- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Дополнительная образовательная программа «Акварелька» на базе МКОУ Берёзовской СОШ
Дополнительная образовательная программа «Акварелька» на базе МКОУ Берёзовской СОШ
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шаповалова Л.А. |
Дата | 18.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Аннинский дом детского творчества
«УТВЕРЖДЕНО»
протокол педсовета № 1
от 29.08.2014г.
приказ № 20 от 01.09.2014 г.
по МКОУ ДОД Аннинскому ДДТ
Директор______________
Гоголева Н.А.
Дополнительная образовательная
программа «Акварелька» на базе МКОУ Берёзовской СОШ
Возраст: 11-14 лет
Срок реализации: 2 года
Программа разработана педагогом
дополнительного образования
Шаповаловой Любовью Александровной в 2014 году
п.г.т. Анна
«Каждый ребенок - художник.
Трудность состоит в том, чтобы остаться
художником, выйдя из детского возраста»
Пабло Пикассо
Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует кругозор, формирует нравственные принципы. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления детей является художественно - творческая деятельность. Изобразительное искусство - это занятие для детей совершенно разного возраста. ИЗО - студия дает возможность юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, лепка, моделирование.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька» МКОУ ДОД Аннинского ДДТ на базе МКОУ Берёзовской СОШ художественной направленности рассчитана на возрастную категорию обучающихся от 11 до 14 лет. Срок реализации программы 2 года.
Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Знакомство с творчеством Воронежских художников, посещение выставочных залов г. Воронежа и п.г.т. Анна. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко - технологической стороне. Занятия различными видами изобразительной деятельности способствуют самовыражению воспитанника, развитию творческих способностей и обогащению его представлений об окружающей действительности.
В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен «живого творчества», а дополнительные занятия детей в различных изостудиях, объединениях декоративно-прикладного творчества могут в полной степени удовлетворить потребности в творчестве. В настоящее время существует несколько программ по предмету «Изобразительное искусство», составленные под руководством Б. М. Неменского, В. С. Кузина, Т. Я. Шпикаловой. У каждой программы свои отличительные особенности, цели и задачи. Эти программы получили общественное признание и многочисленных пользователей, имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских школах искусств.
Отличительные особенности данной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акварелька» от уже существующих в этой области заключается в том, что она предназначена для работы с воспитанниками в свободное от учебы время в объединении изобразительного искусства, где каждый может раскрыть свои художественные способности, познакомиться с миром искусства более близко. Программа «Акварелька» ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала. Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта обучающихся, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно - творческого опыта, обучению приёмам художественно - творческих действий. На протяжении всего обучения применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве. Так же для улучшения восприятия и более близкого ознакомления воспитанников с изобразительным искусством планируются посещения выставок и музеев. Все это в целом является мощным стимулом для развития познавательного интереса к искусству.
Данная программа является актуальной для обучающихся среднего школьного возраста, которые, занимаясь изобразительным искусством, учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи. Дают возможность творческой самореализации личности и приобщению к традициям русского народного творчества и родного края.
Программа направлена на практическое применение полученных знаний и умений. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание обучающихся, формирует опыт творческого общения, а периодическая организация выставок даёт возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха, получить положительные эмоции. Выполненные на занятиях работы воспитанниками могут быть использованы как подарки для родных и друзей, так и для оформления кабинета.
Педагогическая целесообразность программы «Акварелька» очевидна, так как обучающиеся получают дополнительные знания по таким предметам, как изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, повышая свой образовательный уровень по истории искусств, краеведению. Кроме того, при реализации программы повышается психологическая защищенность, коммуникативность, самооценка.
Цель программы: формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития обучающихся и условий для их социализации в будущей жизни.
Это определило следующие задачи программы:
Обучающие:
-
формировать базовые компетенции в области изобразительной деятельности;
-
расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном искусстве;
-
помочь овладеть практическими умениями и навыками в художественной деятельности;
-
формировать первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной жизни человека;
-
формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности;
-
формировать умения по изодеятельности в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);
-
формировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности.
Развивающие:
-
развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
-
способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной жизни.
Воспитывающие:
-
воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства;
-
развивать нравственные и эстетические чувства: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
-
формировать коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в каждом воспитаннике.
Занятия строятся в соответствии с системой следующих принципов: гуманизации образования, от простого - к сложному, творческого самовыражения, психологической комфортности, принципа активности, наглядности, принципа доступности и посильности, дифференцированного подхода.
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька» реализуется в объединении «Акварелька». Группа первого года обучения формируется на основе предварительного собеседования и начальной диагностики индивидуальных возможностей обучающихся. Приём в объединение осуществляется после подачи личного заявления родителей (законных представителей родителей), заключения Договора об организации образовательного процесса между администрацией образовательного учреждения и родителями (законными представителями родителей), согласия родителя (законного представителя) на обработку персональных данных обучающихся, ксерокопии свидетельства о рождении обучающегося.
Наполняемость учебных групп регламентирует Устав учреждения: первый год обучения - 12 человек, второй год обучения - 10 человек. Каждая учебная группа посещает объединение два раза в неделю по два учебных занятия (всего 144 часа в год), продолжительность одного учебного занятия составляет 45 минут. Четыре академических часа в неделю рассчитаны на индивидуальные и групповые занятия, практико-ориентированную деятельность и досугово-развивающие дела.
Ожидаемым результатом освоения программы является повышение уровня исполнения обучающимися работ в технике живописи, рисунка и декоративных поделок, развитие творческих способностей, которые проявляются в овладении техникой рисования, в знании основ изобразительной грамоты, в освоении обучающимися образовательных нормативов. К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:
-
название главных цветов, дополнительных, производных;
-
элементарные правила смешения цветов;
-
об искусстве, о декоративно-прикладном искусстве, как видах искусства, об их роли в жизни человека;
-
об основных понятиях изобразительной грамоты;
-
правила построения композиции и орнамента;
-
о наиболее значимых музеях искусства России, о профессиональном и народном искусстве и культуре;
-
виды художественной деятельности и жанры искусства;
-
развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость;
-
развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
-
приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека.
-
осваивают основы с использованием различных художественных материалов;
-
приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
-
осваивают выразительные возможности художественных материалов: живописных и графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина;
-
учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников, учатся использовать художественные термины и понятия;
-
овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности;
-
приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений, животных, человека;
должны уметь:
-
правильно сидеть за столом;
-
свободно работать карандашом, без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращать при этом лист бумаги;
-
передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предмета;
-
правильно работать акварельными, гуашевыми и акриловыми красками - рисовать и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность, выполнять простейшие узоры в полосе, квадрате, круге из декоративных форм растительного мира;
-
применять приемы рисования кистью;
-
работать с цветом, линией, тоном, пространством, формой при создании графических, живописных работ, а также по лепке;
-
работать с художественными материалами: гуашь, акриловые краски, акварель с белилами, уголь, карандаш, кисть, аппликация, пластилин, бумага, ткань и др.
-
узнавать главные элементы народной росписи Городца, Гжели, Хохломы и самостоятельно выполнять элементы этих росписей, владеть основными приемами при выполнении элементарных, основных, элементов городецкой росписи, ориентироваться в материале;
-
ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения городецкой росписи;
-
выполнять несложные композиции с применением полученных знаний, в основном составление цветочных композиций;
-
работать как самостоятельно, так и в коллективе;
-
совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки на занятиях и в повседневной жизни.
В группу второго года обучения предполагается набор воспитанников, прошедших курс первого года обучения. Однако возможен набор и новых воспитанников после прохождения опроса и тестирования и при наличии определенного уровня знаний и умений.
Педагогический контроль
Название
Сроки
Задачи
Формы оценки ожидаемого результата
Предварительный этап
Сентябрь-октябрь
- Выявить исходный уровень подготовки детей
Наблюдение, собеседование
Текущий
По итогам темы
- Выявление степени усвоения обучающимися учебного материала;
- выявление отстающих, опережающих, уровень развития способностей
Просмотр работ
Итоговый
По итогам учебного года (апрель)
По итогам освоения всей программы
- закрепление знаний
- степень достижения результатов по итогам освоения всей программы;
- закрепление знаний;
- получение сведений о необходимости корректировки программы;
- ориентация на самостоятельное обучение, дальнейшее планирование деятельности по изобразительному искусству.
Выставка внутри учреждения;
Игра, викторина по предмету,
Выставка, конкурс творческих работ.
Материал изучается тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи.
Уровень освоения программы демонстрируется и отслеживается на открытых занятиях по каждому курсу в конце учебных четвертей и учебного года, на праздниках, фестивалях, концертах, творческих отчётах педагогами, родителями, администрацией учреждения.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности обучающихся на занятиях изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
-
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
-
декоративная и конструктивная работа;
-
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
-
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
-
- изучение художественного наследия;
-
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
После изучения каждой темы проводится мини-выставка рисунков/поделок. При этом педагог опирается на следующие критерии оценивания:
-
Целостность восприятия
-
Аккуратность в работе
-
Возраст воспитанника
-
Уровень сложности
-
Самостоятельность
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Календарно-тематический план
1 год обучения
№ темы
Содержание
Кол-во часов
Дата проведения
По плану
По факту
1
Вводное занятие
«Добро пожаловать!»
-
Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности
-
Наброски кистью, навыки работы
2
2
1
1
1 нед. Сент.
03.09.14
2
Рисунок
«Учись рисовать с натуры»
-
Пленер. Наброски пейзажа с рекой
-
Пленер. Наброски деревьев
«Осенний букет»
-
Построение натюрморта
-
Работа в технике «гризайль»
«Искусство создавать гравюры»
-
Знакомство с творчеством известных графиков
-
Создание композиции сказочных сюжетов в набросках гравюры
«Народное творчество - лубочные картинки»
-
Знакомство с лубочными картинками путем виртуального посещения музея народного творчества
-
Наброски лубочных картинок цветными карандашами
-
Иллюстрации басен в технике лубочных картинок
«Натюрморт»
-
Знакомство с творчеством Машкова. Построение натюрморта из фруктов
-
Работа светотенью
«В мире животных»
-
Знакомство с творчеством художников-анималистов
-
Наброски домашних животных
-
Наброски диких животных
28
4
2
2
4
2
2
4
2
2
6
2
2
2
4
2
2
6
2
2
2
1 нед.сент.
2 нед.сент.
2 нед.сент.
3 нед. сент.
3 нед.сент.
4 нед.сент.
4 нед.сент.
1 нед.окт.
1 нед.окт.
2 нед.окт.
2 нед. окт.
3 нед.окт.
3 нед.окт.
4 нед.окт.
05.09.14
10.09.14
12.09.14
17.09.14
19.09.14
24.09.14
26.09.14
01.10.14
03.10.14
08.10.14
10.10.14
15.10.14
17.10.14
22.10.14
3
Живопись
«Пасмурный денек»
-
Знакомство с понятием «Пленэр», «Колорит», знакомство с творчеством известных Воронежских художников по репродукциям картин.
-
Виртуальное посещение музея им. Крамского в г. Воронеже
-
Навыки работы с различными материалами.
-
Изображение состояние природы в пасмурный день
«На рассвете»
-
Знакомство с понятиями
«Контраст», «Нюанс», закрепление понятия «Колорит»
-
Навыки работы акварелью.
-
Эскизы пейзажа в технике «по -сырому».
-
Передача цветом времени суток
«Цвет и чувство»
-
Закрепление понятий «контраст, колорит, нюанс»
-
Навыки передачи цветом своего настроения, целостность цветового решения.
«Первый снег»
-
Закрепление понятия раздельного мазка
-
Передача цветом состояния природы
«Рисуем драпировку»
-
Изображение гипсовой геометрической фигуры на двух контрастных по цвету драпировках
«Мозаика»
-
Знакомство с понятием «Мозаика», историей ее возникновения. Подготовительная работа.
-
Аппликация из цветной бумаги в технике «Мозаика»
«Пушистые зверята»
-
Закрепление знаний о художниках - анималистах, знакомство с техникой работы сухой кистью
-
Рисунки зверят в технике сухой кисти, выполнение схемы построения животных
«Весна пришла»
-
Закрепление понятия пейзаж, знакомство с творчеством Воронежского художника Корзухина. Посещение выставки-музея художников Аннинского района в школе №1.
-
Пейзаж «по - сырому», построение композиции
«Распускаются цветы»
-
Эскизы различных цветов в одной цветовой гамме
-
Натюрморт с первыми весенними цветами
40
8
2
2
2
2
8
2
2
2
2
4
2
2
4
2
2
2
2
3
1
2
3
1
2
4
2
2
4
2
2
4 нед.окт.
5 нед.окт.
2 нед.нояб.
2 нед.нояб.
3 нед.нояб.
3 нед.нояб.
4 нед.нояб.
4 нед.нояб.
5 нед.нояб.
5 нед.нояб.
1 нед.дек.
1 нед.дек.
2 нед.дек.
2 нед.дек.
3 нед.дек.
3 нед.дек.
4 нед.дек.
4 нед.дек.
5 нед.дек.
3 нед.янв.
3 нед.янв.
24.10.14
29.10.14
05.11.14
07.11.14
12.11.14
14.11.14
19.11.14
21.11.14
26.11.14
28.11.14
03.12.14
05.12.14
10.12.14
12.12.14
17.12.14
19.12.14
24.12.14
26.12.14
31.12.14
14.01.15
16.01.15
4
Декоративная работа
«Мозаика»
-
Закрепление понятия мозаики, знакомство с понятием «Витраж»
-
Работа витражными красками на стекле. Создание композиции.
«Городецкая роспись»
-
Закрепление понятия промысел, знакомство с городецкой росписью, ее историей, традициями, основными элементами
-
Составление композиции росписи на дощечке и прописка основных элементов
-
Завершение работы под Городец, покрытие лаком
«Золотая Хохлома»
-
Знакомство с хохломой, историей ее возникновения, традициями письма, основными элементами, цветами.
-
Выполнение эскиза основных элементов хохломской росписи «под фон», «травка»
-
Составление композиции росписи
-
Роспись изделия из папье-маше
«Голубая сказка Гжели»
-
Знакомство с промыслом гжели, основными элементами, цветами, традициями. Эскизы основных элементов росписи
-
Роспись «под Гжель» на фарфоровом блюдце
«Мои любимы сказки»
-
Закрепление знаний о лубочном творчестве, иллюстрации
-
Иллюстрирование сказки в традициях лубочной живописи.
«Смешные кляксы»
-
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования - кляксографией..
-
Создание «клякс» на бумаге и фантазия с дорисовкой сюжета
30
4
2
2
6
2
2
2
7
1
2
2
2
6
2
4
4
2
2
3
1
2
4 нед.янв.
4 нед.янв.
5 нед.янв.
5 нед.янв.
1 нед.фев.
1 нед.фев.
2 нед.фев.
2 нед.фев.
3 нед.фев.
3 нед.фев.
4 нед. фев.
1 нед.марта
1 нед.марта
1 нед.марта
2 нед. марта
21.01.15
23.01.15
28.01.15
30.01.15
04.02.15
06.02.15
11.02.15
13.02.15
18.02.15
20.02.15
25.02.15
27.02.15
04.02.15
06.02.15
06.02.15
11.03.15
5
Композиция
«Статика»
-
Изучение понятия «Статика» на примере художественных произведений.
-
Выполнение упражнения на передачу статики в изображении
«Динамика»
-
Изучение понятия «Динамика» на примере художественных произведений
-
Выполнение упражнений на передачу динамики в изображении
-
Выполнение набросков многофигурной композиции с передачей динамики движения
«Композиционный центр»
-
Выполнение упражнений на выделение композиционного центра цветом, расположением.
-
Создание композиции на любимое произведение с выделением композиционного центра - главного героя
«Симметрия и ассиметрия»
-
Выполнение графических упражнений
-
Создание симметричной и ассиметричной композиции
26
4
2
2
9
2
2
5
9
4
5
4
2
2
2 нед. марта
3 нед. марта
3 нед. марта
4 нед. марта
4 нед.марта
1 нед.апр.
1 нед.апр.
2 нед.апр.
2 нед.апр.
3 нед.апр.
4 нед.апр.
4 нед.апр.
13.03.15
18.03.15
20.03.15
25.03.15
27.03.15
01.04.15
03.04.15
08.04.15
10.04.15
15.04.15
17.04.15
22.04.15
24.04.15
6
Введение в историю искусства
-
Северное Возрождение (Я.Ван Эйк, А.Дюрер, П. Брейгель Старший, школа Фонтенбло).
-
.Культура Античности
-
Средние века
-
Культура Востока.
-
Возрождение.
-
Древние цивилизации
-
Современное искусство
8
1
1
1
1
1
1
2
5 нед.апр.
5 нед.апр.
2 нед.мая
2 нед.мая
2 нед.мая
2 нед.мая
3 нед мая
29.04.15
29.04.15
06.05.15
06.05.15
08.05.15
08.05.15
13.05.15
7
Знакомство с творчеством художников
-
Виртуальное посещение Воронежского художественного музея им. Крамского
-
Поездка в Аннинскую СОШ № 1 для посещения выставочного зала художников района
-
Встреча с художником-земляком, а ныне директором художественной мастерской Владимировым В.И.
6
2
2
2
3 нед.мая
4 нед.мая
4 нед.мая
15.05.15
20.05.15
22.05.15
8
Подготовка к конкурсам и праздникам.
-
Оформление работ к выставке
2
5 нед.мая
27.05.15
9
Итоговое занятие «Ярмарка талантов»
-
Обсуждение и оценка всей творческой деятельности за год, выставка в ДДТ муниципальная выставка
2
5 нед.мая
29.05.15
Итого:
144
Календарно-тематический план
2 год обучения
№ темы
Содержание
Кол-во часов
Дата проведения
По плану
По факту
1
Вводное занятие
- «Волшебный мир искусства»
Техника безопасности на занятиях.
Закрепление навыков работы кистью, правила работы карандашом.
2
2
1 нед. сент.
02.09.15
2
Рисунок
- «Рисунок - основа изобразительного искусства». Закрепление понятий «линия, штрих, пятно»
- Графические упражнения в изображении объема геометрического тела
- «Натюрморт из геометрических тел».
Закрепление понятий «свет, тень, полутень…»
- Выполнение натюрморта в карандаше, композиция.
- «Художники - анималисты»
- Выполнение рисунка животных гелевой ручкой, схема построения животных
- «Зарисовки животных в движении». Наброски домашних животных в движении (карандаш)
- «Зоопарк». Виртуальное посещение зоопарка, зарисовки животных.
- «Изображение фигуры человека в истории искусств». Знакомство с творчеством итальянских художников-портретистов.
- Изучение и выполнение схемы построения человека
- «Пропорции строения человека». Сравнение схем пропорций ребенка и взрослого.
- Наброски человека
- « Портрет друга». Зарисовка определенного человека (карандаш)
- Женский портрет (пастель)
- «Моя семья». Портрет мамы
- Групповой портрет
- «Такие разные лица». Знакомство с понятием «шарж»
- Шарж на друга
- «Путешествуя по улицам города или рассказ старого дома». Изображение старинных вещей
-Оформление выставки детских работ в жанре рисунка
40
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1 нед.сент.
2 нед.сент.
2 нед.сент.
3 нед. сент.
3 нед.сент.
4 нед.сент.
4 нед.сент.
5 нед.сент.
1 нед.окт.
2 нед.окт.
2 нед. окт.
3 нед.окт.
3 нед.окт.
4 нед.окт.
4 нед.окт.
5 нед.окт.
5 нед.окт.
2 нед.нояб.
3 нед.нояб.
3 нед.нояб.
04.09.15
09.09.15
11.09.15
16.09.15
18.09.15
23.09.15
25.09.15
30.09.15
02.10.15
07.10.15
09.10.15
14.10.15
16.10.15
21.10.15
23.10.15
28.10.15
30.10.15
06.11.15
11.11.15
13.11.15
3
Живопись
- «Пятно как средство выражения»
- Упражнения в локальном цвете
- Упражнения в цветовой гамме
- «Цвет в произведениях живописи»
- Монотипия
- Кляксография, «волшебная нить»
- Этюд. «Настроение». Закрепление понятий: контраст, нюанс.
- Этюд. «Воспоминание об осени»
- Этюд. «Здравствуй зима»
- «Декоративный натюрморт». Особенность натюрморта.
- Построение и подмалевок натюрморта
- Натюрморт в технике гуашь
- «Композиция как ритм пятен» (натюрморт в технике акварели, построенный на сближенных цветах)
- Построение акварельного натюрморта в сближенных цветах. Выполнение лессировкой.
- Натюрморт, выполненный на сближенных цветах
- Завершение натюрморта в технике акварели в одной цветовой гамме
- «Этюд. Цветы». Итоговое занятие по блоку.
- Полевые цветы. По памяти и представлению
- Садово-парниковые цветы. Натюрморт с цветами с натуры.
- Этюд «Сирень», выполненный в технике «по-мокрому»
- Рисунок «Цветы» в технике «мятая бумага», акварель-гуашь.
42
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4 нед.нояб.
4 нед.нояб.
5 нед.нояб.
5 нед.нояб.
1 нед.дек.
1 нед.дек.
2 нед.дек.
2 нед.дек.
3 нед.дек.
3 нед.дек.
4 нед.дек.
4 нед.дек.
3 нед.янв.
3 нед.янв.
4 нед.янв.
4 нед.янв.
5 нед.янв.
5 нед.янв.
1 нед.февр.
1 нед.февр.
2 нед.февр.
18.11.15
20.11.15
25.11.15
27.11.15
02.12.15
04.12.15
09.12.15
11.12.15
16.12.15
18.12.15
23.12.15
25.12.15
13.01.16
15.01.16
20.01.16
22.01.16
27.01.16
29.01.16
03.02.16
05.02.16
10.02.16
4
Декоративная работа
- Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы»
-Закрепление знаний о народных промыслах, символах росписей
- Составление росписи с учетом народных традиций
-«Живая красота жостовских подносов». Знакомство с историей, традициями
- Выполнение росписи на пластинке по мотивам жостовской росписи
- Завершающий этап росписи
- «Воронежская роспись». История возникновения, ее значение, основные элементы
- Выполнение макета русской избы
- Элементы воронежской росписи в макете
-«Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн»
- Шрифтовая композиция
- «Дизайн». Техника «декупаж».
- Изготовление поделки в технике «декупаж»
- «Основы дизайна». Понятия «Стиль», «Стилизация»
- Графические упражнения, стилизация природных форм
- Эскиз росписи мебели стилизованными природными формами
- Роспись доски природным орнаментом
- Роспись доски природным орнаментом
38
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2 нед.февр.
3 нед.февр.
3 нед.февр.
4 нед.февр.
4 нед.февр.
1 нед.марта
1 нед.марта
2 нед.марта
2 нед.марта
3 нед.марта
3 нед.марта
4 нед.марта
4 нед.марта
5 нед.марта
1 нед.апр.
2 нед.апр.
2 нед.апр.
3 нед.апр.
12.02.16
17.02.16
19.02.16
24.02.16
26.02.16
02.03.16
04.03.16
09.03.16
11.03.16
16.03.16
18.03.16
23.03.16
25.03.16
30.03.16
01.04.16
06.04.16
08.04.16
13.04.16
5
Композиция
- «Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства»
- Пленер
- Пленер
- « Пейзаж- настроение. Природа и художник»
- Пленер
- Пленер
- «Милосердие» - задание - размышление
- Выставка детских работ по теме
16
2
2
2
2
2
2
2
2
3 нед.апр.
4 нед.апр.
4 нед.апр.
5 нед.апр.
5 нед.апр.
2 нед.мая
2 нед.мая
3 нед.мая
15.04.16
20.04.16
22.04.16
27.04.16
29.04.16
04.05.16
06.05.16
11.05.16
6
Введение в историю искусства
2
3 нед.мая
13.05.16
7
Знакомство с творчеством Воронежских художников
2
4 нед.мая
18.05.16
8
Итоговое занятие
«Мы умеем и мы знаем!»
2
4 нед.мая
20.05.16
9
Подготовка к конкурсам и выставкам
2
5 нед.мая
25.05.16
Итого:
144
Содержание обучения
2 год
Раздел 1.Вводное занятие
«Волшебный мир искусства»
Теория: Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности, подготовка к учебному году.
Практика: закрепление навыков работы с кистью, правила работы с красками, уход за своими принадлежностями.
Раздел 2 Рисунок
2.1 «Рисунок - основа изобразительного искусства»
Теория: закрепление понятий «линия, штрих, пятно»
Практика: графические упражнения, закрепление навыков работы карандашом
2.2 «Натюрморт из геометрических тел»
Теория: закрепление понятий «свет, тень, полутень, тень падающая, рефлекс, нюанс, тень собственная».
Практика: выполнение натюрморта в карандаше, расположение изображения на бумаге.
2.3 «Художники - анималисты»
Теория: закрепление знаний о художниках - анималистах
Практика: выполнениие рисунка животных гелевой ручкой, схема построения животных.
2.4 «Зарисовки животных в движении»
Теория: : закрепление знаний о художниках - анималистах
Практика: выполнении е рисунка животных гелевой ручкой, схема построения животных в движении.
2.5 «Изображение фигуры человека в истории искусств»
Теория: знакомство с понятием «Портрет», видами портрета, с творчеством Кипренского
Практика: выполнение схемы строения человека
2.6 «Пропорции строения человека»
Теория: закрепление понятия портрет.
Практика:, изучение пропорций, сравнение схемы изображения ребенка и взрослого.
2.7 «Портрет друга»
Теория: закрепление понятия портрет.
Практика: выполнение изображения определенного человека. Техника - по выбору.
2.8 «Моя семья»
Теория: закрепление понятия портрет, знакомство с творчеством Боровиковского.
Практика: выполнение группового семейного портрета.
2.9 «Путешествуя по улицам города или рассказ старого дома» - итоговое занятие по блоку.
Теория: : выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Раздел 3 Живопись
3.1 «Пятно как средство выражения»
Теория: закрепление понятий «локальный цвет, цветовая гамма»
Практика: выполнение упражнений.
3.2 «Цвет в произведениях живописи»
Теория: закрепление знаний о цвете, цветовой гамме
Практика: монотипия
3.3 «Этюд. Настроение»
Теория: закрепление понятий: локальный цвет, цветовая гамма, контраст, нюанс»
Практика: передача состояния природ через цвет.
3.4 «Декоративный натюрморт»
Теория: «Что такое декоративный натюрморт? В чем его особенность?»
Практика: выполнение декоративного натюрморта гуашью.
3.5 «»Композиция как ритм пятен»
Теория: закрепление понятий: локальный цвет, цветовая гамма, контраст, нюанс»
Практика: выполнение натюрморта, построенного на сближенных цветах в технике акварели.
3.6 «Этюд. Весенние цветы» - итоговое занятие по блоку
Теория: выявление уровня знаний по пройденным темам.
Практика: работа в единой цветовой гамме и в цветовой гамме, построенный на контрастных сочетаниях. Рисование с натуры.
Раздел 4. Декоративная работа
4.1 «Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы»
Теория: закрепление знаний о народных промыслах, символах росписей
Практика: составление росписи с учетом народных традиций.
4.2 «Живая красота жостовских подносов»
Теория: знакомство с историей жостовской росписи, ее традициями и основными элементами.
Практика: выполнение жостовской росписи на тарелке.
4.3 «Уральская роспись»
Теория: знакомство с историей возникновения уральской росписи, ее значением, основными элементами.
Практика: Выполнение макета русской избы с элементами уральской росписи.
4.4 «Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн»
Теория: знакомство с понятием «Дизайн», историей развития дизайна
Практика: графические упражнения, шрифтовая композиция.
4.5 «Дизайн открытки»
Теория: закрепление знаний об истории открытки, ее видах
Практика: изготовление открытки в технике декупаж.
Раздел 5. Композиция
5.1 «Пейзаж - большой мир»
Теория: закрепление знаний о пейзаже, видах пейзажа, о композиции, композиционном центре знакомство с творчеством Айвазовского.
Практика: организация изображаемого пространства
5.2 «Пейзаж - настроение. Природа и художник»
Теория: закрепление знаний о пейзаже, законах композиции, знакомство с творчеством Васильева.
Практика: передача своего настроения через цветовое решение пейзажа.
5.3 «Основы дизайна»
Теория: закрепление знаний о дизайне, знакомство с понятием «Стиль», «Стилизация»
Практика: выполнение графических упражнений, стилизация природных форм.
5.4 «Милосердие» - итоговое занятие - размышление.
Теория: выявление уровня знаний по пройденным темама.
Практика: выполнение графического упражнения на заданную тему, выставка детских работ.
Раздел 6. Введение в историю искусств
Теория: беседы о художниках - графиках, живописцах. Русские иконы. Творчество Андрея Рублева, Феофана Грека.
Раздел 7. Знакомство с творчеством художников.
Теория: . посещение художественного музея, выставок детского творчества, выставок профессиональных художников.)
Итоговое занятие. «Мы умеем и мы знаем!»
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Содержание обучения
1 год
Раздел №1. «Добро пожаловать» - Вводное занятие.
Теория: Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности, подготовка к учебному году.
Практика: закрепление навыков работы с кистью, правила работы с красками, уход за своими принадлежностями.
Раздел 2. Рисунок
2.1 «Учись рисовать с натуры»
Теория: повторение и закрепление понятий «Натюрморт», познакомить с понятиями «Тень падающая, тень собственная, блик, рефлекс, ось симметрии»
Практика: навыки работы с натурой, построение композиции на бумаге. Наброски природы с натуры. Соотношение неба и воды, травы и листьев деревьев.
2.2 «Осенний букет»
Теория: закрепить понятия «линия, штрих, пятно»
Практика: закрепить умения работать карандашом, с натурой, расположение изображения на бумаге. Натюрморт в графике. Навыки работы в технике «гризайль».
2.3 «Искусство создавать гравюры»
Теория: знакомство с новым видом искусства Гравюрой, с известными художниками, работавшими в этой технике.
Практика: выполнение эскиза гравюры на любимую сказку
2.4 «Народное творчество - лубочные картинки»
Теория: знакомство с лубочным творчеством. Виртуальное путешествие в Русское Средневековье
Практика: навыки работы с цветными карандашами. Наброски лубочных картинок на темы известных басен.
2.5 «Натюрморт»
Теория: закрепление знаний о натюрморте, знакомство с творчеством Машкова
Практика: навыки работы с натурой, построение изображения на листе бумаги.
2.6 «В мире животных» - итоговое занятие по блоку
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Раздел 3. Живопись
3.1 Пасмурный денек»
Теория: знакомство с понятием «Пленэр», «Колорит», знакомство с творчеством известных Воронежских художников. Виртуальное посещение музея им. Крамского в г. Воронеже
Практика: навыки передачи цветом состояния природы, навыки работы с различными материалами.
3.2 « На рассвете»
Теория: знакомство с понятиями « Контраст», «Нюанс», закрепление понятия колорит.
Практика: навыки работы акварелью, передача цветом времени суток.
3.3 «»Цвет и чувство»
Теория: закрепление понятий «контраст, колорит, нюанс»
Практика: навыки передачи цветом своего настроения, акцент на целостности цветового решения.
3.4 «Первый снег»
Теория: закрепление понятия раздельного мазка
Практика: навыки работы акварелью, передача цветом состояния природы
3.5 «Рисуем драпировку»
Теория: закрепление понятий колорит, контраст.
Практика: изображение одного и того же предмета на двух контрастных по цвету драпировках.
3.6 «Мозаика»
Теория: знакомство с понятием «Мозаика», историей ее возникновения.
Практика: выполнение работы в технике мозаики, подбор цветов, получение необходимых оттенков.
3.7 «Пушистые зверята»
Теория: закрепление знаний о художниках - анималистах, знакомство с техникой работы сухой кистью
Практика: выполнение работы в технике сухой кисти, выполнение схемы построения животных.
3.8 «Весна пришла»
Теория: закрепление понятия пейзаж, знакомство с творчеством Воронежского художника Корзухина. Посещение выставки-музея художников Аннинского района в школе №1.
Практика: закрепление навыка работы по - сырому, построение композиции.
3.9 «Распускаются цветы» - итоговое занятие по блоку.
Теория: : выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Раздел 4. Декоративная работа.
4.1 «Мозаика»
Теория: закрепление понятия мозаики, знакомство с понятием «Витраж»
Практика: выполнение витража пластилином на стекле.
4.2 «Городецкая роспись»
Теория: закрепление понятия промысел, знакомство с городецкой росписью, ее историей, традициями, основными элементами
Практика: выполнение росписи дощечки в традициях городца.
4.3 «Золотая хохлома»
Теория: знакомство с хохломой, историей ее возникновения, традициями письма, основными элементами, цветами.
Практика: выполнение хохломской росписи
4.4 Голубая сказка Гжели»
Теория: знакомство с промыслом гжели, основными элементами, цветами, традициями
Практика: выполнение гжельской росписи на блюдце.
4.5 «Мои любимые сказки»
Теория: закрепление знаний о лубочном творчестве, иллюстрации
Практика: иллюстрирование сказки в традициях лубочной живописи.
4.6 «Смешные кляксы»
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам, знакомство с нетрадиционной техникой рисования - кляксографией..
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Раздел 5. Композиция
5.1«Статика»
Теория: изучение понятия «Статика» на примере художественных произведений.
Практика: выполнение упражнения на передачу статики в изображении .
5.2 «Динамика»
Теория: изучение понятия «Динамика» на примере художественных произведений
Практика: выполнение упражнений на передачу динамики в изображении.
5.3«Композиционный центр
Теория: закрепление понятия композиционный центр
Практика: выполнение упражнений на выделение композиционного центра цветом, расположением.
5.4 «Симметрия и ассиметрия»
Теория: знакомство с понятием симметрии и асимметрии
Практика: Выполнение графических упражнений
Раздел 6. Введение в историю искусств
Теория: виды и жанры изобразительного искусства. Остановка на произведениях отдельных художников в разных жанрах и видах искусства. Беседы об отдельных народных промыслах.
Раздел 7. Знакомство с творчеством художников.
Теория: . Знакомство с творчеством художников (Васнецов, Грабарь, Шишкин, Левитан, Саврасов, Поленов)
Итоговое занятие. «Ярмарка талантов»
Теория: : выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Методическое обеспечение программы на первый год обучения
№
Тема
Формы, приёмы, методы
Дидактическое
и техническое
оснащение
Подведение
итогов
1
Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений и цветов в теплой и холодной гамме.
Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи.
беседа, диалог, мастер класс, индивидуальная форма.
Компьютер, проектор, план, презентации: натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса, П. Сезанна.
Коллективное обсуждение,
просмотр.
2
Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и теплого.
Индивидуальная форма, беседа , диалог, мастер класс.
Компьютер, проектор, план, презентации: живопись Н. Рериха, М. Сарьяна, И. Грабаря, В. Ван Гога.
Коллективное обсуждение, выставка мастер -класс, защита творческой работы
3
Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов.
Групповая форма, беседа.
Компьютер, проектор, план, книги по декоративно-прикладному искусству, декоративные платки и шали.
Коллективное обсуждение, выставка.
4
Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения).
Индивидуальная форма, коллективная, беседа, диалог, мастер класс.
Компьютер, проектор, план, веточки растений, цветы, книги или репродукции с изображением растений, гравюры японских и китайских мастеров.
Коллективное обсуждение, просмотр.
5
Мы рисуем своих друзей.
Индивидуальная форма, коллективная, беседа, диалог, мастер класс.
Компьютер, проектор, план, графические портреты-шаржи, выполняемые педагогом на этом занятии; рисунки В. Горяинова, П. Сойфертиса, X. Бидструпа.
Коллективное обсуждение, просмотр, выставка, практическое применение знаний.
6
Изображаем свое любимое животное.
Индивидуальная форма, коллективная, беседа, диалог, мастер класс.
Компьютер, проектор, план, Зрительный ряд: альбомы с фотографиями животных; рисунки художников-анималистов Е. Чарушина, В. Ватагина.
Коллективное обсуждение, выставка, презентация творческих работ.
7
Мир вокруг нас (коллективная работа)
Коллективная форма, беседа.
Компьютер, проектор.план, Зрительный ряд: книги и репродукции произведений живописи и графики с изображением сказочных персонажей, фантастических животных и растений.
Коллективное обсуждение, выставка, конкурсы, презентация работы.
8
Сказочные персонажи (по мотивам русских народных сказок).
Индивидуальная форма, коллективная, ролевые игры.
Компьютер, проектор. план, Зрительный ряд: иллюстрации к сказкам: «Репка», «Колобок», «Гуси-лебеди» и др.
Индивидуальное обсуждение, выставка, открытое занятие.
9
Декоративные птицы и рыбы (подводный мир).
Индивидуальная, групповая, беседа, диалог
Компьютер, проектор, план, Зрительный ряд: иллюстрации и картинки о птицах и рыбках.
Коллективное обсуждение, выставка.
10
Оформление и подготовка рисунков к экспозиции в ДДТ.
Коллективная форма
Стенды, паспарту.рамки, оформительский материал.
Обсуждение и оценка всей творческой деятельности за год, выставка в ДДТ муниципальная выставка
Методическое обеспечение программы на второй год обучения
№
Тема
Формы, приёмы, методы
Дидактическое
и техническое
оснащение
Подведение
итогов
1
Вводное занятие
«Волшебный мир искусства»
Беседа, анкетирование.
План, анкета.
Опрос
2
Рисунок
Беседа, мастер- класс,
Метод коллективных
и групповых работ,
мини- вернисаж.
План беседы, репродукции, учебные работы, таблицы.
коллективное обсуждение.
Выставка работ
3
Живопись
Сочетание форм:
беседа, диалог, мастер класс,
игра «художник и зритель», мини- вернисаж.
План
беседы, тексты лекций, репродукции.
Коллективное обсуждение.
4
Декоративное работа
Беседа, мастер- класс,
метод коллективных
и групповых работ,
мини- вернисаж.
План беседы, репродукции, учебные работы, таблицы.
коллективное обсуждение.
Выставка работ
5
Композиция
Сочетание форм:
беседа, диалог, мастер класс,
игра «художник и зритель», мини- вернисаж.
План
беседы, тексты лекций, репродукции.
коллективное обсуждение.
6
Введение в историю искусства
Беседа, анкетирование.
Метод коллективных
и групповых работ,
мини- вернисаж.
Беседа, игра «художник и зрелище», творческое
исследование.
План беседы, книга, репродукции,
аудио- аппаратура.
коллективное обсуждение.
Выставка работ
7
Знакомство с творчеством художников
Беседа, заочное путешествие, диалог,
План беседы, книги, репродукции.
коллективное обсуждение
Выставка работ
8
Итоговое занятие
«Мы умеем и мы знаем!»
Беседа, мастер- класс,
Метод коллективных
и групповых работ,
мини- вернисаж.
Беседа, экскурсия.
План беседы, репродукции, учебные работы, таблицы.
коллективное обсуждение.
Выставка работ
10
Подготовка к конкурсам и выставкам
Коллективная форма
Стенды, паспарту.рамки, оформительский материал.
Обсуждение и оценка всей творческой деятельности за год, выставка в ДДТ муниципальная выставка
Список литературы
-
Алексеева, В.В. Что такое искусство? / В.В. Алексеева [текст] - М.: «Советский художник», 1973. - 162с.
-
Грек, В.А. Рисую штрихом. / В.А. Грек [текст] - Минск: «Скорына», 1992 . - 41 с.
-
Грунтовский, А.В., Назарова А.Г. Ефим Васильевич Честняков. / А.В. Грунтовский, А.Г. Назарова [электронный ресурс] // Русская земля. Журнал о русской истории и культуре rusland.spb.ru/is I 1htm - Язык русский: доступ свободный.
-
Демакова, Т.И. Развитие креативности младшего школьника на уроках изобразительного искусства [электронный ресурс] festival. 1 september.ru /articles / 312879/ - Язык русский : доступ свободный.
-
Клиентов, А.Е. Народные промыслы. / А.Е. Клиентов [текст] - М.: «Белый город», 2003. - 50 с.
-
Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства. / С.К. Кожохина [текст] - Ярославль: «Пионер», 2001. - 120 с.
-
Концепция художественного образования в Российской Федерации [электронный ресурс] http:google.ru/url?sa=t&source=web&ct=res&cd=4&ved=0CAwQFjAD&url=http%3A%2F%2Fgzalilova - Язык русский : доступ свободный.
-
Марысаев, В.Б. Рисование: теория. 3-5 кл. / В.Б. Марысаев [текст] - М.: «Рольф», 1999.
-
Мосин, И.Г. Рисование-2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей. / И.Г. Мосин [текст] И.Г. Мосин [иллюстрации] - Екатеринбург: «У-Фактория», 2000. - 120с.
-
Немов, Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2 психология образования. / Р.С. Немов [текст] - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 608с.
-
Основы, народного и декоративно-прикладного искусства. Программа I-IV кл. для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. / Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1992.
-
Рисунок для изостудий: от простого к сложному. / А.Ф. Конев, И.Б. Маланов [текст] - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. - 240с.
-
Рутковская, А.А. Рисование в начальной школе. \ А.А. Рутковская [текст] - СПб.: «Нева»; М.: «Олма-Пресс», 2003. - 192с.
-
Савенков, А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. \ А.И. Савенков [текст], А.А. Селиванов [иллюстрации] - Ярославль: Академия развития, 2004. - 128с.
-
Тюфанова, И.В. Мастерская юных художников. Конспекты занятий. \ И.В. Тюфанова [текст] - СПб.: «Детство-Пресс», 2002. - 80 с.
-
Уатт, Ф. Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых. / Ф. Уатт [текст] М.Д. Лахути [перевод с англ.] - М.: «Росмэн», 2002. - 96с.
-
Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство во втором классе. Пособие для учителей. \ Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1984.