Реферат хакаское орнаментальное наследие

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей станция юных техников г.Сорска







Тема: « Хакасское орнаментальное наследие»



Проект составила: Ельгечева Светлана Леонидовна

педагог дополнительного

образования

руководитель объединения

«Волшебная глина»

МОУ ДОД СЮТ г.Сорска






г. Сорск

2009г.

Введение

Искусство, как совокупность художественных ценностей, сохраняется людьми, оказывает на них воздействие и сохраняется для нового поколения, потому что является важным средством воспитания, формирования всесторонне развитой, гармоничной личности.

Искусство Хакасии, как и искусство любого народа, - мир особого отношения человека к труду, к своей деятельности вообще и в жизни в целом. Традиционные узоры хакасов раскрывают разнообразие и богатство этого искусства, его социальную значимость и место в художественном наследии хакасского народа.

В искусствоведении орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование одних и тех же изображений. Б.Н.Гросс пишет: «Орнамент возник из объемного рисунка. Из образа, отображавшего реальные вещи, постепенно отбрасывались незначительные штрихи, черты, несущественные подробности. Оставалось только самое характерное, но и оно претерпело изменение: было преувеличено. Так образовался орнаментальный рисунок».

Традиционные узоры тесно связаны с укладом социальной среды создателей, отражают представления об окружающем мире. В них есть определенные этнические черты, сходные или отличные с орнаментикой других народов. Орнамент - источник знаний о времени, о миропредставлении эпохи, хотя никакой информации, как письменный источник, он в себе не несет. Но он - почерк эпохи.

Хакасское орнаментальное искусство уходит своими конями в глубокую древность, в нем сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древо жизни, птиц, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, народ верил, что они принесут в дом благополучие. Таким образом, традиционные узоры тесно связаны с укладом социальной среды его создателей, отражают представления об окружающем мире.

Орнаментальное искусство чрезвычайно сложно и многогранно. В нем нет четкой определенности. Поэтому у каждого автора - свой подход к узорам орнамента.

Специфика орнамента состоит в том, что он сохранился на вещах практического назначения (утилитарного) или декоративного характера. При утилитарности вещи, орнамент усиливает образный смысл вещи: подход к орнаменту как к украшению вещи и подход как к художественному образу.

Цель проекта: культурное осмысление традиционных орнаментальных узоров хакасов.

Задачи:

  1. Показать традиционное использование орнаментальных узоров на примере различных материалов и технологий орнаментального декора.

  2. Рассмотреть декоративные особенности узоров геометрического и растительного орнаментов в хакасском костюме.











Содержание:

Введение………………………………………………………………………...3

  1. Традиционное использование орнаментальных узоров. Материалы и техника орнаментального декора ……………………………………...5

  2. Декоративные особенности узоров геометрического и растительного орнаментов в хакасском костюме………………………………………7

Заключение…………………………………………………………………….10

Список литературы…………………………………………………………....11










  1. Традиционное использование орнаментальных узоров.

Материалы и техника орнаментального узора

Домашние промыслы стали сферой, в которой художественно- эстетическое и утилитарно-практическое начала выступили в неразрывном единстве. Функциональность изделий и их эстетичность наиболее наглядно выявлены в основных видах искусства, выступивших в неповторимом сочетании материала и декора.

Хакасы унаследовали от своих предков - тюрков и кыргызов производство войлока, инкрустацию дерева, художественную обработку металла, декор оружия, конской сбруи и т.п. Скотоводческо-земледельческий уклад жизни определяли предметы и материалы декорируемых изделий и строй их орнамента.

Мебельные поверхности часто украшались геометрической резьбой, простыми орнаментальными узорами. Вся домашняя посуда и утварь требующая большой прочности: ложки сомнах, сундуки, ящички абдыра, - делались из бересты. Мягкая древесина березы, ее пластичность позволяли легко работать над изделиями, которые были украшены тонким резным орнаментом, покрыты узорами и рисунком. Например, долбленные чаши аях, были самой распространенной домашней посудой. Аях мог быть разных размеров, он служил для общесемейного и личного пользования. Широкое тулово чаши украшалось орнаментальными мотивами, чаще всего - глубокими полосами шнуркового типа, ромбами или группами треугольников, расположенными параллельными рядами в верхней части сосуда. Некоторые тулова украшены арочным орнаментом. Бордюрный орнамент деревянных изделий носил характер геометрических узоров.

Еще одним из оригинальных изделий у хакасов являются курительные трубки. По форме и декору эти деревянные изделия прорезывались глубокими срезами-канавками в виде сложных орнаментальных узоров и заливались оловом, реже украшались медной проволокой. Узор курительных трубок был расположен на длинном мундштуке.

В прежнее время у хакасов было много предметов, сделанных из бересты. Из бересты делались ведра, бураки для хранения масла, туеса, табакерки, маленькие коробочки. Некоторые изделия украшались накладками из прорезной бересты. Помимо аппликации, берестяные изделия украшались тиснением. Так, табакерки и небольшие коробочки покрывались геометрическим, несложным растительным орнаментом. Сюжетные рисунки никогда не использовались. Этим хакасские берестяные изделия отличаются от многих сибирских образцов.

Разнообразные формы металлических изделий - различные бляхи для упряжи, седла, сундучки абдыра, замки, ювелирные изделия и многое другое также декорировалось насечными геометрическими узорами, простыми по рисунку, весьма характерными для хакасских металлических изделий: ромбиками, треугольниками, зигзагами, волнами, наклонными линиями, спиралями, арочками, розетками, закрученными спиралями. Одним из оригинальных приемов была насечка узорных серебряных аппликаций. С этой целью железные изделия предварительно покрывали сеткой, а затем на нее накладывали в соответствии с задуманным узором серебряную узкую проволоку, которую сначала вбивали в надрезы сетки, а затем сплющивали и заглаживали. В орнаментированных серебряной ниткой изделиях распространенными были мотивы волны с завитком и узор розетки.

Одним из отраслей домашнего ремесла являлось производство кожаных изделий, что проявлялось в изготовлении национальной обуви одик и изготовлении кожаной посуды для хранения айрана. Появляется большое количество «татарской»обуви, которая органично вошла в быт хакасов, благодаря архаичному декору в виде комплекса лотосовидных, тюльпанообразных, листовидных мотивов мозаичного орнамента. Кожаные сосуды часто декорировались орнаментом в виде крупной розетки из крестообразно расположенных сомкнутых парных коротких спиралей. Традиция изготовления седел с тщательно украшенными кожаными чепраками чапрах также достаточно древняя как и украшение тисненным орнаментом на кожаных сбруйных ремнях.

В резьбе по дереву, кости, в орнаментации металлических изделий геометрический орнамент почти не оставил места другим типам узоров, так как сама техника нанесения орнамента определила применение геометрических узоров постых, четких, многократно повторяющихся размеров и форм.

КК традиционным домашним ремеслам хакасов можно отнести валяние войлока киис. Войлок и изделия из него окрашивали, декорировали узорами - аппликациями. У хакасов сохранились кошмы, полученные путем вваливания рисунков из окрашенной непряденой шерсти. Достаточно распространенным украшением войлочных изделий, а также других мягких материалов являлась вышивка цветными нитками и бисером.

Вышивка и орнаментация бисером принадлежит к области женского творчества. Среди расшитых бисером изделий до сегодняшнего дня дошло нагрудное украшение пого. Пого надевалось поверх шубы. На тканевую основу в строго симметричной круговой композиции нашивались подготовленные круглой формы бляшки с кораллом в середине. Затем они обшивались бисерными снизками вкруговую. Пого считалось важным символом плодородия, женского начала.

Искусство орнаментации, ее традиции хранят мастера и мастерицы Хакасии, передавая их по наследству от отца к сыну, от матери к дочери.

  1. Декоративные особенности узоров геометрического и растительного орнаментов в хакасском костюме

Орнаментация народной одежды хакасов занимает значительное место среди других видов декоративно-прикладного искусства. В ней собрано и самобытно проявляется художественный талант народа. Образцы узоров для вышивки подбираются в зависимости от места их расположения, ткани и сложившихся традиций. По узору, по мастерству вышивки судили о мастерице. Даже могли сказать, в какой местности изготовлено изделие. Так, для южных степных народов Хакасии характерен стилизованный, геометрический рисунок орнамента, наряду с геометрическими, характерны и растительные формы. Орнаментация форм здесь крупнее, силуэт стебля, листьев, цветка частично читается на фоне темного сукна.

На севере Хакасии в долине Июсов, для кызыльцев, характерен особый отличительный вид рисунка. В центре вышивались крупные розетты в виде цветка. Этот рисунок несет древнюю символику солнца - главного божества у многих народов мира. За крупными солнечными цветами оформляются букеты более мелких цветов, изображения которых напоминают удивительную красоту полевых цветов, лугов и лесов Хакасии.

Создание и копирование орнамента является одним из основных этапов. Трафареты вышивок ульгу создают наиболее одаренные, много лет вышивавшие мастерицы, так как настоящее мастерство создательниц ульгу зависит от запаса информации, который она собирает годами, опыта и чувства, вкладываемого в этот процесс.

Существует два вида выкроек. Туюх ульгу - непрерывный узор, предназначенный для определенной части костюма и создавался с учетом ее формы и размера. Лист бумаги складывался вдвое, втрое, вчетверо и начиная с нижней части узора создавался непрерывный, симметричный рисунок, представляющий растительность мотива.

Второй тип трафарета - алынча ульгу - отдельные, разрозненные выкройки элементов, соединяя которые в определенной композиции, создавались узоры вышивки. Это выкройки узоры - пальметт, многолепестковых розетт, лировидных, цветочных элементов, трилистников. Элементы алынча ульгу можно применять в бесконечных вольных вариациях орнаментального рисунка. Все зависит от мастерства мастерицы.

По начертанию отдельных элементов хакасские орнаментальные узоры можно разделить на геометрические и растительные.

С точки зрения композиции геометрические мотивы обычно организованы в бордюры. Орнаментом украшали бордюры воротничка, каыму на подоле, манжетах, нижний бордюр надплечья, линию талии на спинке верхней одежды секпен и шубы, кайму на рукавицах, кисетах, линии соединения швов на спинке сикпенов и шуб, линии проймы на сегедеках. Надплечья, манжеты, тыльная сторона рукавиц украшена растительным орнаментом, а геометрический орнамент, сохраняя определенное место в декоре бордюра, помогал подчеркнуть особое внимание к украшению руки и спины. Составными элементами геометрического орнамента являются линии, зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, концентрические и простые круги, спирали, розетки, волны, пунктиры, вписанные друг в друга сетчатые узоры, кресты в квадрате. Различие узоров определяется не столько разнообразием элементов, сколько богатством и своеобразием их комбинаций. Геометрический орнамент в хакасской вышивке составляет узоры, расположенные между двумя линиями и имеющие форму горизонтального фриза. Очень редко орнамент строится ярусами, число которых доходит до трех. Наиболее общими принципами построения узора являются: а) помещения узоров на хакасской одежде строго на одном и том же месте(бордюр надплечья, воротника, нижняя кайма платья); б) использование для узоров одинаковых композиций; в) связь с тамбурным швом, единственным, с которым связан геометрический орнамент, придающий часто орнаментальным мотивам в связи с характером шва мягкие округлые очертания.

На первый взгляд, кажется, что однообразие геометрических фигур не дает больших возможностей для творчества. Но их ограниченность, тем не менее, породила способность мастериц бесконечно варьировать геометрическими фигурами и находить все новые художественные решения в комбинации мотивов.

Вышитый геометрический орнамент самостоятельным бывает лишь в мужской одежде. В женской же - полосы-бордюры сопровождают основной растительный узор.

Растительные мотивы хакасского орнамента нельзя сводить к природным образцам. Мастерица не намеривается передать определенное растение, а руководствуется при создании орнаментальной схемы традиционной манерой. Если мастерица, например, хотела изобразить дерево, она подразумевает ни березу, ни ель, ни лиственницу, а представляет идею дерева, не прибегая к точной передачи образа. Мастерицы не включили ни одного растения своей природы в круг традиционных мотивов орнамента, хотя большая часть вышитых изделий украшена растительным орнаментом. Например, различные ответвления в растительном орнаменте называют азыр отросток, понятие, далекое от наименования растительного узора, скорее абстрактное, которым можно определить самые различные ответвления.

Цветочные мотивы в хакасской вышивке лишены конкретных прототипов, они скорее имеют абстрактное понятие. Составными элементами растительного орнамента являются мотивы «лотоса», пальметти (пятилистника), полупальметты, розетты, древовидные узоры.

После культурных контактов хакасской орнаментики появились некоторые элементы заимствованные у других народов. Так в хакасской орнаментике есть элемент пурек , который известен во всех странах ближнего востока. А трехлепестовый узор с одним изогнутым лепестком распространен в казахской орнаментике. Сохраняя композиционные особенности хакасской вышивки, мастерицы приняли в русском узорочье ее отдельные качества, да так, что под их руками возникал совершенно новый узор.

В эмоциональной выразительности хакасской вышивке большую роль играет цветовое решение. В расцветке употребляется ограниченное количество цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, белый, лиловый. Разнообразие сочетания из этих цветов дают богатый эффект. При всем цветовом многообразии установился принцип звучания трех основных цветов. Оно складывается из цвета фона (черного или белого) и цвета контура. Многообразны варианты цветового решения орнаментальных мотивов, они имеют строго симметричное очертание, цветом выделена каждая фигура узора.

В настоящее время увеличился интерес к орнаментальному искусству. Художники-модельеры, создавая новые модели одежды используют не только особенности кроя хакасской одежды, но активно включают традиционные орнаментальные мотивы в украшение своих изделий.





Заключение

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно - прикладного искусства, которые увидят дети раскрывает перед ними богатство культуры народа, помогает им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.

Орнаментальная основа народного искусства доступно даже детям для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают, вызывают у них желание воспроизвести увиденное.

Хакасское орнаментальное наследие в последнее двадцатилетие переживает по настоящему возрождению. Есть еще люди, которые сохранили в себе этот исцеляющий родник народного творчества, люди жаждущие поделиться своим знанием со всеми желающими. Это выражается в активизации народного творчества в республике, в возрождении народных праздников, обрядов, обычаев.

В современном искусстве стало возможным более свободное обращение со старыми орнаментальными мотивами. В общественных зданиях Хакасии, в декоре театров, рынков, вокзалов и других современных сооружениях можно встретить росписи, в которых использованы мотивы хакасского орнамента. Мотивы хакасского орнамента используются для художественного оформления книг. Современные художники Хакасии создают новые виды изделий из рога, дерева, керамики, появляются сувенирные коврики, расшитые рукавицы, сумочки с использованием хакасского традиционного декора.

Познание, восстановление традиционного народного искусства, а в частности орнаментального наследия, приобретает особую ценность.




Список литературы

  1. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Хакасское книжное издательство, Абакан, 1996

  2. Кидиекова И.К. Орнамент хакасов. Абакан,1997

  3. Приложение Поиск - Абакан, 2005,№1(10)








© 2010-2022