Конспект по изобразительному искусству на тему Гжель

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Гжель. Сказочная гжель.»

Цели урока: Познакомить детей с искусством гжельских мастеров

Задачи

1. Обучать практическим умениям и навыкам рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками.

2.Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером. Способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии

3. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту

Материал и Оборудование:

1.Для учителя: предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), наглядный материал, репродукции, презентации «Гжель»

2.Для учащихся: модель для раскрашивания " Виньетка или "Гжельский бычок"", гуашь, кисти баночка для воды, лист бумаги салфетка, простой карандаш,стирательная резинка, гуашь

План урока

1.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

2.теоритическая часть.

Вводная беседа с демонстрацией гжельской росписи, презентация.

3.Обьяснение последовательности росписи.

(презентация и наглядный пример, наглядный материал)

4.Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания.

5.Подведение итогов.




Ход урока

1Организационный момент. Сообщение темы и целей урока (презентация)

Запись на доске: Сказочная гжель.

Сегодня, ребята, наш урок посвящен «Сказочной гжели». Но расскажу я вам не сказку, а быль.

2 Теоритическая часть.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке - курочка красуется.(фотография в презентации)

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его. (фотография в презентации)

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.(фотография в презентации)

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

(Показ презентации «Гжель», обращение внимание на особенности гжельской росписи)

Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут "колдовскими синими цветами". И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне - исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Л. Куликова.

3Обьяснение выполнения задания.

Пожалуй самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

Используются завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки.

Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.(фотографии впрезентации)

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название - Гжель.

И.Кадухина

Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок "мазок на одну сторону" или " мазок тенями". В нем виден постепенный переход от светлого к темному.(фотография в презентации)

Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель.

4Практическая часть .

Вопрос: Что украшают гжельскими узорами?

Ответ: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы.

А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Есть у меня набор гжельских бычков (учитель называет имеющиеся модели для раскрашивания), но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их?

А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

В процессе самостоятельной работы дети находятся в творческой свободе, оказывая индивидуальную помощь.

5 Подведение итогов.

В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и происходит выбор лучшей работы. Похвала каждого ученика. Выявление в игрушке то, что лучше всего удалось. Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!



© 2010-2022