• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Конспект интегрированного урока по изобразительному искусству: Ландшафтный пейзаж ( 5 класс)

Конспект интегрированного урока по изобразительному искусству: Ландшафтный пейзаж ( 5 класс)

  На сайте представлен план -конспект интегрированного урока (по изобразительному искусству и географии) для учащихся пятых классов.   К плану конспекту прилагается презентация на данную тему.   План  - конспект составлен с учетом возрастных психологических особенностей учащихся пятых классов. Где в дохотчивой и интересной форме представлен познавательный материал для проведения интегрированного урока. Урок сопровожается музыкой и красочным иллюстративным материалом по географии и изобразительно...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс

Тема: «Ландшафтный пейзаж.»

Цели урока: познакомить школьников с различными видами пейзажа, картинами знаменитых и липецких художников, дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета; холодного и теплого цветов;

  • научить различать виды пейзажа;

  • учить ограниченной палитрой показывать вариативные возможности цвета;

  • находить гармонические цветовые сочетания;

  • развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;

  • выполнить практическую работу используя сведения, полученные на уроке;

  • воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучать к дисциплине;

  • создать эскиз на тему: «Мой любимый пейзаж»

Тип урока: интегрированный, комбинированный.

Вид урока: урок с использованием ИКТ-лекции, творческая работа.

Возраст учащихся: 5 класс.

Оборудование и программное обеспечение: компьютер с программой Windows XP Professional, мультимедийный проектор, доска для проектора.

Художественные материалы: альбом, простой карандаш или уголь.

Наглядные пособия (репродукции картин в презентации):

  1. Алексей Саврасов «Грачи прилетели»

  2. Николай Анохин «Старые дубы»

  3. Исаак Левитан «Март»

  4. Маликова Дарья «Остановка Ангел»

  5. Мария Сид «Парковый пейзаж»

  6. В. Слушник «Гурзуф»

  7. Б.Яковлев «Транспорт налаживается»

  8. Павел Корин «Александр Невский»

  9. А. Рылов «В голубом просторе»

  10. В. Поленов «Московский дворик», «Березовая аллея в парке Абрамцева»

  11. Н. Рерих «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», «Дозор», «Земля славянская», «Воскресный монастырь в Угличе», «Печора. Большая звонница», «Небесный бой»

  12. Левитан «Озеро»

  13. И. Шишкин «Дорога в лесу», «Лес», «Корабельная роща» «Полдень в окрестностях Москвы», «За грибами», «Рожь»

  14. Ф. Васильев «Деревня», «Деревенская улица», «Мокрый луг»

  15. А. Саврасов «Радуга», «Море грязи», «Проселок», «Рожь»

  16. Коровин К. «Ранняя весна», «Двор», «Зима»

  17. А.П. Остроумова-Лебедева «Фонтан и летний сад в инее», «Амстердам»,

  18. Добужинский М.В. «Домик в Санкт-Петербурге», «Лондон. Монумент», «Петербург»

  19. С. Щедрин «Пейзаж с руинами», «Колонна с орлом в Гатчине»,

  20. А. Бенуа «Водный партер в Версальском парке», «Версаль», «Водный партер в Версале», «Венецианский сад»,

  21. И.К. Айвазовский «Восход луны в Феодосии», «Бурное море ночью»,

  22. А.М. Васнецов «Московский дворик зимой», «Развалины дома», «Дом бывшего Археологического общества»,

  23. Алексей Бриков «Поезд», «Стройка Куйбышевской ГРЭС»

Межпредметные связи: география, история.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Изучение новой темы: «Цвет - основа языка живописи. Ландшафтный пейзаж. Его виды и характеры».

  3. Закрепление материала.

  4. Практическая работа.

  5. Анализ работ.

  6. Выставление оценок в дневник и журнал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (Слайд 1, Приложение 1)

II. Объяснение новой темы(Слайды 2, 3)

Нередко в слова «ландшафт» и «пейзаж» вкладывают одно и то же значение - вид, открывающийся взору, панорама, развернутая картина природы. Иногда даже в иностранной географической литературе ландшафт и пейзаж почти не разделяются по смыслу. Если, желая рассказать о пейзаже, мы используем слово «ландшафт», это не будет большой ошибкой. Однако, это не одно и то же. Ландшафт - понятие более узкое, это местность с характерными чертами рельефа, климата, особенностями биосферы, то пейзаж - слово, в которое обычно вкладывается некий эмоциональный смысл, эстетическая наполненность. Пейзаж - субъективное отражение ландшафта, пропущенная через призму чувств художника, который передает свои эмоции при помощи кисти и красок на холсте.

И скажет нам художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

Ромашку сделай белой,

Гвоздику сделай красной,

Лилию - оранжевой,

Желтым - одуванчик.

И мы увидим тоже:

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер,

Поймем, какого цвета

Огромная планета! В. Г. Абрамова.

Сегодня на уроке мне хотелось бы познакомить Вас с различными видами пейзажа, картинами знаменитых художников и художников Липецкой области. (Слайд 4) (Слайд 5)

- Кто в наше время не знает, что такое пейзаж?

Ответ детей: Это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д.(Слайд 6)

В энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа - это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира.
В Википедии определение следующее: пейза'ж (фр. Paysage, от pays - страна, местность), в живописи и фотоискусстве - тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).(Слайд 7, гиперссылки)

Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.(Слайд 8, гиперссылки)

1. Сельский пейзаж

К этому пейзажу прибегали многие художники - Федор Александрович Васильев, Алексей Кондратьевич Саврасов, Исаак Ильич Левитан, Константин Алексеевич Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.(Слайд 9, гиперссылки)

2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.
Очень вдохновил образ старого Петербурга творческую группу под названием «Мир искусства».
Особое место в создании образа барочного, классического и современного им Петербурга заняли Мстислав Валерианович Добужинский («Петербург», «Домик в Санкт-Петербурге») и Анна Петровна Остроумова-Лебедева, создавшие целую серию гравюр, посвященных этому городу.(Слайд 10, гиперссылки)

3. Парковый пейзаж

В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Такие пейзажи создавали Семён Федорович Щедрин в 18 веке и Александр Николаевич Бенуа в конце 19 веке. На их картинах гармоничное сочетание природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой.(Слайд 11, гиперссылки)

4. Морской пейзаж

Картины с изображением морского пейзажа ещё называют маринами. В Википедии дается следующее определение: Марина (ит. marina, от лат. marinus - морской) - один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море. Марина - рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря.
В России приверженцев этого пейзажа было очень немного, но самый яркий из них Иван Константинович. Айвазовский. Его картины «Черное море» и «Девятый вал» известны во всем мире. Вашему вниманию сегодня предоставлены картины «Восход луны в Феодосии», «Бурное море ночью».(Слайд 12, гиперссылки)

5. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. К архитектурному пейзажу обращались Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа, Петр Петрович Кончаловский и др.(Слайд 13, гиперссылка)

6. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека -создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. Такой пейзаж появился в советское время. Он был вызван идеей восстановления народного хозяйства после разрушительных лет гражданской войны.
Начало ему было положено в 20-х годах XX века картиной Бориса Николаевича Яковлева «Транспорт налаживается». Скупой живописно-повествовательный язык картины как бы сродни суровому времени Поэтика индустриального пейзажа стала центральной темой творчества многих художников на протяжении всего XX века.(Слайд 14, гиперссылки)

7.Космический пейзаж - изображение неземных пространств и природы в других условиях. Космические пейзажи рисовали наши космонавты А. Леонов и В. Соколов.

Природа - это книга мудрости.
Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж.
Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл.
Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.

III. Закрепление материала

1. Какие пейзажи по виду изображения вы можете назвать?
2. Как отличаются пейзажи по цвету?
3. Какой пейзаж вам ближе по духу?
4. Определите вид и цветовую гамму пейзажей, нарисованных липецкими художниками(Слайд 22)

IV. Практическая работа

Выполнить эскиз на тему «Мой любимый вид пейзажа».
Материалы: альбом, простой карандаш, уголь (на выбор).
Зрительный ряд: Ф. Васильев. Деревенская улица. А, Лентулов. Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами, Храм Василия Блаженного. М. Добужинский. Домик в Петербурге, А. Бенуа. Версаль. Прогулка короля. Айвазовский. Черное море. Б. Яковлев. Транспорт налаживается. Рылов. В голубом просторе. Поленов. Московский дворик. Левитан. Вечерний звон, Озеро. Рерих. Земля славянская. Небесный бой. Васильев. Перед грозой. (Слайд 23)

V. Анализ работ

VI. Выставление оценок в дневник и журнал(Слайд 24)

- Спасибо за урок!


© 2010-2022