Исследовательская работа Храм Знамения Пресвятой Богородицы

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа Храм Знамения Пресвятой БогородицыИсследовательская работа Храм Знамения Пресвятой БогородицыМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шарашенская средняя школа

Алексеевского муниципального района Волгоградской области

Храм Знамения Пресвятой Богородицы



Хутор Шарашенский

Алексеевского района

Волгоградской области



Катайкина Наталья Андреевна,11 класс



Катайкина Ирина Васильевна

Учитель

2015год.



Содержание

1.История станицы. Зотовская

2.Храм Знамения Пресвятой Богородицы

3.Святыни

4.Современность













История станицы Зотовской

Исследовательская работа Храм Знамения Пресвятой Богородицы

(Станица Зотовская)

История земли, на которой воздвигнут наш храм, уходит своими корнями в далекое прошлое. Более 100 лет назад донской краевед Иван Сулин объехал станицы всей области, рылся в станичных архивах, а затем опубликовал свои заметки в «Донских епархиальных ведомостях». Побывал он и в станице Зотовской, беседовал со старожилами. В 1894 году дал краткое описание Зотовской в «Донских епархиальных ведомостях». Он писал, что Зотовская расположена на правой стороне Хопра в 90 верстах от окружной станицы Урюпинской.

Она существовала уже в 1682 году. Только находилась тогда в 5 верстах от нынешнего местоположения, в лугу, в луке, образованной рекой Хопер, которая окружала казачий городок с трех сторон. С четвертой стороны был насыпан вал, в середине которого стояли ворота. Предосторожность была не лишней, ибо кочевавшие неподалеку ногайские татары, калмыки совершали дерзкие нападения на казачьи поселения. Жгли их, убивали и уводили в плен мужчин, женщин, детей. В городке имелись кладбище и церковь. Но, в конце концов, станичникам надоело ежегодно спасаться от наводнения, и они переселились на новое место.

С 1687 года в документах «городки» именуют «станицами», а с 1704 года это название закрепляется окончательно. Впервые, Зотовская станица, упоминается в грамоте 1687 года о разводе границ между Зотовским и Аржановском городками. В 1698 году в городке насчитывалось 90 казачьих куреней. В документах 1708 года станица упоминается в связи с принесением её жителями крестного целования карательным войскам, подавлявшим Булавинское восстание. По данным А.И. Ригельмана, в 1768 году в станице числилось служилых казаков 287, отставных казаков - 31 и малолеток - 45.

В конце XVIII века в станице Зотовской был образован центр Нижнехопёрского сыскного начальства, для чего казакам велели построить «общим коштом» войсковой двор. К1822 г. в станице проживало 3922 человека. В «Статистическом описании Земли донских казаков, составленном в1822-1832 гг.» отмечалось, что станица Зотовская Хопёрского округа земли Войска Донского, расположенная в 90 верстах от окружной станицы «лежит на правой же стороне Хопра, на месте неровном и весьма невыгодном; построена красивыми улицами; домов хороших несравненно больше, нежели во всех прочих станицах сего округа, кроме

Михайловской и Филоновской. Ныне она распланирована. Сию станицу должно почесть третью в округе по ея устройству»

Вдоль реки были вытянуты три улицы: Нижняя, Средняя и Верхняя, которые пересекались семью переулками, разделяющими их на кварталы. Исследовательская работа Храм Знамения Пресвятой Богородицы (см План станицы 1842года. )

На высокой речной террасе разводили сады. За садами тянулась линия открытых гумен. В пойме Хопра были «левады» - огороженные частоколом или плетнями участки, засаженные деревьями. Центром станичной застройки был плац - площадь перед зданием станичного правления. Здесь стояли дома наиболее зажиточных казаков, купцов и мелких торговцев. В начале XX века в станице было около 30 торговых лавок и магазинов. Торговали всем: мануфактурой, сельскохозяйственными продуктами. Были и интересные, специализированные лавки. До сих пор помнят, например, что была «Лавка кислых щей».

Многие станичники являлись потомками первопоселенцев. Откуда собрались те, кто положил основание станице? Выразительный ответ дают их фамилии - Поляк, Запорожцев, Черкесов, Татарчев, Калмыков... Это были пришедшие на Дон искать воли и счастья выходцы из дальних краев. Но много было и уроженцев российских мест: Аношкин, Сеченов, Тюрин, Покручин, Мишарев... Их потомкам предстояло пережить крутую ломку всего уклада казачьей жизни. Время от времени казаков переселяли на новые места «по жеребу и очереду».

У Зотовской, как и у других станиц, имелся свой земельный юрт, каждый казак получал причитающийся ему пай. В «Экономическом обследовании казачьих станиц Области Войска Донского с 1877 г. по 1907 г.» (Станицы Хопёрского округа) отмечается, что юрт станицы Зотовской расположен по обеим сторонам реки Хопёр. Всей земли в юрте Зотовской числится 75989 десятин 902 кв. сажень (согласно генерального плана, составленного в 1848 году). Юрт станицы Зотовской прорезывается рекой Хопром, речками Ендовлей (верховьем), Кумылгой, тремя большими буераками и множеством буераков и балок, впадающих в речки и большие буераки, вследствие этого юрт неровный - волнистый. Правая сторона возвышенная, левая - низменная. Жителей хуторов, расположенных на левом берегу Хопра называли «обережными». Переправлялись через Хопёр на пароме, работавшем во время разлива и по деревянному мосту на сваях. По сведениям «Всероссийской сельскохозяйственной переписи Области войска Донского по Хопёрскому округу»(проводилась с 25 июня по 15 июля 1916 года) в станице Зотовской с хуторами было 2282 хозяйства и население составляло 11644 жителей (мужчин - 5511, женщин - 6133).

Большое внимание казаки уделяли образованию. В 1820 году в станице открылось Зотовское духовное училище. Училише было четырёхклассным начальным учебным заведением для детей православного вероисповедания и находилось в ведении Воронежской семинарии. В 1862 году духовное училище переведено в Усть-Медведицкую станицу. В 1865 году в станице Зотовской было открыто мужское приходское училище, содержалось оно на войсковой счёт, а в 1903 году открылось женское приходское училище, которое содержалось на войсковой и общественный счёт. До 1836 года вся полнота исполнительной власти в станице принадлежала станичному атаману, избиравшемуся на станичном сходе, позже станичному правлению. Станичные правления были упразднены при установлении советской власти в станицах.

Знаменита была станица и учителями, и врачами. Многие были удостоены звания «Заслуженный учитель» и «Доктор медицинских наук». Жители станицы до сих пор помнят о прекрасном человеке и замечательном докторе профессоре Императорского Московского Медицинского Университета Протопопове Федоре Ивановиче (12.05.1871 - 12.10.1945 г.г.). Из поколения в поколение рассказывают в станице о настоящем человеке, который родился в Зотовской, учился, а затем жил в Москве, но никогда не забывал свою малую Родину, каждое лето приезжал в свой отчий дом, лечил и оперировал больных. «Жить и служить людям» - это был девиз Федора Ивановича Протопопова.

После Октябрьской революции и гражданской войны в Зотовской было 370 хозяйств и проживало 552 мужчины и 740 женщин.



История Храма Знамения Пресвятой Богородицы

Исследовательская работа Храм Знамения Пресвятой Богородицы

(храм Знамения Пресвятой Богородицы)

Хопёрская земля - это наша малая родина. Наши предки среди трудов и житейских нужд глубоко чтили храм Божий, помня заповедь Спасителя: ищите Царства небесного и правды его, и это все приложится вам. Церковь всегда была духовным, образовательным центром общества, оказывала влияние на нравственную, духовную жизнь станицы, хутора, прихода. Когда в станице умирал человек, его сначала обязательно отпевали в церкви, а только потом хоронили. А обряд крещения проходил сразу же после рождения младенцев, а имена новорождённым давал сам священник, и часто называли ребёнка тем именем, в день какого святого он родился. Обряды венчания, проводимые священником, тоже проходили в церкви.

Не одно поколение россиян было воспитанно атеистами и только в последние десятилетия возрождается вера, а с нею и нравственность. На территории нашего Алексеевского района в начале 20-го столетия было 13 церквей и две часовни. У каждой церкви был свой приход, куда входили соседние хутора, и свой престольный праздник в честь Святого данной церкви. В этих же границах административно был обозначен и станичный юрт. На территории Зотовского юрта было три прихода: Шарашенский, Зотовский и Рябовский. По документам архива Ростовской области и Клировым ведомостям удалось восстановить историю церквей Алексеевского района. К великому сожалению, из 13 храмов устояла только одна - Знаменская церковь станицы Зотовской. Так уж случилось, что в своё время духовные традиции были утеряны, православные храмы, изливавшие свой чудесный колокольный звон, в начале 30-х годов были полностью разрушены. Никакими мотивами и идеями нельзя оправдать варварское отношение к собственной истории. А Храмы - это часть нашей истории, которую, как известно, можно переписать, но нельзя переделать. Все дороги ведут в храм. Все пути, которые человек проходит в своей жизни, должны вести к храму, к храму души.

У каждого поколения, в каждом столетии была своя дорога к храму. В период заселения Донского края появлялись часовни, а при переселении городка на новое место строились церкви. «Без Бога, не до порога» - «гутарили» наши деды. Казаки считали себя защитниками Веры Христовой, а церкви для казаков стали первыми духовными приходами. Сюда шли со своими радостями, горестями и печалями наши предки, выходя из церковных врат с успокоенным сердцем. Церковь никогда не стояла вне интересов станичного или хуторского общества. Например, после объявления о войне, двери казачьих храмов не закрывались. В них непрерывно, даже по ночам, читались молитвы. Вера в то, что Господь всегда рядом, постоянно оберегала и хранила казака, делала его бесстрашным в любом бою. Особо отмечалось, что после возвращения с войны казаки обязательно делали вклады на колокола, церковную утварь, строили новые соборы и церкви всем миром.

В Зотовской станице первая деревянная церковь во имя Архистратига Михаила была построена в 1720 году. В «Кратком описании станиц области войска Донского» Ив. Сулина отмечается, что в Архангельской церкви Зотовской станицы был до 1747 года святой антиминс, освящённый епископом Воронежским и Елецким Феодосием. На антиминсе была надпись: «Вверх на Хопёр, в Зотовскую станицу, от сотворения мира 7227 г., а от Рождества Христова 1720 года». Здесь вкралась ошибка: 7227 год от сотворения мира соответствует 1718-1719 годам от Рождества Христова. В 1746 году из-за ветхости антиминс был изъят.

Следовательно, в 1720 году в станице уже была церковь. Вместо неё в мае 1734 года была заложена новая, деревянная во имя архистратига Михаила. В ноябре 1735 года она была освящена. В 1754 году вследствие ветхости кровли и тесноты церковь была разобрана и на том же месте заложена новая с тем же названием и с приделом во имя иконы Знамения Божией Матери.

Вместо этого деревянного храма 13 февраля 1783 года на средства прихожан был заложен каменный храм во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы с двумя приделами: с правой стороны - архистратига Михаила, в трапезе - великомученицы Параскевы. Последний придел заложен 3 июня 1784 года. Старая деревянная церковь была продана в Итеревскую станицу. На её месте были построены на правой стороне у входа в новую церковную ограду два памятника.

О времени освящения церкви есть надпись на подпрестольном кресте, которая гласит следующее:

освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего И.Христа в храме Знамения Пресвятой Богородицы при державе Б.С.В.Г.И. Екатерины Алексеевны и пр., по благословлению Св. Пр. Синода и Преосвященного Иннокентия Е. Воронежского, присутствующими духовного Правления, священно - иереем Титом Андреевым от Рождества по плоти Бога Слова 1791 г., индикта 9, месяца Февруария в 10 день на память Св. мученика Харлампия. Другой придельный престол во имя Св. Архистратига Михаила освящён в том же году Февраля 11-го, а придельный - в трапезе во имя св. Мученицы Параскевы - в 1792 году Июня 4-го.

Церковь до половины четверо-угольная, а с другой половины до купола воcьмигранная, под главною церковью с северной и южной стороны находятся кладовые, разделённые на два отделения. Кладовая устроена с внутренними решётчатыми железными и наружными деревянными дверями. На церкви главы (маковицы). Главы три: на церкви, колокольне и алтаре. Главы железные, позолоченные червонным золотом. Кресты на главах железные, восьмиконечные, прямые, позолоченные. Паперть устроена с одной западной стороны. Внутри церковь устроена в виде квадратной палаты. Алтарь от храма отделяется каменной стеной с тремя пролётами.

В Государственном архиве Ростовской области сохранилась опись имущества Знаменской церкви станицы Зотовской, составленная в октябре 1839 года. Из икон в этой описи были упомянуты: Знамения Божия Матери мерою двух четвертей с половиною в кованной серебряной позлащённой ризе, Скорбящей Божией Матери с жемчужным венчиком, образ Вседержателя нашего на нём венец серебряный вызлащенный, Иоанна Предтечи, трёх святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; Святителя Николая Чудотворца, образ Казанской Божией Матери, Святой Мученицы Параскевы и другие.

В церкви также хранились серебряные богослужебные сосуды, серебряные напрестольные кресты, ковчег хорошей чеканной работы серебряный вызолоченный на трёх ножках о семи серебряных колоннах, поддерживающих полукруглый свод ковчега, серебряные кадилы, два крилиса столярной работы. В книгохранилище имелся полный комплект печатной богослужебной литературы XVII-XVIII столетий: Апостол в кожаном ветхом переплёте, напечатан в московской типографии 1809 года, Минеев месячных двадцать четыре, все в кожаном переплёте, напечатаны в 1724 годах в московской типографии, Триодей постных две - первая напечатана в 1801 году, вторая ветхая напечатана в 1647 году, Триоди цветные, Толкование Евангелие в прочном кожаном переплёте, Служебники, Часослов и другие книги.

Все стены расписаны живописным письмом Византийского стиля. Записей о времени расписания нет, и известно по документам станичного правления, что стены в главной церкви расписывались простыми живописцами в 1869 и 1870 годах по рисункам профессора Шпора, прежняя же старинная живопись этой церкви была стёрта. Расписана вся церковь живописью на масляных красках. С восточной стороны посредине церкви на наружной стене было иконное изображение Знаменской Божией Матери и предстоящими лицами св. Архистратига Михаила и св. Мученицы Параскевы.

Рядом была построена каменная колокольня, территория огорожена каменной оградой. При церкви была деревянная караулка и шесть каменных лавок, которые сдавались в аренду в пользу церкви. Вход на колокольню пробит в стене снаружи. На колокольне было шесть колоколов.

В Государственном архиве Ростовской области есть рапорт, поданный Его Преосвященству Антонию Епископу Воронежскому и Черкасскому от Протоирея Михаила Скрябина о повреждении иконостаса Знаменской церкви в 1826 году: «В ведомстве Благочиния моего, Зотовской станицы в Знаменской церкви Иконостас как от долговременности, а больше от того, что он основан на деревянном полу, начал приметным образом понижаться, и по замечанию моему опустился вниз вершка на полтора; 23 числа прошлого июля месяца сверху коего упал в ночное время столп приметко от того, что крючок, коим он был прикреплён к стене, перееден ржавчиною, о чём Вашему Преосвященству сим покорнейше рапортую». Этот рапорт был приобщен к прошению от прихожан и есть отметка, что на прошение дана удовлетворительная резолюция.

В 1856 году зотовцы снова обратились с просьбой о ремонте церкви и ограды. На что получили ответ: Донская Духовная Консистория отзывом 10-го ноября 1856 года № 5759 уведомило Войсковое Правление, что Епархиальное Начальство на основании 52 ст устава Духовной Консистории допустить работы по исправлению Церкви в Зотовской станице согласно. Приказали: Смету, утверждённую общим присутствием Инженерного Департамента, на исправление каменной церкви с оградою в Зотовской станице, на что исчислено 3814 рублей 27 копеек, препроводить чрез Хопёрское Окружное Сыскное Начальство в Зотовское станичное Правление, разрешить исправление церкви и церковной ограды, по упомянутой смете, произвесть хозяйственным попечением станичного общества Зотовской станицы, чрез особо избранных на полном станичном сборе попечителей, с тем, чтобы работы произведены были под наблюдением в искусственном отношении Инженера Войскового старшины Мишарева.

Расход денег на это исправление производить из станичных сумм, не иначе как по общественным станичным приговорам с надлежащею отчётностью по книгам, испрося таковые от Хопёрского Сыскного начальства, и затем всю отчётность денежную и материальную, по окончании работ, подвергнуть ревизии станичного общества надлежащим порядком. Инженеру Войсковому старшине Мишареву дав о сём знать, предписать наблюдать как за правильным исправлением церкви и ограды, так и употреблением в дело материалов хорошего качества, для чего станичное общество обязано все законные указания Мишарева выполнять в точности. Обществу поставить в непременную обязанность всячески позаботиться о соблюдении станичного капитала посредством добровольных приношений.

На плане станицы Зотовской 1842 года видно, что церковь располагалась в центре станицы, с восточной стороны у алтаря находился некрополь. Вниз по течению Хопра, если считать от храма, стояли дома священников и людей других зажиточных сословий, а вверх - дома казаков бедного и среднего достатка.

Утварью церковь была обеспечена достаточно: в ней был крест 1739 года - серебряный, позолоченный, чеканный, с мощами и с выпуклым изображением; большой серебряный вызолоченный крест 1790 г. С выпуклыми изображениями на финифти; чеканный старой формы ковчег, большое Евангелие в серебряном окладе 1735 г. И малое Евангелие 1716 г. В церкви имелись старинные книги.

В 1792 году преосвященный Иннокентий, епископ Воронежский и Черкасский выдал антиминс со святыми мощами на освящение престола во имя Святой мученицы Параскевы в Знаменской церкви.

В 1799 году преосвященный Арсений, епископ Воронежский и Черкасский выдал антиминс со святыми мощами на освящение главного престола, выстроенной каменной церкви во имя Знамения Божьей Матери.

В 1803 году преосвященный Арсений, епископ Воронежский и Черкасский выдал антиминс со святыми мощами на освящение престола во имя собора Архистратига Михаила в Знаменской церкви Зотовской станицы.

За доблесть местных казаков атаман Платов подарил церкви сорока пудовый колокол, звонивший на всю округу.

Зотовский причт был большой: полагалось 3 священника, 2 дьякона и 4 причетника.

В 1830 - 40 гг служит здесь отец Пётр Иванов. В 1875 году епархиальные власти делают замечание благочинному Василию Данилевскому. В станице тогда служили священники Пётр Сперанский и Илья Попов, умерший в 1875 году. На этот год одно место священника стало праздным, но уже в 1876 году сюда присылается отец Михаил Кожин. А прихожан насчитывалось: 3761 мужчин и 3970 женщин. К Зотовскому благочинию относились церкви в станицах Тишанской, Арженовской, Федосеевской, Слащёвской, Усть-Бузулукской и хутора Рябова. В 1894 году старшим священником назначается отец Николай Прокопович. В 1892 - 1893 годах в двух школах грамотности, относящихся к приходу, преподавал диакон Дмитрий Евсеев. А с 13.10. 1894 года диаконское место было свободным (оно не имело жалованья, а доход составлял 3183 рубля в год и % с 2343 рублей на три штата). Особо отмежеванной земли церковной, усадебной, пахотной и сенокосной при храме не было, и служители пользовались паями по назначению прихожан, подцерковного дома также не имелось. Сей церкви принадлежит деревянный дом для церковных караульных трёх комнатах с коридором, покрытый листовым железом.

В 1895 году вновь открывается церковное попечительство из председателя-полковника И. Суляева, священников Петра Сперанского, Николая Прокоповича и Александра Семёнова, старосты - урядника Петра Макурикина и псаломщика Дмитрия Никитина.

Попечитель Зотовской церкви, Суляев Иван Никифорович - казак из дворян, 1838 года рождения. Признан по заслугам деда Тимофея во дворянстве Сенатской комиссией по дворянству. Окончил Иван Усть-Медведицкое 4-х классное духовное училище. Атаман станицы Зотовской в 1874 - 1880 гг. Имел награды: Орден «Св. Станислава» 4 ст, ЗОВО 4 ст, бронзовую медаль «В память Восточной войны 1853-1855 гг.», серебряную медаль «За покорение Чечни и Дагестана 1857 - 1859 гг.», бронзовую медаль Польской компании 1863-1864 гг, крест «За службу на Кавказе». Жена - польская дворянка, вдова бухгалтера Фельсх Софья Александровна (урождённая Коневская). В отставку вышел в 1889 году. Членами Зотовского благочиннического совета 03.10. 1914 года утверждаются отец Митрофан Долгов и отец Иоанн Матвеев из станицы Арженовской. В этом же году 12 июля Синод назначает пенсию в 300 рублей заштатному священнику Николаю Прокоповичу. Тогда же по данным епархии причт храма сильно нуждался в жаловании. Перед революцией, по воспоминаниям старожилов, здесь служили священники Александр, «Иваний» (Иоанн) и «Филипей» (Филипп).

В Клировых ведомостях за 1905 год читаем, что Зотовское церковно-приходское Попечительство пожертвовало Зотовской Знаменской церкви для церковно-приходской школы недвижимое имущество, находящееся в станице Зотовской и заключающееся в деревянном доме на каменном фундаменте, о шести комнатах с коридором, а также с постройками и дворовым поземельным местом. Дар этот учинён на существующих для казачьих земель узаконениях и с Высочайшего Государя Императора соизволения последовавшего в двадцать первый день мая месяца тысяча девятьсот второго года. Акт на дарственную запись на означенное имущество совершил Усть-Медведицкий младший нотариус и утверждён старшим нотариусом 1903 года июля 12 дня.

При сей церкви существует смешанная церковно-приходская школа, преобразованная из школы грамоты 28 ноября 1897 года; заведующим и законоучителем в сей школе состоит с 23 июня 1902 года священник Митрофан Долгов, а учительницею - вдова врача Клавдия Арсенева (Рот...ивова). Школа эта помещается в собственном здании, открыта 8 января 1892 года. В сем приходе существует два приходских училища. Одно мужское, открытое в 1865 году, содержится оно на войсковой счёт, заведует им учитель Губернский секретарь Иван Митрофанов Лежнёв, закон Божий преподаёт священник Николай Прокопович. Другое - женское, содержится оно на войсковой и общественный счёт, учительницей в нём состоит дочь священника, окончившая курс в Донском епархиальном училище, Антонина Николаева Прокопович, закон Божий преподаёт священник Фёдор Попов, открыто оно 1 сентября 1903 года.

В 1910 году была произведена страховая оценка строений, принадлежащих Знаменской Церкви Зотовской станицы. В страховой карточке записано, что все строения сохранились хорошо, и оценочная сумма составила 50350 рублей.

Из «Ведомости о приходах на 1913 год» узнаем о численности прихожан и дворов. Всего в Зотовском приходе было 1369 домов, 3862 прихожан мужчин и 3859 женщин. В пределах прихода иноверцев, инославных, раскольников и сектантов не было. Вот и все факты из истории нашей церкви, которые нам удалось найти в документах. Много белых пятен, много утрачено и безвозвратно потеряно. Почти не осталось людей, которые были свидетелями тех прошлых событий. Те бабушки и дедушки, в памяти которых остались отрывочные воспоминания о тех временах, в то время, когда ещё была в нашей станице действующая церковь, были ещё совсем детьми или подростками.

Храм Знамения Пресвятой Богородицы знавал величественные годы своего расцвета и горькие времена падения. Во времена Советской власти начались массовые гонения со стороны государственных органов на лиц, имеющих духовные звания, а также была организована работа по изъятию церковных ценностей, по разрушению и перепрофилированию, занимаемых ими зданий.

Из письма Ленина членам Политбюро об изъятии церковных ценностей:

…изъятие ценностей, в особенности, самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать.

В 1920-х годах священнослужители Зотовской церкви и их семьи были признаны контрреволюционерами и осуждены. 13 мая 1934 года состоялось заседание Зотовского сельского совета. С вопросом о закрытии церкви выступил Томахин. Постановили: В виду распада старого религиозного общества Зотовским с/с 23.04.34 г. было произведено объявление о сдаче церковного здания новому религиозному обществу. Несмотря на то, что 2-х недельный срок объявления на взятие в аренду молитвенного дома истёк, заявок на аренду молитвенного дома не поступило. Зотовский сельский совет ходатайствует перед президиумом РИКа о закрытии церкви и приспособлении церковного здания под хозяйственные и культурные нужды. В соответствии с постановлением пленума Зотовского сельского совета Алексеевского района от 13 мая 1934 года Знаменская церковь была закрыта. В то же время были сняты колокола и переданы финансовым органам для зачисления в государственный фонд и тресту «Металлом». Здание приспособлено под ссыпной пункт (зернохранилище).

Для многих прихожан день закрытия храма стал трагедией. Люди собрались у церкви и плакали, особенно те прихожане, в душе которых осталась вера. Женщины прятали иконы у себя дома, чтобы над ними не надругались и не уничтожали. Поэтому до сих пор можно встретить в домах старые иконы со стен бывшей церкви, которые сейчас стали потихоньку возвращаться в храм. Но очень многое потеряно безвозвратно.

Закрытая в 1934 году церковь была разорена и стала постепенно разрушаться. Полностью утрачено всё внутреннее убранство, существенно повреждён декор интерьеров, частично пострадал декор фасадов, в объёме трапезной утрачены первоначальные кирпичные своды, полностью разобраны боковые крыльца с притворами.

В мае 1936 года община верующих Знаменской церкви обращалась с заявлением в Кругловский райисполком Сталинградской области о передаче в пользование храма, но им было отказано. Последнюю икону огромного размера, висевшую очень высоко под куполом, сняли заезжие цыгане уже в восьмидесятых годах 20 века. Сохранились церковная лавка, сторожка, дом священника Зотова, здание духовного училища.



Святыни

Исследовательская работа Храм Знамения Пресвятой Богородицы

(святой родник Параскевы Пятницы)

В каждом храме есть свои святыни - особо чтимые чудотворные иконы, мощи святых, источники. Эти святыни охраняют, оберегают храм, служат для прихожан видимым знаком милости Божией. Особенно нуждается в таких святынях новый или возрожденный храм, в котором только начинается или возобновляется духовная жизнь. Такой святыней для прихожан Зотовского храма является Святой родник.

Существует легенда: было это задолго до революции. На месте, где сейчас колодец, явилась икона «Великомученицы Параскевы Пятницы» под ней был маленький родничок. Икону с молитвами отнесли в храм, а этот день стал престольным праздником. Вечером накануне в храме проходит вечернее богослужение, а утром - Божественная Литургия (богослужение соборное), а по окончании Литургии каждый год по истечении 10 дней после празднования Троицы ходят православные жители и гости станицы «Крестным ходом» к святому чудотворному источнику, несут иконы из храма, священник освещает воду, произносит молитву. В настоящее время на этом месте сооружен колодец, поставлена часовня и крест. Не только в праздники, но и в будни идут люди на этот родник испить святой воды.

Родник находится в глубоком овраге в бывшем хуторе Водяновском, принадлежавшим к Зотовскому приходу. Активисты «Молодой Гвардии Единой России» организовали масштабную акцию по благоустройству родника. Мероприятие состоялось при содействии «Социально-досугового центра детей и молодежи» и районного отдела по делам молодежи, спорту и социальной политике.

В ходе традиционной акции участники благоустроили родник Параскевы Пятницы. Юноши и девушки обрезали зеленые насаждения, убрали и вывезли мусор, провели ремонт скамеек и покрасили часовню с иконкой святой, привели в порядок подход к источнику, очистили русло.

История жизни мученицы Параскевы, наречённой Пятницы

Она жила в III веке в Иконии при царе Диоклетиане, жестоком гонителе христиан. Родители были благочестивыми, научили доброму нраву и дочь свою, и она любила Господа и ему молилась. Когда родители умерли , она стала наследницей большого имения, которое раздала убогим, нищим, алчущим. Она непрестанно молилась, старалась исполнять заповедь апостольскую: Непрестанно молитеся, призывайте Бога, не упускайте из сердца своего. Непрестанно сладчайшее имя Иисуса Христа призывала во всех своих делах.

И когда жители узнали, что она не поклоняется идолам, не служит диаволу, а служит Истинному Богу и уклоняется от их жизни, то донесли правителю, что появилась какая-то девица, которая верует в распятого Христа и проповедует Его, не хочет жить так, как мы живём, и не мало отвратила от принесения жертв их богам. И тогда был прислан от царя-мучителя игемон (областной правитель), который приказал ей явиться к царю. Потом на судилищном месте стал судить её. Обычно эти правители областей имели философское образование, хорошо умели говорить, были верные служители диавола,, капища посещали, служили идолам,, страстям, порокам, поэтому он стал особенно жестоко её допрашивать: «Кто ты такая?» - «Я христианка». - «Кто такая христианка?» - «А это моё вечное имя, потому что я Христова ученица. А родители назвали меня Параскева, это в память того дня, когда Господь пострадал. Параскева в переводе значит Пятница. Господь ради нашего спасения пошёл на крест, претерпел мучения, умер, и Воскрес, и даровал нам спасение, и утвердил Церковь. - «Что ты меня учишь, я больше тебя знаю,- говорил мучитель, - принеси жертву богам нашим идолам, Диаволу». Но она не соглашалась.

Правитель приказал её бить воловьими жилами, да так били, что бьющие вопили от изнеможения, она же спокойно, без стона переносила удары за Христа. Она любила Господа всем сердцем, душой и помышлением. После повторного отказа поклониться идолам, правитель приказал повесить её на дерево и нещадно драть железными когтями тело. Отпадали куски мяса, мученица кровью истекала, голые уже рёбра торчали. Её сняли, едва дышавшую, и утащили в темницу: «Ну, через час-два умрёт». И когда она находилась в темнице, молилась Богу, Господь послал Ангела Своего святого, который предстал перед ней как бы в таком диаконском облачении, крестообразный орарь на нём был, и исцелил её, показав орудия страдания Христа: крест, терновый венец, копьё, трость и губу. Святая Параскева стала совершенно здравой. И когда стражи увидели это, ужаснулись и не могли понять: должна же быть мёртвой, ведь только кости одни оставались, рёбра торчали, мясо всё содрано было когтями, и вдруг она в красе своей пребывает и здравии.

Доложили они игемону - правителю, мучителю, тот тоже удивился и приказал снова привести её к себе. «Это наши боги - идолы даровали тебе жизнь, пойди в храм и поблагодари их», - сказал он. «Покажи даровавших мне жизнь», - отвечала святая. И повели её туда, думали, что она действительно принесёт жертву сатане. Когда она вошла в капище идольское, то воззвала к Богу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, пошли силу Твою великую и могучую и сокруши этих идолов, преврати их в прах: и Аполлона, и Венеру, и Астарту». И услышал Господь глас её, сокрушились все идолы, разбились и прах образовался. Народ взывал: «Велик Бог Христианский! Надо почитать Бога Всемогущего, имеющего великую силу» Множество тогда уверовало во Христа. А жрецы, которые и жили обманом, и питались от этого обмана, не хотели расставаться с прибыльным своим делом и стали требовать от правителя, чтобы усекли главу этой соблазнительнице, как они говорили.

Тут уже и мучитель стал бояться, потому что народ приходил к вере, возмущался: «Невинные страдания приносят девице, она ничего плохого не сделала: не убивала, не воровала, не совершала беззаконий. За что же её мучили? За что её избивали? Если правитель её убеждал в своей вере, то пусть сам верует как хочет, не его дело заставлять жить так, как он живёт. Пусть следит за налогами, за преступниками, за дорогами, за податью, а у кого какая вера - не его дело» Видя это и убоявшись, как бы ни восстал народ против него, правитель приказал усечь ей голову. Так она пролила кровь свою мученическую за Христа Спасителя и сподобилась венца мученического и пребывает в Царствии Божием.

Современность

Лихие времена безжалостно прошлись и по улицам станицы, опустошив и разорив некогда крепкие дома и усадьбы, заставив измученных переменами людей покинуть родную сторонку. Но, видимо, правы старики, утверждавшие, что чудом, хотя и наполовину сохранившийся храм, стал защитой и для внешнего облика станицы. Проходя по опустевшим улицам, попадаешь в далёкие времена, чувствуешь настойчивое дыхание глубокой старины, с особым волнением и трепетом прикасаешься к бесценным страничкам, сохранившим целую улицу с купеческими домами, казачьими куренями, торговыми лавками, просторным плацем. Историки и этнографы утверждают, что на сегодняшний день это единственная на территории Хопёрского казачьего округа станица, сохранившая планировку и архитектурный облик того времени. Посещение Зотовской для любого, неравнодушного к своему историческому наследию человека - глубочайшее душевное потрясение и полноценное познание настоящей старины. Её всё чаще и чаще называют музеем под открытым небом, а все бесценные экспонаты берегут самые преданные своей малой родине станичники, с глубокой верой во второе рождение этого уникального уголка.

И оно уже началось, с возрождения величественного храма, охраняющего покой станицы Зотовской. Уже зовёт звонкими колоколами под своды церковь своих прихожан, возвращая веру и очищая души. Первые шаги к возрождению были сделаны ещё в 1992 году. Но основное развитие событий вокруг Знаменской церкви началось летом 2010 года, когда в станице Зотовской был проведён праздник общероссийского масштаба - Православный Благовест. Именно это событие стало отправной точкой в восстановлении старинного храма. Такого количества гостей, прибывших в этот день в старинную прихопёрскую станицу, как оказалось, не помнит ни один из зотовцев - столь значимое мероприятие, посвящённое восстановлению Храма Знамения Пресвятой Богородицы, прошло здесь впервые.

Исследовательская работа Храм Знамения Пресвятой Богородицы

(ожидание Литургии)

С раннего утра в Зотовской царила праздничная атмосфера. К празднику «Православный Благовест» тщательно готовились, его по настоящему ждали! И он начался, едва в Зотовскую прибыли многочисленные почётные гости - Митрополит Волгоградский и Камышинский Владыка Герман, епископ Женевский и Западно-Европейский Владыка Михаил, тогдашний губернатор Волгоградской области А.Г. Бровко, инициаторы восстановления храма - О.А. Гребенкин, Д.И. Панин и другие. Открыла праздник Божественная Литургия, вёл которую Владыка Герман. Вместе с Митрополитом Волгоградским и Камышинским Литургию сослужил епископ Михаил и священники. Молитвы и проповеди, которые произносили священнослужители, содержали единый смысл - возрождение православия в России, в душах людей.

Исследовательская работа Храм Знамения Пресвятой Богородицы

(момент праздника «Православный Благовест»)

По окончании службы епископ Женевский и Западно-Европейский преподнёс Владыке Герману подарок для Зотовского храма - икону Богородицы «Знамения Божией Матери Курской Коренной», которая, вне всякого сомнения, займёт самое значимое место в церкви. После приветственных слов почётных гостей, зрителей тепло и гостеприимно встречали художественные коллективы: хор духовного песнопения Сергея Кривобокова (т. Москва), ансамбли «Казачий круг» (г. Москва), «Забава» (г. Саратов), «Православный Дон» (ст. Боковская Ростовской области), «Казачья воля», «Станица», «Покров» (г.Волгоград), «Бузулук»г.Новоаннинский), «Старина» (ст. Кумылженская), солист, наш земляк, ныне житель Москвы, Михаил Емельянов и, конечно же, родные алексеевские ансамбли «Горница» и «Разродимая сторонка». Все эти коллективы - краса и гордость России. На протяжении многих лет они по крупицам собирают по хуторам и станицам, восстанавливают старые, забытые дедовские казачьи песни, обряды. Станица плясала и пела до позднего вечера и ароматы праздника плыли над Хопром.

Был утверждён благотворительный фонд поддержки храма Знамения Пресвятой Богородицы. Первые пожертвования пошли на оплату комплексных научных исследований данного памятника истории и культуры конца 18 века, подготовку и оформление проектной и прочей необходимой документации. А летом 2011 года уже начались непосредственно восстановительные работы. Восстанавливаться храм будет исключительно на пожертвования прихожан. Основную нагрузку по финансированию ремонтных работ на Зотовском храме взяли на себя москвичи: Олег Анатольевич Гребенкин и Дмитрий Иванович Панин. Немалую лепту в это благое дело вносит и новоаннинский землепользователь Сергей Валерьевич Губанов. Для полного восстановления Зотовской церкви потребуются немалые средства. И здесь без всеобщей помощи не обойтись.

Но многие жители нашей станицы верят, что воскреснет надежда народа православного на своего Небесного Заступника, и оживет духовная жизнь в станице, умершая на многие десятилетия. Посильную помощь должен оказать каждый, считающий себя православным. Помощь бескорыстную, чистую, светлую. И многие станичники и жители района делают пожертвования. Это не только предприниматели, руководители предприятий, но и рядовые граждане, стремящиеся внести свой вклад в строительство храма, важно, что это становится всенародным делом.

Исследовательская работа Храм Знамения Пресвятой Богородицы

(отец Михаил)

Сейчас пока иерей Михаил проводит службы в маленьком помещении под колокольней. Это очень тесное помещение, не всегда вмещающее всех желающих посетить службу, люди стоят на улице. Но есть надежда, что уже скоро появится возможность проводить службу в одном из залов церкви. А полное возрождение храма, согласно разработанному плану реставрации, должно произойти к 2016 году. Для такого великого дела - время малое. Но с Божьей помощью, да с людской отзывчивостью, участием и милосердием через четыре года над полноводным Хопром мы вновь услышим колокольный звон возрождённого Зотовского храма. Звон, возвещающий о торжестве и бессмертии православной веры.

Ведь колокольный звон - одна из самых ярких черт русской жизни. Он имел не только богослужебное значение. Им приветствовали русских гостей, собирали народ на вече, объявляли рекрутский набор, возвещали о свадьбе, смерти или казни, о чудесных знамениях и исцелениях, предупреждали врага, подавали сигналы времени, указывали дорогу путникам в непогоду, а кораблям в море - ещё до появления маяка - сообщали в шторм о близости берега. Не может жить Русь без колокольного звона. И теперь, когда запрет снят, тысячи колоколов по России радуют, веселят нам душу.

Какая в сердце музыка возникла
У звонаря из древнего села! -
Вновь заиграли по Руси великой,
Молчавшие досель колокола.

Жива святая Русь, жива Россия
Горят её, сияют купола
От моря и до моря с новой силой
Звонят, звонят её колокола

Мы помним свои корни и верим, что над хопёрскими просторами зазвучат малиновые перезвоны колоколов.

Исследовательская работа Храм Знамения Пресвятой Богородицы

Библиография

1.Интернет-ресурсы:

Сайт Зотовской церкви:http\\zotovskaya.ru\

Сайт Miroznai.ru

2.Статистическое описание Земли донских казаков, составленное в 1822-1832г.г. Новочеркасск.1891

3.Сулин И.М. «Краткое описание станиц области войска Донского» Донские епархиальные ведомости.1894.

4.Кириллов А.А. Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца 19 века.Новочеркасск.1908

5.Дорога к храму. История храмов Алексеевского района. Составители Кубракова В.С.

6.Фото из личного архива.



© 2010-2022