Лекция. Архитектура барокко в Италии

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АРХИТЕКТУРА ИТАЛИИ 17-18 ВЕКОВ

В 16 веке в странах Европы под влиянием реформистского движения происходит ослабление могущества католической церкви, поэтому церковь прилагает значительные усилия к возвращению былого величия. В это же время укрепляется господство светской власти. Правящие круги стараются подчеркнуть свою мощь и богатство путем их внешнего выражения. Этому стремлению ка нельзя лучше отвечает новых художественный стиль - барокко (от итал. «странный», «причудливый»).

Барокко зародилось в Италии в период позднего Возрождения. Его принципы получили свое развитие в 16 веке, где на смену ясной и спокойной гармонии Ренессанса с конструктивной логикой ордера пришло стремление к наибольшей архитектурной выразительности минимальными средствами, отвечающие требованиям господствующей буржуазии и земельной аристократии.

Для стиля барокко характерны:

  • Стремление к величию и пышности;

  • Усложненность планов;

  • Богатство и роскошь интерьеров, широкое использование живописи, зеркал и скульптуры;

  • Обилие кривых пластичных линий и поверхностей;

  • Контрастность, напряженность, иллюзорность, динамичность образов.

В развитии стиля барокко выделяют периоды:

  • Раннее барокко конец 16 - первая треть 17 веков;

  • Зрелое барокко с 30 гг. 17 века - конец 18 века.





РАННЕЕ БАРОККО В ИТАЛИИ

К концу 16 века экономика Италии пришла в полный упадок. Строительство развивается только в Риме и его окрестностях, где происходит развитие стиля барокко, доведенного до наиболее яркого своего выражения. В Риме работают наиболее известные архитекторы: Доменико Фонтана, Карло Модерна. В 1614 году они заканчивают строительство собора Св. Петра, достроив вестибюль

Доменико Фонтана начал свое творчество еще в период позднего Возрождения. Кроме строительства собора Св. Петра ему принадлежит реконструкция Латаранского дворца, который существовал еще с начала 12 века, как резиденция пап. Фонтана пристроил базилику, фронтон увенчал скульптурой. Дворец тяготеет к элементам грандиозности. Творчеству Карло Модерна принадлежит церковь Св. Сусанны в Риме. Церковь имеет только один фасад, фронтон с раскреповкой, ложные окна со скульптурой.

ЗРЕЛОЕ БАРОККО В ИТАЛИИ

Главой зрелого барокко считают Лоренцо Бернини, скульптора и архитектора, который с 1642 года работает в Риме. В 1667 он сооружает колоннаду на площади перед собором Св. Петра. Ему же принадлежит надгробие Св. Перта в соборе.

В проекте Королевской лестницы в Ватикане у Сикстинской капеллы Бернини использовал эффект оптической иллюзии, сужая ширину маршей по направлению к верхней площадке.

Крупнейшим архитектором итальянского барокко был Франческо Борромини, который начал свою деятельность в Риме с работы над собором Св. Петра, а позже - постройки монастыря и церкви Сан-Карло у 4-х фонтанов Одрена босоногих монахов. Ему принадлежит проект церкви Сант-Иво во дворе университета в Риме. Планы этих церквей отличаются намеренной усложненностью форм, волнообразной поверхностью фасадов. Поверхность стен церкви Сан-Карло заполнена глубокими нишами со статуями. Рядом- небольшой дворик для будничной жизни и сад. Монастырский же двор оформлен с нарочитой театральностью и пышностью.

Кроме Рима великолепные произведения барокко были созданы в Венеции. Лучшей работой Бальдассаре Лонгена стала церковь Саньа-Мария делла Салюте - центрическая восьмигранная постройка с куполом, барабан которого поддерживают мощные волюты.

Загородные виллы эпохи барокко отличаются осевым построением композиции с регулярными парками, беседками, фонтанами, водопадами и множеством широких лестниц, осуществляющих связь архитектуры и природы. Наиболее интересны: вилла Альдобрандини во Фраскати и вилла Д'Эстэ в Тиволи.

ОСОБЕННОСТИ БАРОККО В ИТАЛИИ

  1. Стремление к максимальной выразительности минимальными средствами;

  2. Отрицание конструктивной логики ордера и применение его только как декоративно-пластической формы наряду со скульптурой;

  3. Привлечение пейзажа в качестве основного композиционного приема для создания городского ансамбля;

  4. Фасады и интерьеры отличаются исключительной роскошью и пластикой, хотя в рядовых и официальных сооружениях преобладает сухость и строгость форм;

  5. Крупным достижением сводостроения было создание куполов из трех оболочек;

  6. К концу 17 столетия для балочных и решетчатых конструкций начинают использовать металл. Железо применяют для промышленного строительства, для приготовления стропил и балок.

© 2010-2022