• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Дополнинительная общеобразовательная общеразвивающая программа Рисуем утюгом. 9-18 лет

Дополнинительная общеобразовательная общеразвивающая программа Рисуем утюгом. 9-18 лет

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей Ярославской области

«Центр детей и юношества»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ ЯО ЦДЮ

_________________Фомина Л.В.

«_____»_____________2015 г.








Дополнительная общеобразовательная

Дополнительная общеразвивающая программа

«Рисуем утюгом»







Направленность художественная

Возраст детей: 9-18 лет

Срок реализации: 2 года

Автор: Пахомова Светлана Алексеевна,

педагог дополнительного

образования школы

юного модельера «СТИЛЬ»

ГОАУ ДОД ЯО ЦДЮ


Ярославль 2015 г.

Пояснительная записка

Антон Павлович Чехов сказал: «Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют».

На сегодняшний день существует много рукодельных искусств. Но есть техники, которые не нуждаются, практически, ни в чем. Не нужно запасаться огромным количеством материалов, только время. К таким можно отнести энкаустику. Сила восковой живописи огромна. Она берет начало в Древнем Египте около 5000 лет назад. Расцвет живописи приходится на V-XII века до н.э. в Древнем Риме, Древней Греции, а также Византии. К XII веку ее следы исчезли. Согласно Плинию, один из художников - Зевкис, так написал виноград, что птицы слетелись клевать его. Живые лошади ржали рядом с картиной коня, написанного энкаустикой Апеллесом. Писатели, поэты называли образы энкаустических картин «одушевленными, цветущими, обманывающими чувства, дышащими»

В эпоху Возрождения разгадать тайну энкаустической живописи пытался великий Леонардо да Винчи. Он также пытался разгадать тайны энкаустической живописи при создании «Тайной вечери».

Наш соотечественник Василий Вениаминович Хвостенко ( 1896-1960), будучи не теоретиком, а художником-практиком, предложил свою версию реконструкции техники энкаустики. У американцев он, наверняка бы, попал в книгу рекордов Гиннеса, у японцев прижизненно бы получил титул «живого культурного Достояния Японии», в Англии бы выставлялся в собственном музее. А у нас уникальные энкаустические вещи нельзя увидеть ни в одной из экспозиций многочисленных музеев России.

Между тем этот опыт представляет огромный интерес для художников, реставраторов и историков искусства. Еще древние римляне отмечали защитные свойства энкаустических гидрофобных покрытий на практике. Мореплаватели и путешественники знали, что предметы, покрытые составами с добавлением воска, не боятся ни морской воды, ни ветра, ни холода, ни жары. Они способны сохраняться в течение тысячелетий. На территории Сибири в Минусинской котловине были найдены ритуальные предметы из кости и камня, покрытые энкаустической защитой. Обнаружено, что в Древнем Египте эту защиту применяли при строительстве пирамид, огромных скульптур, кораблей. Энкаустические составы называют информационно-энергетической защитой.

В настоящее время применение этих технологий обширно. Восковая живопись применяется для заполнения утрат красочного слоя и его закрепления при реставрации живописи.

Существует метод спасения камня от грибковой коррозии, единственный в мире, автором которого является дочь Василия Вениаминовича Хвостенко Татьяна Васильевна. Широко применяется эта защита в промышленности, так как она не боится морской воды, солнечной радиации, воздействия режима кислот, на ней не растут грибок и не образуется плесень, ложится на любую поверхность.

Таким образом, маленькая труженица - медоносная пчела, живущая на планете более 50 млн. лет, создает вещество - пчелиный воск, изучение которого позволило человеку научиться применять его в самых различных областях своей жизни.

С самого раннего детства ребенок начинает тянуться к рисованию. Многие дети пробуют рисовать значительно раньше, чем читать и писать. Зато позднее, уже в школе, овладевая навыками чтения и письма, они постепенно теряют интерес к рисованию. Почему же это происходит?

Рисование - это язык межчеловеческого общения, такой же, как русский или английский. При помощи рисования человек может передать малейшие нюансы настроения, свои мысли и чувства. Знание этого языка позволяет, владеющему им, понять мысли художника, заключенных в его произведениях.

Современная школа дает ребенку так много знаний об окружающем его мире, что рано или поздно он начинает ощущать разрыв между своими знаниями о мире и умении изображать его. В конце концов, он начинает стесняться своего неумения и бросает рисовать совсем.

Таким образом, укоренилось мнение, что рисование - это занятие для одаренных детей. Это совершенно не так. Ведь оно развивает не только пальцы рук, но и душу, память, мышление, воображение и творческую волю человека.

Задача педагога и заключается в том, чтобы с помощью передовых методик и грамотно составленных приемов помочь ребенку приобрести художественные умения и навыки.

Вот такой методикой и является энкаустика, которая позволяет обычному ребенку войти в захватывающий мир изобразительного искусства, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно - эстетического вкуса, дает возможность творческой самореализации личности.

Отсюда и возникла идея создания авторской программы «Рисуем утюгом».

Обучение по программе предполагает художественное развитие обучающихся: развитие образного, ассоциативного, художественного мышления, умение составлять композиции, создавать новые образы, умение увидеть прекрасное и необычное в окружающем мире.

Цель программы: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству средствами энкаустики, развитие творческих способностей и художественного вкуса детей.

Данная цель требует решения следующих задач:

  • освоение специальных знаний по работе в технике энкаустика;

  • формирование умения связывать цветовое решение в соответствии с замыслом и идеей;

  • формирование умения использовать различные материал для выражения своих идей;

  • развитие способности эмоционально воспринимать окружающую действительность;

  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;

  • развитие способности к самооценке, умение работать в коллективе.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рисуем утюгом» имеет художественную направленность.

Программа адресована учащимся ____3-11________классов и рассчитана на ___2__ года обучения. Занятия проводятся ______2_______ раза в неделю. Продолжительность занятия ________________4_______________ академических часа, что составляет (144, 216, 324 часа в год).

Набор в объединение ведется на принципах добровольности, с учетом интересов детей к предмету, без специальной подготовки. Особенности детей: (увлекающиеся…., интересующиеся…) и сказать как строится работа с разновозрастным коллективом.

По технике безопасности наполняемость групп не более 6 человек, которые распределяются двойками на утюг, т.к. на занятиях используются нагревательные приборы (утюги, паяльники). Занятия проводятся: 1 и 2-го годов обучения по 4 академических часа в неделю. Периодичность определяется расписанием. Образовательный процесс строится с учетом возрастных, психологических и физических особенностей обучающихся, в соответствие с которыми возможна корректировка времени режима занятий, а также тем и технологий.

Содержание программы построено таким образом, что порядок изложения тем и их продолжительность может корректироваться в зависимости от индивидуальных склонностей, внимания, заинтересованности обучающихся, возраста и физического развития.

Программа предусматривает также преподавание материала по «восходящей спирали», т.е. изучение базового материала на более высоком и сложном уровне. Основные темы программы, повторяются на втором году обучения с использованием усложняющих элементов и приемов, профессионального инструмента и вспомогательных средств.

Программа первого года обучения предполагает изучение базовых знаний по энкаустике: освоение приемов нанесения воска на утюг, места нанесения и манипуляции утюгом при выполнении оттисков.…….

Программа второго года обучения предусматривает _усовершенствование техник первого года обучения , применение различных трафаретов и материалов, и инструментов________________________________, где обучающиеся, успешно выполняют их при работе над картинкой. __________________________________.

На занятиях, как правило, используются разнообразные виды деятельности обучающихся и педагога, вследствие чего занятия чаще всего носят комбинированный характер.

Форма организации занятий - индивидуально-групповая.

Структура занятий включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть содержит беседы об энкаустике, ее применении. Просмотр образцов и видео мастер классов по теме, _______________и специфике работы с разными материалами ______________________________

Практическая часть предполагает работу по выполнению заданной темы, а также обязательно проводятся эксперименты с цветом и манипуляциями утюгом, с последующим разбором того, что получилось._______________________________

Учебные занятия в объединении проходят в форме (беседы, выставки, защита проектов, конкурс, лекция, практические занятия, творческая мастерская, творческий отчет, экскурсия, ). На каждом году обучения учащийся имеет возможность принять участие в конкурсах по профилю, а также иных интересующих его мероприятиях.

Основными формами фиксирования достижений и освоения данной программы является журнал учета освоения технологических операций, предусмотренных данной программой, практические задания и участие в выставках.

Ожидаемые результаты первого года обучения:

Обучающиеся должны ЗНАТЬ:

  • Начальные сведения о технике энкаустика

  • Основные цвета спектра

  • Приёмы рисования утюгом элементов ________________

  • технику безопасности работы с используемыми в процессе обучения электроприборами_______

Обучающиеся должны УМЕТЬ:

  • оперировать утюгом.

  • Выполнять основные приемы, используемые в энкаустике.

  • Выполнять простые картины (с использованием вспомогательных материалов …….)

  • Составлять простейшие композиции, используя различные материалы

  • Обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу товарищей с позиции творческих задач данной темы.

  • передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к окружающей действительности;

Ожидаемые результаты второго года обучения:

Обучающиеся должны ЗНАТЬ:

  • приёмы и техники изобразительного искусства для выражения своей идеи;

  • основные особенности выполнения рисунка в технике энкаустика

  • технику безопасности работы с используемыми в процессе обучения электроприборами________

Обучающиеся должны УМЕТЬ:

  • Выполнять сложные элементы,

  • Самостоятельно определять последовательность выполнения работы,

  • Подбирать и передавать нужный колорит, воплощать задуманный художественный образ;

  • Уметь самостоятельно проводить анализ рисунка, обсуждать и анализировать творческие работы.

  • Выполнять картину самостоятельно.


По окончании занятий по двухгодичной программе «Рисуем утюгом» у обучающихся должны быть сформированы

на личностном уровне:

  • художественное мышление, наблюдательность и фантазия;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу товарищей с позиции творческих задач данной темы.

  • проявлять активность, готовность к выдвижению идей и предложений;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

на метапредметном уровне

  • планировать собственное время, данное на изготовление произведения;

  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

  • работать с дополнительной литературой, разными источниками информации;

  • работать индивидуально, в группе;

  • презентовать собственные творческие работы.


Способы отслеживания образовательных результатов

Педагогом проводится работа по отслеживанию результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы «Рисуем утюгом». В течение учебного года проводится контроль знаний и навыков обучающихся: начальный, промежуточный, итоговый контроль. А также предусмотрены такие виды контроля как наблюдение, самоконтроль, взаимопроверка, самостоятельная работа.

Выполненные работы постоянно анализируются, что дает возможность увидеть ошибки, оценить результаты, осуществить коррекцию знаний и навыков.

Наиболее удачные решения применяются в новых работах.

Важнейшими критериями при оценке работ являются:

- самостоятельность;

- стремление к созданию оригинальной работы;

- наблюдательность и пространственное воображение;

- аккуратность.

В течение года проводятся выставки готовых работ.

Основными формами подведения итогов реализации программы являются: выставки, выполнение самостоятельной работы и ее презентация. Проведение мастер класса по заданной теме._____________________

Учебно-тематический план 1 г.о.

№ п/п

Название темы

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Гармония цвета

1

3.

Организация рабочего места

1

1

4.

Освоение приемов

1

15

5.

Сложные оттиски

1

15

6.

Небо

1

14

7.

Перспектива

1

14

8.

Четыре линии горизонта

1

9

9.

Кусты и трава

1

19

10.

Деревья

1

19

11.

Пейзаж

1

26

Итого:

11

133

Учебно-тематический план 2 г.о.

№ п/п

Название темы

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Гармония цвета

1

3.

Организация рабочего места

1

1

4.

Вода и водоемы

1

24

5.

Реалистичные пейзажи

1

24

6.

Фантазийные пейзажи

1

19

7.

Деревья

1

19

8.

Цветы

1

23

9.

Горы

1

24

Итого:

9

135

Содержание программы.


Содержание учебно - тематического плана 1 г. о.

Тема 1.Вводное занятие.

Теория: Ознакомление с правилами работы в кабинете. Знакомство с образцами детского творчества. Инструменты и материалы, необходимые для занятий (утюг, цветные восковые мелки, мелованный белый картон, бумажные салфетки или полотенца, губка, каутерий, инструмент для сграффито, карандаш и маркер)

Практика: Показательный мастер класс работы утюгом.

Тема 2. Гармония цвета.

Теория: Демонстрация образцов с комментариями и пояснениями.

Тема 3. Основные приемы.

Теория: Демонстрация образцов, с последующим объяснением и выполнением .

Практика: Организация рабочего места. Нанесение воска и очистка утюга на скорую руку. Тщательная очистка утюга. Первые эксперименты с утюгом.

Тема 4. Освоение приемов.

Теория: Демонстрация образцов, с последующим объяснением и выполнением .

Практика: Разглаживание. Оттиски. Работа боковыми сторонами утюга. Работа острием утюга (носиком). Работа «пяткой» утюга.

Тема 5. Небо.

Теория: Демонстрация образцов, с последующим объяснением и выполнением. Просмотр видео.

Практика: Растирание воска. Отражение неба на переднем плане. Небо, написанное утюгом.

Тема 6. Перспектива.

Теория: Демонстрация образцов, с последующим объяснением и выполнением. Просмотр видео.

Практика: Горизонт. Столбики. Дорожка.

Тема 7. Четыре линии горизонта.

Теория: Представление о горизонте. Демонстрация образцов, с последующим объяснением и выполнением. Просмотр видео.

Практика: Птицы. Трава - цветы. Крутые холмы и невысокие горы. Горные пики.





Тема8. Пейзаж.

Теория: Представление о пейзаже. Демонстрация образцов, с последующим объяснением и выполнением. Просмотр видео.

Практика: Создать несложный одноцветный пейзаж. Методом разглаживания нарисовать горизонт, холмы вдалеке. На переднем плане методом оттисков - листву. Боковой стороной подошвы утюга - траву. Носиком утюга нарисовать птицу.

Тема 9. Сложные оттиски.

Теория: Демонстрация образцов, с последующим объяснением и выполнением. Просмотр видео.

Практика: Методы оттисков с поворотом , поднятием и опусканием картона. Наложение картона на утюг.

Содержание учебно - тематического плана 2 г.о.

Тема 1.Вводное занятие.

Теория: Ознакомление с правилами работы в кабинете. Знакомство с образцами детского творчества. Инструменты и материалы, необходимые для занятий (утюг, цветные восковые мелки, мелованный белый картон, бумажные салфетки или полотенца, губка, каутерий, инструмент для сграффито, карандаш и маркер)

Практика: Показательный мастер класс работы каутерием.

Тема 2. Гармония цвета.


Теория: Демонстрация образцов с комментариями и пояснениями.

Тема 3. Организация рабочего места.


Практика: Организация рабочего места. Нанесение воска и очистка утюга на скорую руку. Тщательная очистка утюга.

Тема 4. Вода и водоемы.

Теория: Просмотр образцов. Демонстрация приемов.

Практика: Нанесение воска на утюг. Рисуем картинку. Стирание теплого воска, используя салфетку. Отражение неба. Работа с прозрачным воском. Эксперименты с добавлением цвета в прозрачный воск.



Тема 5. Реалистичные пейзажи.

Теория: Просмотр образцов. Показ видео мастер класса по теме. Демонстрация приемов.

Практика: Усовершенствовать простой пейзаж, манипулируя утюгом, проводя плавно, справа налево и наоборот. Использовать зигзагообразный ход, приподнять картон. Боковой стороной нарисовать травинки. Среди травы ярким пятном нарисовать цветы. Птиц в полете.

Тема 6. Фантазийные пейзажи.

Теория: Просмотр образцов. Показ видео по теме. Демонстрация приемов.

Практика: Затонировать лист оттенками нескольких цветов. Затем нанести нужные элементы, используя различные положения утюга и дополнительные инструменты ( паяльник, кисть, трафарет и т.д.)

Тема 7. Деревья.

Теория: Просмотр образцов. Демонстрация приемов.

Практика: На подготовленном листе рисуем дерево, используя приемы носика и боковой части утюга, с дальнейшим применением губки.

Тема 8. Цветы.

Теория: Просмотр образцов. Демонстрация приемов.

Практика: На подготовленном листе рисуем цветы, используя приемы носика и боковой части утюга.

Тема 9. Горы.

Теория: Просмотр образцов. Демонстрация приемов.

Практика: Нарисовав небо, горы рисуем, используя боковую часть утюга или пятку. Используя салфетку, оформляем водоем.

Основными формами фиксирования достижений и освоения данной программы является журнал учета освоения технологических операций, предусмотренных данной программой, практические задания и участие в выставках.

Методическое обеспечение

Учебно-методический комплекс

  • Данная программа,

  • Видео уроки,

  • Видео мастер классы.

  • Презентации.



Дидактическое обеспечение

  • Практические работы по теме,

  • Операционные карточки,

  • Раздаточный материал.

Материально-техническое обеспечение

Утюги, паяльники с насадками, фен. Восковые мелки, пигментный порошок. Белый мелованный картон, губки, бумажные салфетки, кисти щетинные и мягкие, малярный валик.



Литература

В.В.Хвостенко. Энкаустика. Издание второе дополненное. М.»Советский художник»,1967г. 47 стр.

Майкл Боссом. Искусство энкаустики. Как рисовать воском. 2006г. 64стр.

13


© 2010-2022