Урок МХК на тему Европейская музыкальная культура

Рaздел II   МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО   Тема 1. ЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА                                                     УРОК №10 Тема: Вена – центр европейской музыкальной культуры (В.А. Моцарт и  др.). Выдающиеся композиторы-романтики (Ф. Шопен, Ф. Лист и др.). Французские шансонье. Тип: комбинированый. Цель: Ознакомить учеников с творчеством композиторов венской школы, композиторов-романтиков, французских шансонье, научить охарактеризовывать  творческое наследие европейских композитор...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рaздел II МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Тема 1. ЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

УРОК №10

Тема: Вена - центр европейской музыкальной культуры (В.А. Моцарт и др.). Выдающиеся композиторы-романтики (Ф. Шопен, Ф. Лист и др.). Французские шансонье.

Тип: комбинированый.

Цель: Ознакомить учеников с творчеством композиторов венской школы, композиторов-романтиков, французских шансонье, научить охарактеризовывать творческое наследие европейских композиторов, классифицировать основные жанры музыки, анализировать музыкальное творчество, оценить вклад мастеров в мировое музыкальное наследие; развивать умение анализировать произведения музыкального искусства, выделить главное, обосновать свою точку зрения, формировать познавательную активность; воспитывать уважение к мировому музыкальному наследию, увлеченность произведениями мастеров искусств.

Жанр (форма): устный журнал

Оборудование: Видео ряд: портреты композиторов (В.А. Моцарта, Ф.Шопена, Ф.Листа, Й. Штрауса) и исполнителей (Е. Пиаф, Ш. Азнавура, Джо Дассена, П. Каас); раздаточный материал («План анализа музыкального произведения», один на парту) Музыкальный ряд: Фрагменты музыкальных призведений композиров В.А Моцарт («Dies irae», вальсы Й. Штрауса и др.), исполнителей (Е. Пиаф «Sous Le Ciel De Paris»; Джо Дассен «A New York»; Ш. Азнавур «La Boheme», «Маma»; П. Каас «Mademiselle chante le blues» и др.).

Художественное название урока: Искусством зажигать сердца!

Эпиграф: «Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы у него научаемся, а в том, какими мы благодаря ему становимся.»

О.Уайльд, английский

писатель и драматург

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Презентация странички «Парковая культура Запада и Востока» альбома «Культурное наследие народов мира» (2-4 ученика).

III. Актуализация опорных знаний.

Опрос.

- Какие художественно-стилевые направления музыкального искусства вам известны?

- Какое направление было ведущим в европейском музыкальном искусстве конце XVII - начале XIX?

- Что является характерным для музыки эпохи классицизма?

- Что стало основанием для возникновения романтизма в музыкальном искусстве?

IV. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по странам Европы. Мы посетим Вену - центр европейской музыкальной культуры, Германию, Австрию, Венгрию, Францию, познакомимся с творчеством композиторов венской школы, композиторов-романтиков, историей возникновения и развития шансона во Франции. В ходе нашего урока попытаемся создать портреты выдающихся личностей венского классицизма, композиторов-романтиков, французских шансонье.


V. Изложение нового учебного материала.

Рассказ учителя.

Я предлагаю вам продолжить наше путешествие с помощью устного журнала «Наследие европейской музыкальной культуры», проследив историю развития художественных направлений в европейской музыкальной культуре. На страницах журнала мы найдем интересующую нас информацию и первая страница нашего журнала посвящена художественному направлению европейской музыкальной культуры второй половине XVIII начало XIX веков -венскому классицизму.

Вершиной развития музыкального классицизма стало творчество Иосифа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена, которые работали в основном в Вене, ставшей одной из музыкальных центров Европы. Композиторы создали направление в музыкальной культуре второй половины XVIII - начале XIX в. - венскую классическую школу.

Трех великих композиторов венской школы объединяют виртуозное владение разнообразными стилями музыки и приемами композиции: от народных песен до полифонии эпохи барокко. Венские классики создали тот высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму.

Основной особенностью данного направления является применение трех приемов: обязательного аккомпанемента, наличия сквозных тем и работы над темой и формой.

Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы.

В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловившее симфонизм многих сочинений. Симфонизмом, в широком смысле, связан рассвет ведущих инструментальных жанров эпохи - симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля, окончательного формирования 4-часного сонатно-симфонического цикла.

Важную роль в становлении венской школы сыграл музыкальный быт Вены - крупнейший в то время музыкальный центр Европы, а также музыкальный фольклор многонациональной Австрии. Подъем венских классиков взаимосвязан с общим развитием австро-немецкой культуры, с эпохой Просвещения перед Великой французской революцией. Творческие идеи венских классиков отображают философские взгляды Г. Е. Лессинга, И. Г. Гердера, И. В. Гете, Ф. Шиллера, И. Канта, Г. Гегеля, некоторые принципы французских энциклопедистов.

Венский классицизм - художественное направление европейской музыкальной культуры II половины ХVIII - начало XIX вв. Рассвет венского классицизма пришелся на 1780-1810 года.

Искусство венских классиков наполнено оптимизмом, верой в победу добра и справедливости. Композиторы венской школы ввели очень стройную и логическую систему правил построения произведения. Благодаря такой системе, самые сложные ощущения внедряли в ясную и совершенную форму. Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная венской школой, сохраняет свое значение и сейчас.

Вторая страница нашего устного журнала посвящена композиторам венской школы

2.Выступления учащихся с сообщениями, подготовленных в группах.

(Демонстрация портретов композиторов, о которых говорится в выступлениях учащихся.)

Группа 1 «Представители венской школы»

Жизненный и творческий путь В. А. Моцарта.

ВУрок МХК на тему Европейская музыкальная культураольфганг Амадей Моцарт (нем. Wolfgang Amadeus Mozart, 1756-1791) - австрийский композитор, представитель венского классицизма, которого считают одним из гениальных музыкантов в истории человечества.

Вольфганг Амадей МоцартВ музыке Моцарта органично переплетаются художественный опыт разных эпох, национальных школ, традиций народного искусства. Композитор ориентировался на созданную эпохой систему типичных музыкальных образов, жанров, выразительных средств, одновременно переосмысливая их.

Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластичностью, богатством мелодий, взаимопроникновением вокальных и инструментальных начал. Моцарт внес огромный вклад в развитие сонатной формы и сонатно-симфонического цикла. Композитору присуще обостренное чувство тонально-гармонической семантики, выразительных возможностей гармонии (использование минора, прерванных оборотов и т.д.). Фактура произведений Моцарта характеризуется разнообразным сочетанием гомофонно-гармонического и полифонического состава, форм и синтеза. В отрасли инструментовки классическая уравновешенность составов дополняется поисками разных тембровых комбинаций, персонифицированной трактовкой тембров.

Основная сфера творчества Моцарта - музыкальный театр. Его творчество создало целую эпоху в развитии оперы. Моцарт овладел практически всеми современными оперными жанрами. Моцарт создал свой тип героической драмы в «Идоменее». На базе оперы-буффа прибегнул к реалистической музыкальной комедии характеров. Зингшпиль (разновидность комической оперы) Моцарт превратил в философскую сказку - притчу, наполненную просветительских идей («Волшебная флейта). Многоплановостью контрастов, необычным синтезом оперно-жанровых форм отличается драматургия оперы «Дон Жуан».

Ведущие жанры инструментальной музыки Моцарта - симфония, камерные ансамбли, концерты. Симфония Моцарта - важный этап в истории мирового симфонизма.

В клавирной музыке Моцарта отображены черты нового исполнительского стиля, связанного с переходом от клавесина до фортепиано.

Моцарту принадлежит значительное количество произведений, других жанров, в частности песен, арий, бытовой музыки для оркестров и ансамблей. Из поздних образцов самым известным является «Маленькая ночная серенада». (1787) Хоровая музыка Моцарта содержит мессы, литании, вечерние, кантаты, оратории и т.д.; из числа выдающихся произведений - «Ave verum corpus» («Радуйся, истинное Тело»), «Реквием», «Dies irae» («День гнева»).

Творческое наследие Моцарта составляет около 600 произведений разных жанров: больше чем 40 симфоний, около 20 опер, большое количество инструментальных концертов (в частности, 27 фортепианных), 13 струнных квартетов, 35 сонат для скрипки, «Реквием» и много других инструментальных и хоровых произведений. Создана под большим влиянием Й. Гайдна, музыка Моцарта стала вершиной классической эпохи по чистоте мелодии и формы.

(Слушание музыки - фрагмента «Dies irае» («День гнева») В. А. Моцарта. Анализ произведения по предложенному плану.)



3. Рассказ учителя.

Третья страница нашего журнала посвящена композиторам-романтикам.

НУрок МХК на тему Европейская музыкальная культураа рубеже XVIII-XIX ст. в европейском искусстве сформировалось повое направление - романтизм. В отличие от представителей классицизма, которых прежде всего интересовали высокие общественные идеалы, романтики обратились к внутреннему миру человека.

П

Франц Шубертереходным этапом от классицистической к романтической музыке считают творчество австрийского композитора Франца Шуберта (нем. Franz Peter Schubert; 1797-1828). За свою короткую жизнь Ф. Шуберт создал более тысячи фортепианных и оркестровых произведений. Но при жизни композитор получил признание только как автор песен, а его симфонии, сонаты, фортепианные миниатюры на длительное время забыли.

Инструментальная музыка Ф. Шуберта связана с традициями венской классической школы. Особенно популярны Восьмая и Девятая симфонии композитора. Песенное дарование Ф. Шуберта отразилось во всех сферах его творчества, а также в фортепианной музыке. Значительную часть его наследия составляют небольшие музыкальные пьесы (миниатюры). Музыку Франца Шуберта слушатели любят за простоту, искренность, эмоциональность.

В музыке особенности романтизма проявились очень ярко. Изменение художественного мышления способствовало изменению системы музыкальных жанров. В отличие от композиторов-классицистов (которые отдавали предпочтение таким жанрам, как симфония, соната, опера, инструментальный концерт), композиторы-романтики разработали лирическую миниатюру, с помощью которой выражали сокровенные чувства и движения. души. Получили развитие песня и романс, особое место в музыке заняла любовная лирика.

Важным средством создания музыкального образа стала словесная программа, раскрывающая содержание произведения. Это понятие толковали очень широко. Программой могло служить название произведения, которое указывало на определенное состояние природы или души человека. Иногда музыкой иллюстрировали произведение литературы или живописи, иногда композитор сам сочинял сюжет для инструментальной музыки (например, для симфонии) и выражал его в специальном пояснении к партитуре. Таким образом реализовывали популярную в романтизме идею синтеза искусств - литературы, живописи и музыки.

Представителям романтизма свойственно внимание к фольклору. Композиторы использовали интонации, ритмы, мотивы народных песен и танцев. В романтической музыке нередко встречаются фантастические, сказочные образы. Особое место в ней занимают картины природы - как отражение внутреннего мира человека.

Романтизм - направление в европейском искусстве конца XVIII - начала XIX в., возникший в атмосфере разочарований, сомнений и безнадежности, которые господствовали в обществе, того времени вследствие отрыва мечты от реальности. Композиторы-романтики сосредоточили внимание на богатом и сложном внутреннем мире человека. В своем творчестве они отдают предпочтение жанру миниатюры - как вокальному, так и инструментальному. Представителями романтизма были, в частности: Ф, Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист, Э. Григ, К. Вебер, Дж. Россини, Ф. Шопен, Р. Вагнер, М. Глинка, Ф. Мендельсон, И. Брамс, А. Бородин, Ж. Бизе, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский.

4. Выступления учащихся с сообщениями, подготовленных в группах.

Группа 2. « Композиторы-романтики»

Жизненный и творческий путь Ф. Шопена.

Урок МХК на тему Европейская музыкальная культура Фридерик Франсуа Шопен (польск. Fryderyk [Franciszek] Chopin, иногда Szopen; 22.02.1810 - 17.10.1849) - выдающийся польский композитор и пианист, родился в с. Желязова Воля под Варшавой, с 1831 года Шопен покидает Польшу и поселяется в Париже, где начинает работать над своими первыми скерцо, этюдами и балладами.

Н

Фридерик Шопеначало и середина 1830-х годов в Париже были плодотворным периодом в жизни художника, ведь он завершил свои самые известные работы и регулярно давал концерты, которые имели бешеный успех. Зимой 1838-1839 года здоровье композитора значительно ухудшилось, 17 октября 1849 Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади. По его желанию на отпевании в церкви Св. Мадлены прозвучали фрагменты «Реквиема» Моцарта. Шопен похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез, а сердце художника, согласно его завещанию, было перевезено на родину и покоится в костеле Святого Креста в Варшаве.

Шопен одним из первых обогатил западную музыку славянскими интонациями и новыми ритмическими рисунками. Он создал цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Цикл построен по принципам «от мала до велика»: первые прелюдии - лаконичные виньетки, последние - настоящие драмы, диапазон настроений - от полной безмятежности до порывов ярости.

Особый вклад в музыкальное искусство Шопен привнес своими оригинальными вальсами, мазурками и полонезами - жанрами, в которых воспроизведены славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, типичный для польского фольклора.

Пьесы Шопена малых форм можно условно разделить на две группы - в основном «европейские» (по мелодии, гармонии, ритму) и отчетливо «польские» (по колориту). К первой группе относится большинство этюдов, прелюдий, скерцо, ноктюрнов, баллад, экспромтов, рондо и вальсов. Специфически польскими являются мазурки и полонезы.

Ему принадлежат более 12 ноктюрнов - прекрасных, мечтательных, поэтичных, глубоко лирических откровений, Шопен - автор нескольких баллад (это единственный у него жанр программного характера). В его творчестве представлены также экспромты, особенно популярны его вальсы.

КУрок МХК на тему Европейская музыкальная культура творчеству Шопена относятся также произведения для фортепиано с оркестром и немногочисленные камерные пьесы (в частности, полонез ми-бемоль мажор, два концерта (ми-минор и фа-минор), фантазия на польскую тему, рондо-краковяк).

(Слушание музыки - фрагмента сонаты си-минор («шопеновской») Ф. Шопена. Анализ произведения по предложенному плану).

Жизненный и творческий путь Ф. Листа.

Ф

Франц Листранц Лист (Втор. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt; 22.10.1811-31.07.1886) - венгерский композитор, пианист, педагог, дирижер, родился в селе Доборьян вблизи города Шопрон в Венгрии. Участие отца в музыкальном формировании сына было случайным: Адам Лист рано начал учить сына музыке, сам давал ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист - игре на органе. С 1821 года Лист играл в Вене мастерство игры на фортепиано у Карла Черни, который согласился учить мальчика бесплатно. Теории Листа учил Антонио Сальери.

В 1823 г. Лист едет в Париж. Его целью была Парижская консерватория, но Листа туда не приняли, так как принимали только французов. На протяжении 1835-1848 годов продолжается период жизни музыканта, за которым закрепилось название «годы странствий». 1837 году Лист едет в Италию, посещает Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию - центры искусства и культуры. Ференц Лист приезжал в Российскую империю трижды. Во время путешествия 1847 года он дал концерты во многих украинских городах.

Во время гастролей в Киеве, в феврале 1847 года Ференц Лист познакомился с Каролиной Витгенштейн, близкая дружба с которой продлится всею его жизнь. Именно этой женщине композитор посвятил свои симфонические поэмы. 1848году. Лист и Каролина поселяются в Веймаре.

В 1865г. композитор принимает малый постриг и звание аббата, в 1875 г. деятельность Листа сосредоточивается преимущественно в Венгрии (в Пеште). Здесь он был избран президентом вновь учрежденной Высшей школы музыки. Ф. Лист скончался 31 июля 1886 года в Байройте.

Один из величайших представителей музыкального романтизма, основатель венгерской композиторской школы, Ф. Лист был знаменитым исполнителем, известным в Европе, благодаря своему феноменальному пианизму и непревзойденному умению организовывать зрелищные концертные программы.

Фортепианный стиль Ф. Листа открыл новую эру в истории фортепианного искусства. Использование инструмента во всей его регистровой полноте, многокрасочности и динамичности придавало универсальных возможностей для воспроизведения оркестровых звучаний демократизации фортепианного исполнительства - выведение его из сферы камерности и салона в большой концертный зал. Из популярных произведений Листа - ноктюрны, 19 «Венгерских рапсодий», цикл из 12 «трансцендентных этюдов» и три цикла небольших пьес, названные «Годы странствий». Некоторые из «Венгерских рапсодий» (в основе которых - скорее цыганские, чем венгерские напевы) впоследствии были оркестрованы.

В последние годы жизни творчество Ф. Листа претерпело значительные изменения - он создал особый, аскетичный и лаконичный стиль, свободный от романтических преувеличений, опередив выразительные средства музыки XX века.

Деятельность Ф. Листа заняла главное место в становлении венгерской национальной композиторской школы и оказала огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры.

(Слушание музыки - фрагмента «Грез любви» Ф. Листа. Анализ произведения по предложенному плану.)

5. Слово учителя.

На протяжении многих веков пары танцевали практически на одном месте, вращаясь вокруг, держась вблизи друг друга. Впоследствии эти танцы распространились в городах (конец XVIII - начало XIX в.), где их исполняли в больших танцевальных залах.

Музыку для венского вальса писали такие известные композиторы, как И. Штраус (отец и сын), Ф. Легар, Ф. Шуберт, Ф: Шопен, Г. Берлиоз, К. Вебер и др.

Венский вальс - бальный танец, состоящий из нескольких различных по характеру частей. Название происходит от Венского конгресса, на котором этот танец был исполнен впервые.

Четвертая страница нашего журнала посвящена венскому вальсу.

6. Выступления учащихся с сообщениями, подготовленных в группах.

ЖУрок МХК на тему Европейская музыкальная культураизненный и творческий путь И. Штрауса.

И

Иоганн Штраусоганн Штраус-сын (1825-1899) - австрийский композитор, скрипач, дирижер, старший сын Иоганна Штрауса, выдающийся мастер венского вальса и венской оперетты. Написал около 500 произведений танцевальной музыки (вальсы и польки, мазурки и др.), подняв ее на высокий художественный уровень. Романтическая одухотворенность, мелодическая гибкость и красота, опора на австрийский городской фольклор, практику и по бытовому музицированию обусловили популярность вальсов Штрауса («Прощание с Петербургом», 1858 «Жизнь артиста», «На прекрасном голубом Дунае», оба - 1867: «Сказки венского леса », 1868,« Венская кровь », 1873,« Весенние голоса», 1883;« Императорский вальс », 1890) как в Австрии, так и в других странах.

Каждый вальс Штрауса - это сюита из пяти вальсов. Из множества произведений Штрауса обычно выделяют несколько истинно гениальных вальсов: «Сказки венского леса», «Жизнь артиста», «Вино, любовь и песни» (это название, которое звучит как жизненное кредо, Штраус заимствовал из стихов Мартина Лютера), «Императорский вальс» (медленное вступление к нему написано на мотив марша турецких янычар в память о победе австрийцев над турками в XVII в.), «Весенние голоса» (самый веселый свой шедевр Штраус создал, когда ему исполнилось 73 года!) и др.

Но особенно интересный из многообразия вальсов Штрауса-«Голубой Дунай»(«На прекрасном голубом Дунае»).

(Слушание музыки-фрагмента вальса «Весенние голоса», «Сказки венского леса» Й. Штрауса. Анализ произведения по плану)

7. Рассказ учителя.

Французская музыка всегда ассоциировалась с изяществом, лиричностью и поэтичностью. Французская песня завораживает, волнует слушателей. И именно такую ​​музыку, полифоническую по своему содержанию, называли в XV-XVI вв. шансоном.

Ранние шансоны развились из таких жанрах народной музыки, как баллады, рондо, а также из искусства трубадуров. Первым значительным автором шансонов был Гийом де Машо (XIV в.),

В XV-XVI вв. шансон испытал влияние нидерландской полифонической школы. Полифонические шансоны являются многообразными по тематике, им свойственно использование популярных народных или профессиональных мелодий.

Во французской песни XX в. появилось направление «реалистической песни» (chanson realiste), представителями которого являются исключительно женщины. В 1950-е годы сформировались два основных направления оригинальной франкоязычной песни, существующей до сих пор. Первый из них - жанр классического шансона, где первостепенное значение придается поэтическому компоненту песни, и автор обычно сам является исполнителем. Такой шансон связывают прежде всего с именем Эдит Пиаф, которая развивала традицию реалистической песни. Именно представителями этого поэтически-музыкального направления являются шансонье. Второе направление французской песни II половины XX в. - эстрадная песня. Представители этого направления тоже нередко пересекаются с исполнителями собственных песен, но они не являются шансонье в полном смысле этого слова.

Всемирно известными исполнителями французских эстрадных песен Ив Монтан, Мирей Матье, Джо Дассен, Далида, Патрисия Каас, Лара Фабиан, Милен Фармер.

Граница между шансоном и эстрадной песней является весьма условной. За пределами франкоязычных стран часто всех исполнителей, которые поют на французском языке, называют шансонье.

Выполняя свою песню, шансонье якобы проживает ее, наполняя красотой, мудростью, трагичностью, одиночеством, светлой печалью.

Шансон (фр. chanson - песня) - общее название разновидностей народной или эстрадной французской песни лирического содержания. Исполнителей шансона, которые зачастую являются авторами текстов и музыки, называют шансонье.

Пятая страница нашего журнала посвящена истории возникновения и развития шансона во Франции.

8. Выступления учащихся с сообщениями, подготовленных в группах.

Группа 3. «Французские шансонье».

Творчество Г. Монтегюса.

Гастон Монтегюс (фр. Montegus; настоящая фамилия Брунсвик, фр. Brunswick; 04.07.1872 - 1952) - французский шансонье, получил известность в 1890-е годы благодаря песням, которые разоблачали милитаризм, социальную несправедливость, лицемерие и беспринципность буржуазии. Сын коммунара, Монтегюс был любимцем рабочих кварталов ... Музыку к песням Монтегюса писали композиторы, связанные с рабочим движением, - Р. Шантагреле и П. Дубе («Слава 17-м полку», «Забастовка матерей» и др.)., Ж . Крие («Красный холм», «Красная Мадонна»), Сен-Жиль («Песня молодой гвардии», «Вместо самолетов»). Умер шансонье неизвестным. Однако его революционные песни о рабочей солидарности, о подвиге солдат 17-го полка является яркой страницей целого периода французского шансона.

(Слушание фрагмента песни «Слава 17-м полку» в исполнении Г. Монтегюса. Анализ произведения по предложенному плану.)

Творчество Э. Пиаф.

Эдит Пиаф (фр. Edith Piaf, настоящее имя Эдит Джовнааа Гассион, Edith Giovanna Gassion; 19.12.1915-10.10.1963) - французская певица и актриса, одна из самых известных эстрадных певиц в мире. 1935 владелец кабаре «Жернис» на Елисейских Полях Луи Лепле пригласил Эдит выступать в своей программе. Именно Лепле придумал для Эдит имя - Пиаф (на парижском сленге это означает «воробышек»). Окончательно определил дальнейший жизненный и творческий путь певицы Реймонд Ассо. Он создал «стиль Пиаф». Учитывая индивидуальность Эдит, он написал песни, которые «подходили» только ей. Именно он убедил певицу выступить в мюзик-холле. После этого выступления пресса написала об Эдит: «Вчера во Франции родилась выдающаяся певица». Эдит помогла найти свой путь к успеху многим начинающим исполнителям - Иву Монтану, Шарлю Азнавуру и др.. Послевоенное время стал для Пиаф периодом небывалого успеха. Ее с восторгом слушали жители парижских предместий и утонченные ценители искусства, рабочие и даже будущая королева Англии. 1958 Эдит начала выступать в концертном зале «Олимпия» - успех был фантастическим. Сразу после этого она отправилась в 11-месячное турне по Америке, а впоследствии ее ожидали очередные выступления в «Олимпии», турне по Франции. Такие физические, а главное, эмоциональные нагрузки не могли не сказаться на ее здоровье. 1961 года, в возрасте 46 лет Эдит Пиаф узнала, что она неизлечимо больна раком. Последнее ее выступление состоялось 18 марта с 1963 года. Зал стоя приветствовала выдающуюся певицу пятиминутными овациями.

Знаковая песня Эдит Пиаф «Non, Je Ne Regrette Rien» («Нет, я ни о чем не жалею») является почти автобиографической. Ее написал французский композитор, шансонье Шарль Дюмон. Интересно, что на протяжении нескольких лет Мипиель Уокер (автор текста) и Шарль Дюмон безуспешно пытались встретиться с Эдит Пиаф, чтобы предложить ей свои песни, и только в октябре I960 года им удалось сыграть Эдит песню «Non, Je Ne Regrette Rien». Выдающаяся певица была поражена. Через несколько дней эта песня зазвучала в ее исполнении. Еще одной знаковым песней Е. Пиаф стала «Sous Le Ciel De Paris» («Под небом Парижа») из одноименного кинофильма по оперетте И. Кальмана «Фиалка Монмартра».

(Слушание фрагмента песни «Sous Le Ciel De Paris» («Под небом Парижа») в исполнении Э. Пиаф, Анализ произведения по предложенному плану.).

Творчество Ш. Азнавура

Шарль Азнавур (фр. Charles Aznavour, нар. 1924) французский шансонье и актер армянского происхождения, настоящее имя - Шахнур Вагинак (Вахинак) Азнавурян. Часто встречается несколько измененный вариант второго имени - Варипаг. Ш. Азнавур хорошо известен как во Франции, так и далеко за ее пределами. С 05.05.2009 г, он является послом Армении в Швейцарии и постоянным представителем страны в штаб-квартире ООН.

Шарль Азнавур - автор более 1000 песен. Среди них всемирно известные - «La Boheme» («Богема»), «Мата» («Мама»), «Isabella» («Изабелла») и многие другие. Песни выдающегося шансонье исполняли такие мировые звезды, как Эдит Пиаф, Рэй Чарльз, Боб Дилан, Лайза Минелли, Хулио Иглесиас и др.. В дуэте с Шарлем Азнавуром пели Фрэнк Синатра, Селин Дион, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Патрисия Каас, Лайза Минелли, Элен Сегара и др. Ш. Азнавур сыграл в 60 фильмах и продал более 100 млн дисков. Согласно опросу журналов Time и CNN (1998), он признан лучшим эстрадным исполнителем XX в.

(Слушание фрагмента песни «La Boheme» («Богема») или («Мама») в исполнении III. Азнавура. Анализ произведения по предложенному плану.)

Творчество Джо Дассен

Джо Дассен (фр. Jое Dassin; 05.11.1938-20.08.1980) - французский певец и музыкант американского происхождения, популярный как в 1970-1980-е годы, так и сегодня. Его песни искренние и открытые, мелодичные и спокойные, как бы разговор со слушателем, - понятны и близки даже тем, кто не знает французского. Интересно, что появлением повой звезды французской эстрады мы обязаны подруге Джо (впоследствии его первой жены) Марии Массьери, которая тайком от него передала пленку с песнями в его исполнении под аккомпанемент гитары компании звукозаписи. Вскоре Джо выпустил первую пластинку, а два года спустя. - Первый альбом, «NewYork» («В Нью-Йорке»).

Джо Дассен начинал как исполнитель фольклорных песен - и французских, и американских. В конце 1960-х годов певец отказывается от фолк-репертуара в пользу более традиционной поп-эстрады. В течение последующих 10 лет он выпустил много песен, заслужили любовь публики.

Джо Дассен записывал песни на разных языках: французском, английском, немецком, испанском, итальянском и греческом. Но настоящий успех ему принесла именно французская песня, в частности «L'ete Indien» («Бабье лето»),

(Слушание фрагмента песни «A New York» («В Нью-Йорке») в исполнении Джо Дассена. Анализ произведения по предложенному плану,)

Творчество П. Каас.

Патрисия Каас (фр. Patricia Kaas; нар. 05.12.1966) - французская певица, которая очаровывает не только невероятным голосом, но и удивительной пластикой, театрализованостью песен, яркими, неповторимыми сценическими образами. В ее жизни было много испытаний: шестой ребенок в многодетной семье, она начала работать с 9 лет, чтобы прокормить семью. Личная психологическая травма - преждевременная смерть матери - обусловила ее репертуар: она не поет веселые песни, в ее музыке ощущаются трагизм, хрупкостью и вместе с тем - могучая сила.

Именно все эти тонкости проявились в блюзовых интонациях песни «Mademiselle chante le blues» («Мадемуазель поет блюз»), что делает певицу всемирно известной. В альбоме «Scene de viе» («Этап жизни») Патрисия Каас посвятила свои песни реальным людям. Историю выдающейся афро-американской исполнительницы блюза Бесси Смит, которая ушла из жизни только потому, что вовремя не получила медицинской помощи, ведь была чернокожей, воплощено в песне Каас «Bessie» («Бесси»).

(Слушание фрагмента песни «Mademiselle chante le blues» («Мадемуазель поет блюз») в исполнении П. Каас. Анализ произведения по предложенному плану.)

VI. Актуализация приобретенных знаний.

Блиц опрос.

  1. В эпоху музыкального классицизма венской классической школы расцвели таки жары:

а) симфония; б) соната; в) кантата.

  1. Композиторы-романтики в своем творчестве отдавали предпочтение таким жанрам как:

А) сюита; б) фортепианная миниатюра; в) концерт.

  1. Родиной шансона считают:

а) Австрию; б) Францию; в) Италию.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Заканчивается наш урок в удивительный мир «Наследия европейской музыкальной культуры». Самым важным в создании нашего урока было желание и стремление каждого из вас донести частичку своей души. Выразив свое отношение к выдающимся личностям венского классицизма, композиторам-романтикам, французским шансонье.

Все с чем вы нас сегодня познакомили отвечало эпиграфу нашего урока:

«Благо, даруемое нам искусством, не в том,

чему мы у него научаемся, а в том,

какими мы благодаря ему становимся

О.Уайльд, английский

писатель и драматург

Сегодня я вами очень довольна, вы все молодцы, и все у вас получилось. Результатом нашей совместной работы станет «дерево музыкального искусства Европы». Ученики создают «дерево музыкального искусства Европы».

VIII. Домашнее задание

Для всех:

  1. Написать мини-сочинение (5-7 предложений) на одну из тем (по выбору). «Венский вальс - удивительная музыка для романтического свидания», «Самое главное в произведениях музыкального искусства - это чувство», «Как произведения одного из величайших композиторов - романтиков повлияли на мою жизнь».

  2. дополнить альбом «Культурное наследие народов мира» страницей «Музыкальное искусство Европы».

16

© 2010-2022