Доклад Технология деятельностного типа на уроках изобразительного искусства

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педагогическом совете, Хакимуллина Э.Т., учитель ИЗО

Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО.
Технология деятельностного типа на уроках изобразительного искусства.


«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик,

напоминает фаршированную рыбу, которая не

может плавать» (А.Л. Минц)


Наша жизнь не стоит на месте - она стремительно развивается, набирает новые обороты, внося свои коррективы в различные жизненные процессы, в том числе - в процессы образовательные.

Мы все знаем старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, как вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, нужно научить её ловить.

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью новых стандартов образования становится развитие способности ученика учиться.

В этих условиях мы, как учителя, нацелены на формирование у обучающихся универсальных действий, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно - деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Итак, что такое системно - деятельный подход?

Системно - деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной, познавательной деятельности школьника. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

При реализации системно-деятельностного подхода хорошо показала себя технология коллективной деятельности. Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства пользуется популярностью не только среди учителей, но и вызывает интерес к творческому процессу у обучающихся.

Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у обучающихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. Педагогами коллективная деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализации творческого потенциала и комфортности.

В методике преподавания изобразительного искусства известна классификация (разработана коллективом учителей-экспериментаторов по программе Б.М.Неменского; Т.С.Комарова и А.И.Савенков), в основе которой лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая.

Совместно-индивидуальная деятельность предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция.

Совместно-последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становиться предметом деятельности другого. Это процесс-игра, где каждый учащийся уподобляется мастеру, играет роль художника-мастера, работающего на линии конвейера художественного производства. Совместно-последовательная деятельность на уроке представляет собой два основных этапа:

  1. Индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия;

  2. Последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

Совместно-взаимодействующая деятельность предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества, или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эта форма организации коллективной деятельности требует от учителя определенных организаторских способностей, а от учеников - умения общаться в процессе практической деятельности: сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции.

Успех любой деятельности зависит от ее организации. Организация коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства требует от педагога особой подготовки. А при выборе темы и методики коллективной изобразительной деятельности необходимо учитывать следующее:

  • Место коллективной деятельности в тематическом плане и в структуре урока;

  • Возрастные особенности обучающихся;

  • Посильность задания и доступность изобразительной технологии его выполнения.

Работа по технологии коллективного обучения осуществляется через:

  • Работу в парах

  • Работу в малых группах

  • Коллективную работу

Основные этапы урока по технологии коллективного обучения:

  • Организационный момент, положительный настрой

  • Создание проблемной ситуации

  • Ознакомление с учебными целями, вовлечение обучающихся в целеполагание.

  • Каждый ученик изучает свой фрагмент учебного материала (фрагменты заданий составляются с учётом уровней усвоения материала разными учениками)

  • Каждый ученик работает индивидуально, в паре, группе (с учётом способностей и желания учеников)

  • Систематизация и обобщение учителем совместно с обучающимися пройденного материала, коррекция знаний и умений обучающихся

  • Рефлексия (оценка результатов деятельности: самооценка, взаимооценка)

Коллективные работы с учащимися мы начинаем выполнять уже с 1 класса. Эти работы относятся к совместно-индивидуальной форме деятельности. Каждый ребенок получает конкретное задание, выполняет его, а в конце урока из детских работ составляется композиция или панно. Например, тема «Букет для мамы», «Осенний лес», «Зимние забавы». Дети получают шаблон, обводят его, вырезают по контуру и украшают согласно поставленным задачам. Основу для панно в данном случае готовлю я сама.

Во 2 классе, при изучении темы «Птицы родного края» мы выполнили коллективную работу - «Птичий базар». Обучающиеся разделились на пары. Одни сами нарисовали различных птиц, другие вырезали все изображения, третьи подготовили заготовки для рябиновых гроздьев, а четвертые все элементы собрали воедино на панно и приклеили. Здесь уже мы применили совместно-последовательную деятельность.

В 4, 5 классах мы реализуем совместно-взаимодействующую форму коллективной деятельности, которая требует более слаженной работы обучающихся. Это такие тем, как «Ветка сирени», «Дружный хоровод» и тд. Обучающиеся уже сами решают, каким способом воплотить в жизнь поставленные задачи. Например, при изучении на протяжении трех уроков национальных костюмов русских, татар и башкир, ставится проблема, как объединить все новые знания и умения воедино на обобщающем уроке? Ребята сами предлагают создать общую композицию из созданных ранее рисунков.

Чтобы процесс коллективной деятельности был посильным, а ее результат отвечал эстетическим требованиям, радовал соавторов, я предлагаю воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Для основы лучше использовать цветную бумагу, сделанную самим педагогом (покрасить большие листы в нужные цвета), в работе над реалистической композицией, например моноплановое изображение пейзажа города, села. Окрашенная бумага позволяет учащимся дорисовать аппликативные силуэты красками и т.д.

  • Соблюдать соразмерность деталей в коллективной композиции, для этого необходимо выдавать учащимся цветную бумагу, заранее нарезанную на прямоугольники или квадраты определенного размера;

  • Давать детям младшего школьного возраста шаблоны с изображением каких либо элементов композиции (женские фигуры в хороводе, игрушки и т.д) силуэты шаблонов должны быть разнообразны и предоставлять обучающимся наибольшую фантазию для творчества;

  • Использовать раздаточный материал (репродукции, зарисовки), технологические карты в ходе коллективной работы, которые дополнят представления детей о предметах изображения и технологии выполнения задания;

  • Техника выполнения совместной композиции должна быть несложной;

  • Показ образцов, коллективных работ прошлых лет делает четким представление учащихся об объеме предстоящей работы, а также об эстетике результата, на который направлена совместная деятельность учащихся.

Фрагмент урока по теме «Красивые рыбы»

  1. Организационный момент

  2. Подведение к теме. Создание проблемной ситуации.

Предложить одному из детей на ощупь определить, что лежит в мешочке, не сообщая никому. Затем все остальные дети должны угадать, что там находится через наводящие вопросы. Отвечать можно только «Да» или «Нет».

- Это одушевленный предмет (живое, неживое)?

- Живет на суше?

- Живет в воде?

- Это рыба.

3. Определение темы урока. Совместная постановка целей и задач урока.

- Узнать какие бывают рыбы?

- Где обитают?

- Изучить строение.

- Создать коллективную композицию.

4. Поиск новых знаний.

- просмотр видеоролика, презентации

- изучение раздаточных текстов и тд.

- первичное закрепление знаний

5. Практическая работа.

- совместное определение алгоритма действий для создания коллективной композиции

- распределение обязанностей, функций (ода группа готовит фон будущей работы, остальные - отдельные элементы)

- самостоятельная работа (рисование фона подводного пространства, рисование рыб, водорослей, камней на отдельных заготовках)

- создание коллективной композиции (наклеивание всех элементов на фон)

6. Рефлексия

- оценка собственной работы

- взаимооценка

- оценка коллективного результата.


© 2010-2022