Дополнительная образовательная программа «Акварелька» на базе МКОУ Берёзовской СОШ

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дополнительная образовательная программа «Акварелька» на базе МКОУ Берёзовской СОШДополнительная образовательная программа «Акварелька» на базе МКОУ Берёзовской СОШМуниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Аннинский дом детского творчества


«УТВЕРЖДЕНО»

протокол педсовета № 1

от 29.08.2014г.

приказ № 20 от 01.09.2014 г.

по МКОУ ДОД Аннинскому ДДТ

Директор______________

Гоголева Н.А.


Дополнительная образовательная

программа «Акварелька» на базе МКОУ Берёзовской СОШ






Возраст: 11-14 лет

Срок реализации: 2 года





Программа разработана педагогом

дополнительного образования

Шаповаловой Любовью Александровной в 2014 году


п.г.т. Анна




«Каждый ребенок - художник.

Трудность состоит в том, чтобы остаться

художником, выйдя из детского возраста»

Пабло Пикассо

Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует кругозор, формирует нравственные принципы. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления детей является художественно - творческая деятельность. Изобразительное искусство - это занятие для детей совершенно разного возраста. ИЗО - студия дает возможность юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, лепка, моделирование.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька» МКОУ ДОД Аннинского ДДТ на базе МКОУ Берёзовской СОШ художественной направленности рассчитана на возрастную категорию обучающихся от 11 до 14 лет. Срок реализации программы 2 года.

Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Знакомство с творчеством Воронежских художников, посещение выставочных залов г. Воронежа и п.г.т. Анна. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко - технологической стороне. Занятия различными видами изобразительной деятельности способствуют самовыражению воспитанника, развитию творческих способностей и обогащению его представлений об окружающей действительности.

В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен «живого творчества», а дополнительные занятия детей в различных изостудиях, объединениях декоративно-прикладного творчества могут в полной степени удовлетворить потребности в творчестве. В настоящее время существует несколько программ по предмету «Изобразительное искусство», составленные под руководством Б. М. Неменского, В. С. Кузина, Т. Я. Шпикаловой. У каждой программы свои отличительные особенности, цели и задачи. Эти программы получили общественное признание и многочисленных пользователей, имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских школах искусств.

Отличительные особенности данной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акварелька» от уже существующих в этой области заключается в том, что она предназначена для работы с воспитанниками в свободное от учебы время в объединении изобразительного искусства, где каждый может раскрыть свои художественные способности, познакомиться с миром искусства более близко. Программа «Акварелька» ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала. Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности.

Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта обучающихся, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно - творческого опыта, обучению приёмам художественно - творческих действий. На протяжении всего обучения применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве. Так же для улучшения восприятия и более близкого ознакомления воспитанников с изобразительным искусством планируются посещения выставок и музеев. Все это в целом является мощным стимулом для развития познавательного интереса к искусству.

Данная программа является актуальной для обучающихся среднего школьного возраста, которые, занимаясь изобразительным искусством, учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи. Дают возможность творческой самореализации личности и приобщению к традициям русского народного творчества и родного края.

Программа направлена на практическое применение полученных знаний и умений. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание обучающихся, формирует опыт творческого общения, а периодическая организация выставок даёт возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха, получить положительные эмоции. Выполненные на занятиях работы воспитанниками могут быть использованы как подарки для родных и друзей, так и для оформления кабинета.

Педагогическая целесообразность программы «Акварелька» очевидна, так как обучающиеся получают дополнительные знания по таким предметам, как изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, повышая свой образовательный уровень по истории искусств, краеведению. Кроме того, при реализации программы повышается психологическая защищенность, коммуникативность, самооценка.

Цель программы: формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития обучающихся и условий для их социализации в будущей жизни.

Это определило следующие задачи программы:

Обучающие:

  • формировать базовые компетенции в области изобразительной деятельности;

  • расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном искусстве;

  • помочь овладеть практическими умениями и навыками в художественной деятельности;

  • формировать первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной жизни человека;

  • формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • формировать умения по изодеятельности в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);

  • формировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности.

Развивающие:

  • развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной жизни.

Воспитывающие:

  • воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства;

  • развивать нравственные и эстетические чувства: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

  • формировать коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в каждом воспитаннике.

Занятия строятся в соответствии с системой следующих принципов: гуманизации образования, от простого - к сложному, творческого самовыражения, психологической комфортности, принципа активности, наглядности, принципа доступности и посильности, дифференцированного подхода.

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька» реализуется в объединении «Акварелька». Группа первого года обучения формируется на основе предварительного собеседования и начальной диагностики индивидуальных возможностей обучающихся. Приём в объединение осуществляется после подачи личного заявления родителей (законных представителей родителей), заключения Договора об организации образовательного процесса между администрацией образовательного учреждения и родителями (законными представителями родителей), согласия родителя (законного представителя) на обработку персональных данных обучающихся, ксерокопии свидетельства о рождении обучающегося.

Наполняемость учебных групп регламентирует Устав учреждения: первый год обучения - 12 человек, второй год обучения - 10 человек. Каждая учебная группа посещает объединение два раза в неделю по два учебных занятия (всего 144 часа в год), продолжительность одного учебного занятия составляет 45 минут. Четыре академических часа в неделю рассчитаны на индивидуальные и групповые занятия, практико-ориентированную деятельность и досугово-развивающие дела.

Ожидаемым результатом освоения программы является повышение уровня исполнения обучающимися работ в технике живописи, рисунка и декоративных поделок, развитие творческих способностей, которые проявляются в овладении техникой рисования, в знании основ изобразительной грамоты, в освоении обучающимися образовательных нормативов. К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:

  • название главных цветов, дополнительных, производных;

  • элементарные правила смешения цветов;

  • об искусстве, о декоративно-прикладном искусстве, как видах искусства, об их роли в жизни человека;

  • об основных понятиях изобразительной грамоты;

  • правила построения композиции и орнамента;

  • о наиболее значимых музеях искусства России, о профессиональном и народном искусстве и культуре;

  • виды художественной деятельности и жанры искусства;

  • развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость;

  • развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

  • приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека.

  • осваивают основы с использованием различных художественных материалов;

  • приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства;

  • осваивают выразительные возможности художественных материалов: живописных и графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина;

  • учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников, учатся использовать художественные термины и понятия;

  • овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности;

  • приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений, животных, человека;

должны уметь:

  • правильно сидеть за столом;

  • свободно работать карандашом, без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращать при этом лист бумаги;

  • передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предмета;

  • правильно работать акварельными, гуашевыми и акриловыми красками - рисовать и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность, выполнять простейшие узоры в полосе, квадрате, круге из декоративных форм растительного мира;

  • применять приемы рисования кистью;

  • работать с цветом, линией, тоном, пространством, формой при создании графических, живописных работ, а также по лепке;

  • работать с художественными материалами: гуашь, акриловые краски, акварель с белилами, уголь, карандаш, кисть, аппликация, пластилин, бумага, ткань и др.

  • узнавать главные элементы народной росписи Городца, Гжели, Хохломы и самостоятельно выполнять элементы этих росписей, владеть основными приемами при выполнении элементарных, основных, элементов городецкой росписи, ориентироваться в материале;

  • ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения городецкой росписи;

  • выполнять несложные композиции с применением полученных знаний, в основном составление цветочных композиций;

  • работать как самостоятельно, так и в коллективе;

  • совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки на занятиях и в повседневной жизни.

В группу второго года обучения предполагается набор воспитанников, прошедших курс первого года обучения. Однако возможен набор и новых воспитанников после прохождения опроса и тестирования и при наличии определенного уровня знаний и умений.



Педагогический контроль


Название

Сроки

Задачи

Формы оценки ожидаемого результата

Предварительный этап

Сентябрь-октябрь

- Выявить исходный уровень подготовки детей

Наблюдение, собеседование

Текущий

По итогам темы

- Выявление степени усвоения обучающимися учебного материала;
- выявление отстающих, опережающих, уровень развития способностей

Просмотр работ

Итоговый

По итогам учебного года (апрель)


По итогам освоения всей программы

- закрепление знаний
- степень достижения результатов по итогам освоения всей программы;
- закрепление знаний;
- получение сведений о необходимости корректировки программы;
- ориентация на самостоятельное обучение, дальнейшее планирование деятельности по изобразительному искусству.

Выставка внутри учреждения;

Игра, викторина по предмету,

Выставка, конкурс творческих работ.


Материал изучается тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи.

Уровень освоения программы демонстрируется и отслеживается на открытых занятиях по каждому курсу в конце учебных четвертей и учебного года, на праздниках, фестивалях, концертах, творческих отчётах педагогами, родителями, администрацией учреждения.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности обучающихся на занятиях изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

  • декоративная и конструктивная работа;

  • - восприятие явлений действительности и произведений искусства;

  • - обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

  • - изучение художественного наследия;

  • - подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

После изучения каждой темы проводится мини-выставка рисунков/поделок. При этом педагог опирается на следующие критерии оценивания:

  • Целостность восприятия

  • Аккуратность в работе

  • Возраст воспитанника

  • Уровень сложности

  • Самостоятельность

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.




Календарно-тематический план

1 год обучения

№ темы

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

1

Вводное занятие

«Добро пожаловать!»

  • Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности

  • Наброски кистью, навыки работы

2

2

1



1

1 нед. Сент.

03.09.14

2

Рисунок

«Учись рисовать с натуры»

  • Пленер. Наброски пейзажа с рекой

  • Пленер. Наброски деревьев

«Осенний букет»

  • Построение натюрморта

  • Работа в технике «гризайль»

«Искусство создавать гравюры»

  • Знакомство с творчеством известных графиков

  • Создание композиции сказочных сюжетов в набросках гравюры

«Народное творчество - лубочные картинки»

  • Знакомство с лубочными картинками путем виртуального посещения музея народного творчества

  • Наброски лубочных картинок цветными карандашами

  • Иллюстрации басен в технике лубочных картинок

«Натюрморт»

  • Знакомство с творчеством Машкова. Построение натюрморта из фруктов

  • Работа светотенью

«В мире животных»

  • Знакомство с творчеством художников-анималистов

  • Наброски домашних животных

  • Наброски диких животных

28

4

2

2

4

2

2

4

2



2

6

2

2



2



4

2





2

6

2

2

2

1 нед.сент.

2 нед.сент.

2 нед.сент.

3 нед. сент.

3 нед.сент.

4 нед.сент.

4 нед.сент.

1 нед.окт.

1 нед.окт.

2 нед.окт.

2 нед. окт.

3 нед.окт.

3 нед.окт.

4 нед.окт.

05.09.14

10.09.14

12.09.14

17.09.14

19.09.14

24.09.14

26.09.14

01.10.14

03.10.14

08.10.14

10.10.14

15.10.14

17.10.14

22.10.14

3

Живопись

«Пасмурный денек»

  • Знакомство с понятием «Пленэр», «Колорит», знакомство с творчеством известных Воронежских художников по репродукциям картин.

  • Виртуальное посещение музея им. Крамского в г. Воронеже

  • Навыки работы с различными материалами.

  • Изображение состояние природы в пасмурный день

«На рассвете»

  • Знакомство с понятиями

«Контраст», «Нюанс», закрепление понятия «Колорит»

  • Навыки работы акварелью.

  • Эскизы пейзажа в технике «по -сырому».

  • Передача цветом времени суток

«Цвет и чувство»

  • Закрепление понятий «контраст, колорит, нюанс»

  • Навыки передачи цветом своего настроения, целостность цветового решения.

«Первый снег»

  • Закрепление понятия раздельного мазка

  • Передача цветом состояния природы

«Рисуем драпировку»

  • Изображение гипсовой геометрической фигуры на двух контрастных по цвету драпировках

«Мозаика»

  • Знакомство с понятием «Мозаика», историей ее возникновения. Подготовительная работа.

  • Аппликация из цветной бумаги в технике «Мозаика»

«Пушистые зверята»

  • Закрепление знаний о художниках - анималистах, знакомство с техникой работы сухой кистью

  • Рисунки зверят в технике сухой кисти, выполнение схемы построения животных

«Весна пришла»

  • Закрепление понятия пейзаж, знакомство с творчеством Воронежского художника Корзухина. Посещение выставки-музея художников Аннинского района в школе №1.

  • Пейзаж «по - сырому», построение композиции

«Распускаются цветы»

  • Эскизы различных цветов в одной цветовой гамме

  • Натюрморт с первыми весенними цветами

40

8

2

2

2

2

8

2

2

2

2

4

2

2

4

2

2

2

2

3

1

2

3

1

2

4

2



2

4

2

2

4 нед.окт.

5 нед.окт.

2 нед.нояб.

2 нед.нояб.

3 нед.нояб.

3 нед.нояб.

4 нед.нояб.

4 нед.нояб.

5 нед.нояб.

5 нед.нояб.

1 нед.дек.

1 нед.дек.

2 нед.дек.

2 нед.дек.

3 нед.дек.

3 нед.дек.

4 нед.дек.

4 нед.дек.



5 нед.дек.

3 нед.янв.

3 нед.янв.

24.10.14

29.10.14

05.11.14

07.11.14

12.11.14

14.11.14

19.11.14

21.11.14

26.11.14

28.11.14

03.12.14

05.12.14

10.12.14

12.12.14

17.12.14

19.12.14

24.12.14

26.12.14



31.12.14

14.01.15

16.01.15

4

Декоративная работа

«Мозаика»

  • Закрепление понятия мозаики, знакомство с понятием «Витраж»

  • Работа витражными красками на стекле. Создание композиции.

«Городецкая роспись»

  • Закрепление понятия промысел, знакомство с городецкой росписью, ее историей, традициями, основными элементами

  • Составление композиции росписи на дощечке и прописка основных элементов

  • Завершение работы под Городец, покрытие лаком

«Золотая Хохлома»

  • Знакомство с хохломой, историей ее возникновения, традициями письма, основными элементами, цветами.

  • Выполнение эскиза основных элементов хохломской росписи «под фон», «травка»

  • Составление композиции росписи

  • Роспись изделия из папье-маше

«Голубая сказка Гжели»

  • Знакомство с промыслом гжели, основными элементами, цветами, традициями. Эскизы основных элементов росписи

  • Роспись «под Гжель» на фарфоровом блюдце

«Мои любимы сказки»

  • Закрепление знаний о лубочном творчестве, иллюстрации

  • Иллюстрирование сказки в традициях лубочной живописи.

«Смешные кляксы»

  • Знакомство с нетрадиционной техникой рисования - кляксографией..

  • Создание «клякс» на бумаге и фантазия с дорисовкой сюжета

30

4

2

2

6

2

2

2

7

1

2

2

2

6

2

4

4

2

2

3

1

2

4 нед.янв.

4 нед.янв.

5 нед.янв.

5 нед.янв.

1 нед.фев.

1 нед.фев.

2 нед.фев.

2 нед.фев.

3 нед.фев.

3 нед.фев.

4 нед. фев.

1 нед.марта

1 нед.марта

1 нед.марта

2 нед. марта

21.01.15

23.01.15

28.01.15

30.01.15

04.02.15

06.02.15

11.02.15

13.02.15

18.02.15

20.02.15

25.02.15

27.02.15

04.02.15

06.02.15

06.02.15

11.03.15

5

Композиция

«Статика»

  • Изучение понятия «Статика» на примере художественных произведений.

  • Выполнение упражнения на передачу статики в изображении

«Динамика»

  • Изучение понятия «Динамика» на примере художественных произведений

  • Выполнение упражнений на передачу динамики в изображении

  • Выполнение набросков многофигурной композиции с передачей динамики движения

«Композиционный центр»

  • Выполнение упражнений на выделение композиционного центра цветом, расположением.

  • Создание композиции на любимое произведение с выделением композиционного центра - главного героя

«Симметрия и ассиметрия»

  • Выполнение графических упражнений

  • Создание симметричной и ассиметричной композиции

26

4

2

2

9

2

2

5

9

4

5

4

2

2

2 нед. марта

3 нед. марта

3 нед. марта

4 нед. марта

4 нед.марта

1 нед.апр.

1 нед.апр.

2 нед.апр.

2 нед.апр.

3 нед.апр.

4 нед.апр.

4 нед.апр.

13.03.15

18.03.15

20.03.15

25.03.15

27.03.15

01.04.15

03.04.15

08.04.15

10.04.15

15.04.15

17.04.15

22.04.15

24.04.15

6

Введение в историю искусства

  • Северное Возрождение (Я.Ван Эйк, А.Дюрер, П. Брейгель Старший, школа Фонтенбло).

  • .Культура Античности

  • Средние века

  • Культура Востока.

  • Возрождение.

  • Древние цивилизации

  • Современное искусство

8

1

1

1

1

1

1

2

5 нед.апр.

5 нед.апр.

2 нед.мая

2 нед.мая

2 нед.мая

2 нед.мая

3 нед мая

29.04.15

29.04.15

06.05.15

06.05.15

08.05.15

08.05.15

13.05.15

7

Знакомство с творчеством художников

  • Виртуальное посещение Воронежского художественного музея им. Крамского

  • Поездка в Аннинскую СОШ № 1 для посещения выставочного зала художников района

  • Встреча с художником-земляком, а ныне директором художественной мастерской Владимировым В.И.

6

2

2

2

3 нед.мая

4 нед.мая

4 нед.мая

15.05.15

20.05.15

22.05.15

8

Подготовка к конкурсам и праздникам.

  • Оформление работ к выставке

2

5 нед.мая

27.05.15

9

Итоговое занятие «Ярмарка талантов»

  • Обсуждение и оценка всей творческой деятельности за год, выставка в ДДТ муниципальная выставка

2

5 нед.мая

29.05.15

Итого:

144


Календарно-тематический план

2 год обучения

№ темы

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

1

Вводное занятие

- «Волшебный мир искусства»

Техника безопасности на занятиях.

Закрепление навыков работы кистью, правила работы карандашом.

2

2


1 нед. сент.

02.09.15

2

Рисунок

- «Рисунок - основа изобразительного искусства». Закрепление понятий «линия, штрих, пятно»

- Графические упражнения в изображении объема геометрического тела

- «Натюрморт из геометрических тел».

Закрепление понятий «свет, тень, полутень…»

- Выполнение натюрморта в карандаше, композиция.

- «Художники - анималисты»

- Выполнение рисунка животных гелевой ручкой, схема построения животных

- «Зарисовки животных в движении». Наброски домашних животных в движении (карандаш)

- «Зоопарк». Виртуальное посещение зоопарка, зарисовки животных.

- «Изображение фигуры человека в истории искусств». Знакомство с творчеством итальянских художников-портретистов.

- Изучение и выполнение схемы построения человека

- «Пропорции строения человека». Сравнение схем пропорций ребенка и взрослого.

- Наброски человека

- « Портрет друга». Зарисовка определенного человека (карандаш)

- Женский портрет (пастель)

- «Моя семья». Портрет мамы

- Групповой портрет

- «Такие разные лица». Знакомство с понятием «шарж»

- Шарж на друга

- «Путешествуя по улицам города или рассказ старого дома». Изображение старинных вещей

-Оформление выставки детских работ в жанре рисунка

40

2





2



2



2



2

2



2



2



2





2



2



2

2



2

2

2

2



2

2



2

1 нед.сент.

2 нед.сент.

2 нед.сент.

3 нед. сент.

3 нед.сент.

4 нед.сент.

4 нед.сент.

5 нед.сент.

1 нед.окт.

2 нед.окт.

2 нед. окт.

3 нед.окт.

3 нед.окт.

4 нед.окт.

4 нед.окт.

5 нед.окт.

5 нед.окт.

2 нед.нояб.

3 нед.нояб.

3 нед.нояб.

04.09.15

09.09.15

11.09.15

16.09.15

18.09.15

23.09.15

25.09.15

30.09.15

02.10.15

07.10.15

09.10.15

14.10.15

16.10.15

21.10.15

23.10.15

28.10.15

30.10.15

06.11.15

11.11.15

13.11.15

3

Живопись

- «Пятно как средство выражения»

- Упражнения в локальном цвете

- Упражнения в цветовой гамме

- «Цвет в произведениях живописи»

- Монотипия

- Кляксография, «волшебная нить»

- Этюд. «Настроение». Закрепление понятий: контраст, нюанс.

- Этюд. «Воспоминание об осени»

- Этюд. «Здравствуй зима»

- «Декоративный натюрморт». Особенность натюрморта.

- Построение и подмалевок натюрморта

- Натюрморт в технике гуашь

- «Композиция как ритм пятен» (натюрморт в технике акварели, построенный на сближенных цветах)

- Построение акварельного натюрморта в сближенных цветах. Выполнение лессировкой.

- Натюрморт, выполненный на сближенных цветах

- Завершение натюрморта в технике акварели в одной цветовой гамме

- «Этюд. Цветы». Итоговое занятие по блоку.

- Полевые цветы. По памяти и представлению

- Садово-парниковые цветы. Натюрморт с цветами с натуры.

- Этюд «Сирень», выполненный в технике «по-мокрому»

- Рисунок «Цветы» в технике «мятая бумага», акварель-гуашь.

42

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4 нед.нояб.

4 нед.нояб.

5 нед.нояб.

5 нед.нояб.

1 нед.дек.

1 нед.дек.

2 нед.дек.

2 нед.дек.

3 нед.дек.

3 нед.дек.

4 нед.дек.

4 нед.дек.

3 нед.янв.

3 нед.янв.

4 нед.янв.

4 нед.янв.

5 нед.янв.

5 нед.янв.

1 нед.февр.

1 нед.февр.

2 нед.февр.

18.11.15

20.11.15

25.11.15

27.11.15

02.12.15

04.12.15

09.12.15

11.12.15

16.12.15

18.12.15

23.12.15

25.12.15

13.01.16

15.01.16

20.01.16

22.01.16

27.01.16

29.01.16

03.02.16

05.02.16

10.02.16

4

Декоративная работа

- Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы»

-Закрепление знаний о народных промыслах, символах росписей

- Составление росписи с учетом народных традиций

-«Живая красота жостовских подносов». Знакомство с историей, традициями

- Выполнение росписи на пластинке по мотивам жостовской росписи

- Завершающий этап росписи

- «Воронежская роспись». История возникновения, ее значение, основные элементы

- Выполнение макета русской избы

- Элементы воронежской росписи в макете

-«Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн»

- Шрифтовая композиция

- «Дизайн». Техника «декупаж».

- Изготовление поделки в технике «декупаж»

- «Основы дизайна». Понятия «Стиль», «Стилизация»

- Графические упражнения, стилизация природных форм

- Эскиз росписи мебели стилизованными природными формами

- Роспись доски природным орнаментом

- Роспись доски природным орнаментом

38

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2 нед.февр.

3 нед.февр.

3 нед.февр.

4 нед.февр.

4 нед.февр.

1 нед.марта

1 нед.марта

2 нед.марта

2 нед.марта

3 нед.марта

3 нед.марта

4 нед.марта

4 нед.марта

5 нед.марта

1 нед.апр.

2 нед.апр.

2 нед.апр.

3 нед.апр.

12.02.16

17.02.16

19.02.16

24.02.16

26.02.16

02.03.16

04.03.16

09.03.16

11.03.16

16.03.16

18.03.16

23.03.16

25.03.16

30.03.16

01.04.16

06.04.16

08.04.16

13.04.16

5

Композиция

- «Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства»

- Пленер

- Пленер

- « Пейзаж- настроение. Природа и художник»

- Пленер

- Пленер

- «Милосердие» - задание - размышление

- Выставка детских работ по теме

16

2

2

2

2

2

2

2

2

3 нед.апр.

4 нед.апр.

4 нед.апр.

5 нед.апр.

5 нед.апр.

2 нед.мая

2 нед.мая

3 нед.мая

15.04.16

20.04.16

22.04.16

27.04.16

29.04.16

04.05.16

06.05.16

11.05.16

6

Введение в историю искусства

2

3 нед.мая

13.05.16

7

Знакомство с творчеством Воронежских художников

2

4 нед.мая

18.05.16

8

Итоговое занятие

«Мы умеем и мы знаем!»

2

4 нед.мая

20.05.16

9

Подготовка к конкурсам и выставкам

2

5 нед.мая

25.05.16

Итого:

144


Содержание обучения

2 год

Раздел 1.Вводное занятие

«Волшебный мир искусства»

Теория: Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности, подготовка к учебному году.

Практика: закрепление навыков работы с кистью, правила работы с красками, уход за своими принадлежностями.

Раздел 2 Рисунок

2.1 «Рисунок - основа изобразительного искусства»

Теория: закрепление понятий «линия, штрих, пятно»

Практика: графические упражнения, закрепление навыков работы карандашом

2.2 «Натюрморт из геометрических тел»

Теория: закрепление понятий «свет, тень, полутень, тень падающая, рефлекс, нюанс, тень собственная».

Практика: выполнение натюрморта в карандаше, расположение изображения на бумаге.

2.3 «Художники - анималисты»

Теория: закрепление знаний о художниках - анималистах

Практика: выполнениие рисунка животных гелевой ручкой, схема построения животных.

2.4 «Зарисовки животных в движении»

Теория: : закрепление знаний о художниках - анималистах

Практика: выполнении е рисунка животных гелевой ручкой, схема построения животных в движении.

2.5 «Изображение фигуры человека в истории искусств»

Теория: знакомство с понятием «Портрет», видами портрета, с творчеством Кипренского

Практика: выполнение схемы строения человека

2.6 «Пропорции строения человека»

Теория: закрепление понятия портрет.

Практика:, изучение пропорций, сравнение схемы изображения ребенка и взрослого.

2.7 «Портрет друга»

Теория: закрепление понятия портрет.

Практика: выполнение изображения определенного человека. Техника - по выбору.

2.8 «Моя семья»

Теория: закрепление понятия портрет, знакомство с творчеством Боровиковского.

Практика: выполнение группового семейного портрета.

2.9 «Путешествуя по улицам города или рассказ старого дома» - итоговое занятие по блоку.

Теория: : выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.

Раздел 3 Живопись

3.1 «Пятно как средство выражения»

Теория: закрепление понятий «локальный цвет, цветовая гамма»

Практика: выполнение упражнений.

3.2 «Цвет в произведениях живописи»

Теория: закрепление знаний о цвете, цветовой гамме

Практика: монотипия

3.3 «Этюд. Настроение»

Теория: закрепление понятий: локальный цвет, цветовая гамма, контраст, нюанс»

Практика: передача состояния природ через цвет.

3.4 «Декоративный натюрморт»

Теория: «Что такое декоративный натюрморт? В чем его особенность?»

Практика: выполнение декоративного натюрморта гуашью.

3.5 «»Композиция как ритм пятен»

Теория: закрепление понятий: локальный цвет, цветовая гамма, контраст, нюанс»

Практика: выполнение натюрморта, построенного на сближенных цветах в технике акварели.

3.6 «Этюд. Весенние цветы» - итоговое занятие по блоку

Теория: выявление уровня знаний по пройденным темам.

Практика: работа в единой цветовой гамме и в цветовой гамме, построенный на контрастных сочетаниях. Рисование с натуры.

Раздел 4. Декоративная работа

4.1 «Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы»

Теория: закрепление знаний о народных промыслах, символах росписей

Практика: составление росписи с учетом народных традиций.

4.2 «Живая красота жостовских подносов»

Теория: знакомство с историей жостовской росписи, ее традициями и основными элементами.

Практика: выполнение жостовской росписи на тарелке.

4.3 «Уральская роспись»

Теория: знакомство с историей возникновения уральской росписи, ее значением, основными элементами.

Практика: Выполнение макета русской избы с элементами уральской росписи.

4.4 «Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн»

Теория: знакомство с понятием «Дизайн», историей развития дизайна

Практика: графические упражнения, шрифтовая композиция.

4.5 «Дизайн открытки»

Теория: закрепление знаний об истории открытки, ее видах

Практика: изготовление открытки в технике декупаж.

Раздел 5. Композиция

5.1 «Пейзаж - большой мир»

Теория: закрепление знаний о пейзаже, видах пейзажа, о композиции, композиционном центре знакомство с творчеством Айвазовского.

Практика: организация изображаемого пространства

5.2 «Пейзаж - настроение. Природа и художник»

Теория: закрепление знаний о пейзаже, законах композиции, знакомство с творчеством Васильева.

Практика: передача своего настроения через цветовое решение пейзажа.

5.3 «Основы дизайна»

Теория: закрепление знаний о дизайне, знакомство с понятием «Стиль», «Стилизация»

Практика: выполнение графических упражнений, стилизация природных форм.

5.4 «Милосердие» - итоговое занятие - размышление.

Теория: выявление уровня знаний по пройденным темама.

Практика: выполнение графического упражнения на заданную тему, выставка детских работ.

Раздел 6. Введение в историю искусств

Теория: беседы о художниках - графиках, живописцах. Русские иконы. Творчество Андрея Рублева, Феофана Грека.

Раздел 7. Знакомство с творчеством художников.

Теория: . посещение художественного музея, выставок детского творчества, выставок профессиональных художников.)

Итоговое занятие. «Мы умеем и мы знаем!»

Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.

Содержание обучения

1 год

Раздел №1. «Добро пожаловать» - Вводное занятие.

Теория: Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности, подготовка к учебному году.

Практика: закрепление навыков работы с кистью, правила работы с красками, уход за своими принадлежностями.

Раздел 2. Рисунок

2.1 «Учись рисовать с натуры»

Теория: повторение и закрепление понятий «Натюрморт», познакомить с понятиями «Тень падающая, тень собственная, блик, рефлекс, ось симметрии»

Практика: навыки работы с натурой, построение композиции на бумаге. Наброски природы с натуры. Соотношение неба и воды, травы и листьев деревьев.

2.2 «Осенний букет»

Теория: закрепить понятия «линия, штрих, пятно»

Практика: закрепить умения работать карандашом, с натурой, расположение изображения на бумаге. Натюрморт в графике. Навыки работы в технике «гризайль».

2.3 «Искусство создавать гравюры»

Теория: знакомство с новым видом искусства Гравюрой, с известными художниками, работавшими в этой технике.

Практика: выполнение эскиза гравюры на любимую сказку

2.4 «Народное творчество - лубочные картинки»

Теория: знакомство с лубочным творчеством. Виртуальное путешествие в Русское Средневековье

Практика: навыки работы с цветными карандашами. Наброски лубочных картинок на темы известных басен.

2.5 «Натюрморт»

Теория: закрепление знаний о натюрморте, знакомство с творчеством Машкова

Практика: навыки работы с натурой, построение изображения на листе бумаги.

2.6 «В мире животных» - итоговое занятие по блоку

Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.

Раздел 3. Живопись

3.1 Пасмурный денек»

Теория: знакомство с понятием «Пленэр», «Колорит», знакомство с творчеством известных Воронежских художников. Виртуальное посещение музея им. Крамского в г. Воронеже

Практика: навыки передачи цветом состояния природы, навыки работы с различными материалами.

3.2 « На рассвете»

Теория: знакомство с понятиями « Контраст», «Нюанс», закрепление понятия колорит.

Практика: навыки работы акварелью, передача цветом времени суток.

3.3 «»Цвет и чувство»

Теория: закрепление понятий «контраст, колорит, нюанс»

Практика: навыки передачи цветом своего настроения, акцент на целостности цветового решения.

3.4 «Первый снег»

Теория: закрепление понятия раздельного мазка

Практика: навыки работы акварелью, передача цветом состояния природы

3.5 «Рисуем драпировку»

Теория: закрепление понятий колорит, контраст.

Практика: изображение одного и того же предмета на двух контрастных по цвету драпировках.

3.6 «Мозаика»

Теория: знакомство с понятием «Мозаика», историей ее возникновения.

Практика: выполнение работы в технике мозаики, подбор цветов, получение необходимых оттенков.

3.7 «Пушистые зверята»

Теория: закрепление знаний о художниках - анималистах, знакомство с техникой работы сухой кистью

Практика: выполнение работы в технике сухой кисти, выполнение схемы построения животных.

3.8 «Весна пришла»

Теория: закрепление понятия пейзаж, знакомство с творчеством Воронежского художника Корзухина. Посещение выставки-музея художников Аннинского района в школе №1.

Практика: закрепление навыка работы по - сырому, построение композиции.

3.9 «Распускаются цветы» - итоговое занятие по блоку.

Теория: : выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.

Раздел 4. Декоративная работа.

4.1 «Мозаика»

Теория: закрепление понятия мозаики, знакомство с понятием «Витраж»

Практика: выполнение витража пластилином на стекле.

4.2 «Городецкая роспись»

Теория: закрепление понятия промысел, знакомство с городецкой росписью, ее историей, традициями, основными элементами

Практика: выполнение росписи дощечки в традициях городца.

4.3 «Золотая хохлома»

Теория: знакомство с хохломой, историей ее возникновения, традициями письма, основными элементами, цветами.

Практика: выполнение хохломской росписи

4.4 Голубая сказка Гжели»

Теория: знакомство с промыслом гжели, основными элементами, цветами, традициями

Практика: выполнение гжельской росписи на блюдце.

4.5 «Мои любимые сказки»

Теория: закрепление знаний о лубочном творчестве, иллюстрации

Практика: иллюстрирование сказки в традициях лубочной живописи.

4.6 «Смешные кляксы»

Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам, знакомство с нетрадиционной техникой рисования - кляксографией..

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.

Раздел 5. Композиция

5.1«Статика»

Теория: изучение понятия «Статика» на примере художественных произведений.

Практика: выполнение упражнения на передачу статики в изображении .

5.2 «Динамика»

Теория: изучение понятия «Динамика» на примере художественных произведений

Практика: выполнение упражнений на передачу динамики в изображении.

5.3«Композиционный центр

Теория: закрепление понятия композиционный центр

Практика: выполнение упражнений на выделение композиционного центра цветом, расположением.

5.4 «Симметрия и ассиметрия»

Теория: знакомство с понятием симметрии и асимметрии

Практика: Выполнение графических упражнений

Раздел 6. Введение в историю искусств

Теория: виды и жанры изобразительного искусства. Остановка на произведениях отдельных художников в разных жанрах и видах искусства. Беседы об отдельных народных промыслах.

Раздел 7. Знакомство с творчеством художников.

Теория: . Знакомство с творчеством художников (Васнецов, Грабарь, Шишкин, Левитан, Саврасов, Поленов)

Итоговое занятие. «Ярмарка талантов»

Теория: : выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.





Методическое обеспечение программы на первый год обучения

Тема

Формы, приёмы, методы

Дидактическое

и техническое

оснащение

Подведение

итогов

1

Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений и цветов в теплой и холодной гамме.

Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи.

беседа, диалог, мастер класс, индивидуальная форма.

Компьютер, проектор, план, презентации: натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса, П. Сезанна.

Коллективное обсуждение,
просмотр.


2

Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и теплого.

Индивидуальная форма, беседа , диалог, мастер класс.



Компьютер, проектор, план, презентации: живопись Н. Рериха, М. Сарьяна, И. Грабаря, В. Ван Гога.

Коллективное обсуждение, выставка мастер -класс, защита творческой работы


3

Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов.

Групповая форма, беседа.


Компьютер, проектор, план, книги по декоративно-прикладному искусству, декоративные платки и шали.

Коллективное обсуждение, выставка.


4

Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения).

Индивидуальная форма, коллективная, беседа, диалог, мастер класс.


Компьютер, проектор, план, веточки растений, цветы, книги или репродукции с изображением растений, гравюры японских и китайских мастеров.

Коллективное обсуждение, просмотр.


5

Мы рисуем своих друзей.

Индивидуальная форма, коллективная, беседа, диалог, мастер класс.

Компьютер, проектор, план, графические портреты-шаржи, выполняемые педагогом на этом занятии; рисунки В. Горяинова, П. Сойфертиса, X. Бидструпа.

Коллективное обсуждение, просмотр, выставка, практическое применение знаний.


6

Изображаем свое любимое животное.

Индивидуальная форма, коллективная, беседа, диалог, мастер класс.

Компьютер, проектор, план, Зрительный ряд: альбомы с фотографиями животных; рисунки художников-анималистов Е. Чарушина, В. Ватагина.

Коллективное обсуждение, выставка, презентация творческих работ.


7

Мир вокруг нас (коллективная работа)

Коллективная форма, беседа.

Компьютер, проектор.план, Зрительный ряд: книги и репродукции произведений живописи и графики с изображением сказочных персонажей, фантастических животных и растений.

Коллективное обсуждение, выставка, конкурсы, презентация работы.


8

Сказочные персонажи (по мотивам русских народных сказок).

Индивидуальная форма, коллективная, ролевые игры.

Компьютер, проектор. план, Зрительный ряд: иллюстрации к сказкам: «Репка», «Колобок», «Гуси-лебеди» и др.

Индивидуальное обсуждение, выставка, открытое занятие.


9

Декоративные птицы и рыбы (подводный мир).

Индивидуальная, групповая, беседа, диалог

Компьютер, проектор, план, Зрительный ряд: иллюстрации и картинки о птицах и рыбках.

Коллективное обсуждение, выставка.


10

Оформление и подготовка рисунков к экспозиции в ДДТ.

Коллективная форма

Стенды, паспарту.рамки, оформительский материал.

Обсуждение и оценка всей творческой деятельности за год, выставка в ДДТ муниципальная выставка








Методическое обеспечение программы на второй год обучения

Тема

Формы, приёмы, методы

Дидактическое

и техническое

оснащение

Подведение

итогов

1

Вводное занятие

«Волшебный мир искусства»

Беседа, анкетирование.


План, анкета.


Опрос

2

Рисунок

Беседа, мастер- класс,

Метод коллективных

и групповых работ,

мини- вернисаж.

План беседы, репродукции, учебные работы, таблицы.


коллективное обсуждение.

Выставка работ


3

Живопись

Сочетание форм:

беседа, диалог, мастер класс,

игра «художник и зритель», мини- вернисаж.

План

беседы, тексты лекций, репродукции.

Коллективное обсуждение.

4

Декоративное работа

Беседа, мастер- класс,

метод коллективных

и групповых работ,

мини- вернисаж.

План беседы, репродукции, учебные работы, таблицы.


коллективное обсуждение.

Выставка работ


5

Композиция

Сочетание форм:

беседа, диалог, мастер класс,

игра «художник и зритель», мини- вернисаж.

План

беседы, тексты лекций, репродукции.

коллективное обсуждение.

6

Введение в историю искусства

Беседа, анкетирование.

Метод коллективных

и групповых работ,

мини- вернисаж.

Беседа, игра «художник и зрелище», творческое

исследование.

План беседы, книга, репродукции,

аудио- аппаратура.


коллективное обсуждение.

Выставка работ

7

Знакомство с творчеством художников

Беседа, заочное путешествие, диалог,

План беседы, книги, репродукции.

коллективное обсуждение

Выставка работ

8

Итоговое занятие

«Мы умеем и мы знаем!»

Беседа, мастер- класс,

Метод коллективных

и групповых работ,

мини- вернисаж.

Беседа, экскурсия.

План беседы, репродукции, учебные работы, таблицы.


коллективное обсуждение.

Выставка работ


10

Подготовка к конкурсам и выставкам

Коллективная форма

Стенды, паспарту.рамки, оформительский материал.

Обсуждение и оценка всей творческой деятельности за год, выставка в ДДТ муниципальная выставка

























Список литературы


  1. Алексеева, В.В. Что такое искусство? / В.В. Алексеева [текст] - М.: «Советский художник», 1973. - 162с.

  2. Грек, В.А. Рисую штрихом. / В.А. Грек [текст] - Минск: «Скорына», 1992 . - 41 с.

  3. Грунтовский, А.В., Назарова А.Г. Ефим Васильевич Честняков. / А.В. Грунтовский, А.Г. Назарова [электронный ресурс] // Русская земля. Журнал о русской истории и культуре rusland.spb.ru/is I 1htm - Язык русский: доступ свободный.

  4. Демакова, Т.И. Развитие креативности младшего школьника на уроках изобразительного искусства [электронный ресурс] festival. 1 september.ru /articles / 312879/ - Язык русский : доступ свободный.

  5. Клиентов, А.Е. Народные промыслы. / А.Е. Клиентов [текст] - М.: «Белый город», 2003. - 50 с.

  6. Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства. / С.К. Кожохина [текст] - Ярославль: «Пионер», 2001. - 120 с.

  7. Концепция художественного образования в Российской Федерации [электронный ресурс] http:google.ru/url?sa=t&source=web&ct=res&cd=4&ved=0CAwQFjAD&url=http%3A%2F%2Fgzalilova - Язык русский : доступ свободный.

  8. Марысаев, В.Б. Рисование: теория. 3-5 кл. / В.Б. Марысаев [текст] - М.: «Рольф», 1999.

  9. Мосин, И.Г. Рисование-2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей. / И.Г. Мосин [текст] И.Г. Мосин [иллюстрации] - Екатеринбург: «У-Фактория», 2000. - 120с.

  10. Немов, Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2 психология образования. / Р.С. Немов [текст] - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 608с.

  11. Основы, народного и декоративно-прикладного искусства. Программа I-IV кл. для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. / Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1992.

  12. Рисунок для изостудий: от простого к сложному. / А.Ф. Конев, И.Б. Маланов [текст] - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. - 240с.

  13. Рутковская, А.А. Рисование в начальной школе. \ А.А. Рутковская [текст] - СПб.: «Нева»; М.: «Олма-Пресс», 2003. - 192с.

  14. Савенков, А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. \ А.И. Савенков [текст], А.А. Селиванов [иллюстрации] - Ярославль: Академия развития, 2004. - 128с.

  15. Тюфанова, И.В. Мастерская юных художников. Конспекты занятий. \ И.В. Тюфанова [текст] - СПб.: «Детство-Пресс», 2002. - 80 с.

  16. Уатт, Ф. Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых. / Ф. Уатт [текст] М.Д. Лахути [перевод с англ.] - М.: «Росмэн», 2002. - 96с.

  17. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство во втором классе. Пособие для учителей. \ Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1984.





© 2010-2022