• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4 (5) лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4 (5) лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Представленный урок учебного предмета «Рисунок» дополнительной образовательной  программыхудожественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «Художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), разработан для учащихся 3 класса художественного отделения. Согласно календарно-тематический плану занятий, выбранная тема урока №10 « Наброски и зарисовки фигуры человека», продолжение изучения механики движения человека и пропорций человеческой фигуры.Урок рассчитан на 2 академи...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА


Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №2»

муниципального образования города Братска










ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «Художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет),

учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие


ТЕМА: «НАБРОСКИ И ЗАРИСОВКИ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ОСНОВНАЯ АНАТОМИЯ»

Преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ №2» МО г. Братска

Марина Михайловна Пожарская
























Братск 2014


Пояснительная записка



Представленный урок учебного предмета «Рисунок» дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «Художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), разработан для учащихся 3 класса художественного отделения. Согласно календарно-тематический плану занятий, выбранная тема урока №10 « Наброски и зарисовки фигуры человека», продолжение изучения механики движения человека и пропорций человеческой фигуры. Урок рассчитан на 2 академических часа из 6-ти по тематическому плану занятий. Основными задачами урока являются отход от традиционного академического преподавания художественных дисциплин и формирование у учащихся самостоятельных альтернативных решений.

Главное условие успешного проведения урока - это побуждение к художественному самовыражению и активное проявление индивидуальной творческой инициативы. В основу проведения урока положена технология конкурса - создание ситуации творческого соревнования - (в данном случае) выполнение работ для выставки. Перспектива участия в выставке и возможность успеха вносят определённую организованность и ответственность в процесс обучения.

Методическая разработка содержит развёрнутый сценарий урока с указанием целей и задач, а также предполагаемого результата. Этапы работы показывают логический ход занятия и взаимодействие преподавателя с учащимися. В приложении содержится (опорные термины, карточки-задания). Презентация зрительного ряда выполнена в MS Power Point.

Универсальность данной разработки заключается в её эффективном использовании на занятиях дополнительного образования, с целью расширения практики зарисовок фигуры человека, а также для синтезирования знаний с учебным предметом станковой композицией.

Открытый урок опирается на объём знаний пройденного материала, а так же параллельно, преследует цель, первичного закрепления нового учебного материала, теоретических и практических возможностей в рисунке, т. е. освоения художественных навыков учащихся по данному учебному предмету.









Открытый урок по «Рисунок» в 1 классе I полугодие

преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ №2» МО г. Братска

Марина Михайловна Пожарская


Дата и время проведения урока: 12.10.2014, 1500 - 1635.

Раздел учебного предмета: Наброски и зарисовки фигуры человека

Тема урока: «Наброски и зарисовки фигуры человека. Основная анатомия»

Номер урока: 10.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Цель урока: содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях

Задачи урока:

Обучающие:

Знать:

- свойства и специфику графического рисунка, её возможности и эстетические качества;

- художественные и эстетические свойства графических материалов;

Уметь:

- видеть и передавать пропорции фигуры человека;

Развивающие:

- развитие художественных способностей;

- развитие элементов творческой деятельности;

- развитие интереса к знаниям основ поверхностной анатомии человека;

Воспитательные:

- воспитание «творческой смелости» и уверенности в своих силах;

- воспитание потребности в творческом самовыражении;

- воспитание эстетических представлений и художественного вкуса;

Предполагаемый результат:

- развитие практических навыков в работе над набросками;

- формирование реальных представлений о своих художественных способностях.

Используемые технологии:

- личностно-ориентированные технологии.

Длительность урока: 45 мин. + 45 мин. с переменой

Оснащение урока:

- метаплан;

- 2 листа формата А3;

- скотч, зажимы;

- планшеты;

- компьютерная презентация (видеопроектор);

- ноутбук;

- художественные инструменты и материалы: карандаши различной твердости HB,B,2-6B, уголь, ластик;

- мольберты;

- анатомические таблицы;

- муляж скелета человека;

- анатомические зарисовки художников графиков;

- работы учащихся.

Интеграция:

- композиция станковая.

План урока:

Наименование этапа урока

Время в минутах на каждый этап урока

1.

Организационный момент.

2 мин.

2.

Постановка цели и задач урока.

Знакомство с предпрофессиональной ситуацией.

5 мин.

3.

Актуализация знаний. Работа с теоретической информацией.

15 мин.

4.

Первичное усвоение новых знаний. Выполнение практической работы

55 мин.

5.

Первичная проверка понимания.

Выставка.


3 мин.

6.

Первичное закрепление.

Оценивание.


3 мин.

7.

Информация о домашнем задании, инструктаж

по его выполнению

2 мин.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия) 5 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент

Предварительная организация класса (проверка отсутствующих,
внешнего состояния помещения, рабочих мест, организация внимания);

2. Постановка цели и задач урока. Знакомство с предпрофессиональной ситуацией.

Вступление

Приветствие аудитории

Знакомство с предпрофессиональной ситуацией:

Преподаватель:

Равновесие тела в пространстве

- Хочу внести некоторое дополнение в раздел пластической анатомии.
Равновесие тела в пространстве большинство интуитивно может прочувствовать. Поэтому ошибка неправильного равновесия редко встречается. Однако, начинающие художники допускают эту ошибку.
Равновесие тела включает в себя много моментов. Легче всего определить точку равновесия, если провести прямую от начала шеи перпендикулярно к земле. Обычно при равновесии точка на земле будет где-то на прямой между ступнями ног.

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Человек может делать упор на какие-нибудь объекты. Например, поставить ногу на подставку или упереть руки в стену. Тогда точку равновесия нужно искать между "упорным" объектом и ногами (ногой).
(рисунок позже)
При беге человек как бы падает постоянно вперед и успевает подставить ногу в будущую точку падения, поэтому точка равновесия будет смещена по ходу движения.
План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Для примера привожу несколько рисунков. (Качество прошу игнорировать, я хотел показать только суть, а не шикарные работы)

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Нужно учитывать, что человек может держать что-то тяжелое. Тогда нужно проводить перпендикуляр не от начала шеи. Соединяем начало шеи и тяжелый объект прямой. В зависимости от тяжести, точку смещаем по проведенной прямой ближе к объекту. И только потом проводим перпендикуляр к земле из новой точки.

2. Знакомство с темой и целью урока.

Пластическая анатомия человека. Сравнительный анализ пропорций тела.
Этот сравнительный анализ пропорций человеческого тела рассчитан на т.н. классические пропорции взрослого человека.
Как известно человек может расти примерно до 25 лет, но его пропорциональное строение складывается от полового созревания до совершеннолетия.
Классические пропорции в современном понимании складывались веками. Каноны строения тела, например, в Древненго Египта и Древней Греции
были совершенно разными.
Мы с вами рассмотрим соотношения пропорций тела, которые работают практически у любого современного человека.

1. Рост человека.
- В полный рост человека укладывается 7-8 его голов (включая и саму голову), голова от линии подбородка до верхней точки черепа.
План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

- Также рост человека можно измерить кистями рук: полный рост = 10 кистей рук. Кисть измеряем от впадины между двумя холмами в основании ладони до кончика среднего пальца.
План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

2. Голова и лицо.
- Высота головы от линии подбородка до верхней точки черепа равна расстоянию от линии подбородка до линии сосков груди.
План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

- Лицо человека состоит из 3-х равных частей: от линии подбородка до основания носа (по линии крыльев определяем его основание); от основания носа до линии бровей; от линии бровей до линии роста волос. Также высота лица от линии подбородка до линии роста волос = кисти руки (измеряем от лучезапястного сустава о кончика среднего пальца).
План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

- Верхняя граница уха должна быть на линии бровей, а кончик мочки - на линии основания носа или выход на центр кончика носа (зависит от длины мочки), т.е. высота уха примерно равна длине носа.
План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

- Расстояние между внутренними углами глаз = длине одного глаза. Также длине глаза = ширина носа (от одного кончика крыла до другого).
План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

- Уголки рта по классическим пропорциям должны быть под центрами зрачков, при условии, что человек смотрит прямо перед собой.
- Линия по выступающим частям скул чаще всего делит лицо (от линии подбородка до линии волос) на две равные половины.
План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

- Длина шеи равна высоте части лица от линии подбородка до линии бровей.

3. Торс и руки.
- Торс тоже делится на 3 примерно равные части: от линии плеч до нижней линии груди; от этой линии до пупка: от пупка до нижней линии половых органов. Эта же линия зрительно делит весь рост человека пополам, со спины это будет нижняя линия ягодиц.
План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

- Расстояние от основая шеи до нижней линии груди равно расстоянию от этой линии до талии.
План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

- У прямостоящего человека локтевой сгиб будет находится на уровне талии.
- Если человек стоя опирается на одну ногу, то плечо со стороны опорной ноги будет всегда ниже другого.
- Измерим окружность кисти руки чуть выше лучезапястного сустава. Умножим эту цифру на 2, мы получим окружность шеи, а, умножив на 4 - окружность талии.
План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

- Выпрямленная вдоль тела рука кончиком среднего пальца должна доходить до 2/3 бедра.
План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

- Про то, что силуэт женского торса напоминает песочные часы (фронтально ширина плечевого пояса = ширине бедер, талия немного уже), а мужской торс напоминает треугольник основанием вниз, знают все.

4. Ноги.
- Как известно, есть люди коротконогие, есть с нормальными ногами, ну а есть с длинными. Оказывается это можно просчитать математически. Находим сбоку ноги головку бедренной кости, она хорошо прощупывается в тазобедренном суставе. От ямки сверху головки мерим расстояние вверх до макушки, и вниз до пола. Если эти расстояния равны или нижнее больше верхнего в пределах 6см, то, увы - ноги короткие. Если это расстояние больше верхнего на 6-10см, то ноги нормальной длины по отношению к телу. Если расстояние больше сверх 10см, то ноги длинные!
План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

- А знаете как можно померить обувь не снимая при этом своих ботинок? Очень просто: длина вашей стопы равна предплечью от локтевого сгиба до лучезапястного сустава.
План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

- И, конечно, надо разобраться с выпирающими косточками на щиколотке. С внутренней стороны косточка всегда округлая и расположена выше, чем более острая внешняя.

Всегда надо учитывать, что каждый человек индивидуален, и этот урок не является шаблоном по рисованию, он лишь указывает на соотношения пропорций. Законы этих пропорциональных сравнений работают как на мужской, так и на женской фигуре. Иногда они кажутся невероятными, но проверьте их сами.


ключевые слова: пропорции мужского тела, пропорции тела, пропорция тела, пропорции человеческого тела, лицо, пропорции между ростом и длиной рук человека, пропорции частей женского тела анатомия, пропорции длины стопы к длине локтевой кости, пропорции тела для нормального человека, классические пропорции
3.Знакомство с приемами выполнения зарисовок фигуры человека в разных позах.

Этот метод всего лишь инструмент, помогающий Вам нарисовать фигуру человека. Этот способ не претендует на звание самого лучшего и самого быстрого. Цель этого способа рисования определить форму человека в трехмерном пространстве.
Классическая мультипликация (а компания Диснея в особенности) использует подобный способ разработки героев.
Использование этого метода поможет Вам оформить ваши идеи на бумаге.

Поза
Основная анатомия
Фигурки из палочек…

Рисование фигурок из палочек может оказаться простым, не надо недооценивать возможности таких фигурок и возможности их использования на начальном этапе.
Прежде всего, они представляют очень важный элемент любого предмета, который Вы рисуете: пропорции размеров. Все знают, что размеры определяют почти все в рисунке. Слишком короткая нога или слишком большой нос может разрушить впечатление от любого, даже самого хорошего рисунка.
Давайте посмотрим на фигурки из палочек. У них есть различия в деталях, но суть у всех одинакова. Мы рассмотрим детали позже. Сначала рассмотрим пропорции стоящей фигурки.

Фигурка из палочек 1. Это - основная фигура. Вы видите голову, туловище, руки и ноги Вы не можете с ней ничего особого сделать, кроме как попрактиковаться с пропорциями частей фигурки.

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Фигурка из палочек 2.
С этим человечком Вы можете поэкспериментировать, определяя пропорции рук и ног.

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Фигурка из палочек 3. Добавлена ширина плеч и таза. Далее мы увидим необходимость этих составляющих фигурки.

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема
4.Самостоятельная работа.
Задание.
Попытайтесь нарисовать такие фигурки и определить их пропорции. Это самый быстрый и легкий способ потренироваться в определении пропорций.
Использование фигурок из палочек - также очень быстрый способ определить, насколько большими Вы сможете нарисовать людей на бумаге. Вам не придется испытать страх не вписаться в рамки листа, так как Вы четко видите где заканчиваются ноги или руки и т.д.

Язык тела
Снова фигурки из палочек.

Теперь, когда Вы знаете насколько важно определить пропорции, мы переходим к созданию поз, используя те же самые фигурки. Проще сказать: определиться с тем, что Ваш герой делает?
Играя с человечками, Вы можете поэкспериментировать с позами прежде, чем начнете прорисовывать нужную позу для рисунка. Да…, непритязательный человечек поможет спланировать Ваш шедевр.

Человечки в движении.
Вот несколько примеров использования фигурок для определения позы.

Бросок копья.

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Я думаю, что этот танцует...

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Этот бежит…
Вы видите некоторый сдвиг в положении таза и плеч, потому что мы смотрим на него со стороны.

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Гладиатор
Снова некоторое сокращение размеров (рука с мечом). Обратите внимание на поворот туловища: очень естественное положение, особенно при повороте в стремлении что-либо увидеть.

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Печаль или поиск контактных линз...
План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Бездельник
Другой пример искривления туловища. Плечи и бедра направлены под углом.

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Одновременно невозможное или крайне неудобное положение.
Во всяком случае, оно выглядит глупым

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема
4.Самостоятельная работа.

Задание.
Попробуйте нарисовать человечка в движении. Обратите особое внимание на пропорции. Вы получите некоторое понимание динамики и движения тела.

Баланс

Когда Вы определяете позу, Вам следует обращать внимание на центр тяжести. Он располагается в нижней части живота человека, немного выше промежности. Вес ног составляет почти половину Вашего полного веса.
Положение центра тяжести по отношению к «точкам покоя» тела говорит о балансе тела. Следующие примеры демонстрируют это.

Красный круг - центр тяжести
Красная стрелка - направление гравитации
Зеленая стрелка - точки покоя

Стандартная походка
Как Вы можете видеть, центр тяжести лежит между двумя точками покоя. Это сбалансированная поза.

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Падение
Здесь центр тяжести находится рядом с точками покоя. Это - дисбаланс, заставляющий тело двигаться боком влево.

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема


Балансирование
Это возможно, потому что тело расположено довольно симметрично.

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Сравните со следующим...
Здесь тело наклоняется направо, вызывая дисбаланс. Вы заметите, что центр тяжести перемещается немного вправо.

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Беги, фигурка беги!
Во время бега центр тяжести находится перед точкой покоя. Как Вы можете видеть это неуравновешенная поза, заканчивающаяся падающим движением фигуры. Она, конечно, не упадет, потому что бежит и переместит одну ногу перед другой, предотвращая фигурку от удара о землю.

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Наклон
Фигурка находится в покое, потому что центр тяжести находится между двумя точками покоя: одной ногой и плечом. Вторая нога перекрещена с первой и не влияет на устойчивость.

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Приседающий тигр, крадущийся дракон
… а мне кажется, что это высокий пинок. Поскольку центр тяжести смещен вправо от точки покоя, тело «будет падать» вправо, придавая телу импульс пинка вправо. Кстати, это неправильный способ пинания, как говорят.

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Конечно, Вы не обязаны делать позу сбалансированной. Неуравновешенная поза передает динамику, действие и движение, в то время как сбалансированная поза передает спокойный рисунок.
Все вышеупомянутое это всего лишь аспект того, что Вы должны принять во внимание, когда продумываете позу. Это придаст Вашему рисунку очень естественный вид.

Движение и действие
Тело - податливая и подвижная система, находящаяся под влиянием центра тяжести. Оно не имеет никакого естественного твердого положения.

Первая картинка показывает человечка при хотьбе. Заметьте, как двигаются из-за силы тяжести тазовые соединения. Движение плеч обычно происходит в обратную сторону от движения тазовых соединений.

Второе изображение показывает лежащего (вид сбоку) человека, опирающегося на одну руку. Это заставляет остальную часть тела висеть на свободном плече. Также, так как позвоночник обладает некоторой гибкостью, он может быть немного согнут.

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Построение
Чтобы нарисовать тело человека, Вам следует, по меньшей мере, знать, как оно составлено.

Скелет

В основании тела, конечно, лежит скелет. В системе фигурок из палочек мы уже видели кое-что из этого. Теперь мы рассмотрим детали. Человеческое тело состоит из следующих частей:

голова (черный)
ребра (синий)
позвоночник (синий)
таз (синий)
соединения (красные)
руки (зеленые)
ладони (зеленые)
ноги (зеленые)
ступни (зеленые)

Вид спереди

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Вид сбоку

Обратите внимание на позвоночник (руки не учтены, так как внимание сосредоточено на позвоночнике).

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Мы можем использовать упрощенную форму скелета, когда мы хотим нарисовать фигуру человека:

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Теперь у Вас появилось больше представления о фигуре.

Построение тела

Вооружившись знаниями об особенностях строения скелета, мы теперь сможем продолжить работу по прикреплению «внешнего материала»: мускулов или жира. Чтобы представить эти части, мы будем использовать эллипсы, цилиндры и другие формы.
Вы выбираете ту форму, которая наиболее похожа на часть, которую Вы хотите нарисовать.

Разве мы теперь не можем продолжать рисовать реальное тело?Конечно, можем. Но, все-таки, лучше воспользоваться фигурками из палочек, чтобы на начальном этапе не отвлекаться на посторонние детали, сосредоточиться на правильных пропорциях, балансе и позе.

Объемное представление частей тела.
Красные линии - линии соединения.

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Практическая прорисовка фигур

Вы можете теперь использовать этот метод для полного описания позы и объема тела в любой позе. Посмотрите на примеры.

Левый - это фигурка из палочек.
Правый - объемная прорисовка фигур.

Обратите внимание, что Вы не нужно рисовать цилиндры подобно реальным цилиндрам.

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Эти эскизы напоминают деревянные марионетки, сделанные от цилиндров и эллипсов.
Если у Вас есть такая марионетка, используйте ее для создания реалистичных поз с большим количеством деталей.

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Вариации

Конечно, Вы не должны соблюсти все стандартные человеческого тела. Вы можете преувеличить его объемы, если Вам это необходимо.

1. Люди
Люди бывают разными. На рисунках вы видите:
• мускулистого мужчину
• обычную женщину
• упитанного мужчину
• ребенка

Примечание: что я использовал «единое» (скелет + мускулы) туловище.

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

5. Первичная проверка понимания.

Чтобы овладеть изобразительной грамотой, приобрести опыт и знания, необходимые для всей последующей творческой работы, будущий художник, помимо склонности и любви к занятиям искусством, должен воспитывать в себе такие качества, как настойчивость, трудолюбие и умение систематически работать. Необходимо постоянно обращаться к живописно-графическому наследию великих мастеров искусства, анализирую всякий раз, как и какими средствами решил художник ту или иную изобразительную задачу. Начинающему художнику не следует увлекаться копированием готовых рисунков, так как это приносит мало пользы, ибо условия восприятия и перевода реальной трехмерной формы на плоский лист бумаги иные, чем при восприятии и переводе готового плоского изображения.

Основные ошибки, обычно встречающиеся в рисунках начинающих художников:

  1. неправильное композиционное решение листа (неудачное расположение рисунка на листе бумаги или несоответствие величин изображения и листа);

  2. рассматривание (изучение) модели по частям, вне связи с целым;

  3. непоследовательность в работе: рисунок начинается не с общего построения, а с прорисовывания деталей, которые оказываются недостаточно собранными в единую форму;

  4. неумение увидеть в натуре и передать в рисунке размерные соотношения как частей, так и модели в целом;

  5. незнание элементарных законов перспективы или неумение практически их применять.

Выставка

- Итак, ваши работы завершены. Но окончательный свой вид они приобретут тогда, когда получат достойное обрамление. К вашим услугам есть багетная мастерская. (На одном из столов организована стилизованная багетная мастерская: заранее заготовленные рамки из цветной бумаги) (Учащиеся подходят к месту с рамками и выбирают образцы. Оформляют работы, закрепляя их на планшете. Преподаватель консультирует)

- Предлагаю вам встать и посмотреть работы друг друга. У нас появился импровизированный вернисаж. Теперь давайте обсудим наши впечатления по поводу вернисажа. Чьи работы Вам понравились больше всего? Чьи работы требуют, на Ваш взгляд, доработки?

6. Первичное закрепление. Оценивание

Преподаватель оценивает с позиции эксперта каждую работу, отмечая её достоинства.

Учащиеся оценивают свою работу, отмечая минусы или проблемные стороны, а также дают советы и рекомендации друг другу.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж

по его выполнению

Преподаватель:

Нарисовать 5(6) набросков человечка в движении. Обратите особое внимание на пропорции. Вы получите некоторое понимание динамики и движения тела. Учащиеся записывают полученное задание.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Преподаватель:

- С какими трудностями вы столкнулись?

- Какой этап был самым трудным? (Начало работы, определить степень завершённости)

- Какой этап был самым интересным? (Деталировка, оформление работы, просмотр работ и сравнение себя с другими)

- Какие перспективы обозначились у каждого по этому виду графической деятельности?

( Есть желание ещё повторить эту работу, выполнить другую)



Преподаватель: СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!




ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство

Академии художеств СССР, 1963

2. Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961

3. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.:

Эксмо, 2010

4. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб.

пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз.

искусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,

2006

5. Медведев Л. Формирование графического художественного образа на

занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож. - граф. фак. пед.

ин-тов. - М.: Просвещение, 1986

6. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/

авт.-сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2010

7. Соловьёва Б. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989

8. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России

первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002

9. Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение

пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников:

пер. с англ. О. Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006





ПРИЛОЖЕНИЕ:

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Фигурка из палочек 1.

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Фигурка из палочек 2.

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Фигурка из палочек 3.












Бросок копья.

План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема












План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема










Фигурка в танце





План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема


Фигурка бежит




План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие темаГладиатор











План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие темаПечаль





План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема

Бездельник …?



План-конспект открытого урока дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности по видам изобразительного искусства «художественное отделение» (срок обучения 4(5)лет), учебного предмета «Рисунок», 3 класс, I полугодие тема




Задание.

Попробуйте нарисовать человечка в движении. Обратите особое внимание на пропорции. Вы получите некоторое понимание динамики и движения тела.


© 2010-2022