- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Дополнинительная общеобразовательная общеразвивающая программа Рисуем утюгом. 9-18 лет
Дополнинительная общеобразовательная общеразвивающая программа Рисуем утюгом. 9-18 лет
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пахомова С.А. |
Дата | 13.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей Ярославской области
«Центр детей и юношества»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОУ ЯО ЦДЮ
_________________Фомина Л.В.
«_____»_____________2015 г.
Дополнительная общеобразовательная
Дополнительная общеразвивающая программа
«Рисуем утюгом»
Направленность художественная
Возраст детей: 9-18 лет
Срок реализации: 2 года
Автор: Пахомова Светлана Алексеевна,
педагог дополнительного
образования школы
юного модельера «СТИЛЬ»
ГОАУ ДОД ЯО ЦДЮ
Ярославль 2015 г.
Пояснительная записка
Антон Павлович Чехов сказал: «Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют».
На сегодняшний день существует много рукодельных искусств. Но есть техники, которые не нуждаются, практически, ни в чем. Не нужно запасаться огромным количеством материалов, только время. К таким можно отнести энкаустику. Сила восковой живописи огромна. Она берет начало в Древнем Египте около 5000 лет назад. Расцвет живописи приходится на V-XII века до н.э. в Древнем Риме, Древней Греции, а также Византии. К XII веку ее следы исчезли. Согласно Плинию, один из художников - Зевкис, так написал виноград, что птицы слетелись клевать его. Живые лошади ржали рядом с картиной коня, написанного энкаустикой Апеллесом. Писатели, поэты называли образы энкаустических картин «одушевленными, цветущими, обманывающими чувства, дышащими»
В эпоху Возрождения разгадать тайну энкаустической живописи пытался великий Леонардо да Винчи. Он также пытался разгадать тайны энкаустической живописи при создании «Тайной вечери».
Наш соотечественник Василий Вениаминович Хвостенко ( 1896-1960), будучи не теоретиком, а художником-практиком, предложил свою версию реконструкции техники энкаустики. У американцев он, наверняка бы, попал в книгу рекордов Гиннеса, у японцев прижизненно бы получил титул «живого культурного Достояния Японии», в Англии бы выставлялся в собственном музее. А у нас уникальные энкаустические вещи нельзя увидеть ни в одной из экспозиций многочисленных музеев России.
Между тем этот опыт представляет огромный интерес для художников, реставраторов и историков искусства. Еще древние римляне отмечали защитные свойства энкаустических гидрофобных покрытий на практике. Мореплаватели и путешественники знали, что предметы, покрытые составами с добавлением воска, не боятся ни морской воды, ни ветра, ни холода, ни жары. Они способны сохраняться в течение тысячелетий. На территории Сибири в Минусинской котловине были найдены ритуальные предметы из кости и камня, покрытые энкаустической защитой. Обнаружено, что в Древнем Египте эту защиту применяли при строительстве пирамид, огромных скульптур, кораблей. Энкаустические составы называют информационно-энергетической защитой.
В настоящее время применение этих технологий обширно. Восковая живопись применяется для заполнения утрат красочного слоя и его закрепления при реставрации живописи.
Существует метод спасения камня от грибковой коррозии, единственный в мире, автором которого является дочь Василия Вениаминовича Хвостенко Татьяна Васильевна. Широко применяется эта защита в промышленности, так как она не боится морской воды, солнечной радиации, воздействия режима кислот, на ней не растут грибок и не образуется плесень, ложится на любую поверхность.
Таким образом, маленькая труженица - медоносная пчела, живущая на планете более 50 млн. лет, создает вещество - пчелиный воск, изучение которого позволило человеку научиться применять его в самых различных областях своей жизни.
С самого раннего детства ребенок начинает тянуться к рисованию. Многие дети пробуют рисовать значительно раньше, чем читать и писать. Зато позднее, уже в школе, овладевая навыками чтения и письма, они постепенно теряют интерес к рисованию. Почему же это происходит?
Рисование - это язык межчеловеческого общения, такой же, как русский или английский. При помощи рисования человек может передать малейшие нюансы настроения, свои мысли и чувства. Знание этого языка позволяет, владеющему им, понять мысли художника, заключенных в его произведениях.
Современная школа дает ребенку так много знаний об окружающем его мире, что рано или поздно он начинает ощущать разрыв между своими знаниями о мире и умении изображать его. В конце концов, он начинает стесняться своего неумения и бросает рисовать совсем.
Таким образом, укоренилось мнение, что рисование - это занятие для одаренных детей. Это совершенно не так. Ведь оно развивает не только пальцы рук, но и душу, память, мышление, воображение и творческую волю человека.
Задача педагога и заключается в том, чтобы с помощью передовых методик и грамотно составленных приемов помочь ребенку приобрести художественные умения и навыки.
Вот такой методикой и является энкаустика, которая позволяет обычному ребенку войти в захватывающий мир изобразительного искусства, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно - эстетического вкуса, дает возможность творческой самореализации личности.
Отсюда и возникла идея создания авторской программы «Рисуем утюгом».
Обучение по программе предполагает художественное развитие обучающихся: развитие образного, ассоциативного, художественного мышления, умение составлять композиции, создавать новые образы, умение увидеть прекрасное и необычное в окружающем мире.
Цель программы: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству средствами энкаустики, развитие творческих способностей и художественного вкуса детей.
Данная цель требует решения следующих задач:
-
освоение специальных знаний по работе в технике энкаустика;
-
формирование умения связывать цветовое решение в соответствии с замыслом и идеей;
-
формирование умения использовать различные материал для выражения своих идей;
-
развитие способности эмоционально воспринимать окружающую действительность;
-
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
-
развитие способности к самооценке, умение работать в коллективе.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рисуем утюгом» имеет художественную направленность.
Программа адресована учащимся ____3-11________классов и рассчитана на ___2__ года обучения. Занятия проводятся ______2_______ раза в неделю. Продолжительность занятия ________________4_______________ академических часа, что составляет (144, 216, 324 часа в год).
Набор в объединение ведется на принципах добровольности, с учетом интересов детей к предмету, без специальной подготовки. Особенности детей: (увлекающиеся…., интересующиеся…) и сказать как строится работа с разновозрастным коллективом.
По технике безопасности наполняемость групп не более 6 человек, которые распределяются двойками на утюг, т.к. на занятиях используются нагревательные приборы (утюги, паяльники). Занятия проводятся: 1 и 2-го годов обучения по 4 академических часа в неделю. Периодичность определяется расписанием. Образовательный процесс строится с учетом возрастных, психологических и физических особенностей обучающихся, в соответствие с которыми возможна корректировка времени режима занятий, а также тем и технологий.
Содержание программы построено таким образом, что порядок изложения тем и их продолжительность может корректироваться в зависимости от индивидуальных склонностей, внимания, заинтересованности обучающихся, возраста и физического развития.
Программа предусматривает также преподавание материала по «восходящей спирали», т.е. изучение базового материала на более высоком и сложном уровне. Основные темы программы, повторяются на втором году обучения с использованием усложняющих элементов и приемов, профессионального инструмента и вспомогательных средств.
Программа первого года обучения предполагает изучение базовых знаний по энкаустике: освоение приемов нанесения воска на утюг, места нанесения и манипуляции утюгом при выполнении оттисков.…….
Программа второго года обучения предусматривает _усовершенствование техник первого года обучения , применение различных трафаретов и материалов, и инструментов________________________________, где обучающиеся, успешно выполняют их при работе над картинкой. __________________________________.
На занятиях, как правило, используются разнообразные виды деятельности обучающихся и педагога, вследствие чего занятия чаще всего носят комбинированный характер.
Форма организации занятий - индивидуально-групповая.
Структура занятий включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть содержит беседы об энкаустике, ее применении. Просмотр образцов и видео мастер классов по теме, _______________и специфике работы с разными материалами ______________________________
Практическая часть предполагает работу по выполнению заданной темы, а также обязательно проводятся эксперименты с цветом и манипуляциями утюгом, с последующим разбором того, что получилось._______________________________
Учебные занятия в объединении проходят в форме (беседы, выставки, защита проектов, конкурс, лекция, практические занятия, творческая мастерская, творческий отчет, экскурсия, ). На каждом году обучения учащийся имеет возможность принять участие в конкурсах по профилю, а также иных интересующих его мероприятиях.
Основными формами фиксирования достижений и освоения данной программы является журнал учета освоения технологических операций, предусмотренных данной программой, практические задания и участие в выставках.
Ожидаемые результаты первого года обучения:
Обучающиеся должны ЗНАТЬ:
-
Начальные сведения о технике энкаустика
-
Основные цвета спектра
-
Приёмы рисования утюгом элементов ________________
-
технику безопасности работы с используемыми в процессе обучения электроприборами_______
Обучающиеся должны УМЕТЬ:
-
оперировать утюгом.
-
Выполнять основные приемы, используемые в энкаустике.
-
Выполнять простые картины (с использованием вспомогательных материалов …….)
-
Составлять простейшие композиции, используя различные материалы
-
Обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу товарищей с позиции творческих задач данной темы.
-
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к окружающей действительности;
Ожидаемые результаты второго года обучения:
Обучающиеся должны ЗНАТЬ:
-
приёмы и техники изобразительного искусства для выражения своей идеи;
-
основные особенности выполнения рисунка в технике энкаустика
-
технику безопасности работы с используемыми в процессе обучения электроприборами________
Обучающиеся должны УМЕТЬ:
-
Выполнять сложные элементы,
-
Самостоятельно определять последовательность выполнения работы,
-
Подбирать и передавать нужный колорит, воплощать задуманный художественный образ;
-
Уметь самостоятельно проводить анализ рисунка, обсуждать и анализировать творческие работы.
-
Выполнять картину самостоятельно.
По окончании занятий по двухгодичной программе «Рисуем утюгом» у обучающихся должны быть сформированы
на личностном уровне:
-
художественное мышление, наблюдательность и фантазия;
-
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу товарищей с позиции творческих задач данной темы.
-
проявлять активность, готовность к выдвижению идей и предложений;
-
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
на метапредметном уровне
-
планировать собственное время, данное на изготовление произведения;
-
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
-
работать с дополнительной литературой, разными источниками информации;
-
работать индивидуально, в группе;
-
презентовать собственные творческие работы.
Способы отслеживания образовательных результатов
Педагогом проводится работа по отслеживанию результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы «Рисуем утюгом». В течение учебного года проводится контроль знаний и навыков обучающихся: начальный, промежуточный, итоговый контроль. А также предусмотрены такие виды контроля как наблюдение, самоконтроль, взаимопроверка, самостоятельная работа.
Выполненные работы постоянно анализируются, что дает возможность увидеть ошибки, оценить результаты, осуществить коррекцию знаний и навыков.
Наиболее удачные решения применяются в новых работах.
Важнейшими критериями при оценке работ являются:
- самостоятельность;
- стремление к созданию оригинальной работы;
- наблюдательность и пространственное воображение;
- аккуратность.
В течение года проводятся выставки готовых работ.
Основными формами подведения итогов реализации программы являются: выставки, выполнение самостоятельной работы и ее презентация. Проведение мастер класса по заданной теме._____________________
Учебно-тематический план 1 г.о.
№ п/п
Название темы
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
1
1
2.
Гармония цвета
1
3.
Организация рабочего места
1
1
4.
Освоение приемов
1
15
5.
Сложные оттиски
1
15
6.
Небо
1
14
7.
Перспектива
1
14
8.
Четыре линии горизонта
1
9
9.
Кусты и трава
1
19
10.
Деревья
1
19
11.
Пейзаж
1
26
Итого:
11
133
Учебно-тематический план 2 г.о.
№ п/п
Название темы
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
1
1
2.
Гармония цвета
1
3.
Организация рабочего места
1
1
4.
Вода и водоемы
1
24
5.
Реалистичные пейзажи
1
24
6.
Фантазийные пейзажи
1
19
7.
Деревья
1
19
8.
Цветы
1
23
9.
Горы
1
24
Итого:
9
135
Содержание программы.
Содержание учебно - тематического плана 1 г. о.
Тема 1.Вводное занятие.
Теория: Ознакомление с правилами работы в кабинете. Знакомство с образцами детского творчества. Инструменты и материалы, необходимые для занятий (утюг, цветные восковые мелки, мелованный белый картон, бумажные салфетки или полотенца, губка, каутерий, инструмент для сграффито, карандаш и маркер)
Практика: Показательный мастер класс работы утюгом.
Тема 2. Гармония цвета.
Теория: Демонстрация образцов с комментариями и пояснениями.
Тема 3. Основные приемы.
Теория: Демонстрация образцов, с последующим объяснением и выполнением .
Практика: Организация рабочего места. Нанесение воска и очистка утюга на скорую руку. Тщательная очистка утюга. Первые эксперименты с утюгом.
Тема 4. Освоение приемов.
Теория: Демонстрация образцов, с последующим объяснением и выполнением .
Практика: Разглаживание. Оттиски. Работа боковыми сторонами утюга. Работа острием утюга (носиком). Работа «пяткой» утюга.
Тема 5. Небо.
Теория: Демонстрация образцов, с последующим объяснением и выполнением. Просмотр видео.
Практика: Растирание воска. Отражение неба на переднем плане. Небо, написанное утюгом.
Тема 6. Перспектива.
Теория: Демонстрация образцов, с последующим объяснением и выполнением. Просмотр видео.
Практика: Горизонт. Столбики. Дорожка.
Тема 7. Четыре линии горизонта.
Теория: Представление о горизонте. Демонстрация образцов, с последующим объяснением и выполнением. Просмотр видео.
Практика: Птицы. Трава - цветы. Крутые холмы и невысокие горы. Горные пики.
Тема8. Пейзаж.
Теория: Представление о пейзаже. Демонстрация образцов, с последующим объяснением и выполнением. Просмотр видео.
Практика: Создать несложный одноцветный пейзаж. Методом разглаживания нарисовать горизонт, холмы вдалеке. На переднем плане методом оттисков - листву. Боковой стороной подошвы утюга - траву. Носиком утюга нарисовать птицу.
Тема 9. Сложные оттиски.
Теория: Демонстрация образцов, с последующим объяснением и выполнением. Просмотр видео.
Практика: Методы оттисков с поворотом , поднятием и опусканием картона. Наложение картона на утюг.
Содержание учебно - тематического плана 2 г.о.
Тема 1.Вводное занятие.
Теория: Ознакомление с правилами работы в кабинете. Знакомство с образцами детского творчества. Инструменты и материалы, необходимые для занятий (утюг, цветные восковые мелки, мелованный белый картон, бумажные салфетки или полотенца, губка, каутерий, инструмент для сграффито, карандаш и маркер)
Практика: Показательный мастер класс работы каутерием.
Тема 2. Гармония цвета.
Теория: Демонстрация образцов с комментариями и пояснениями.
Тема 3. Организация рабочего места.
Практика: Организация рабочего места. Нанесение воска и очистка утюга на скорую руку. Тщательная очистка утюга.
Тема 4. Вода и водоемы.
Теория: Просмотр образцов. Демонстрация приемов.
Практика: Нанесение воска на утюг. Рисуем картинку. Стирание теплого воска, используя салфетку. Отражение неба. Работа с прозрачным воском. Эксперименты с добавлением цвета в прозрачный воск.
Тема 5. Реалистичные пейзажи.
Теория: Просмотр образцов. Показ видео мастер класса по теме. Демонстрация приемов.
Практика: Усовершенствовать простой пейзаж, манипулируя утюгом, проводя плавно, справа налево и наоборот. Использовать зигзагообразный ход, приподнять картон. Боковой стороной нарисовать травинки. Среди травы ярким пятном нарисовать цветы. Птиц в полете.
Тема 6. Фантазийные пейзажи.
Теория: Просмотр образцов. Показ видео по теме. Демонстрация приемов.
Практика: Затонировать лист оттенками нескольких цветов. Затем нанести нужные элементы, используя различные положения утюга и дополнительные инструменты ( паяльник, кисть, трафарет и т.д.)
Тема 7. Деревья.
Теория: Просмотр образцов. Демонстрация приемов.
Практика: На подготовленном листе рисуем дерево, используя приемы носика и боковой части утюга, с дальнейшим применением губки.
Тема 8. Цветы.
Теория: Просмотр образцов. Демонстрация приемов.
Практика: На подготовленном листе рисуем цветы, используя приемы носика и боковой части утюга.
Тема 9. Горы.
Теория: Просмотр образцов. Демонстрация приемов.
Практика: Нарисовав небо, горы рисуем, используя боковую часть утюга или пятку. Используя салфетку, оформляем водоем.
Основными формами фиксирования достижений и освоения данной программы является журнал учета освоения технологических операций, предусмотренных данной программой, практические задания и участие в выставках.
Методическое обеспечение
Учебно-методический комплекс
-
Данная программа,
-
Видео уроки,
-
Видео мастер классы.
-
Презентации.
Дидактическое обеспечение
-
Практические работы по теме,
-
Операционные карточки,
-
Раздаточный материал.
Материально-техническое обеспечение
Утюги, паяльники с насадками, фен. Восковые мелки, пигментный порошок. Белый мелованный картон, губки, бумажные салфетки, кисти щетинные и мягкие, малярный валик.
Литература
В.В.Хвостенко. Энкаустика. Издание второе дополненное. М.»Советский художник»,1967г. 47 стр.
Майкл Боссом. Искусство энкаустики. Как рисовать воском. 2006г. 64стр.
13