- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Робочая программа по учебному предмету Искусство для 7 класса
Робочая программа по учебному предмету Искусство для 7 класса
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хмельницкая О.И. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
| ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа по УЧЕБНОму предмету «Искусство» название учебного предмета
ДЛЯ 7 КЛАССА
основного общего образования уровень (базовый)
2015 г. |
«Утверждено»:
Приказ № ОД от «__» _______ 201_ г.
«Рассмотрена»:
На заседании Ученого совета
ГБОУ ВО КО «Педагогический институт»
Протокол № _ от «__» ________ 201_ г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Разработчики:
Хмельницкая О.И. преподаватель мировой художественной культуры
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
Пояснительная записка
Цели учебного предмета:
-
формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стилях и направлениях, важнейших закономерностях их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
-
осознание роли и места человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
-
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
-
освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления;
-
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
-
интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия;
-
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
-
способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы; развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
-
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, заинтересованного в активном диалоге с произведением искусства;
-
развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
-
создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и в краеведческой работе.
Характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Искусство» в основной школе ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов.
Учебный предмет «Искусство» пробуждает интерес школьников к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.
Знакомство учащихся с шедеврами мирового искусства - это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи между всеми предметами гуманитарно-художественного направления. Интегративный характер курса «Искусство», выраженный в ключевом и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования. Программа курса «Искусство» предусматривает изучение искусства на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Место учебного предмета «Искусство» в учебном плане ГБОУ ВО КО «Педагогический институт».
Рабочая программа по искусству в 7 классе рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю), в течение года проводится: плановых уроков - 70. срок реализации рабочей программы - один учебный год. Предмет «Искусство» входит в блок базовых учебных предметов, предусмотренных учебным планом основного общего образования.
Личностные результаты изучения искусства подразумевают:
-
формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;
-
развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;
-
накопление опыта эстетического переживания;
-
формирование творческого отношения к проблемам;
-
развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
-
гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности; подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные результаты изучения искусства отражают:
-
формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
-
выявление причинно-следственных связей;
-
поиск аналогов в искусстве;
-
развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
-
формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
-
применение методов познания через художественный образ;
-
использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
-
определение целей и задач учебной деятельности;
-
выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
-
самостоятельную оценка достигнутых результатов.
Предметные результаты изучения искусства включают:
-
наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
-
восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
-
представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
-
представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
-
усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;
-
различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;
-
классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;
-
осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
-
уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
-
формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;
-
развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора;
-
умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;
-
реализацию творческого потенциала; применение различных художественных материалов; использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.
Содержание учебного предмета
I. Мир и Человек в художественных образах (20 ч)
Введение. В мире художественной культуры. Художественная культура народов мира. Роль и место человека в художественной культуре народов мира. Изменение понятия «культура» с течением времени. Самобытность российской культуры.
Божественный идеал в религиях мира. История мирового искусства как поиск идеала и совершенной красоты человека. Божественный идеал. Божественный идеал в буддийской религии. Выдающиеся памятники монументального искусства (ступы, пещерные храмы) как символическое воплощение буддийского учения. Изображение Будды в облике человека. Отрешенность от мира, идея обретения нирваны, загадочность и непроницаемость взгляда Будды, переданные в его скульптурных изображениях. Художественный канон изображения Будды в произведениях искусства. Божественный идеал «кроткого и смиренного сердцем» человека в христианском искусстве. Истоки художественного канона. Особенности первых изображений Христа на стенах римских катакомб. Фигура Доброго Пастыря (пастуха) как наиболее часто встречающийся христианский символ. Облик Доброго Пастыря в мозаиках Равенны. Образ Христа в произведениях средневекового искусства. Художественный канон Божественного идеала в исламской религии. Орнамент и каллиграфия как символическое воплощение религиозных воззрений мусульман. Преобладание геометрических узоров и растительных мотивов, их особая роль в оформлении культовых сооружений (мечетей, дворцов, медресе).
Святые и святость. Образы святых - посредников между Богом и людьми, сила их воздействия на умы и сердца верующих. Прочность народных традиций, направленных на сохранение памяти о святых, их отражение в произведениях устного народного творчества. Образы первых мучеников, погибших и пострадавших за веру во времена гонений на христиан, в стихотворении иеромонаха Романа «Ликует Рим в языческом веселье...». Святой Себастьян в произведениях художников итальянского Возрождения. Картины А. Мантеньи, С. Боттичелли и Тициана. Различия в художественной трактовке образа (по выбору). Князья Борис и Глеб - первые святые, канонизированные русской церковью. Жизнь святых как пример смирения, незлобивости и кротости, их христианская заповедь любви к людям. Древнерусская икона «Борис и Глеб на конях», ее символическое звучание.
Герои и защитники Отечества. Защита Отечества как священный долг и обязанность мужчины. Народный идеал защитника Родины и его художественное воплощение. Георгий Победоносец - мужественный воин и доблестный защитник Отечества. История жизни святого - пример стойкости и твердости характера, преданности идеалам христианской веры. Повсеместное распространение культа: написание жития, икон, возведение храмов. Особенности иконографического изображения. Скульптура Донателло «Святой Георгий». Спокойствие, скрытая энергия и сила, гордый вызов противнику, непоколебимая уверенность в победе. Картина Рафаэля «Святой Георгий». Отчаянный поединок скачущего на белом коне всадника со страшным чудовищем. Решительность и отвага доблестного воина. «Чудо Георгия о змие» - одна из любимых тем древнерусского искусства. Иконы «Чудо Георгия о змие» с парящим на белом коне всаднике, хранящиеся в Государственной Третьяковской галерее и в Псковском историко-архитектурном заповеднике. Образ святого Георгия в военной геральдике и государственной гербовой системе России. Герб города Москвы. Александр Невский - наиболее почитаемый и любимый в народе защитник земли Русской. «Житие князя Александра Невского» - основные вехи героической жизни легендарного воина. Образ Александра Невского в произведениях искусства. Фильм «Александр Невский» режиссера С. Эйзенштейна. Художественное решение массовых сцен, мастерство в передаче внутреннего мира главного героя. Музыка С. Прокофьева как воплощение главной идеи фильма - защиты земли Русской от неприятеля. Единство зрительных и музыкальных образов. «Идеи стойкости, мужества, отваги» в триптихе П. Корина. Духовная связь времен, непобедимость русского народа, красота родной земли, воплощенные в произведении. Особенности композиционного и колористического решения картины. Образ Александра Невского - центральная часть триптиха. Особенности воплощения образа в эскизе росписи Владимирского собора в Киеве, выполненном В. Васнецовым.
Идеал благородного рыцарства. Благородный и доблестный рыцарь - идеал человека в эпоху Средневековья. Рыцарский кодекс чести: защита Отечества, бесстрашие в сражениях, верность сеньору, забота и милосердное отношение к слабым и беззащитным. Военные навыки рыцарей, их участие в битвах и рыцарских турнирах. Внешний облик, доспехи средневекового рыцаря. Отношение к жизни, подвиги во имя Прекрасной Дамы. Мужественные деяния рыцарей в «Песни о Роланде» - величайшем памятнике средневековой французской литературы. Готовность храброго рыцаря Роланда защитить «милую», «нежную» Францию.
Священный идеал материнства. Вдохновенный гимн женщине-матери в произведениях мирового искусства. Культ Мадонны в западноевропейском искусстве Средних веков и Возрождения. Дева Мария с младенцем Иисусом - возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям. Картины Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» - жемчужины коллекции Эрмитажа. Необыкновенная выразительность образов исключительной красоты и благородства. Воплощение авторской идеи о счастье, земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств. «Пречистой Девы лик священный» в творчестве Рафаэля - представления художника об идеальном женском образе. Особенности композиционного и колористического решения картин. Образ Богородицы на Руси как покровительницы и защитницы родной земли, заступницы людей перед Богом. Икона «Богоматерь Владимирская» - один из лучших образцов византийской живописи. Чудодейственная «жизнь» иконы на Русской земле. Благородный лик «радости святой печали», «извечная песнь материнства», запечатленные в этом образе. Основные типы изображения Богоматери в произведениях древнерусской иконописи: Богоматерь Знамение, Оранта, Одигитрия, Елеуса. Икона Феофана Грека «Богоматерь Донская» - шедевр мировой живописи. Новое звучание темы материнства в русском искусстве XX в. Картина К. Петрова-Водкина «Петроградская мадонна» как попытка осознать новые взаимоотношения человека с миром, ощущение гармонии «планетарного бытия». Возвышенный и поэтичный образ матери, его душевная чистота и нравственная сила. Красноречивость жеста матери - выражение решимости уберечь сына от лишений и невзгод. Тема материнства в художественных произведениях периода Великой Отечественной войны. Плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Особенности композиционного и колористического решения произведения.
Лики женской красоты в русской живописи. Шедевры русского женского портрета - сокровенная исповедь души, искренний диалог со зрителем. Женские образы Ф. Рокотова, полные неизъяснимой прелести и очарования. Отсутствие светской жеманности, кокетства и демонстративного величия - главная и характерная черта портретируемых. Внимание художника к внутреннему миру героинь, тонкий лиризм и точность психологической характеристики. Особенности художественной манеры: цветовая гамма, рисунок, фон и детали. Образы романтической мечтательности, благородства и красоты в портретах О. Кипренского и К. Брюллова. Черты парадного и камерного портрета в картине К. Брюллова «Всадница». Романтическое повествование о безмятежных радостях жизни и красоте мира, цельность и красочность композиции. Величавая славянка в творчестве
-
Венецианова. Многообразие характеров русских крестьянок, занятых привычной нелегкой работой, их одухотворенность и яркая индивидуальность. Женщина как хранительница лучших традиций крестьянской жизни. Портреты
-
Тропинина как воплощение подлинной женской красоты. «Кружевница» - шедевр портретного искусства. Гармоничность образа, особенности композиции, характерные детали и их смысл, свето-теневая передача иллюзорности пространства. Трагическая судьба женщины в русской живописи второй половины XIX в. Картина П.Федотова «Вдовушка». Возвышенно-идеальные и земные черты одинокой скорбящей женской души.
Человек в мире природы. Человек на Земле. Земля как дар человеку и источник его вдохновения. Отношение к природе как к грозной и стихийной силе в искусстве древнейших эпох. Человек Возрождения - активный творец и преобразователь природы. Природа как живая, одухотворенная среда благополучного и гармоничного обитания человека. Изменение представлений человека о природе в XVII в. Человек - ничтожно малая частица мироздания и одновременно великая сила, управляющая миром. Расширение представлений человека о природе в XVIII в. Человек как часть природы (А. Поуп. Поэма «Опыт о Человеке»). Особенности взаимоотношений человека и природы в наше время. Проблема защиты окружающей среды в произведениях современного искусства.
Времена года. Смена времен года, запечатленная в разных видах искусств. Философское осмысление темы как смены периодов человеческой жизни. Музыкальные картины годичного круговорота тепла и холода, расцвета и увядания природы в фортепианном цикле «Времена года» П. Чайковского. Весна как символ обновления жизни природы и человека. Картины весеннего пробуждения природы в музыке к балету «Весна священная» И. Стравинского. Театральные декорации к балету «Поцелуй Земле» Н. Рериха. Картины знойного лета в творчестве И. Шишкина («Рожь») и великолепия осени в произведениях И. Левитана («Золотая осень»). Мотивы и образы зимней природы в скрипичных концертах А. Вивальди «Времена года» и картине «Охотники на снегу» П. Брейгеля.
Человек в художественной летописи мира. Изменение представлений человека о его месте и роли в природе, обществе, государстве. Нравственные ценности и идеалы в различные исторические эпохи и их отражение в произведениях искусства. Человек в искусстве Древней Греции - гимн величию богов и их духовной мощи. Личность государственная и общественная в эпоху Римской империи. Римский скульптурный портрет как художественное воплощение прославленных личностей: императоров и полководцев, выдающихся общественных деятелей и достойных граждан. Духовная сущность человека верующего в эпоху Средневековья, его суровый аскетический облик. Человек в «центре мира» в эпоху Возрождения. Повышенный интерес к неограниченным творческим возможностям человека. Воплощение идей гуманизма в произведениях итальянского искусства. Портрет как зеркальное отражение души человека. Человек и новая картина мира в искусстве XVII-XVIII вв. Теснейшая связь человека с окружающей средой. Интерес к изображению социального превосходства верхушки общества и повседневной жизни простого человека. Поиски героической, общественно значимой личности в искусстве XVIII в. Романтическая мечта о свободной личности и ее конфликт с обществом. Исключительные герои в исключительных обстоятельствах, их внутренняя раздвоенность, одиночество, поиски идеала, жизнь в сфере эмоций и чувств. Человек в искусстве ХХ столетия. Человек и невиданные достижения прогресса. Человек перед сложнейшими жизненными и социальными проблемами, бегство в мир грез и иллюзий.
II. Художественная культура народов мира (48 ч)
Художественные символы народов мира. Мировая художественная культура как совокупность множества культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении веков. Художественные символы различных стран и их особенности: Египет, Франция, США, Китай, Россия, Япония. Образы египетских пирамид, Эйфелевой башни в Париже, американской статуи Свободы, Московского Кремля, Императорского дворца в Пекине. Поэтические символы народов мира и их отражение в произведения живописи, литературы, устном народном творчестве, обрядах и праздниках.
Единство и многообразие культур. Культура народов мира - общее достояние человечества. Культурные связи народов мира. Универсальность идей мировой культуры и их постижение через шедевры искусства. Национальная самобытность и ее воплощение в культуре разных народов, стран и континентов. Основные критерии, определяющие национальную самобытность народа и его культуры (географическое положение, доминирующая религия, исторические и социальные традиции, обращенность к культурам других народов и наций).
Героический эпос народов мира. Понятие о героическом эпосе, художественно отражающем представления об историческим прошлом, воссоздающем целостные картины народной жизни. Сказания о значительных исторических событиях, подвигах легендарных героев, ставших символами мужества, доблести и благородства. Героический эпос - результат коллективного народного творчества. Безымянный характер эпических произведений. Шедевры народного эпоса (обзор). Эпос народов Востока и Крайнего Севера. Олонхо - сказания якутского народа о подвигах богатырей. Нартский эпос кавказских народов о доблестном племени богатырей, живших в древние времена и боровшихся с чудови щами, великанами и драконами. Армянский героический эпос «Давид Сасунский» и эпос киргизского народа «Ма-нас». Литературные интерпретации народного эпоса. Поэма грузинского поэта Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и «Песнь о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло. Развитие эпических традиций в русской музыкальной культуре. Песенная симфония А. Бородина «Богатырская», эпические оперы М. Мусоргского «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оперы-былины и оперы-сказки Н. Римского-Кор-сакова «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Псковитянка». Эпическая тема в произведениях русской живописи (В. Васнецов, М. Врубель, И. Билибин, Н. Рерих, К. Коровин, Е. Кибрик и К. Васильев).
Герои и темы народного эпоса. Общие черты произведений героического эпоса. Повторяемость тем и сюжетов, общность характеристик главных героев. Сюжет сотворения мира и его воплощение в древнеисландском эпосе «Старшая Эд-да». Выразительность и поэтичность легенд о сотворении мира в славянском и индийском эпосе. Сюжет чудесного рождения героя и его первых подвигов в юности. Сватовство героя, сопряженное с трудновыполнимыми заданиями (добывание огня, изготовление орудий труда). Значительная часть эпоса - описание битвы. Гибель героя в неравной схватке с противником. Русские былинные богатыри и их отличие от средневековых рыцарей. Илья Муромец - идеал русского богатыря, наделенного сверхъестественной силой, отвагой и находчивостью. Верность дружбе, великодушие и честь - главные качества героев народного эпоса. Их готовность прийти на помощь, защитить слабых и обиженных, помочь влюбленным. Верная и преданная дружба Гильгаме-ша и Энкиду («Эпос о Гильгамеше»), поэтические достоинства и художественное своеобразие «плача Гильгамеша».
Шедевры народного эпоса («Калевала»). Карело-финский эпос «Калевала», его идейно-художественное значение. Эпические руны (песни), рассказывающие о далеких временах и первых героях. Характерные особенности их исполнения. Главный герой Вейнямёйнен - старый певец и мудрый прорицатель, пахарь, охотник и умелый мастеровой. Первый творец мира, постигший жизненную мудрость и снискавший славу у своего народа. Борьба Вейнямёйнена и его товарищей за волшебную мельницу Сампо - основа сюжета «Калевалы». Суровые испытания, выпавшие на долю главного героя.
Храмовая архитектура. Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, отразившая представления человека об устройстве мироздания. Базилика - основа католического христианского храма, ее структура и назначение. Аскетизм внешнего облика. Пышность и великолепие внутреннего убранства. Распространение на Руси крестово-купольного типа храма как символа христианского православия. Символика православного храма (количество венчающих куполов, особенности формы и цвета купола). Шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершением - уникальные сооружения русского культового зодчества. Церковь Вознесения в Коломенском. Интерьер православного храма, его символическое звучание. Традиции буддийской храмовой архитектуры. Борободур (остров Ява, Индонезия) - крупнейший памятник мирового храмового зодчества. Символическая роль скульптуры и рельефов, призванных воплощать буддийское «постижение истины». Культовые постройки ислама. Мечеть - основное сооружение мусульман. Тип колонной арабской мечети-крепости, окруженной глухими стенами. Соборные мечети и их общественное назначение. Башни-минареты и их культовая роль. Минарет Кутб-Минар (Индия) - шедевр мусульманской архитектуры. Особенности архитектуры медресе - культовых учебных заведений. Медресе Улугбека и Шир-Дор в Самарканде (Узбекистан) - жемчужины архитектуры Средней Азии.
Дом - жилище человека. Древнейшие дома человека, обнаруженные археологами в Месопотамии, Древнем Египте и Греции. Инсулы - первые многоэтажные дома и роскошные виллы в архитектуре Древнего Рима. Раскопки в италийском городе Помпеи. Изба - традиционный рубленый дом на Руси. Внешний вид, планировка и назначение избы. Искусство возведения избы, ее декоративное убранство. Иглу - жилище народов Гренландии, Аляски и Арктики. Переносные жилища кочевых народов Крайнего Севера - яранги. Современное устройство яранги - жилища для оленеводов. Конический шестовой чум - жилище северных народов, особенности его внутреннего устройства. Юрты - основной тип жилища народов Средней Азии и Монголии. Жилища народов Африки, их неожиданные архитектурные решения и формы (шар, цилиндр, усеченный конус). Традиционные японские дома. Раздвижные створки, служащие наружными стенами, отсутствие окон, дверей. Особенности внутреннего убранства. Сад - естественное продолжение японского дома.
Древнерусская иконопись. Древнерусская иконопись - уникальное явление в мировой художественной культуре. Следование византийским канонам, выработка собственного способа отражения религиозных представлений. Исключительная роль иконы в жизни русского человека. Художественный мир иконы и его символическое звучание. Представления о времени и пространстве в иконописи. Принцип «обратной перспективы», особая роль света и цвета. Икона - коллективное творчество многих мастеров. Процесс создания иконы и его основные этапы.
Книжная миниатюра Востока. Книжная миниатюра - замечательное явление в изобразительном искусстве Востока. Особое отношение к книге как к святыне и драгоценности. Создание книжной миниатюры - сложный творческий процесс, требующий особых навыков и мастерства. Тончайший и выразительный рисунок, многокрасочность и яркая насыщенность цвета, изысканная простота в передаче пейзажа и архитектурных зарисовок. Условный и декоративный характер книжной миниатюры, особенности изображения человека. Излюбленные сюжеты. Шедевры художника К. Бехзада, создавшего утонченный декоративный язык миниатюрной живописи. Мягкий и звучный колорит его произведений, виртуозное мастерство композиции, красота и музыкальность линий, глубокое проникновение в духовный мир образов. Искусство индийской книжной миниатюры (монгольская школа).
Скульптура Тропической и Южной Африки. Самобытность культуры народов Африки. Деревянная скульптура как воплощение народных представлений о жизни в ее настоящем и прошлом. Выразительность и экспрессивность силуэта, декоративность, монохромность. Традиционные маски народов Африки, их символическое значение, отражающее религиозные представления. Использование масок во время традиционных обрядов и празднеств. Маски, связанные с культом животных - покровителей рода или племени. Скульптурные произведения Бенина и города-государства Ифе (Нигерия). Особенности изображения человека, стремление к художественному обобщению, отказ от воплощения конкретных и индивидуальных черт.
Искусство орнамента. Как и почему возник орнамент. Его отличие от живописи. Элементы-мотивы древнейших орнаментов: круг, квадрат, ромб, волнистые линии (меандр, спираль). Орнаментальный ритм как своеобразное отражение важнейших природных процессов. Единство мотивов и ритмов. Растительный, геометрический и зооморфный орнаменты. Роль орнаментального декора в культуре Древнего Египта. Символическое значение знаков-иероглифов в орнаментальных композициях (крылатый жук-скарабей, пучки цветов лотоса и папируса, солнечные диски, ладья). Орнаментальное искусство Древней Греции. Краснофигурная и чернофигурная вазопись. Восточный орнамент. Каллиграфия. Арабеска. Испано-мавританский декор. Русский народный орнамент - наследие наших предков. Прялка как отражение сложнейшей космогонической системы мира. Система изображения солярных знаков. Характерные орнаменты резных и расписных русских прялок. Традиционный цветочный орнамент - основа композиции русских народных вышивок, павловских головных платков и жостовских подносов.
Художественные промыслы России. Народное искусство как основа национальной культуры, память человечества о своем прошлом. Повторяемость основных художественных элементов (сюжета, образов, композиции, особенностей колорита и рисунка, орнамента). Русская игрушка как отражение народных представлений о мире, добре и красоте. Форма и декор народной игрушки. Женские фигурки, конь, птица - традиционные персонажи, в которых воплощена идея жизни. Особенности колорита и разнообразие типажей дымковской игрушки. Филимоновская глиняная игрушка, ее характерные особенности и постоянные образы. Гончарное искусство Гжели, гармония синего и белого цветов, связь декора с формой украшаемых изделий. Искусство жостовских росписей: импровизация, игра света и тени, мастерство передачи ритма и цвета. Излюбленные сюжеты и образы городецкой росписи и их символический смысл. Искусство хохломы: красочность узоров и лаконичность форм, уникальность использования традиционных линий иконописи и рукописной миниатюры.
Праздники и обряды народов мира. Праздник - неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной народной культуры. Обряд как совокупность установленных обычаем действий, связанных с религиозными или бытовыми традициями жизни народа. Религиозные, семейно-бытовые, календарные и общественно-политические праздники, их особая значимость и своеобразие. Религиозные праздники и обряды. Крещение Руси, следование византийским традициям церковного богослужения. Православное богослужение и порядок его проведения. Церковная служба как своеобразный синтез искусств, «храмовое действо». Понятие о трех «кругах времени» и недельном круге в православном богослужении. Внутреннее убранство храма (иконы, фрески, предметы церковной утвари), вокальная и хоровая музыка, колокольные звоны. Особое значение и роль священного слова молитвы. «Двунадесятые» праздники православия. Паломничество в Мекку (хадж) - особый обряд поклонения главным святыням ислама. Основные этапы хаджа и его символическое значение.
Ах, карнавал! Удивительный мир... Появление карнавалов в странах Западной Европы, его традиции в Средние века и в эпоху Возрождения. Италия - родина карнавальных шествий. Наиболее популярные герои итальянского карнавала. Традиции проведения венецианских карнавалов. Бразильские карнавальные шествия, их особая зрелищность и театральность постановки. Сочетание индейских, португальских и негритянских традиций. Карнавалы различных стран мира (обзор).
Идут по Руси скоморохи... Народное искусство скоморохов - странствующих актеров и музыкантов. Первые упоминания о скоморохах в «Повести временных лет» и в произведениях устного народного творчества. Судьба скоморошества на Руси, отношения скоморохов с представителями церковной власти. Актерское мастерство скоморохов, народных потешников, сочетающих в импровизационных представлениях шутки, небылицы и комические сценки. Участие скоморохов в народных гуляниях, празднествах, крестьянских свадьбах и княжеских пирах. Искусство скоморохов - пролог к искусству цирка, эстрады и кукольного театра. Тема скоморошества в различных видах искусства.
В музыкальных театрах мира: Пекинская опера. Пекинская музыкальная драма - уникальное явление в мировой художественной культуре, воплотившее лучшие традиции национального театра. История создания и основные этапы развития. Народные легенды и популярные романы с историческими и вымышленными персонажами - основа сюжетов спектаклей музыкальной драмы. Особое исполнительское мастерство актеров, их основные сценические амплуа. Условный характер театральных декораций и реквизита. Символическое звучание музыкальных инструментов. Символика традиционных костюмов и театрального грима. Синтетический характер пекинской музыкальной драмы.
Искусство кукольного театра. История возникновения кукольного театра. Разнообразие типов кукольного театра в Древней Греции, Риме и Китае. Традиции кукольного театра в Средние века и эпоху Возрождения. Любимые герои кукольного театра (Пульчинелла, Полишинель, Панч, Ганс-вурст, Карагез - по выбору). Петрушка - наиболее популярный герой кукольного театра в России. Традиции русского бродячего кукольного театра. Кукольный театр теней (ваянг) в Индонезии, его происхождение. Произведения классической литературы - основа сюжета театрального действа. Особая роль ведущего (даланга) - искусного импровизатора и актера. Символическое назначение кукол. Роль оркестра в организации спектакля.
Музыка в храме. Особое эмоциональное воздействие музыки, звучащей в храме, на человека. Музыка как своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо. Вокальное и хоровое пение и колокольные звоны - основа музыкальной традиции православия. Церковное пение как выражение стремления к гармоническому единству человека и Бога. Знаменный распев - основа древнерусского певческого искусства. Партесное (многоголосное) пение. Выдающиеся композиторы, создававшие русскую церковную музыку: Д. Бортнянский, А. Гречанинов, П. Чесноков, П. Чайковский и С. Рахманинов. Культовая музыка ислама, ее строгий регламентированный характер. Выразительный и динамичный голос муэдзина - служителя ислама, призванный донести смысловое значение призыва к молитве (азан). Театральный характер церемонии азана. Мелодичные декламации священного Корана - особый вид культовой музыки. Характерные особенности буддийской музыки. Особое отношение к звуку в буддийской религии. Молитвы-заклинания, сопровождающие обряды богослужения, их символический смысл и значение. Музыкальные инструменты буддийского богослужения.
Колокольные звоны Руси. Русская колокольная музыка как часть православной культуры. Виды колокольных звонов: благовест, трезвон, перебор, набат, малиновый. Тембровое богатство и ритмическое своеобразие колокольных звонов. Искусство колокольного звона в Новгороде, Москве и Ростове Великом (по выбору). История знаменитых русских колоколов. Современное искусство колокольных звонарей.
В песне - душа народа. Песенное творчество - ценнейшее достояние народов мира. Искренность и глубина чувств как отличительные черты лучших народных песен. Песня - живой свидетель народной жизни. Развитие традиций песенного искусства. Коллективный характер народных песен и особенности их исполнения. Н. Гоголь и М. Горький о богатстве и разнообразии русского народного песенного творчества. Разновидности русских народных песен и их художественная выразительность. Роль поэтической символики.
Радуга русского танца. Русский танец - один из древнейших и любимых видов народного творчества, его многовековая история и традиции. Широта движений, молодецкая удаль, особая жизнерадостность, поэтичность и тонкий лиризм, скромность, простота и чувство собственного достоинства - характерные черты русского народного танца. Языческие игрища, выступления странствующих скоморохов - основа развития искусства русского танца. Хоровод - простейшая форма народного танца. Сочетание пения и драматического действия. Девичьи хороводы и их характерные особенности. Сеяние и обработка льна, прядение и ткачество - традиционные сюжеты девичьих хороводов. Ведущая и организующая роль «хороводницы». Разнообразие рисунков хоровода («репье», «змейка», «витье веревки», «крест» и «полукруг»). Пляски-кадрили и переплясы - вольные импровизированные танцы. Трепак - популярная мужская пляска, ее характерные особенности.
Искусство индийского танца. Происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Росписи пещерного храма в Аджанте, отражающие изысканные изображения апсар - небесных танцовщиц. Привилегированное положение танцора в индийском обществе. Система индийского классического танца, ее основные положения, изложенные в древнем трактате «Натьяшастра». Мудра - танцевальный язык жестов танцора, его мимика. Синтетический характер индийского танца. Использование музыки, поэзии, драматического искусства и пантомимы, связь с живописью, скульптурой и архитектурой. Танец как составная часть храмовых обрядов. Светский, придворный характер современного индийского танца. Особое значение костюма.
Страстные ритмы фламенко. Фламенко - своеобразный художественный символ Испании. Основные версии происхождения танца. Характерные особенности импровизированного мужского и женского исполнения. Фламенко - танец, выражающий богатство оттенков человеческих чувств и эмоций. Гармония музыки, танца и пения. Музыкальное сопровождение на гитаре. Ласкающие ритмы кастаньет - старинного деревянного ударного инструмента.
Под звуки тамтама (танцы народов Африки). Традиционные танцы народов Африки - неотъемлемая часть их образа жизни. Удивительное чувство ритма и особенности пластики - главная особенность африканского танца. Гармоничность, выразительность движений и жестов танцоров, их горделивая осанка, степенная и плавная походка. Африканский танец - синтез многих искусств. Коллективный характер африканского танца, особенности его исполнения. Имитация трудовых процессов, обрядовые эпизоды, различные виды национальной борьбы - основные сюжеты африканских танцев. Разнообразие видов и форм танцев («танцы отдыха», развлекательные соревнования-игрища, танцы ремесленников, магические, ритуальные танцы-заклинания от злых духов). Магические обрядовые танцы народов Центральной Африки. Символические танцы-перевоплощения в животных.
Тематическое планирование
№
Разделы, темы
Примерная программа
(кол-во часов)
Рабочая программа
(кол-во часов)
Рабочая программа
7 класс
7 класс
№
1.
Мир и человек в художественных образах.
20
20
+
1.1.
Введение. В мире художественной культуры. Художественная культура народов мира.
1
1
+
1.2.
В мире художественной культуры. Самобытность культуры России
1
1
+
1.3.
Божественный идеал в религиях мира. Буддизм, ислам.
1
1
+
1.4
Божественный идеал в религиях мира. Христианство.
1
1
+
1.5.
Святые и святость. Образ святого Себастьяна в искусстве Возрождения.
1
1
+
1.6.
Святые и святость. Князья Борис и Глеб.
1
1
+
1.7.
Герои и защитники Отечества. Георгий Победоносец.
1
1
+
1.8.
Герои и защитники Отечества. Александр Невский - защитник земли Русской
1
1
+
1.9.
Идеал благородного рыцарства.
1
1
+
1.10.
Идеал благородного рыцарства. Примеры мужественных деяний рыцарей в истории мирового искусства
1
1
+
1.11.
Священный идеал материнства
Мадонны титанов Возрождения.
1
1
+
1.12.
Священный идеал материнства. Образ Богородицы на Руси.
1
1
+
1.13.
Лики женской красоты в русской живописи. Шедевры русского женского портрета.
1
1
+
1.14.
Лики женской красоты в русской живописи. Тема материнства и нелегкой женской судьбы.
1
1
+
1.15.
Человек в мире природы.
Отношение к природе в искусстве древнейших эпох.
1
1
+
1.16.
Человек в мире природы. Пантеизм эпохи Возрождения и последующих эпох.
1
1
+
1.17.
Времена года разных видах искусств.
1
1
+
1.18.
Времена года. Философское осмысление темы как смены периодов человеческой жизни.
1
1
+
1.19.
Человек в художественной летописи мира.
1
1
+
1.20.
Человек в художественной летописи мира.
1
1
+
2.
Художественная культура народов мира
48
48
+
2.1.
Художественные символы народов мира.
1
1
+
2.2.
Художественные и поэтические символы народов мира.
1
1
+
2.3.
Единство и многообразие культур.
1
1
+
2.4.
Единство и многообразие культур.
1
1
+
2.5.
Героический эпос народов мира. Понятие о героическом эпосе.
1
1
+
2.6.
Героический эпос - результат коллективного народного творчества.
1
1
+
2.7.
Герои и темы народного
Эпоса. Общие черты произведений героического эпоса.
1
1
+
2.8.
Герои и темы народного
Эпоса. Повторяемость тем и сюжетов, общность характеристик главных героев.
1
1
+
2.9.
Шедевры народного эпоса («Калевала»)
1
1
+
2.10.
Шедевры народного эпоса («Калевала»). Герои эпоса и их характеристика.
1
1
+
2.11.
Храмовая архитектура. Своеобразие архитектурных традиций.
1
1
+
2.12.
Храмовая архитектура. Храм как универсальная модель мира.
1
1
+
2.13.
Дом - жилище человека
Многообразие жилых построек.
1
1
+
2.14.
Дом - жилище человека. Оригинальность архитектурных решений.
1
1
+
2.15.
Древнерусская иконопись - уникальное явление мировой художественной культуры.
1
1
+
2.16.
Древнерусская иконопись. Исключительная роль иконы в жизни человека.
1
1
+
2.17.
Книжная миниатюра Востока. Условный и декоративный характер.
1
1
+
2.18.
Книжная миниатюра Востока
Излюбленные сюжеты.
1
1
+
2.19.
Скульптура Тропической и Южной Африки. Самобытность культуры народов Африки.
1
1
+
2.20.
Скульптура Тропической и Южной Африки. Традиционные маски народов Африки.
1
1
+
2.21.
Искусство орнамента. Возникновение орнамент, его отличие от живописи.
1
1
+
2.22.
Искусство орнамента. Единство мотивов и ритмов.
1
1
+
2.23.
Художественные промыс-
лы России
1
1
+
2.24.
Русская игрушка как отражение народных представлений о мире, добре и красоте.
1
1
+
2.25.
Праздники и обряды народов мира. Праздник - неотъемлемая часть духовной жизни народа.
1
1
+
2.26.
Праздники и обряды народов мира. Понятие об обряде.
1
1
+
2.27.
Ах, карнавал! Удивительный мир....
1
1
+
2.28.
Ах, карнавал! Удивительный мир....
1
1
+
2.29.
Идут по Руси скоморохи...
Судьба скоморошества на Руси.
1
1
+
2.30.
Идут по Руси скоморохи...
Пролог к искусству цирка, эстрады и кукольного театра.
1
1
+
2.31.
В музыкальных театрах мира: Пекинская опера. История создания и основные этапы развития.
1
1
+
2.32.
Пекинская опера. Основа сюжетов, актерское мастерство, условный характер.
1
1
+
2.33.
Искусство кукольного театра.
1
1
+
2.34.
Кукольный театр теней в Индонезии, его происхождение и символическое звучание.
1
1
+
2.35.
Музыка в храме. Вокальное и хоровое пение.
1
1
+
2.36.
Музыка в храме. Культовая музыка ислама и буддизма.
1
1
+
2.37.
Колокольные звоны Руси. Виды колокольных звонов.
1
1
+
2.38.
Колокольные звоны Руси. История знаменитых русских колоколов.
1
1
+
2.39.
В песне - душа народа. Особенности исполнения народных песен.
1
1
+
2.40.
В песне - душа народа. Разновидности русских народных песен.
1
1
+
2.41.
Радуга русского танца.
1
1
+
2.42.
Хоровод как простейшая форма танца.
1
1
+
2.43.
Искусство индийского танца. Происхождение и его отражение в народных легендах
1
1
+
2.44.
Синтетический характер индийского танца
1
1
+
2.45.
Страстные ритмы фламенко
Основные версии происхождения танца.
1
1
+
2.46.
Музыкальное сопровождение, наиболее популярные виды фламенко.
1
1
+
2.47.
Под звуки тамтама (танцы народов Африки)
1
1
+
2.48.
Африканский танец - синтез многих искусств, его коллективный характер и символическое звучание.
+
Всего
68
68
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методические средства для учителя:
-
Данилова Г. И. Искусство 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.
-
Данилова Г. И. Искусство: Мир и Человек в искусстве. 7 класс. Учебник., М., «Дрофа», 2014г.
-
Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
-
Мировая художественная культура: От наскальных рисунков до киноискусства.- М.: Новый диск,2002.-2 элект. опт. Диск
-
ru.wikipedia.org/- обширная энциклопедия с множеством сведений и изображений на большом количестве языков мира.
-
artprojekt.ru- энциклопедия искусства - галереи, история искусства.
-
smirnova.net/- гид по музеям мира и галереям.
-
mifolog.ru/- подробная энциклопедия по мифологии с текстами.
-
100oper.nm.ru/- книга «100 опер».
-
encspb.ru- энциклопедия Санкт-Петербурга.
-
greekroman.ru- электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии.
-
cbook.ru/peoples/- электронная энциклопедия «Народы и религии мира».
-
kopilochka.net.ru (Христианский сайт)
-
viki.rdf.ru (Детские презентации -по разным разделам)
-
zanimatika.narod.ru/index.htm (Викторины, конкурсы...)
-
school.yandex.ru/
-
artprojekt.ru/Menu.html (Энциклопедия искусства)
-
artsait.ru/index.htm (Энциклопедия русской живописи)
-
rkpm.ru/content/blogcategory/44/146/ (Музыка детям)
-
art.1september.ru/urok/ (Я иду на урок МХК)
Учебно-методические средства для учащихся:
-
Данилова Г. И. Искусство: Мир и Человек в искусстве. 7 класс. Учебник., М., «Дрофа», 2014г.
Кабинет культурологических дисциплин
Мебель:
стол прямой (преподавателя) - 1 шт.,
стеллаж (низкий) -1 шт.,
стул ИЗО -1 шт.,
столы учащегося -11 шт.,
стул Аскона-20шт.
шкаф закрытый 4-х дверный-1шт.
Оборудование:
Рабочее место преподавателя: компьютер HP dx2420MT (NN649EA) - 1шт.
доска магнитно-маркерная - 1 шт.,
доска интерактивная 78" Qomo QWB200 - 1шт.
коротко-фокусный мульти-медийный проектор Optoma EX525ST - 1шт.
печатные и экранно-звуковые пособия
информационно-коммуникационные средства
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Знать/понимать:
-
классификацию искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
-
роль и место человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
-
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
Уметь:
-
описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
-
структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников;
-
применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности;
-
решать творческие проблемы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;
-
формирование творческого отношения к проблемам;
-
развития образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
-
гармонизации интеллектуального и эмоционального развития личности;
-
подготовки к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Формы контроля
Текущий - (наблюдение, тест, самостоятельная работа);
Промежуточный - (тест, самостоятельная работа, творческая работа);
Итоговый - (контрольная работа).
Критерии оценки результатов:
Оценка «5» - удачное исполнение правильной структуры ответа, выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями; выделяются все понятия и определяются наиболее важные;
Оценка «4» - некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются; теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами; выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание;
Оценка «3» - отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя; упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; нет разделения на важные и второстепенные понятия;
Оценка «2» - большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий; смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия; неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы; неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания