Конспект урока изобразительного искусства на тему Картина - пейзаж

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Вид занятия: рисование на тему (по представлению, по памяти). Цель урока: выполнить законченную композицию на предложенную тему, проверить и скорректировать умения и навыки детей в изображении весенней композиции.   Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные): Образовательные: Активизировать познавательный интерес к искусству и природе; Учить осознанно выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока ИЗО на тему: «Картина - пейзаж».

3 класс, 4-четверть, 3 урок

Учитель : Макарова Эльвира Юрьевна

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Вид занятия: рисование на тему (по представлению, по памяти).

Цель урока: выполнить законченную композицию на предложенную тему, проверить и скорректировать умения и навыки детей в изображении весенней композиции.

Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

Образовательные:

  • Активизировать познавательный интерес к искусству и природе;

  • Учить осознанно выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы;

  • Формировать умения самостоятельно находить решение художественных задач.

Развивающие:

  • Развивать память, внимание и кругозор учащихся;

  • Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию;

  • Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком;

  • Обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

  • Способствовать эстетическому восприятию учебного материала;

  • Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности;

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

К концу урока дети должны знать:

Особенности изображения весенней композиции, способы и последовательность работы над композицией.

Уметь: выполнять законченную композицию, используя полученные ранее знания. Соблюдать последовательность выполнения работы, при необходимости используя инструкцию учителя (словесную или иллюстративную).

Оборудование, необходимое для урока:

  • Аудиозаписи с музыкальными произведениями (П.И.Чайковский «Времена года».Апрель, Вивальди «Времена года».Весна);

  • Оформление доски;

  • Проектор, интерактивная доска, документ-камера;

  • Репродукции с картин художников на тему весны.

Для учащихся:

  • Альбом или листы А4

  • Гуашь или акварель;

  • Кисти;

  • Баночка с водой;

  • Палитра.

Ход урока:

  1. Орг.момент - 2 мин.

  2. Основная часть:

Вступление (цель) - 3 мин.

Ознакомительная беседа с объяснением темы и проверкой пройденного материала - 5-6 мин.

Беседа о сюжете на заданную тему, о правилах построения рисунка - 4-5 мин.

Самостоятельная работа детей над темой и композицией весеннего сюжета (набросок сюжета и прорисовка деталей) - 20-25 мин.

Оформление работы в цвете.

Физ.минутка (1-2 мин. в процессе работы).

  1. Заключение.

Обобщение. Подведение итогов занятия, анализ удачных работ - 5-6 мин.

Домашнее задание.

Содержание урока:

Вступление.

Ребята, начнем наш урок творчества. Ведь творчество - это источник доброты, истины и красоты. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните… выдохните свои обиды, беспокойство, раздражение. Забудьте о них. Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть весеннего воздуха… и все то прекрасное, что вы услышали и вдохнули, пусть согреет ваше сердце.

Сегодня, ребята, на уроке мы с вами постараемся разглядеть красоту весеннего дня, красоту живой природы весной. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится прекрасной!

Но прежде, чем приступить к изучению новой темы давайте, ребята, вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках. (Показ презентации)

- Говорили мы с вами об известных музеях изобразительных искусств (Слайд 1). Ваша задача, ребята, назвать правильно музеи (работа на интерактивной доске: ученик к изображению музея ставит нужное название).

- А где, ребята, находятся эти музеи? (ученик на интерактивной доске пишет под каждым изображением музея город, в котором он находится).

- Что же объединяет все эти музеи? Что мы в них можем увидеть? Правильно, произведения искусства.

- И так мы с вами уже приступили к изучению картин, хранящихся в музеях, на прошлом уроке. Кто мне скажет, о каком жанре изобразительного искусства мы с вами говорили на прошлом уроке? (отвечают дети)

- О натюрморте! Правильно, так что же такое натюрморт? Давайте, ребята расскажем нашим гостям.

- Натюрморт это картины, героями которых являются различные предметы домашнего обихода, фрукты, цветы или снедь (Слайд 2).

- «Натюрморт» - слово французское, означает оно буквально «мертвая природа». Кто ответит, почему? (ответы детей)

- Но если на картине изображено какое-либо живое существо, то натюрморт будет называться «тихая жизнь». Что за существа, ребят? (бабочка, птичка, гусеница, стрекоза и др.)

- Давайте посмотрим на доску (Слайд 3) и вы определите, какие натюрморты вы назовете «тихая жизнь», а какие «мертвая природа», при этом объяснив свой выбор (ученик на интерактивной доске определяет название к соответствующим картинам).

- Ну что ж, ребята, вы молодцы!

2. - Сейчас мы продолжим знакомство с картинами, хранящимися в музеях (включается аудиозапись песенки Гладкова «Если видишь на картине…»).

- Конечно же, речь сегодня пойдет о пейзаже, еще одним из жанров изобразительного искусства.

- Ребята, а кто мне скажет, что же такое пейзаж и что на картинах изображают художники? (отвечают дети)

- Пейзаж - (с фр. - страна, местность) - это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком природа: городские и сельские ландшафты, виды городов, здания (Слайд 4).

Красота природы воспевается и художниками, и поэтами, и композиторами. Художник Васильев утверждал, что без любви к природе невозможно полное счастье и долг пейзажиста - помочь людям обрести это счастье, обогатить и возвысить его. Природа - это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл. Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.

- Уже лепестки распустились и отзвенела капель!

На яркой апрельской палитре разводит весну акварель! (Слайд 5)

- Давайте, ребята, рассмотрим картины великих мастеров жанра пейзажа и поучимся у них в изображении весенней природы, с первозданной ее красотой.

А. Саврасов «Грачи прилетели». Типичный для России средней полосы пейзаж. В картине одновременно и печаль, и радость, и улыбка, и раздумье… На еще голых ветках покривившихся берез множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся сами хозяева птичьего поселка. До самого леса узкой лентой синеющей на горизонте раскинулись побуревшие поля с остатками снега. Прозрачный свежий весенний воздух чувствуется в высоких, нежно-голубеющих облаках. Поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд. Он так написал весну, что мы слышим не только грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление жизни и запах весны. Картина написана в холодном колорите с преобладанием серых и серо-голубых тонов.

И.Левитан «Март» (Слайд 6)

Красота-то, какая! В голубом небе тоненькие веточки берез переливаются разными цветами. Их белые стволы словно светятся, а за ними темная зелень сосен. Высоко-высоко на березе темный скворечник ждет своих жильцов. Природа погружена еще в зимний сон, но снег на крыше крыльца подтаял, на дороге потемнел, стал рыхлым. А тени голубые - голубые! Сугробы потеряли свою белизну, осели… И все вокруг залито солнцем!

Вот так правдиво и точно художники передают красоту весенней природы, ее настроение. Казалось бы одно время года, а художники увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение, один - грусть и печаль, а другой - улыбку и радость.

Чтобы написать пейзаж, художнику необходимо знать правила перспективы при изображении природы, чтобы пейзаж получился правдоподобным. Сейчас мы изучим их (Слайд 7).

Существует линейная и воздушная перспективы.

Линейная перспектива:

  • Чем дальше от нас находится предмет, тем он кажется меньше. Иными словами: ближе - больше, дальше - меньше. Рассмотрим фото с изображением пейзажа и картину, написанную художником. Использовал ли художник это правило перспективы? (ответы детей).

  • Параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта (Слайд 8). Посмотрим фото с пейзажем и снова сравним с картинами художников. Удалось ли им воспользоваться этим правилом? (отвечают дети).

Воздушная перспектива:

  • Чем ближе предмет, тем больше подробностей; при удалении, детали предмета заметны меньше (Слайд 9).

  • Ближние предметы изображают ярко окрашенными, а удаленные - бледными. Давайте посмотрим на фото и картины. Все ли получилось у художников? (ответы детей).

  • Чем ближе облака к линии горизонта, тем они меньше. Чем дальше от линии горизонта, тем они больше (Слайд 10). И так посмотрим на фото и картины художников.

Посмотрите, ребята, как точно и удивительно реально художники передали красоту облаков.

А сейчас мы закрепим, полученные знания о перспективе, прежде, чем начнем работу над весенним пейзажем.

Собери пейзаж по правилам перспективы (Слайд 11). На интерактивной доске вам, ребята, необходимо расположить элементы пейзажа на фон, по правилам перспективы.

- Ты справился, молодец!

Ну что ж, ребята, основные правила построения пейзажа вы усвоили и пора приступить к созданию весеннего пейзажа в своих альбомах. Сейчас мы с вами рассмотрим основные этапы рисунка (Слайд 12). 1- фон, 2- лес на линии горизонта и река на переднем плане, 3- проталины, 4- солнце и облака, 5- деревья.

- За работу ребята, смелее! Удачи вам.

Самостоятельная работа учащихся над весенним пейзажем красками, без предварительного рисунка карандашом. После первого этапа работы физ. минутка (тема весны - упражнения для глаз в сопровождении музыки «Веснушки»).

- И снова, ребята, за работу! С новыми силами и прекрасным настроением заканчивайте свою работу.

И так, ребята, работа завершена и сейчас мы устроим маленький вернисаж (через документ - камеру удачные работы учащихся проецируются на интерактивную доску, идет обсуждение рисунков).

Урок заканчивается и мне хотелось бы услышать, ребята, что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке (Слайд 13) (термины: пейзаж, линейная и воздушная перспектива).

Молодцы, ребята, вы сегодня постарались и все у вас получилось. Спасибо вам всем за внимание и активную работу на уроке.

Домашнее задание: любоваться весенней природой и картинами известных художников, в которых со всем великолепием передается красота весны.


© 2010-2022