ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРЕ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И МУЗЫКЕ

Цели урока: Обучающий аспект:  – понимание  языка различных видов искусств, их взаимосвязи. Создание художественного образа различными видами искусств. Развивающий аспект:  введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.  развивать устную речь в рамках изучаемой темы при работе в группе (коммуникативные УУД); развивать внимание и память в процессе работы на уроке при выполнении заданий (познавательные УУД); развивать мышление при анали... развивать наблюдательность, зрительную память, творческое воображение развивать сенсорную сферу учащихся: понимать эмоциональное выражение цвета (познавательные УУД); развивать культуру сотрудничества при работе в группе, паре (находить общее решение, формулировать и аргументировать свое мнение, уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы (коммуникативные, регулятивные УУД).     Воспитывающий аспект:  воспитывать дисциплинированно...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

ЛИТЕРАТУРЫ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРЕ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И МУЗЫКЕ»


Преподаватель литературы: Маевская О.С.

Преподаватель ИЗО: Сорокина Л.В.

Единица содержания: создание художественного образа.


Цели урока:

Обучающий аспект:

- понимание языка различных видов искусств, их взаимосвязи. Создание художественного образа различными видами искусств.

Развивающий аспект:

  • введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

  • развивать устную речь в рамках изучаемой темы при работе в группе (коммуникативные УУД);

  • развивать внимание и память в процессе работы на уроке при выполнении заданий (познавательные УУД);

  • развивать мышление при анализе, сравнении элементов архитектуры (познавательные УУД);

  • развивать наблюдательность, зрительную память, творческое воображение

  • развивать сенсорную сферу учащихся: понимать эмоциональное выражение цвета (познавательные УУД);

  • развивать культуру сотрудничества при работе в группе, паре (находить общее решение, формулировать и аргументировать свое мнение, уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы (коммуникативные, регулятивные УУД).



Воспитывающий аспект:

  • воспитывать дисциплинированность и соблюдение норм и правил поведения;

  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус (личностные УУД);

  • воспитывать культуру общения. Формирование нравственного отношения к культурным ценностям. Пробуждение творческой активности, осознание связей различных видов искусств между собой и с жизнью.



ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА: ИКТ, наглядные пособия, заготовки для работ по изобразительному искусству, репродукции картин известных художников.

МАТЕРИАЛЫ: тонированная бумага, масляная пастель, цветная бумага, клей, кисточка.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: мультфильм «Снежная королева», репродукции В.В. Васнецова

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева».

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: Вивальди «Времена года» («Зима»).




Тип урока: урок комплексного применения знаний.


Этапы урока:

  • подготовительный,

  • применение знаний,

  • итог на рефлексивной основе.


Методы обучения: продуктивный, репродуктивный.


Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.


ХОД УРОКА:

Ребята, мы не случайно встретились сегодня в кабинете изобразительного искусства, ведь речь сегодня пойдет об искусстве.

Здесь вы рисуете, создаете картины.

- А какие ещё виды искусств вы знаете?

И музыка, и литература - это тоже искусство. А зачем нужно искусство человеку, какую роль оно играет в его жизни?

Посмотрите, как на этот вопрос ответил Рамис да Пареха: (чтение эпиграфа к уроку) «Искусство оказывает величайшее влияние на душу человека». Как вы думаете, какие слова здесь главные?

- А что значит «оказывает влияние на душу человека»?

Великий русский историк Д.Г. Лихачев словно помогает нам (чтение его слов) «Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому». Именно искусство помогает нам не быть такими.

- А как, какими средствами искусство влияет на нашу душу?

Изобразительное искусство отражает действительность в графике и в цвете, музыка открывает мир настроений и чувств в мелодии, гармонии и ритме музыкальных звуков, литература же воссоздает в нашем сознании образы с помощью слова. Значит, разные виды искусства воплощают действительность разными изобразительно-выразительными средствами.

  • Что же объединяет эти виды искусств?

Образная природа. Искусство создает образную картину мира. Сегодня мы увидим, как создается художественный образ в различных видах искусства.

  • А как вы думаете, что является главным предметом изображения в искусстве? Может быть, вам помогут ответить на этот вопрос эти репродукции?

Главным предметом изображения в искусстве является человек, и разные виды искусства создают его портрет.

  • А что еще объединяет эти картины?

Здесь изображены сказочные персонажи, значит, сегодня, мы будем говорить о сказочном портрете. (Кстати, Мольер, великий французский писатель, говорил, что портреты сочинять труднее всего, тут требуется глубокий ум).

Откроем сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева» и найдем в 3 главе портрет Герды. Запишем ключевые слова.


Во 2 главе найдем портрет Снежной королевы и Герды. Запишем в тетрадь эпитеты, характеризующие их.

  • Что можно сказать об этих портретах? А как столь противоположная внешность героинь сказки позволяет увидеть черты их характера, их внутренний мир? Может быть, нам поможет в этом музыка?

Сейчас прозвучит великая музыка Вивальди. (Фрагмент цикла «Времена года»- «Зима»). Не будем глухими к ней.

  • Как вы думаете, музыкальным портретом какой героини можно считать эту мелодию?

Обратите внимание на тональность, изменение звучания, развитие мелодии, музыкальные инструменты. (Характеристика музыки:

минор - холодная тональность, нарастающее напряжение передает сгущение холода. Мелодия держится на одном звуке, что подчеркивает оцепенение природы. Усиление динамики дает возможность услышать завывание вьюги, ощутить холод. Нет развития мелодии, аккорды повторяются).

Итак, мы прослушали музыкальное произведение, прочитали отрывок из сказки, а теперь посмотрим фрагмент из мультфильма «Снежная королева». Как художник создает ее образ?

(Просмотр отрывка из мультфильма «Снежная королева»).

Вот, теперь мы имеем полное представление о героине сказки Андерсена. В этом нам помогли писатель, музыкант и художник:

писатель - словом, музыкант- звуками, художник- цветом и линией.

-А что помогает людям искусства в творчестве, в работе над образом?


Теперь вы с помощью фантазии и воображения попробуете создать свой образ Снежной королевы.

Для воплощения вашей фантазии вам помогут художественные материалы:

  • тонированная бумага, мелки, цветная бумага.

ЗАДАНИЕ: создать портрет Снежной Королевы, используя для этого только линию, не много штриховки и аппликацию.

По окончанию выполнения практического задания организуется выставка.

© 2010-2022