Рабочая программа по ИЗО 6 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Евсеевская средняя общеобразовательная школа













Рабочая программа

по изобразительному искусству в 6 классе



















2015-2016 уч.г



  1. Пояснительная записка.


Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской программы основного общего образования «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М.Неменского, учебного плана.

Уроки изобразительного искусства имеют большое значение для умственного развития детей. Умственное развитие школьника определяется тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои переживания, чувства, впечатление, полученные от взаимодействия с объектом. В процессе создания образа конкретного героя у детей уточняются, закрепляются знания, полученные ранее. Для работы они подключают воображение, память, мышление, чувства.

Предусматривается широкое применение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих планов.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам.

Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

• формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

• освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

• формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

• развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

• формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

• овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

• овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.


  1. Общая характеристика учебного предмета


Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

Программа «Изобразительное искусство 5-7 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

При изучении тем по изобразительному искусству у учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний, и умений.

Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России.


III.Место предмета в базисном учебном плане


Учебным планом МБОУ ЕСОШ предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе в объеме 34 часа в год по 1часу в неделю.

IV.Содержание программы по изобразительному искусству

6 класс


Тема I четверти:

«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (8 ч)

В этой четверти проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами, освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника. Знакомство с выразительными свойствами книжной графики в творчестве белгородского художника С. Косенкова. В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.

  1. Изобразительное искусство в семье пространственных искусств.

  2. Рисунок - основа изобразительного творчества.

  3. Линия и её выразительные возможности

  4. Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

  5. Цвет. Основы цветоведения.

  6. Цвет в произведениях живописи.

  7. Объемные изображения в скульптуре.

  8. Основы языка изображения.

Тема II четверти:

«Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч)

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта.

  1. Реальность и фантазия в творчестве художника.

  2. Изображение предметного мира - натюрморт.

  3. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

  4. Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

  5. Освещение. Свет и тень.

  6. Натюрморт в графике.

  7. Цвет в натюрморте.

  8. Выразительные возможности натюрморта.

Тема III четверти:

«Вглядываясь в человека. Портрет» (9 ч)

Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.

  1. Образ человека - главная тема искусства.

  2. Конструкция головы человека и ее пропорции.

  3. Изображение головы человека в пространстве.

  4. Графический портретный рисунок.

  5. Сатирические образы человека.

  6. Образные возможности освещения в портрете.

  7. Роль цвета в портрете.

  8. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве 2ч

Тема IV четверти:

«Человек и пространство» (9 ч)


Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Мой белый город».

  1. Жанры в изобразительном искусстве.

  2. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы 2ч.

  3. Пейзаж - большой мир. Пейзаж - настроения. Природа и художник.

  4. Пейзаж в русской живописи 2ч.

  5. Пейзаж в графике.

  6. Городской пейзаж

  7. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.





V. Тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе



п/п

Тема урока 6кл. ИЗО.

Основное содержание по темам

Вид деятельности

Практическая работа

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

1.

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура; декор, архитектура). Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Художественные материалы и их выразительность
в изобразительном искусстве.

Сообщение новых знаний. Коллективный коллаж по видам искусства.

2.

Рисунок - основа изобразительного творчества.

Рисунок - основа языка всех видов изобразительного искусства. Виды рисунка. Подготовительный рисунок
как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение.
Графические материалы и их выразительные возможности. Изучение приёмов нанесения штриховки.

1 вариант:
Зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения
и др.). Навык работы линией и штрихом.

2 вариант:

Графический орнамент в круге.

3 .

Линия и её выразительные возможности.

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Тематическое рисование
«Чёрно-белый мир».

4.

Пятно
как средство выражения. Композиция
как ритм пятен.

«Формула» хорошей работы - «линия» плюс «пятно». Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: тёмное - светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно.

Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце
и тени).

5.

Цвет. Основы цветоведения.

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета
и его светлота. Изучение свойств цвета.

Фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца»
и т. д.)

6.

Цвет
в произведениях живописи.

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Растяжка цвета. Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Пуантилизм. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.

1 вариант:

Изображение осеннего букета с разным настроением - радостный, грустный, тихий, торжественный и т. д.

2 вариант:

Коллективное выполнение диптиха «Цветы» для украшения интерьера (по сырому, используя смешение,
напыление красок
и аппликацию).

7.

Объёмные изображения
в скульптуре.

Выразительные возможности объёмного изображения. Связь объёма с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы
в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. - и их выразительные свойства.

Объёмные изображения животных в разных материалах (лепка, бумагопластика).

8.

Основы языка изображения (обобщение темы).

Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

Обобщающая беседа, занимательная викторина, выставка работ учащихся.

Мир наших вещей. Натюрморт.

9.

Реальность и фантазия
в творчестве художника.

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность
и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.

Сообщение новых знаний. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая
из поколения
в поколение (выступления учащихся)? Выполнение наброска памятной вещи.

10.

Изображение предметного мира. Натюрморт.

Многообразие форм изображения мира вещей
в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость
и декоративность плоского изображения в древности
и сейчас.

Натюрморт из плоских изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари)
с акцентом
на композицию, ритм.

11.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Бумагопластика. Конструирование
из бумаги простых геометрических тел.

12.

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

Плоскость и объём. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объёмного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объёмного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Изображения конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки).

13.

Освещение. Свет и тень.

Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике
и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.

Изображение геометрических тел
из гипса с боковым освещением.

14.

Натюрморт
в графике.

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Гравюра, её виды и выразительные возможности. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Оттиск с аппликации на картоне.

15

Цвет
в натюрморте.

Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

1 вариант:

Натюрморт в заданном эмоциональном состоянии: праздничный («Цветы
в вазе», «Натюрморт с грибами», «Новогодний», «Спортивный»), грустный, таинственный и т. д.

2 вариант:

Натюрморт
с добавлением предметов «Комнатный цветок в горшке».

16.

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

Предметный мир в изобразительном искусстве. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

Эскиз натюрморта- автопортрета. Обобщающая беседа, выставка работ учащихся.


Вглядываясь в человека. Портрет.

17.

Образ человека - главная тема
в искусстве.

Виды портрета (парадный и лирический, социальный, психологический, автопортрет, костюмированный и др.). История возникновения и развития жанра портрета. Изображение человека в искусстве разных эпох (Древний Рим, Возрождение, Новое время…). Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

Сообщение новых знаний. Выступления учащихся о художниках-портретистах.

18.

Конструкция головы человека и её пропорции.

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Изображение головы
с соотнесёнными
по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.),
с различными характерными выра-жениями лица (радость, испуг, грусть, удивление, скука, гнев, смех и т. д.).

19.

Изображение головы человека в пространстве.

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

Наброски пропорций головы человека в фас, в профиль, с изящным наклоном головы. Камеи.

20.

Графический портретный рисунок

Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Образ (индивидуальные особенности, характер, настроение) человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

Рисунок с натуры (набросок) головы одноклассника
в разных ракурсах.

21.

Сатирические образы человека.

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей.

22

Образные возможности освещения
в портрете.

Цветовое решение образа
в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Создание автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, близкого друга).

23.

Роль цвета
в портрете.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Создание автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, близкого друга).

24, 25.

Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века (обобщение темы).

Выражение творческой индивидуальности художника
в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Музеи как кладовые культуры, хранилища духовного опыта человечества. Лувр (Франция). Национальная галерея (Великобритания). Прадо (Испания). Пинакотека (Германия). Эрмитаж
и Третьяковская галерея (Россия). Русская иконопись.

Обобщающая беседа, сообщения учащихся, выставка работ учащихся.
Анализ портрета, предложенного учителем.

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

26.

Жанры в изобразительном искусстве.

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.

Сообщение новых знаний. Выступления учащихся о русских художниках-пейзажистах.

27, 28.

Изображение пространства. Правила линейной
и воздушной перспективы.

Виды перспективы. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.

Сообщение новых знаний. Тренировка приёмов расположения линии горизонта и передачи расстояния при изображении предметов
на плоскости.

29

Пейзаж - большой мир. Пейзаж-настроение. Природа
и художник.

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.

Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

Коллективное изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Дорога, по которой мне хотелось бы пойти», «Путь реки» и прочее с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями.

30, 31.

Пейзаж в русской живописи

Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень.
Роль колорита в пейзаже-настроении. Создание
с помощью цвета художественного образа природы, передача настроения в рисунке.

Создание пейзажа-настроения - работа
по представлению
и памяти.

32

Пейзаж а графике

Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Создание пейзажа-настроения - работа
по представлению
и памяти.

33.

Городской пейзаж.

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века. Рационально организованная руками человека пространственная среда городского пейзажа, включающая в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.

Создание коллективной графической композиции «Наш город» или «Архитектурный пейзаж, который мы хотели бы увидеть вокруг себя (пейзаж будущего, настоящего, прошлого)».

34.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык
и смысл (обобщение темы).

Значение изобразительного искусства в жизни людей и его виды. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка
и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Понимание искусства - труд души.

Обобщение материала учебного года. Пейзаж, портрет, натюрморт в музеях искусств. Занимательная викторина. Выставка работ учащихся.













VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 6 КЛАССЕ

уро

ка

Тема урока 6кл ИЗО

Кол-во час.

Основные

виды деятельности

Требования к результату

Виды контроля

Дата

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8часов).

Урок 1

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств

1

Выполнение рисунка о летних каникулах.

Знать виды пространствен

ных и изобразительных ис

кусств; различные художе

ственные материалы и их значение в создании художественного образа

Опрос, творческая работа

Урок 2

Рисунок - основа изобразительного творчества

1

Выполнение зарисовки с натуры осенних листьев.

Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер)

Опрос, творческая работа

Урок 3

Линия и ее выразительные возможности, Ритм линий

1

Изображение двух настроений - веселое и тоскливое.

Знать основы языка изобразительного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий).

Опрос, творческая работа

Урок 4

Пятно как средство выражения. Ритм пятен

1

Изображение различного состояния природы: дождь, тучи, гроза, буря, яркое солнце

Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности.

Опрос, творческая работа

Урок 5

Цвет. Основы цветоведения

1

Изображение сказочного мира

Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов

Опрос, творческая работа

Урок 6

Цвет в произведениях живописи

1

Выполнение рисунка летнего сада

Понимать значение слова «колорит» и его роль в создании художественного образа. Уметь: владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи.

Опрос, творческая работа

Урок 7

Объемные изображения в скульптуре

1

Изготовление из пластилина скульптуры животного

Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе

Опрос, творческая работа

Урок 8

Основы языка изображения

1

Выполнение рисунка на свободную тему

Знать: виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства

Опрос, творческая работа

Мир наших вещей. Натюрморт (8часов).

Урок 9

Реальность и фантазия в творчестве художника

1

Изображение фантастического мира.

Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве

Опрос, творческая работа

Урок 10

Изображение предметного мира - натюрморт

1

Изображение цветов или фруктов. Натюрморт.

Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произве-дения в жанре натюрморта. Уметь активно воспри-нимать произведения

искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов.

Опрос, творческая работа

Урок 11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1

Рисунок семьи при помощи геометри-ческих фигур.

Иметь представление о многообразии и выразительности форм

Опрос, творческая работа

Урок 12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

1

Выполнить рисунок-конструкцию из шести квадратов по правилам линейной перспективы

Понятие «перспектива», ее виды, способы изображения перспективы. Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры

Опрос, творческая работа

Урок 13

Освещение. Свет и тень

1

Изображение натюрморта в цвете: черное и белое

Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры

Опрос, творческая работа

Урок 14

Натюрморт в графике

1

Изображение натюрморта в графике

Знать выдающихся художников-графиков. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры

Опрос, творческая работа

Урок 15

Цвет в натюрморте

1

Изображение натюрморта в цвете

Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики

Опрос, творческая работа

Урок 16

Выразительные возможности натюрморта

1

Выполнение рисунка на свободную тему. Натюрморт.

Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью цвета передавать настроение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра

Опрос, творческая работа

Вглядываясь в человека. Портрет (9часов).


Урок 17

Образ человека - главная тема в искусстве

1

Рисунок портрета своего друга..

Знать жанры изобрази-тельного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанра. Портрет в живописи, графике, скульптуре

Опрос, творческая работа

Урок 18

Конструкция головы человека и ее основные пропорции

1

Рисунок лица человека.

Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека

Опрос, творческая работа

Урок 19

Изображение головы человека в пространстве

1

Выполнение рисунка головы человека.

Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры

Опрос, творческая работа

Урок 20

Графический портретный рисунок

1

Выполнение рисунка графического портрета своего друга.

Знать пропорции головы и лица человека; выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры

Опрос, творческая работа

Урок 21

Сатирические образы человека

1

Выполнение доброго шаржа на своего товарища графическим способом

Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами

Опрос, творческая работа

Урок 22

Образные возможности освещения в портрете

1

Выполнение портретного рисунка с использованием бокового света.

Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры

Опрос, творческая работа

Урок 23

Роль цвета в портрете

1

Выполнение рисунка портрета в цвете.

Санти, М. Врубель Знать выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль . Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра; работать в технике коллажа

Опрос, творческая работа

Урок 24,25

Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века

2

Выполнение рисунка на свободную тему

Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра

Опрос, творческая работа

Человек и пространство (9часов)

Урок 26

Жанры в изобразительном искусстве

1

Изображение деревенских мотивов.

Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства

Опрос, творческая работа

Урок 27,28

Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

2

Изображение уходящей вдаль аллеи.

Понимать значение перспективы в изобразительном искусстве

Знать правила линейной и воздушной перспективы. Уметь использовать правила перспективы в собственной творческой работе.

Опрос, творческая работа

Урок 29

Пейзаж - большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник

1

Пейзаж на тему «Путь реки».

Знать: правила перспективы; выдающихся художников-пейзажистов и их произведения

(И. Левитан)

Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа

Опрос, творческая работа

Урок 30,31

Пейзаж в русской живописи

2

Изображение весеннего пейзажа.

Понимать роль колорита в пейзаже-настроении. Уметь работать гуашью, используя основные средства художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и по представлению

Опрос, творческая работа

Урок 32

Пейзаж в графике

1

Изображение пейзажа в графике.

Понимать роль колорита в пейзаже-настроении. Уметь работать в графике, используя основные средства художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и по представлению

Опрос, творческая работа

Урок 33

Городской пейзаж

1

Изображение городского пейзажа.

Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике

Опрос, творческая работа

Урок 34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

1

Выполнение рисунка на свободную тему. Пейзаж.

Знать основные виды и жанры изобразительных искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров.

Опрос, творческая работа










VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год

Учебно-методический комплект под редакцией Б.М.Неменского:

Учебники:

5 класс - Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (авт. Горяева Н. А., Островская О. В.);

6 класс - «Изобразительное искусство в жизни человека» (авт. Неменская Л.А.),

7 класс - «Изобразительное искусство в жизни человека» (авт. Неменская Л.А.),


Методическая литература:


1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 2008.

2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. - СПб.: Каро, 2004.

3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 2007.

4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. - М.: Профиздат, 2000.

6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. - М.: Детская литература,2001.

7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…- Волгоград: Учитель, 2009г.;

8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты- Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 2004.

9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. - М.: Высшая школа, 2002.

10. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003.

11. Половников, А. О. Русь деревянная. - М.: Просвещение, 2008.

12. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 2008.

13. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 2005.

14. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. - М.: Просвещение, 2008.

15. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 2008.

16. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 2008.

17. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 2008.

18. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 2008.

19. Методический журнал «Искусство»

20. Журналы: «Мировая художественная культура», «Юный художник»

21. Методические рекомендации по курсу «Изобразительное искусство»

22. Книги по искусству:

- Энциклопедия «100 великих русских художников»,

- Энциклопедия «100 великих зарубежных художников»,

- Миловский А.С. «Народные промыслы»,

- Фомина Н.Н. «Детям о художниках».

Сайты:


- Методический сундучок - сайт учителя ИЗО metod-sunduchok.ucoz.ru

- Выставочный зал союза Художников РФ architecture/loss/artists

- Медиатека сайта Дневник.ру

- Интернет ресурсы: edu.ru, сеть творческих учителей.






VIII. Результаты освоения учебного предмета изобразительного искусства учащимися 6 класса


Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;

о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;

основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

особенности творчества и значение в отечественной культуре веливих русских художников - пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны:

уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.


© 2010-2022