• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Педагогическая разработка учебного обобщающего занятия Одежда «говорит» о человеке. «Бал во дворце»

Педагогическая разработка учебного обобщающего занятия Одежда «говорит» о человеке. «Бал во дворце»

  Разработка обобщающего занятия «Одежда «говорит» о человеке».    «Бал во дворце»       Цели занятия:   1.Выяснить какую роль играло  декоративное искусство в жизни общества  Западной Европы XVII в.                         2. Узнать  о значении одежды и основных элементах костюма в эпоху барокко.       Задачи:   1. Сформировать представление о роли декоративного искусства Западной Европы XVII в.   2. Развивать  интерес к искусству и его истории,  творческую фантазию, творческое мышление, внима...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга».

г. Тайшета Иркутской области










Педагогическая разработка учебного обобщающего занятия

Одежда «говорит» о человеке. «Бал во дворце»














Составитель: педагог

дополнительного образования

Хорова И.В





Разработка обобщающего занятия «Одежда «говорит» о человеке».

«Бал во дворце»


Цели занятия:

1.Выяснить какую роль играло декоративное искусство в жизни общества Западной Европы XVII в.

2. Узнать о значении одежды и основных элементах костюма в эпоху барокко.

Задачи:

1. Сформировать представление о роли декоративного искусства Западной Европы XVII в.

2. Развивать интерес к искусству и его истории, творческую фантазию, творческое мышление, внимание, память, воображение, развитие мотиваций учебной деятельности;

3. Воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры, совместной работы и сотрудничества, воспитание коммуникативности.

4. Изобразить фигуры людей в костюмах, для коллективной работы «Бал во дворце».

Актуальность выбранной темы:

Определение значимости одежды в жизни каждого человека.

Тип занятия - получение новых знаний

Форма занятия: «Занятие - путешествие».

Задание на занятие. Выполнение костюма Западной Европы XVII в. (эпоха барокко).

Материалы, оборудование:


  • Мультимедийный проектор.

  • Иллюстративный материал с изображением костюмов Западной Европы XVII в..

  • Иллюстрации к сказкам Ш.Перо, братьев Гримм.

  • Музыкальный ряд: произведения Вивальди или клавесинная музыка XVII в.

  • Видеофильм «Три орешка для золушки», «Менуэт Боккерини»

  • Художественные материалы.

  • Новые слова- термины

  • Раздаточный материал: куклы шаблоны.

План занятия.

  1. Организационный момент.

  2. Повторение прошлой темы занятия

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление новых знаний.

  5. Физминутка.

  6. Выполнение практической работы.

  7. Домашняя работа.

  8. Рефлексия.

Ход занятия.



  1. Организационный момент. (1 мин.)

Добрый день!

Я рада вас видеть!

Слайд 1

Мода не меняется внезапно,

Это дело рук людей,

Творчество, фантазии, желанья -

Моду применяют каждый день.

О мода, как же ты прекрасна,

Ты воплощаешь все желанья и мечты,

Творенья, замыслы, фантазии и мысли

Способна сделать популярными лишь ты

2. Повторение прошлой темы (3 мин)

Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлых занятиях?

Вопросы: (3 мин)

Слайд 2

Древняя Греция.

Женский костюм.

Женщины в Древней Греции носили пеплос с декоративной каймой, пеплос с двойным напуском, головную повязку. А так же хитоны - кофточка без рукавов (хитоны) до лодыжек. На ногах сандалии с вышитыми, декоративными ремешками. Волосы зачесывали назад и собирали в пучок. На торжествах - завивали локоны и поднимали вверх.

Мужской костюм

Мужчины в Древней Греции носили хитоны и плащ - хламиды, а так же плащи с фибулой, короткие хитоны.

На ногах - сандалии со щитками (кнемиды) или с переплетенными ремнями.

Сандалии - подошва, прикрепленная к ноге ремешками - крепиды.

Эндромиды - высокая шнурованная обувь с открытыми пальцами ног.

Котурны - на очень высокой, толстой пробковой подошве

Слайд 3

Древний Китай.

Мужской костюм

Нижней одеждой в Древнем Китае были штаны (ку), длинный халат почти до земли, более короткая рубаха. Самое главное - черный пояс с бахромой. Рубаху и халат украшали иероглифами. Строго соблюдали цвета.

Белый - траурный, красный - праздничный, желтый и золотой - императорский. Штаны прятали под длинной одеждой, так как показывать их считалось неприличным. Они были широкими, с очень низким шагом, висели сзади мешком, подпоясывались кушаком. Шили их из пеньковых и шелковых тканей, позднее - из хлопчатобумажных. Носили китайцы штаны-ноговицы: отдельные штанины, которые прикреплялись к поясу при помощи тесемок. Назывались они «таоку» - «чехол на штаны».

Женский костюм

Женщины в Китае, как и мужчины, носили длинные рубахи и широкие штаны, скрывавшиеся под верхней одеждой. Верхний костюм «ишан» был также подобен мужскому.

Только в эпоху Тан китаянки переоделись в кофты и юбки, похожие на европейские. На бедрах этих юбок были треугольные вырезы, через которые была видна ткань кофты.

Женские наряды отличались от мужских, главным образом, исключительной красотой вышитых цветных узоров. Обычно эти узоры заключались в декоративные круги - «туань». Все изображения в «туанях» были глубоко символичны. Цветы сливы и нарцисса олицетворяли зиму, пиона - весну, лотоса - лето и солнце, хризантемы - осень.

На мужчине: нижний халат с разрезами и верхний с вышивкой, пояс с бахромой

На женщине: нижняя одежда с вышивкой и шелковая верхняя куртка

Педагогическая разработка учебного обобщающего занятия Одежда «говорит» о человеке. «Бал во дворце»

Прически и головные уборы

Древние китайцы не стригли волосы, а собирали их в тугой узел - «цзы» - и укладывали на темени, закрепляя шпилькой. Надо лбом, на висках и на затылке волосы были тщательно приглажены.

Слайд 4

Япония

Одежда японок - кимоно. Это платье - халат с широкими длинными рукавами и большим роскошным бантом на спине. Особенная красота кимоно - в его росписи.

Кимоно - традиционная одежда мужчин, женщин и детей, но именно женское кимоно превратилось в своего рода символ Японии. Кимоно дословно с японского переводится как «одежда». Кимоно по сути - халат прямоугольного кроя на подкладке, который шьют из шёлка, жаккарда или хлопка.

Под верхнее кимоно надевают нижние. И чем верхнее наряднее, тем больше под ним слоёв шёлка многих халатов. Каждый слой перевязывается поясом. Традиционным аксессуаром к кимоно является оби - широкий и мягкий пояс, который несколько раз оборачивается вокруг тела и завязывается сзади сложным бантом. Иногда украшенным брошью.

Разумеется, к кимоно подойдёт далеко не вся обувь (про современную речи и быть не может), поэтому японцы до сих пор носят традиционные гэта или дзори. И, как правило, кимоно носится во «множественном числе», т.е. под одно верхнее и наиболее богато украшенное кимоно надевают ещё несколько нижних и похуже.

Кимоно по форме напоминает букву «Т» и такое длинное, что достигает лодыжек. При этом все швы в кимоно исключительно прямые. Также имеется воротничок и, разумеется, рукава, причем ширина рукавов бывает разной и, соответственно, может много сказать о владельце кимоно.

Одежда, как и вещи, принадлежащие человеку своей эпохи, могут поведать многое.

Каждая эпоха в истории человечества создавала особую материальную культуру. Поэтому костюм любой эпохи - это художественный образ, отвечающий эстетическим вкусам и представлениям своего времени.

Стремление к красоте свойственно всем народам на всех этапах развития человеческого общества. Однако каждому периоду соответствует свой идеал прекрасного, который находил выражение в одежде.

Слайд 5

С середины 17 века неограниченная власть во Франции принадлежала королю Людовику XIV.

Жизнь при французском дворе подчинялась строгому этикету и представляла собой бесконечно длящийся спектакль, главным действующим лицом которого был король.

Людовик XIV, был невысокого роста, с правильными чертами лица, пышными длинными волосами. «Король-Солнце», так называли его современники, был образцом величия и монументальности.

Европейский костюм этого времени был необычайно пышным, с большим количеством украшений и драгоценными камнями. Один из костюмов Людовика XIV имел около 2 тыс. алмазов и бриллиантов.

Вот так выглядел костюм короля. Пышные рукава белоснежной рубашки были украшены кружевными манжетами. На ногах шелковые чулки и туфли с крупным бантом-бабочкой.

Слайд 6

  • А вот так выглядела модная одежда под названием жюстокор, что означает «точно по телу». Длинный приталенный кафтан с широкими манжетами на рукавах. Под него надевали камзол. Жюстокор шили из дорогой ткани, украшали золотой и серебряной вышивкой. Это была одежда «по привилегии». Важная деталь мужского костюма - широкая перевязь с богатой отделкой, на которой носили шпагу и перчатки. Дополняли костюм дворянина: широкая шляпа-треуголка, которая украшалась страусиными перьями; шелковые или шерстяные чулки белого, голубого, красного цвета с вышивкой и узором; галстук, завязывающийся бантом; и парик, оставивший заметный след в истории моды. Парик был обязательной принадлежностью светского костюма того времени.

  • Обувь в моде осталась прежней: высокие, выше колена сапоги-ботфорты, и туфли на красном каблуке, являвшиеся привилегией дворянства.

Женский костюм выглядел необычайно красочно, декоративно, форма его держалась на жестком каркасе. Торжественные придворные платья шились из дорогих тканей. Композиция одежды сложна и многослойна. Верхняя юбка была обычно короче нижней, свободной и удобной. Количество одновременно надеваемых юбок соответствовало богатству и знатности их владелицы.

Костюм обильно украшали: вышивками, кружевами, воланами, разнообразными лентами. Мода барокко требовала как можно больше лент и бантов.

Вот как иронически описывал костюм этого времени Мольер:

«От башмаков до шляпы - банты, ленты, ленты банты!

Характерными дополнениями к женскому костюму были светлые шелковые чулки, перчатки, галстуки-шарфы, кружевные косынки, передник, белый или цветной.

Складные веера, часы, подвешенные к поясу, или зеркало в дорогой оправе. Из ювелирных украшений особенно ценились жемчужные ожерелья, серьги, браслеты, кольца, диадемы.

Туфли были из цветной кожи, парчи, бархата имели высокий изогнутый каблук и узкую заостренную носовую часть. Их украшали бантами, пряжками.

Слайд 7

Людовик XIV, амбициозный Король-Солнце, любивший балы и представления и которому наскучил серый Париж, решил возвести в Версале дворец с парковым ансамблем и превратить его в главную резиденцию французских королей, где и проходили балы того времени.

А сам Людовик XIV любил хорошенько потанцевать на всевозможных балах.

Бал - не просто обычные танцы. Бал - торжественное событие, которое сопровождается не менее торжественной музыкой, танцами, строгим этикетом и правилами поведения. Основным элементом бала - были танцы.

Какие? (Менуэт, Полонез, Мазурка).

Они служили организующим стержнем вечера. Каждый танец, имеющий свои интонации и темп, задавал определенный стиль не только движений, но и разговора. Цель танцев организовывала и последовательность настроений. Каждый танец влек за собой приличные для него темы разговоров. При этом следует иметь в виду, что разговор, беседа составляла не меньшую часть танца, чем движения и музыка.

Исключительной отточенностью движений отличался кавалер первой пары, примеру которого следовали все остальные. Хозяин дома открывал бал не с самой молодой или самой красивой, но с самой почетной дамой. Вслед за ними начинали движение, вступали в танец лучшие из представителей собравшегося общества, поступь и осанка которых вызывали восхищение всех приглашенных.

Первая пара задавала движение, которое повторялось затем всей колонной; поэтому рисунок и тональность полонеза во многом зависели от устроителя праздника. Начавшийся во дворце, полонез мог продолжаться в саду или отдельных гостиных, где движения становились более раскованными. Но по возвращении в зал главный танец вновь являл свою необычную торжественность и церемониальность.

В каких произведениях можно было попасть на бал?

Просмотр отрывка х\ ф «Три орешка для золушки»

Перед вами на доске баннер с изображением дворца.

Педагогическая разработка учебного обобщающего занятия Одежда «говорит» о человеке. «Бал во дворце»


В искусстве сложился стиль барокко - парадный, величественный, декоративный, чопорный. В нем наиболее полно отразились вкусы аристократии того времени. Интерьер стал ярким, красочным - хрустальные люстры, отражающиеся в светлых блестящих полах, расписные потолки, гобелены, множество серебряных безделушек, мебель из черного дерева, инкрустированная золотом и перламутром. С этой фееричностью интерьера гармонировали пышные, украшенные массой драгоценностей, костюмы.

Сегодня бал, в огнях весь дом,

Подъехали кареты,

Шампанское укрыто льдом

И слуги приодеты.

Вплывают дамы, всех слепят

Бриллианты и сапфиры,

Надеты модные шарфы

На оголенных спинах.

Везде банты и кружева,

Мелькают эполеты,

И знатоки Парижских мод

В новинки разодеты.

Мазурки музыка звучит,

Ее сменяют вальсы,

Никто веселья не отверг

И скучным не остался.

Закрыв глаза лишь на минутку

Представил ясный силуэт

Я танцевал с тобой мазурку

Держась изящно за корсет.

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромном зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком.

Выполнение практической работы (15 мин)

Цель практической работы:

Выполнение коллективной работы «Бал во дворце», а для этого вам нужно выполнить фигуры людей в костюмах.

Перед вами куклы - шаблоны. Вам необходимо дорисовать одежду.

6. Физминутка «Бал Золушки». (2 мин)

Педагогическая разработка учебного обобщающего занятия Одежда «говорит» о человеке. «Бал во дворце»

Закрепление знаний (1 мин)

Итог: Декор помогает выявлять роли людей в обществе, понимать, кто они. Представьте, что у всех людей была бы одна и та же одежда на все случаи жизни. Разве можно было бы что - то понять, разобраться, кто есть кто? Декор вносит порядок в жизнь человеческого общества, строит общение людей. Так в любом обществе с древних времен и до наших дне.

Учитель: вот так красиво жили люди в эпоху барокко.

1. С какой эпохой вы сегодня познакомились на занятии?

2. Кто являлся законодателем моды этого времени?

3. Какую роль играла одежда в жизни человека? Можно ли было узнать по одежде, какому сословию он принадлежит?

4. Какую роль играло декоративное искусство Западной Европы XVII в.

8. Рефлексия ( 2 мин)

Ребята, вы все сегодня хорошо работали. Узнали много нового и интересного. Оцените сами себя и поставьте себе оценку в карету, которая доставит вас во дворец на бал.

Учащиеся прикрепляют свои кареты с оценками на стенд.






11


© 2010-2022