ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗО КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Южакова Наталья Николаевна

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №4

учитель изобразительного искусства,

2013г.

.


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗО КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Личность ребенка - это цель образовательной системы. Ребенок не должен являться только сосудом, который школа до краев наполнит знаниями. В свете сегодняшнего времени основная задача - вырастить человека, который будет понимать, что именно он знает и как этими знаниями воспользоваться в дальнейшей жизни. Для воспитания этих качеств подходят личностно-ориентированные технологии, в центре которых - личность ребенка, реализация его природного потенциала.

Основная Концепция современного образования - это духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.

Предмет ИЗО, как никакой другой, способствует развитию и формированию лучших качеств личности, так как процесс обучения строится на изучении высочайших образцов культуры человечества и выполнении большого количества творческих работ. Для более полной реализации личностно-ориентированных технологии я применяю интеграцию почти со всеми предметами: литературой, музыкой, историей, географией, ОБЖ, физической культурой, кубановедением; использую интерактивную доску, большое количество слайдов, музыку и фрагменты фильмов. В школе постоянно обновляется выставка «Наш вернисаж», ребята участвуют в большом количестве конкурсов.

На уроках ИЗО учащиеся получают возможность развиваться и совершенствоваться в творческой и непринужденной обстановке. У школьников есть возможность работать в своем темпе, реализовывать задачи своего уровня, используя различные техники ,создавать интересные работы на любом этапе своего развития. Такие уроки создают для учащихся ситуацию успеха, что очень значимо в процессе становления личности. Темы многих уроков затрагивают важные и глубокие аспекты жизни, заставляют думать, сопереживать, анализировать и делать выводы, учат ответственности человека за свои действия, помогают духовно расти.

По моему мнению, воспитание в ребенке патриотических чувств как нельзя лучше соответствует Концепции современного образования. В наше время актуальна проблема низкого уровня патриотизма у молодежи.

Государство сейчас активно работает над повышением этого уровня через проведение всевозможных акций, посвященных военно-патриотической тематике и здоровому образу жизни, начинается работа по формированию правильного представления о семейной жизни и самоопределению молодежи. Школа не может и не должна остаться в стороне. Конечно, очень многое делается в процессе воспитательной работы школы, но и учителя - предметники могут внести значительный вклад в решение этой проблемы.

Патриотизм заключается не только в знании истории своей страны и уважении к ее традициям, но и развитии каждого человека, как гармоничной личности. Чем больше в стране гармонично развитых людей, тем выше потенциал страны, лучше уровень жизни.

Я делю деятельность на уроках на несколько направлений: Я и Я, Я и семья, Я и школа, Я и культура, Я и мое Отечество, Я и планета Земля.

По мере взросления и роста человека горизонты восприятия мира расширяются от понимания Я до осмысления Вселенной. Поэтому градация направлений идет по возрастающей. Все эти вопросы изучаются в каждом классе, но степень глубины погружения в тему и осмысления вопросов увеличивается по мере взросления.

Задача направления «Я и Я» раскрывать и формировать личность человека, помогать корректировать изменения по мере взросления. Мы несколько раз, по мере взросления, рисуем автопортреты.

Для каждого человека с рождения и в течение жизни важна собственная личность, свое мироощущение. На уроках, в самых разных техниках, мы учимся изображать себя, любить себя, искать в себе то, чем мы уникальны и отличаемся от остальных. Научишься любить и уважать себя - сможешь любить и уважать других. Раскроешь свои способности - найдешь свое место в этой жизни, принесешь пользу обществу. На уроках, посвященных спорту, мы пропагандируем ЗОЖ, ребята - спортсмены делятся опытом с одноклассниками. Темы очень многих уроков затрагивают нравственные вопросы. Но особенно удачно реализуется осмысление этих вопросов при иллюстрировании библейских заповедей.

Задача второго направления «Я и семья» - воспитать человека, для которого понятие «семья» будет важным и относится к созданию семьи и рождению ребенка он будет осознанно и ответственно. Мы много говорим о роли матери в процессе развития и становления человека, стараемся сформировать на уроках правильное понимание ролей каждого члена семьи, говорим о путях создания доверительного микроклимата в семье, роли бабушек и дедушек в сохранении и приумножении семейных традиций.

Задача направления «Я и школа» - помочь детям правильно осмыслить роль школы в процессе их развития и формирования как личности, учить жить и развиваться в коллективе. Это первая проверка на социальную адаптацию ребенка. Школа - это второй дом. Наша задача - сделать этот дом уютным и чистым, украсить его (чем мы и занимаемся на уроках ИЗО и технологии). Роль учителя в процессе становления и формирования ребенка очень высока, мы учимся видеть и замечать, сколько труда и любви вкладывают в учеников учителя. Труд учителя недооценен и мы пытаемся восполнить этот пробел, создавая проекты памятников педагогам и рисуя портреты своих любимых учителей. Мы рисуем портреты друзей ребенка, потому что именно в школе ученик приобретает друзей, с которыми он общается на протяжении всей жизни. Он учится важным понятиям: преданность, верность, умение помочь в трудную минуту. По тому, какие друзья у человека, можно судить о нем самом.

Направление «Я и культура» знакомит с культурой разных стран, учит сохранять и приумножать информацию, переданную предыдущими поколениями.

На уроках мы знакомимся с культурой стран, оказавших наибольшее влияние на развитие общечеловеческой культуры. Стараемся понять культуру и мировоззрение других людей, что ведет к развитию толерантности. К сожалению, в связи с общим падением уровня образованности и культуры, дома учащиеся получают очень мало информации об истории России. Ведущую роль в этом вопросе берет на себя школа. Мы знакомим с народными промыслами, укладом жизни наших предков, обычаями и праздниками. Много уроков посвящено истории человечества. Мы изображаем и осмысливаем наиболее значимые события мировой истории. Для расширения кругозора и развития творческих способностей мы копируем живописные полотна и иллюстрируем произведения русской и зарубежной литературы.

К сожалению, очень малое количество родителей серьезно и планомерно занимаются досугом детей. Многие дети впервые с классом посетили театр, цирк или музей. Наша задача - закрепить позитивные ощущения от причастности к миру искусства, чтобы ребенок захотел посещать эти заведения еще.

Задача направления « Я и мое Отечество» - воспитать поколение, которое будет гордиться тем, что они - россияне, и живут в самой замечательной стране. Которую они, вырастая, сделают процветающей. Знание истории и культуры России должно привести к появлению чувства гордости за свою страну. Страну с великой культурой и историей. Я считаю, что этот блок - один из самых важных. И центральное место в нем занимают темы, посвященные Великой Отечественной Войне. Потомки победителей в ВОВ должны не только чтить ветеранов, но и знать какой ценой досталась Победа! В работе мы используем видеоматериалы и фотографии, сделанные во время несения Вахты Памяти у Огня Вечной славы учащимися старших классов, (желающих всегда очень много, ребята считают несение Вахты почетом для себя), фотографии и плакаты времен ВОВ, документальные фильмы о ВОВ, материалы из Книги Памяти, созданной учениками 8-11 классов. Дети должны прочувствовать, что война коснулась каждой семьи. Мы делаем иллюстрации к песням, книгам и фильмам, чтобы дети прочувствовали, как трудно было солдатам на войне, как сложно было в тылу, чтобы поняли, почему мы обязаны ветеранам жизнью. Мы рисуем проекты памятников, посвященных героям ВОВ, участвуем в конкурсах, посвященных войне и ветеранам, разрабатываем проекты книжек-раскладушек о героях ВОВ и важнейших моментах ВОВ.

Мы учимся принимать современную Россию с ее красотами, достижениями и проблемами. Родину надо любить любую. А также осмысливать: а что я могу сделать, чтобы моя Родина стала еще краше.

Мы гордимся тем, что живем в столице олимпийского края. Во всех классах проводился урок «Символы Олимпиады», на которых учащиеся придумывали талисманы Олимпиады Сочи 2014. Лучшие работы были отправлены на всероссийский конкурс талисманов.

Надо знакомиться с культурой ближайших соседей. Мы изучаем легенды Адыгеи об одном из прекраснейших уголков Кавказа - плато Лаго-Наки. Многие дети после наши уроков посетили с родителями эти места.

И, наконец, последнее направление « Я и планета Земля» - дает понять ребятам, что нельзя сделать чистыми воздух и воду в отдельно взятом государстве. Земля - наш общий дом и надо учиться решать эти проблемы всем вместе.

Мы осмысливаем общие проблемы человечества, связанные с экологией, экономикой и политикой, ищем возможные пути решения проблем.

В процессе обучения ученик проходит путь от ребенка до понимания себя, как части большого мира. Себя, как личности! Личности реализованной и созидающей. Кто научится созидать - разрушать не станет! Наша задача - научить детей видеть красоту во всем и научиться ее создавать.

«Красота спасет мир!» Эта фраза проходит красной нитью через всю тематику уроков ИЗО.

Хочется верить, что реформа образования сможет изменить сложившуюся ситуацию. И Россия станет сильной державой с лучшим в мире образованием. Возродится духовность в России и в этом, без сомнения, будет заслуга и школьных учителей изобразительного искусства!





© 2010-2022