выполнения работ.

Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Ответить на вопрос: «Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?». Презентация своих работ учащимися и оценка результата

20-21.

Одежда говорит о человеке

2

Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами,орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора одна - выявить социальный статус людей

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ

Конструировать, моделировать, изготавливать изделия.

Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Анализ результата коллективной работы

22-23.

О чем рассказывают гербы и эмблемы

2

Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция

Проводить разработку собственного проекта, планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий.

Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Защита проекта, оценивание результата

24.

Символы и эмблемы в современном обществе. Герб Волгограда

1

Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом

Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Распределять работу при коллективной деятельности

Презентация работ. Анализ и оценивание результатов

25.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

1

Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека.

Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ

Распределять работу при коллективной деятельности

Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами.

Подведение итогов конкурсов

26.

Современное выставочное искусство

1

Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды ДЛИ

Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ

Применять конструкторскую и технологическую документацию.

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Распределять работу при коллективной деятельности

27

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (кукла)

1

Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа

Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе

Контролировать качество выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов.

Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами.

Игра «Художники-зрители»

28-29

Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства (ваза)

.

2

Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ

Владеть практиче скими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Способствовать эстетической оценке явлений окружающей жизни. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям).

Распределять работу при коллективной деятельности

Анализ и оценка работ

30-33

Ты сам -мастер декоративно-прикладного искусства (панно)

4

Этапы работы над произведением ДПИ

Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, ис пользуя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения

Соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами.

Уметь различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе.

Контролировать качество выполняемых работ.

Эстетическая оценка результа та коллективной деятельности

34

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

1

Древние корни народного искусства. Связь времен в на-родном искусстве. Декор, человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире

Знать виды ДПИ, особенности языка.

Контролировать качество выполняемых работ.

Уметь использовать приобретенные знания, Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; Развивать готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Распределять работу при коллективной деятельности


© 2010-2022