Конспект урока по Изобразительному искусству на тему Ты - сам мастер ДПИ. Батик

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект открытого урока Изобразительного искусства в 5 классе

«Ты - сам мастер Декоративно прикладного искусства. Батик»

Цели:

  1. Познакомить учащихся с техникой росписи ткани - батиком, с его возникновением, технологией изготовления.

  2. Научить расписывать ткань в технике холодного батика.

  3. Развивать фантазию, эстетический вкус, творческие способности.

  4. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Демонстрации и наглядные пособия:

Специализированная литература, компьютер, монитор, выставка панно.

Раздаточный материал:

Инструкционные карты.

Материалы и инструменты:

Пяльцы, ткань с рисунком и нанесенным резервом, краски акриловые и анилиновые, кисти, тампоны ватные, фартуки.

Межпредметные связи:

Изобразительное искусство, технология, МХК .

Форма работы: индивидуальная.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Ознакомление с темой урока.

  3. Ознакомительный материал из истории возникновения батика.

  4. Ознакомительный материал по технологии изготовления батика.

  5. Видеофильм ,,Холодный батик".

  6. Техника безопасности.

  7. Практическая работа: Изготовление панно в технике холодного батика.

  8. Оценка работы учащихся.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Повернитесь и поздоровайтесь.

2. Самоопределение к деятельности.

Садитесь! Давайте, все сядем и улыбнемся друг другу. Глубоко вдохните, выдохните. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. - Посмотрите, как у нас красиво! Какие вы красивые сегодня!

(Звучит музыка композитора Петра Ильича Чайковского, «Вальс цветов».) Личностные: самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате прослушивания музыки.

3. Актуализация знаний.

- Я вам предлагаю посмотреть на эти картинки

- Что их объединяет?

- Подарок - отвечают дети

Познавательные: Группировать и сравнивать изображения. Анализировать и обобщать, делать выводы.

4.Формулирование проблемы - А подарок у нас будет в виде цветка для мамы.

- А из каких материалов можно сделать цветы?

Учитель: - А бывают еще цветы из ткани. Дети высказывают свои предположения, о том из чего можно сделать цветы.

Познавательные:

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения.

5.Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Работа с текстом - Я Вам предлагаю сделать подарок на ткани. Но прежде мы должны с вами узнать, как это делается из текста, который выставлен в виде цветка на парте.

Текст для чтения:

- Это декоративный вид искусства росписи по ткани, пришёл к нам в 16 веке из Индонезии и Японии. Они наносили орнаменты восковой смесью, а затем ткань окрашивали в нужный цвет. Воск смывали, и на ткани оставался белый узор. Индонезийское слово, в переводе означает - "капля воска" или «рисование горячим воском»

- Ручная роспись по шёлку. На шёлк (влажный, сухой, горячий) наносится краска, которая закрепляется в течение получаса. За это время она успевает растечься по волокнам ткани, создавая очертания размытости.

- Для получения чётких очертаний используется специальный закрепитель, называемый резерв (обычно изготавливается на основе каучука). Резерв, проникая в ткань, создает перегородку, которая не пропускает краску. Именно поэтому линии рисунка должны быть замкнуты, чтобы краска не смогла растечься.

- Художник использует в росписи специальные краски для тканей, которые подобно акварели, мягко перетекают одна в другую, создают чудесные цветовые разводы. Мастерам необходим специальный набор инструментов, которыми они пользуются во время работы. Краски можно заменить на акварельные краски и фломастеры, но их при этом нельзя стирать, так как рисунок исчезнет.

- Ткань для рисунка, должна быть обязательно натуральной - хлопчатобумажные ткани (ситец, бязь), нужно выбирать для того, чтобы фломастеры или краски, которыми покрывается ткань, могла пропитать всю ткань насквозь. Хлопок - это наиболее подходящая ткань для рисования.

Итак, мы узнали, что такое батик.

На данном уроке вы сами можете выступать в роли настоящего художника ДПИ. Своими руками сделать красивые декоративные вещи. Они оживят интерьер школы или вашего дома, наполнят их теплом, но самое главное - вы подарите радость всем, кто умеет по - настоящему ценить красоту.

Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей, которые создают художественные изделия главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие и т. д.


Основные виды декоративно-прикладного искусства:

Батик

Кружевоплетение

Художественная резьба

Керамика

Вышивка

Макраме

Ювелирное искусство

Лаковая миниатюра

Художественная роспись по дереву

Художественная роспись по металлу

Художественное вырезание из бумаги

Художественная обработка кожи

Витраж

Мозаика

Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с одним из разновидностей ДПИ - Батик.

Виды батика

Конспект урока по Изобразительному искусству на тему Ты - сам мастер ДПИ. БатикКонспект урока по Изобразительному искусству на тему Ты - сам мастер ДПИ. БатикКонспект урока по Изобразительному искусству на тему Ты - сам мастер ДПИ. БатикКонспект урока по Изобразительному искусству на тему Ты - сам мастер ДПИ. Батик

Конспект урока по Изобразительному искусству на тему Ты - сам мастер ДПИ. Батик Сибори Холодный батик

(складной батик)

Горячий батик

Узелковый батик

Свободная роспись

Материалы и инструменты:

  1. Ткань (шелк, х/б, шерсть, синтетика)

  2. Рама или пяльцы.

  3. Краски: анилиновые или акриловые.

  4. Кисти, тампоны ватные.

Учитель: Чем же отличаются виды батика? А различаются они своей технологией изготовления.

А) Для того, чтобы сделать свободную роспись надо грунтовать ткань. Сама техника напоминает живопись. Это делается для того, чтобы краски не растекались по ткани. Для грунтовки ткани используют желатин, солевой раствор, отвар из рисовой муки с добавлением желатина, крахмал. После того как загрунтованная ткань высохла, ее начинают расписывать.

Б) Просмотр видеофильма ,,Холодный батик".

В технике холодного батика в качестве резерва используют резервирующую жидкость, состоящую из бензина, резинового клея, парафина.

Резерв нужен для того, чтобы краски между собой не смешивались. Резерв помещают в стеклянную трубочку - резервуар. И наносят контур рисунка на ткань загнутым концом трубочки. Контуры, сделанные резервом должны быть замкнутыми, чтобы краска не затекала за рисунок. Затем резерв сохнет в течение 40 мин., после чего ткань можно расписывать красками.

В) Горячий батик: в качестве резерва используют горячий воск. Его наносят на ткань в качестве контура или покрытия отдельных участков. По окончании росписи резерв удаляется с помощью утюга.

Г) Техника узелкового батика

Он был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

Д) Техника Сибори отличается от узелкового батика тем, что изделие или ткань складывают особым образом, а потом производят окрашивание. После окрашивания ткани в любой из данных техник производят запаривание ткани. Если изделие не требует стирки, можно вместо запаривания прогладить утюгом через рыхлую бумагу.

Учитель: Итак, я познакомила вас с разными техниками изготовления батика, а теперь мы переходим к практической работе.

Практическая работа:

1. Инструктаж по охране труда, при работе с красителями.

2.Роспись по ткани.

Техника безопасности:

* У вас на столах находятся краски, кисти, ватные палочки и ткань, запяленная в пяльцы. На ней уже нанесен рисунок, который обработан резервом по контору.

* Вам остается лишь аккуратно раскрасить рисунок, но прежде чем мы приступим к работе, я расскажу вам о правилах безопасности.

* Каждому начинающему надо знать основное правило: идти от светлых участков к темным, в этом случае любое нечаянно поставленное пятно можно закрасить следующей за ней более темной краской. Кисть окуните в краску примерно до половины и затем свободно, без нажима, проведите по ткани кончиком кисти. Ткань сама «забирает» краску с кисти, так что волшебные цветные разводы возникают без особого труда с вашей стороны. Можно залить зарезервированные участки водой, а затем уже расписать их красками. При таком способе заливки следует помнить, что краски станут менее насыщенными, но зато получится плавный переход от более темного к светлому тону. (Весь рассказ сопровождается показом).

Мягкие цветовые переходы можно создать, проводя по залитому краской участку кистью, смоченной в спирте. После этого в некоторых местах краска потеряет свою насыщенность, в других местах станет более яркой и переходы от одной к другой станут плавными. Можно использовать дополнительные декоративные эффекты. Закончив роспись, надо ее просушить.

А теперь давайте приступим к работе.

Выполнение практической работы учащимися.

Текущий инструктаж. Во время практической работы учащихся учитель проводит обходы рабочих мест с целью:

контроля за правильностью выполнения приемов работы;

оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе;

контроль объема и качества выполненной работы.

Итог урока:

Учитель: Практическая работа закончена. Я предлагаю сделать вывод, анализ.

Значение цветка.

Что означает цветок ромашки? По одному из преданий, ромашка вырастет там, где упадет на землю звезда. Название цветка славянское, но о ромашках знают во многих странах. На языке цветов ромашка означает юность, романтичность, невинность.

Лилия несёт в семью изобилие и гармонию, а к одиноким людям привлекает их вторую половинку. Лилия белая - чистота, непорочность

Алая - возвышенные намерения

Желтая -1) веселье и благодарность, 2) ложь и легкомыслие.

Оранжевая - ненависть и отвращение

Тигровая - изобилие, процветание, самонадеянность, гордость

Фиалка - эмблема ежегодно оживающей весной природы

Голубая - лояльность, верность

Белая - скромность

Гербера - цветок счастья и успеха. Герберы - это цветы радости, веселья. Они дарят нам смех и улыбки. В общем, все то, чего порой так не хватает в жизни.

Гибискус (или китайская роза) помогает укрепить брак и обрести семейное счастье. И не зря «цветок любви» - его второе название. Цветок гибискус вселяет уверенность, способствует налаживанию контактов человеку с излишне мягким характером.

Выставление оценок.

Д/з. Принести материалы для выполнения творческой работы: картон, клей ПВА, ножницы, куски ткани разного цвета, куски веревки, толстых ниток.

Рефлексия

"Букет настроения". В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы. На доске изображена ваза. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Цвета:

  • красный - восторженное;

  • оранжевый - радостное, теплое;

  • желтый - светлое, приятное;

  • зеленый - спокойное;

  • синий - неудовлетворенное, грустное;

  • фиолетовый - тревожное, напряженное;

  • черный - упадок, уныние.

Урок закончен.

До свидания.

© 2010-2022