- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Я живу в Югре авторская программа
Я живу в Югре авторская программа
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Грызунова Г.Г. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Что за край?
Откройте атлас синий:
Вот лежит в короне нефтяной
Черная жемчужина России
ЮГРА - РОДИНА МОЯ.
Рабочая учебная программа
учебного курса
«Искусство»
(изобразительное искусство «Я живу в Югре»)
5-7 классы
Пояснительная записка
1. Нормативная основа программы.
Рабочая учебная программа составлена на основе
-
Федерального компонента государственного стандарта общего образования утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5.03.2004г. № 1089.
-
примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству 5-9 классы и авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 5-9 классы Москва, «Просвещение», 2005 г.),
-
сборника нормативных документов «Изобразительное искусство и художественный труд».М.:«Просвещение»,2005г.. Программы для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Составитель народный художник России, академик РАО Б.М.Неменский. М.:«Просвещение», 2005г..
-
учебного плана образовательного учреждения МБОУ СОШ №1 города Радужный.
2. Место предмета в учебном плане.
Учебный предмет изобразительное искусство «Я живу в Югре» входит в состав образовательной области «Искусство». Как предусмотрено в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации, программа рассчитана на 35 часов для обязательного изучения изобразительного искусства на ступени основного общего образования (базовый уровень) в 5,6,7 классах по 1 часу в неделю.
Программа курса изобразительное искусство «Я живу в Югре», которая учитывает художественные традиции и историко-культурные связи, сложившиеся в различных регионах России. В ритме современной жизни в нашем обществе теряется связь поколений, снижается интерес к национальной культуре, её традициям. Традиционное искусство народов Севера позволяет воспитывать определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, национального искусства, быть готовым видеть диалог культур разных эпох и народов мира.
3. Цель программы: «Я живу в Югре» - формирование целостного представления об окружающей природе, социальной среды родного края, культуры, искусства и роли человека в ней.
4. Задачи программы:
-
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративного искусства;
-
сформировать интерес к живому творческому ремеслу народных мастеров;
-
овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению;
-
развивать чувство восприятия красоты природы родного края, национального своеобразия, выражающегося в предметах быта, в окружающей жизни;
-
усвоить знания об орнаментальном искусстве, орнаменте одежды, обуви, сувениров (аппликация, коллаж);
-
формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края;
-
воспитывать чувство уважения к своей малой Родине.
-
Межпредметные связи
В ходе реализации данной программы особое внимание уделяется реализации межпредметных связей: с одной стороны, программа готовит учащихся к восприятию таких предметов, как «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» в старших классах, а с другой стороны, программа основана на элементарных знаниях учащихся, полученных в классах I ступени образования на уроках краеведения и природоведения.
Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) - это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах изобразительного искусства, краеведения, природоведения и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы.
Понятийные межпредметные связи - это расширение и углубление признаков предметных понятий, и формирование понятий, общих для родственных предметов (общепредметных). К общепредметным понятиям в курсе изобразительного искусства относятся, например, конструировать объемно-пространственные композиции, модулировать архитектурно-дизайнерские объемы (в графике и объеме);
Данная программа предусматривает и временную (хронологическую) связь между учебными предметами, т.е согласование во времени прохождения программы различных предметов.
Межпредметные связи раскрываются и в общности используемых методов исследования (экспериментальный метод изобразительного искусства, краеведения и природоведения.).
Для реализации межпредметных связей в рамках программы планируется проведение уроков изобразительного искусства двух типов: уроки с привлечением некоторых знаний учащихся из смежных предметов (приемы осуществления межпредметных связей: домашние задания по повторению ранее пройденного материала по смежным предметам) и обобщающие уроки (приемы осуществления межпредметных связей: свободный диспут, проект).
Для осуществления межпредметных связей предусмотрено использование материалов, предусмотренных программой для одного учебного предмета, на уроках смежных предметов (наглядных пособий, материалов ЦОР, фрагменты из фильмов и т.п.)
-
Новизна, особенности программы
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству «Я живу в Югре»:
1. Программа предусматривает адаптацию процесса изучения изобразительного искусства к условиям работы городской опорной площадки по реализации регионального проекта «Школа адаптации»;
2. В ходе реализации рабочей учебной программы особое внимание уделяется организации работы с детьми - мигрантами, детьми - ионофонами с целью расширения их общего словарного запаса, усвоения научной терминологии;
3. Программа, наряду с задачами обучения предмету, предусматривает также акцентирование внимания на профориентацию* за счет использования методов и приемов, направленных на выявление и развитие индивидуальных особенностей личности: ученикам предоставляется возможность на уроке, в привычной для них обстановке и окружении, попробовать себя в различных видах деятельности, формировать умения также совместной деятельности;
4. Для реализации п. 2-3 преимущественно используются уроки итогового повторения
____________________________________________________________________
* Система мероприятий по профориентационной работе на уроках изобразительного искусства «Я живу в Югре» предполагает формирование интереса к выбору профессии и устойчивых познавательных интересов, воспитание творческого отношения к труду, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность и самостоятельно пополнять знания; формирование у школьников адекватной самооценки, внедрение информационно-компьютерных технологий в учебный процесс, использование межпредметных связей, решение задач практической направленности.
Общая характеристика учебного курса
Актуальность программы обусловлена эстетическими ценностями, к которым приобщается подрастающее поколение (культура, обычаи и традиции народа). Жизнь народов Югры неотделима от жизни природы; именно с природой связанны традиции, быт, уклад их жизни. Земля, вода, растительный и животный мир - вот источник для поддержания жизненных и духовных сил Югорских народов.
Сама идея объединения краеведения и «изобразительного искусства» не нова, она обсуждалась в методической литературе, но новизна программы состоит в использовании произведений фольклора (сказки, легенды, поговорки, приметы и т. д.), произведений местных поэтов и писателей как основного материала программы «Мы живем на Югорской земле». Материал вызывает интерес учащихся, представлен ярко, колоритно, лаконично, тематика близка детям по содержанию и логически взаимосвязана. Этнографические знания и апробация их в собственной деятельности дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть интересное, прекрасное, необычное в том, что рядом, воспитывает чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, и достигается это прежде всего через уважение к народам Севера, культура которых сформировались на территории нашего края.
Приобщаясь к истокам культуры коренных народов, учащиеся учатся осознавать себя неотъемлемой частью человечества, открывают для себя путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе и мире, об искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
В основу программы положены следующие принципы:
-
принцип актуальности, обусловленный теми эстетическими ценностями, к которым приобщается подрастающее поколение; знание реалий родного края в наши дни не только актуально, но и политически востребовано обществом;
-
принцип доступности, предполагающий оптимальный для усвоения объем информации, переход от простого к сложному, от известного к неизвестному;
-
принцип последовательности, предусматривающий выделение основных разделов, а также их логическую преемственность в процессе изучения;
-
принцип системности, предполагающий постоянный характер формирования определённых умений и навыков на основе многократного повторения, что позволяет дать знания в виде целостной системы;
-
принцип стимулирования сознательности и активности, направленный на повышение активности детей в вопросах культуры и истории Югорского края, что возможно только при осознании ответственности - прежде всего через уважение к народам Севера, культуры которых сформировались на территории нашего края.
Реализация данной программы основана на использовании личностно-ориентированных технологий (делается акцент на самостоятельную поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому поиску при выполнении заданий). Использование именно этих технологий обеспечивает комфортные бесконфликтные условия развития личности ребенка, реализацию её природных потенциалов. Личность ребенка, согласно данными технологиям, не только объект, но и приоритетный субъект процесса обучения.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
Результаты освоения программы
5 класс
В результате изучения данного курса учащиеся должны
знать/понимать:
-
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
-
виды портрета, автопортрет;
-
виды одежды: малица, гусь, соха; виды аксессуаров: кошельки для хранения табака и денег, женские нагрудные украшения;
-
предметы быта: посуда из бересты, лоскутное одеяло;
-
особенности уникального хантыйского искусства (традиционность, связь с природой, множественность вариантов - варьирование традиционных образов, мотивов и сюжетов);
-
известные центры художественных народных ремёсел России и округа;
-
ведущие художественные музеи России и ХМАО-Югры.
уметь:
-
понимать истоки родного искусства просторов Югры;
-
передавать многоплановости в сюжетной композиции;
-
передавать колорит зимнего утра и северного сияния;
-
вышивать бисером изделия по национальным мотивам;
-
изображать автопортрет карандашом и выбирать цветовое решение его оформления;
-
изображать фигуры животных и птиц на основе зрительного образа, соблюдение при этом пропорции;
-
самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знаний народного костюма; праздников; предметов быта;
-
применять приёмы художественного конструирования с опорой на план проектируемого объекта;
-
изображать собственную идею в конкретных формах художественной творческой деятельности;
-
применять выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели и мелков, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
-
анализировать произведения искусства, систематизируя знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно используя художественные термины и понятия;
-
создавать сюжетные композиции архитектурных зданий.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
в самостоятельной творческой деятельности;
-
в дальнейшем обогащении опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-
в оценке произведений искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.
6 класс
В результате изучения данного курса учащиеся должны
знать/понимать:
-
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
-
виды портрета, автопортрет;
-
виды одежды: малица, гусь, соха; виды аксессуаров: кошельки для хранения табака и денег, женские нагрудные украшения;
-
предметы быта: посуда из бересты, лоскутное одеяло;
-
особенности уникального хантыйского искусства (традиционность, связь с природой, множественность вариантов - варьирование традиционных образов, мотивов и сюжетов);
-
первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
-
первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Югры и основах этого многообразия, о единстве эмоционально- ценностных отношений к явлениям жизни;
-
известные центры художественных народных ремёсел России и округа;
-
ведущие художественные музеи России и ХМАО-Югры.
уметь:
-
понимать истоки родного искусства просторов Югры;
-
передавать многоплановости в сюжетной композиции;
-
передавать колорит зимнего утра и северного сияния;
-
вышивать бисером изделия по национальным мотивам;
-
изображать автопортрет карандашом и выбирать цветовое решение его оформления;
-
изображать фигуры животных и птиц на основе зрительного образа, соблюдение при этом пропорции;
-
самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знаний народного костюма; праздников; предметов быта;
-
применять приёмы художественного конструирования с опорой на план проектируемого объекта;
-
изображать собственную идею в конкретных формах художественной творческой деятельности;
-
применять выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели и мелков, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
-
анализировать произведения искусства, систематизируя знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно используя художественные термины и понятия;
-
создавать сюжетные композиции архитектурных зданий.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
в самостоятельной творческой деятельности;
-
в дальнейшем обогащении опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-
в оценке произведений искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.
7 класс
В результате изучения данного курса учащиеся должны
знать/понимать:
-
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
-
виды портрета, автопортрет;
-
виды одежды: малица, гусь, соха; виды аксессуаров: кошельки для хранения табака и денег, женские нагрудные украшения;
-
предметы быта: посуда из бересты, лоскутное одеяло;
-
особенности уникального хантыйского искусства (традиционность, связь с природой, множественность вариантов - варьирование традиционных образов, мотивов и сюжетов);
-
первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
-
первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Югры и основах этого многообразия, о единстве эмоционально- ценностных отношений к явлениям жизни;
-
известные центры художественных народных ремёсел России и округа;
-
ведущие художественные музеи России и ХМАО-Югры.
уметь:
-
понимать истоки родного искусства просторов Югры;
-
передавать многоплановости в сюжетной композиции;
-
передавать колорит зимнего утра и северного сияния;
-
вышивать бисером изделия по национальным мотивам;
-
изображать автопортрет карандашом и выбирать цветовое решение его оформления;
-
изображать фигуры животных и птиц на основе зрительного образа, соблюдение при этом пропорции;
-
самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знаний народного костюма; праздников; предметов быта;
-
применять приёмы художественного конструирования с опорой на план проектируемого объекта;
-
изображать собственную идею в конкретных формах художественной творческой деятельности;
-
применять выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели и мелков, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
-
анализировать произведения искусства, систематизируя знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно используя художественные термины и понятия;
-
создавать сюжетные композиции архитектурных зданий.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
в самостоятельной творческой деятельности;
-
в дальнейшем обогащении опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-
в оценке произведений искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.
Содержание программы учебного курса.
5 -ый класс
Данная программа является аналитической по своему характеру, так как ориентирована на процесс обучения и строится на основе творческих заданий, выполняемых учащимися, и вместе с тем структурной по своему типу, поскольку в основу разработки положен структурный подход, основанный на системном описании с учетом национально-регионального подхода. Отобранный содержательный материал располагается в логической последовательности, которая определяется такими факторами, как частотность, степень вероятности того, с чем обучаемые столкнутся в реальных жизненных ситуациях.
Программой предусмотрено 35 часа занятий по четырем темам:
- раздел «Истоки Югорского искусства» предполагает обобщение знаний о Югорской земле, природе, промыслах народов Югры, развитие интеллектуальных навыков анализа и оценки различного отношения людей к родному краю, воспитание чувства восхищения красотой Югорской земли, осознание нравственных ценностей и формирование коммутативных способностей (8 часов). Данное направление включает изучение следующих тем:
-
«Югорская земля» (1 час);
-
«Город, в котором я живу. Архитектура и особенности цветного оформления зданий»
(2 часа);
-
«Осень на Югорской земле» (2 часа);
-
«Зори Югры» (2 часа);
-
«Жители нашего округа как основа автопортрета. Дети Радужного» (2 часа).
- раздел «Каждый народ художник» предполагает формирование знания о корнях культуры хантыйского и мансийского народов, о взаимоотношениях человека и природы, развитие коммуникативных способностей, воспитание умения видеть внутреннюю красоту человека. (8 часов). Данное направление включает изучение следующих тем:
-
«Жизнь и творчество коренных северных народов ханты и манси» (1 час);
-
«Взаимоотношения человека и природы в повседневной жизни» (1 час);
-
«Фольклор коренных народов: традиционные праздники «Вороний день», «Медвежьи
игрища» (2 часа);
-
«Национальная одежда: элементы и основные каноны орнамента» (2 часа);
-
«Национальная одежда: аксессуары» (1 час);
-
«Предметы быта хантов: «Лоскутное одеяло» (1 час).
- раздел «История Югорской земли» предполагает формирование знаний об истории промыслов и ремесел Югорской земли, о растительном и животном мире Югры, развитие познавательных способностей детей, их кругозора, любознательности, умения работать со справочной литературой (8 часов). Данное направление включает изучение следующих тем:
-
«Растительный и животный мир Югры» (1 час);
-
«Промыслы и ремесла Югорской земли» (1 час);
-
«Национальные постройки коренных народов, архитектурные особенности» (1 час);
-
« Импровизация на тему «Северная лайка» (2 часа);
-
«Памятники архитектуры - наследие предков. В мире национального зодчества. Город
Ханты-Мансийск» (2 часа);
-
«Природное явление» (1час).
- раздел «Искусство объединяет народы» предполагает формирование знаний о воспевании материнства в культуре коренных народов, красоте явлений жизни, здоровых отношениях и традициях в семье, что, в свою очередь, служит воспитанию любви к близким, формирует умение аргументировать свою точку зрения (11часов). Данное направление включает изучение следующих тем:
-
«Тема материнства в культуре коренных народов севера» (1 час);
-
«Хантыйская красавица» (2 часа);
-
«Украшение одежды по мотивам вышивки бисером» (2 часа);
-
«Воспевание мудрости старости в культуре Хантов и Манси» (2 часа);
-
«Сопереживание - великая тема искусства» (2 часа);
-
«Искусство народов Югры» (2 час).
6 ой класс
Программой предусмотрено 35 часа занятий по трем темам:
- раздел «Культура коренного северного народа» предполагает обобщение знаний о Югорской земле, природе, промыслах народов Югры, развитие интеллектуальных навыков анализа и оценки различного отношения людей к родному краю, воспитание чувства восхищения красотой Югорской земли, осознание нравственных ценностей и формирование коммутативных способностей (10 часов). Данное направление включает изучение следующих тем:
-
«Орнамент-отражение глубинных слоев народного сознания» (1 час);
-
«Древние ритуальные образы» (2 часа);
-
«Традиционные и современные праздники народа ханты» (3 часа);
-
«Хантыйское нагрудное украшение» (2 часа);
-
«Красота лесных даров» (2 часа).
- раздел «Народные традиции ханты в декоративно-прикладном искусстве» предполагает формирование знания о корнях культуры хантыйского и мансийского народов, о взаимоотношениях человека и природы, развитие коммуникативных способностей, воспитание умения видеть внутреннюю красоту человека. (12 часов). Данное направление включает изучение следующих тем:
-
«Народные традиции ханты в декоративно-прикладном искусстве» (1 час);
-
«Национальные традиции в культуре народа» (1 час);
-
«Хантыйская сумка» (3 часа);
-
«Деревянные хантыйские нарты» (2 часа);
-
«Национальная хантыйская кукла» (3 час);
-
«Религиозно-мистические традиции в жизни хантов» (2 час).
- раздел «Народное и профессиональное искусство западной культуры» предполагает формирование знаний об истории промыслов и ремесел Югорской земли, о растительном и животном мире Югры, развитие познавательных способностей детей, их кругозора, любознательности, умения работать со справочной литературой (13 часов). Данное направление включает изучение следующих тем:
-
«Югорская земля глазами художника» (1 час);
-
«Декоративные природные формы родного края в оформлении пространственной среды» (3 час);
-
«Красота в жизни хантов и в искусстве» (3 час);
-
« Ритм оленьего бега» (4 часа);
-
«Легенды и были таежного края» (2 часа);
7-ой класс
Программой предусмотрено 35 часа занятий по двум темам:
- раздел «Народное искусство как часть художественной культуры.
Сказки бабушки Аннэ» предполагает знакомство с биографией сказочницы, о природе, животном мире, добре и зле, развитие интеллектуальных навыков анализа и оценки различного отношения людей к сказкам, воспитание чувства восхищения красоты, осознание нравственных ценностей и формирование коммутативных способностей (18 часов). Данное направление включает изучение следующих тем:
-
Биография сказочницы манси Анны Митрофановны Коньковой» (1 час);
-
«Твои любимые сказки» (4 часа);
-
«Иллюстрации сказок бабушки Аннэ» (13 часа);
- раздел «Как мир хорош в своей красе нежданной…» предполагает формирование знания о корнях культуры хантыйского и мансийского народов, о взаимоотношениях человека и природы, развитие коммуникативных способностей, воспитание умения видеть внутреннюю красоту природы. (17 часов). Данное направление включает изучение следующих тем:
-
«Северная фантазия» (2 час);
-
«Олененок быстроногий» (2 час);
-
«Живая зябь» (2 часа);
-
«Радость моя, земля» (4 часа);
-
«Поле зыблется цветами» (4 час);
-
«Легенды и сказки о священных деревьях обских угров» (3 час).
Таким образом, работа по данным направлениям способствует более эффективному усвоению школьниками программного материала.
Основным принципом организации материала в данной программе является направленность на конечный образовательный продукт, то есть на формирование навыков и умений реализации своих идей в поисково-творческой работе
5-ый класс
Раздел 1. Истоки Югорского искусства (8 часов)
Югорская земля, природа, ремёсла, промысла народов Югры - истоки родного искусства. Город, в котором я живу. Архитектура и особенности цветового оформления зданий. Красота природных явлений Югорской земли. Житель нашего округа как основа автопортрета.
Умения и навыки: изображение архитектурных зданий, подбор цветовой гаммы, передавать многоплановость в сюжетной композиции, колорит зимнего утра, создавать совместный творческий проект.
Практические занятия: коллаж «Город глазами детей», флористика «Осенний пейзаж», совместный творческий проект.
Материалы: цветные мелки, тонированная бумага, гербарий, цветная бумага, клей ножницы, акварельные краски.
Раздел 2. Каждый народ - художник (8 часов)
Корни культуры хантыйского и мансийского народов. Взаимоотношения человека и природы в повседневной жизни. Духовная сущность национальной культуры, её проявление в искусстве. Фольклор коренных народов: традиционные праздники «Вороний день» и «Медвежьи игрища». Национальная одежда: виды и основные правила создания орнамента. Характер предметов быта и национальных построек как отражение природы посредством использования различных природных материалов.
Умения и навыки: изображение сюжета на основе наглядности; самостоятельное создание тематических композиций с использованием знаний народного костюма, создание собственного орнамента согласно правилам, тематическая композиция «Аксессуары коренных народов», создание лоскутного одеяла на хантыйский мотив.
Практические занятия: сюжетная композиция эпизода, тематическая композиция «Аксессуары коренных народов», аппликация лоскутного одеяло на хантыйский мотив.
Материалы: лоскутки из ткани, белая бумага, акварель, большие и маленькие кисти, клей, ножницы, кисточки.
Раздел 3. История Югорской земли (8часов)
Знакомство с картой, растительным и животным миром Югры. Промыслы и ремесла Югорской земли. Памятники архитектуры - наследие предков. В мире народного зодчества. Общий характер и архитектурное своеобразие Югорских городов. Особенности каждого города, их характер и своя судьба. Природные явления Югорской земли (северное сияние).
Умения и навыки: выполнение композиционного панно стойбища, подбор и систематизация материала для проекта, лепка из пластилина фигурки северной лайки и роспись национальным орнаментом, создание национального архитектурного здания в технике оригами, изображение в пейзаже природного явления - северного сияния.
Практические занятия: панно стойбища, лепка из пластилина фигурки северной лайки и роспись национальным орнаментом, архитектурное здание в технике оригами, пейзаж «Северное сияние».
Материалы: пластилин, белая и цветная бумага, гуашь, клей, акварель, большие и маленькие кисточки.
Раздел 4. Искусство объединяет народы (11часов)
Воспевание темы материнства в культуре коренных народов, отражение темы матери в искусстве народов Севера. Богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Хантыйская красавица. Красота внешняя и внутренняя, значимость внутренней красоты, красота духовной жизни. Цель искусства - вызвать сопереживание зрителя.
Умения и навыки: изображение матери и дитя, их единства, ласки, отношения друг другу, создание аппликации хантыйского орнамента;
вышивание бисером на изделия; изображение портрета оленевода-стремление выразить его внутренний мир; рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором.
Практические занятия: портрет матери и дитя, аппликация хантыйского орнамента, вышивка бисером, портрет оленевода, рисунок с драматическим сюжетом.
Материалы: разноцветный бисер, лоскуток из ткани, нитки, иголка, белая бумага, акварель.
6-ой класс
Раздел 1. Культура коренного северного народа (10 часов)
Орнамент-отражение глубоких слоев народного сознания. Древние ритуальные образы. Традиционные и современные праздники народа ханты. Хантыйское нагрудное украшение. Красота лесных даров.
Умения и навыки: изображение «ритуальной маски», подбор цветовой гаммы, передавать многоплановость в сюжетной композиции, колорита красоты лесных даров; создавать многообразие традиционных и современных праздников народа ханты.
Практические занятия: конструирование «ритуальная маска», композиция «Народный праздник», натюрморт «Лесной».
Материалы: цветные мелки, тонированная бумага, гербарий, цветная бумага, клей ножницы, акварельные краски.
Раздел 2. Народные традиции ханты в декоративно-прикладном искусстве (12 часов)
Народные традиции в декоративно-прикладном искусстве. Национальные традиции в культуре народа. Хантыйская сумка. Деревянные хантыйские нарты. Национальная хантыйская кукла. Религиозно-мистические традиции в жизни хантов.
Умения и навыки: изображение сюжета на основе наглядности; самостоятельное создание хантыйской куклы; создание композиции деревянных нарт; тематическая композиция традиции в жизни хантов; создание сумки на хантыйский мотив.
Практические занятия: сюжетная композиция эпизода, рисование макета деревянных хантыйских нарт, композиция «кукла акань», «Танец шамана» Материалы: лоскутки из ткани, белая бумага, акварель, большие и маленькие кисти, клей, ножницы, кисточки.
Раздел 3. Народное и профессиональное искусство западной Сибири(13часов)
Югорская земля глазами художника. Декоративно природные формы родного края в оформлении пространственной среды. Красота в жизни хантов и в искусстве. Ритм оленьего бега. Легенды и были таежного края.
Умения и навыки: выполнение композиции по мотивам икебаны, подбор и систематизация материала для проекта, лепка из пластилина фигурки северного оленя и роспись национальным орнаментом, создание сюжетно-тематической композиции по легендам хантыйского Божества Торуме.
Практические занятия: композиция «Внутреннее убранство чума»,лепка из пластилина фигурки оленя, сюжетная композиция.
Материалы: пластилин, белая и цветная бумага, гуашь, клей, акварель, большие и маленькие кисточки.
7-ой класс
Раздел 1. Народное искусство как часть художественной культуры. Сказки бабушки Аннэ. (18 часов)
Биография сказочницы манси Анны Митрофановны Коньковой. Твои любимые сказки. Иллюстрация сказок бабушки Аннэ.
Умения и навыки: изучение биографии сказочницы, изображение и иллюстрация сказок.
Практические занятия: чтение и изучение сказок, иллюстрация сказок бабушки Аннэ.
Материалы: цветные мелки, тонированная бумага, гербарий, цветная бумага, клей ножницы, акварельные краски.
Раздел 2. Как мир хорош в своей красе нежданной… (17 часов)
Северная фантазия. Олененок быстроногий. Живая зябь. Радость моя, земля. Поле зыблемая цветами. Легенды и сказки о священных деревьях обских угров.
Умения и навыки: изображение сюжета на основе наглядности; самостоятельное создание тематических композиций с использованием знаний о красоте живой природы, знакомство с легендами и сказками обских угров.
Практические занятия: сюжетная композиция эпизода, создание коллективного панно «Земля пробуждается», пейзаж в половодье, графические зарисовки с натуры или по памяти, изучение и построение строений деревьев нашего региона и приемов их изображения.
Материалы: лоскутки из ткани, белая бумага, акварель, большие и маленькие кисти, клей, ножницы, кисточки.
Учебно-тематический план
5 класс
№
п./п.
Разделы
Всего часов
Теоретических
Практических
1.
Истоки Югорского искусства.
8
4
4
2.
Каждый народ - художник.
8
4
4
3.
Истоки Югорской земли.
8
3
5
4.
Искусство объединяет народы.
11
4
7
Всего:
35
15
20
6 класс
№
п./п.
Разделы
Всего часов
Теоретических
Практических
1.
Культура коренного северного народа.
10
5
5
2.
Народные традиции в декоративно-прикладном искусстве.
12
6
6
3.
Народное и профессиональное искусство западной Сибири.
13
4
9
Всего:
35
15
20
7класс
№
п./п.
Разделы
Всего часов
Теоретических
Практических
1.
Народное искусство как часть художественной культуры.
Сказки бабушки Аннэ.
18
5
13
2.
Как мир хорош в своей красе нежданной….
17
6
11
Всего:
35
11
24
Календарно-тематический план
5-ый класс
№
п./п.
Темы
Общее кол-во
часов
Профориентация
Кол-во
Образовательный продукт
Виды контроля
(формы)
Дата
Раздел 1 ИСТОКИ ЮГОРСКОГО ИСКУССТВА
8ч
1
Югорская земля.
использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
Фотовыставка
Предварительный
(устное собеседование)
2-3
Город, в котором я живу. Архитектура и особенности цветного оформления зданий.
использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
1
Коллаж по теме «Город глазами детей»
Текущий
(коллективная работа)
4-5
Осень на Югорской земле.
1
1
Флористика. Осенний пейзаж из засушенных растений и листьев.
Текущий
(индивидуально-коллективная работа)
6
Зори - Югры.
1
Пейзаж разными средствами изобразительного искусства.
Текущий
(индивидуальная работа)
7-8
Жители нашего округа как основа автопортрета. Дети Радужного.
использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
1
Совместный творческий проект
Текущий
(индивидуально-коллективная работа)
Итого: 8 часов (теоретических 4, практических 4).
Раздел 2 КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК
8ч
9
Жизнь и творчество коренных северных народов ханты и манси.
использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
Подборка материала для тематического альбома.
Предварительный
(устное собеседование)
10
Взаимоотношения человека и природы в повседневной жизни.
1
Краткий аналитический отчет о художественных достоинствах картин.
Текущий
(экскурсия на выставку местных художников)
11-12
Фольклор коренных народов: традиционные праздники «Вороний день», «Медвежьи игрища».
использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
1
Сюжетная композиция понравившегося эпизода.
Текущий
просмотр видеофильма. (Индивидуальная работа)
13-14
Национальная одежда: элементы и основные каноны орнамента.
1
1
Создание собственного орнамента согласно правилам.
Текущий
(индивидуальная работа)
15
Национальная одежда: аксессуары.
1
Тематическая композиция «Аксессуары коренных народов"
Текущий
(индивидуальная работа)
16
Предметы быта хантов: «Лоскутное одеяло»
1
Лоскутное одеяло на хантыйский мотив (аппликация)
Текущий (коллективная
работа)
Итого:8 часов (теоретических 4, практических 4).
Раздел 3 ИСТОРИЯ ЮГОРСКОЙ ЗЕМЛИ.
8ч
17
Растительный и животный мир Югры.
1
Подбор материала для будущего проекта.
Предварительный
(тестирование)
18
Промыслы и ремесла Югорской земли.
использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
Систематизация материала для проекта
Текущий
(фронтальный опрос)
19
Национальные постройки
коренных народов, архитектурные особенности.
1
Панно стойбища.
Текущий
(групповая работа)
20-21
Импровизация на тему «Северная лайка»
1
1
Лепка из пластилина фигурки северной лайки и роспись национальным орнаментом.
Текущий
(индивидуальная работа)
22-23
Памятники архитектуры - наследие предков. В мире национального зодчества. Город Ханты - Мансийск.
2
Национальные архитектурные здания, выполненные в технике оригами.
Текущий (коллективная работа)
24
Природное явления «Северное сияние»
1
Пейзаж природного явления «Северное сияние»
Текущий
(индивидуальная работа)
Итого:8 часов (теоретических3, практических 5).
Раздел 4 ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ.
11ч
25
Тема материнства в культуре коренных народов Севера.
использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
Изображение матери и дитя, их единства, ласки, отношения друг другу.
Текущий
(индивидуальная работа)
26-27
Хантыйская красавица.
2
Аппликация хантыйского орнамента.
Текущий
(индивидуальная работа)
28-29
Украшение одежды по мотивам вышивки бисером.
2
Вышивка бисером на изделиях.
Текущий
(индивидуальная работа)
30-31
Воспевание мудрости старости в культуре Хантов и Манси.
использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
2
Портрет оленевода. стремление выразить его внутренний мир.
Текущий
(индивидуальная работа)
32-33
Сопереживание - великая тема искусства.
2
Рисунок с драматическим сюжетом, придуманный автором.
Текущий
(индивидуальная работа)
34
35
Искусство народов Югры.
2
Итоговая выставка работ учащихся.
Итоговый
(индивидуальная работа)
Итого: 11 часов (теоретических - 4, практических - 7)
Итого:
35 часа
6-ой класс
№
п./п.
Темы
Общее кол-во
часов
Профориентация
Кол-во
Образовательный продукт
Виды контроля
(формы)
Дата
Раздел 1.КУЛЬТУРА КОРЕННОГО СЕВЕРНОГО НАРОДА.
10 ч.
1
Орнамент-отражение глубинных слоев народного сознания.
1
Фотовыставка
Предварительный
(устное собеседование)
2-3
Древние ритуальные образы.
1
1
Конструирование «Ритуальная маска»
Текущий
(индивидуальная работа)
4-6
Традиционные и современные праздники народа ханты.
использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
2
Композиция «Народный праздник» аппликация из ткани, кожи, меха.
Текущий
(индивидуально-коллективная работа)
7-8
Хантыйское нагрудное украшение.
1
1
Эскиз хантыйского нагрудного украшения.
Текущий
(индивидуальная работа)
9-10
Красота лесных даров.
1
1
Натюрморт «Лесной»
Текущий
(индивидуальная работа)
Итого: 10 часов (теоретических 5, практических 5).
Раздел 2. НАРОДНЫЕ ТАДИЦИИ ХАНТЫ В ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.
12ч.
11
Народные традиции в декоративно-прикладном искусстве.
использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
Подборка материала для тематического альбома.
Предварительный
(устное собеседование)
12
Национальные традиции в культуре народа.
использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
Краткий аналитический отчет о художественных достоинствах картин.
Текущий
(экскурсия на выставку местных художников)
13-15
Хантыйская сумка.
1
2
Сюжетная композиция понравившегося эпизода.
Текущий
просмотр видеофильма. (Индивидуальная работа)
16-17
Деревянные хантыйские нарты.
1
1
Рисование макета деревянных хантыйских нарт.
Текущий
(индивидуальная работа)
18-20
Национальная хантыйская кукла.
1
2
Тематическая композиция «Кукла акань
Текущий
(индивидуальная работа)
21-22
Религиозно-мистические традиции в жизни хантов.
1
1
Декоративная композиция «Танец шамана»
Текущий (коллективная
работа)
Итого:12 часов (теоретических 6, практических 6).
Раздел 3 НАРОДНОЕ И ПРОФЕСИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЗАПОДНОЙ СИБИРИ,
13 ч
23
Югорская земля глазами художника.
использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
Подбор материала для будущего проекта.
Предварительный
(тестирование)
24-26
Декоративные природные формы родного края в оформление пространственной среды.
1
2
Пространственная композиция по мотивам икебаны.
Текущий
(групповая работа)
27-29
Красота в жизни хантов и в искусстве
использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
2
Композиция «Внутреннее убранство чума»
Текущий
(групповая работа)
30-33
Ритм оленьего бега
1
2
Лепка из пластилина фигурки северной лайки и роспись национальным орнаментом.
Текущий
(индивидуальная работа)
34-35
Легенды и были таежного края
2
Национальные архитектурные здания, выполненные в технике оригами.
Текущий (коллективная работа)
Итого:13 часов (теоретических 4, практических 9).
Итого:
35 часа
7-ой класс
№
п./п.
Темы
Общее кол-во
часов
Профориентация
Кол-во
Образовательный продукт
Виды контроля
(формы)
Дата
Раздел 1 Народное искусство как часть художественной культуры. Сказки бабушки Аннэ.
18ч
1
Биография сказочницы манси Анны Митрофановны Коньковой
использование межпредметных связей;
формирование интереса к выбору профессии
1
Фотовыставка
Предварительный
(устное собеседование)
2-5
Твои любимые сказки.
1
3
Создание иллюстративной-книжки сказки
Текущий
(индивидуальная работа)
6-18
Иллюстрации сказок бабушки Аннэ.
3
10
Иллюстрации сказок.
Текущий
(индивидуальная работа)
Итого: 18 часов (теоретических 5, практических 13).
Раздел 2. Как мир хорош в своей красе нежданной…
17ч
19,
20
Северная фантазия.
1
1
Создание декоративной вазы.
Текущий
(индивидуальная работа)
21, 22
Олененок быстроногий.
1
1
Изготовление из пластилина олененка.
Текущий
(индивидуальная работа)
23,
24
Живая зябь.
1
1
Пейзаж в половодье.
Текущий
просмотр видеофильма. (Индивидуальная работа)
25-28
Радость моя, земля.
1
3
Создание коллективного панно «Земля пробуждается»
Текущий (коллективная
работа)
29-32
Поле зыблется цветами.
1
3
Графические зарисовки с натуры или по памяти.
Текущий
(индивидуальная работа)
33,
35
Легенды и сказания о священных деревьях обских угров.
1
2
Изучение и построение строений деревьев нашего региона и приемов их изображения.
Текущий
(индивидуальная работа)
Итого:17 часов (теоретических 6 , практических 11).
Итого:
35 часа
ГЛОССАРИЙ
-
нээ - женщина;
-
маа - Земля;
-
нянь - хлеб;
-
тарум - небо, космос, погода;
-
тор - бог грома с тяжелым молотом в руках;
-
ити - ночь;
-
массу - лус - лесной бог звероловов у ханты;
-
эт - най - богиня ночи у манси;
-
харлув - лучшая жертва богам;
-
лыли - душа предков;
-
акань - хантыйская кукла;
-
моос - дух болезни у манси;
-
масе - духи земной поверхности и воздуха;
-
холла - ер - сторона мёртвых;
-
хар - жеребец;
-
лув - лошадь, конь;
-
янк - вода по-хантыйски; по-масийски - лед;
-
эви - девушка по-хантыйски;
-
адам - девушка по-мансийски;
-
атям - отец;
-
коса - длинная узкая отмель;
-
торн - трава;
-
кэр - печь;
-
мань - малый;
-
кайил - шаманство;
-
кол - умереть;
Учебно-методические средства обучения
Литература основная:
АВТОР
НАЗВАНИЕ
ИЗД-ВО
Год
Анисимкова М.К.
Ёганское огнище: Сказы народов Обского Севера
Худож. З.Ф. Лаврентьев- М.: Сов. Россия
1988.
Грибовская А.А
Детям о народном искусстве.
-М.: Просвещение
2004.
Художник А. Кузьминский.
Раскраски по мотивам национальной одежды народов Севера.
- СПб.: Историческая иллюстрация
2003.
Дополнительная литература:
АВТОР
НАЗВАНИЕ
ИЗД-ВО
Год
Неменский, Б.М
Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя Б. М. Неменский.-М.
Просвещение, Учебная литература
2005
Неменский, Б.М
Бумажная пластика: книга учителя / Б. М. Неменский.-М.: Просвещение
Просвещение, Учебная литература
2009
Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса
1. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
Документация, рабочие материалы для учителя математики
5. it-n.ru"Сеть творческих учителей"
6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
Оборудование и приборы
-
Компьютер,
-
печатные пособия (набор репродукций и фотографий, посвященных по темам, иллюстрации, рисунки сделанные руками учителя и ученика);
-
информационно-коммуникационные средства (мультимедийные обучающие программы);
-
экранно-звуковые пособия (аудиозаписи, видеокассеты);
-
традиционные ТСО (магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор);
-
учебно-практическое оборудование в полном комплекте