• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Методика реализации модели развития интереса к творческой деятельности у подростков на уроках изобразительного искусства

Методика реализации модели развития интереса к творческой деятельности у подростков на уроках изобразительного искусства

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика реализации модели развития интереса к творческой деятельности у подростков на уроках изобразительного искусства

Начальный потенциал групп, в которых производилось исследование, был схож. Занятия в контрольных группах проводились на основе традиционной методики преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе. В экспериментальной группе обучение строилось с учетом развития интереса к творческой деятельности.

Поручив учащимся нарисовать несколько словесных картин на придуманные ими сказочные сюжеты, мы поставили школьников в положение художников, композиторов, рассказчиков. При выполнении такого рода заданий подростки обнаруживали свое личностное отношение к окружающему миру, творческую фантазию, воображение, умение найти связи между словом, рисунком и реальным

предметом или явлением.

Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы показали преимущественно низкий уровень развития интереса к творческой деятельности у большинства подростков. Полученные результаты, а также выделенные нами в первой главе диссертации критерии оценки развития интереса к творческой деятельности (эмоционально-эстетическая отзывчивость, познавательная и творческая активность) послужили основой для разработки методики развития интереса к творческой деятельности у подростков, которая включала следующие этапы: поисково-стимулирующий, импровизационно-эвристический, творческий, - на каждом из которых ставилась приоритетная задача в развитии художественного интереса.

.

Главной задачей первого, поисково-стимулирующего этапа было развитие воображения, творческого мышления, проективных умений, мотивационной сферы подростков и их направленности на искусство. Было важно, во-первых, заинтересовать ребят творческими занятиями и направить возникающее у них любопытство в познавательное русло.

Нами была апробирована авторская программа для развития творческого интереса «Скрапбукинг».

Скрапбукинг - это оригинально оформленный, декорированный фотоальбом. Альбом состоит из отдельных листов или разворотов, каждый из которых представляет законченную мысль, выраженную фотографиями. Название происходит от английского слова «scrapbook», («scrap» - вырезка, «book» - книга), что означает «книга из вырезок».

Занятия скрапбукингом помогают сформировать у учащегося образное и пространственное мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.

Во время работы по программе, обучающиеся знакомятся с историей возникновения скрапбукинга, основами цветоведения, законами композиции и приемами работы со скрап -бумагой. А самое главное, они изучают источники идей, взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем - творить.

При разработке данной программы основной акцент ставится на знакомство учащихся со скрапбукингом, который в нашей стране только получает широкую распространенность и популярность. Научить учащихся изготавливать открытки по различной тематике, технике и эстетике выполнения. Показать детям способы оформления фотоальбомов и научить их выполнять работы в разных стилях скрапбукинга.

Программа построена по принципу «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий с использованием самых разнообразных техник (дистрессинг, эмбоссинг, штампинг) и стилей. Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками, кожей, природным материалом. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении открыток, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей до моделирования и конструирования авторских поделок.

Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения учащимися содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет дифференцировать сложные работы: более сильным ученикам будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется.

Наряду с оформлением фотоальбомов, появился и так называемый «цифровой скрапбукинг», где в подобных технологиях в программе Adobe Photoshop оформляются цифровые фотографии.

Использование техники «скрапбукинг» на занятиях с детьми, овладение его приемами работы позволяет развивать мелкую моторику пальцев, художественно-творческое мышление, конструкторское мышление воображение, художественный вкус, навыки работы с различными материалами. Такие занятия создают прекрасные возможности для сотворчества, развития межличностных отношений, важных в этом возрасте. Они помогают подросткам раскрыть внутренний мир красоты и гармонии. Современная школа все чаще начинает использовать новые технологии и техники на уроках изобразительного искусства, информатики. Формирование творческой активной личности - это одна из приоритетных задач сегодняшней школы. Поэтому включение в образовательные программы занятий скрапбукинг и цифровой скрапбукинг не только актуально, но и востребовано.

После реализации разработанной методики проводилось итоговое диагностирование. Основными методами исследования были тестовые и творческие задания, используемые нами на констатирующем этапе для определения уровня развития художественного интереса. Результаты констатирующего и итогового этапов отражены в таблице.



© 2010-2022