Конспект урока Составление эскиза графического пейзажа Наш край

Урок рассчитан для учащихся 7 класса  Детской школы искусств по предмету «Композиция». Продолжительность урока 1 час 20 минут.    Структура урока I.                  Организационный момент II.               Сообщение темы урока III.            Повторение изученного материала (графика, пейзаж) IV.           Изучение нового материала (основные законы композиции) V.               Практическая часть урока (составление эскизов) VI.           Итоги урока (просмотр, рефлексия) Домашнее задание (заверше...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изобразительного искусства

«Составление эскиза композиции графического пейзажа «Наш край»

Конспект урока Составление эскиза графического пейзажа Наш край

Автор: Сумарокова Е. Г. преподаватель

МБОУ ДОД «ДШИ г. Нарьян-Мара»

Урок рассчитан для учащихся 7 класса Детской школы искусств по предмету «Композиция». Продолжительность урока 1 час 20 минут.

Цель урока:

- формирование умений и навыков в составлении композиционных эскизов пейзажа с применением графических материалов

Задачи:

Обучающие

- формировать знания об основных композиционных правилах

- расширить представления о графических материалах

Развивающие

- развивать творческое и художественное мышление, фантазию

- развивать умение анализировать образцы графических произведений

- обогащать духовный мир учащихся

Воспитательные

- формировать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость

- прививать любовь к родному краю

Тип урока: комбинированный.

Методы:

- наглядный, словесный;

- поисковый;

- проблемный;

- метод самостоятельной работы

Оборудование к уроку:

Для преподавателя: презентация, репродукции графических пейзажей, раздаточный материал (карточки с репродукциями графических пейзажей), подборка музыкального сопровождения урока.

Для учащихся: летние зарисовки, фотографии, графические материалы, бумага форматаА5.

Структура урока

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы урока

  3. Повторение изученного материала (графика, пейзаж)

  4. Изучение нового материала (основные законы композиции)

  5. Практическая часть урока (составление эскизов)

  6. Итоги урока (просмотр, рефлексия)

  7. Домашнее задание (завершение и доработка наиболее удачного эскиза)

№ п/п

Этап урока

Приёмы и методы

Время, мин

1

I

Словесный

2-3

2

II

Наглядный, словесный

2-3

3

III

Наглядный, словесный

10-12

4

IV

Проблемный, поисковый, наглядный, словесный, метод самостоятельной работы

20-25

5

V

Метод самостоятельной работы, поисковый

30

6

VI -VII

Наглядный, словесный

10

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие. Положительный эмоциональный настрой на работу.

  1. Сообщение темы урока

Учитель Мы с вами часто восхищаемся красотой нашей северной природы. Многое из того, что мы видим, можно изобразить в рисунке. Наша сегодняшняя цель - показать на эскизе красоту северного пейзажа при помощи графических материалов с применением композиционных правил.


  1. Повторение изученного материала.

Учитель. Что такое графика? Виды графики.

Для справки: Графика - вид изобразительного искусства, главными средствами выразительности которого являются точка, линия и пятно. Цвет играет вспомогательную роль

Для справки:

  • станковая (рисунок, гравюра ит.д.)

  • книжная графика

  • прикладная

  • плакат

Слайды 2-3

Учитель. Найдите лишнюю картинку.

Слайд 4

Учитель. Какие графические материалы вы знаете? И что сегодня подготовили к уроку?

Для справки: простой карандаш, уголь, сангина, мел, пастель, соус, тушь, перо, фломастеры и т.д.

Слайды 5-12

Учитель. Что такое пейзаж?

Для справки:

  • Пейзаж - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта.

  • Графический пейзаж - изображение природной среды в виде рисунка, т.е. линиями и штрихами.

  • Характер пейзажа - Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер.

Слайд 13


  1. Изучение нового материала.

Учитель. Графической технике изображения пейзажа отдавали предпочтение многие известные и именитые художники. Обратите внимание на репродукции картин художников: как выразительно выглядит пейзаж, выполненный в графике.

У вас на столе лежат карточки с репродукциями. Постарайтесь определить, в какой графической технике выполнены данные пейзажи. Опрос.

Сообщение ученика.

Карандаш.

Шуршал тихонечко уставший карандаш
Серебряным графитом по бумаге.
Шептал штрихами ей про утренний пейзаж,
Контрастами сочувствовал бродяге,

Чирикал черточками с птицами в лесу,
Тушевкой распевал про водопады,
Дрожал зигзагами от ужаса в грозу,
Нюансом зазывал в жару прохладу.

Мечтал о выставке умелый карандаш,
Мечту осуществить - еще полшага.
Последний, мастерский задумал он пейзаж...
Увы, осталась белой та бумага.

Учитель. Ребята, а на нашей бумаге сегодня обязательно должен получиться рисунок. Но для того, чтобы он был такой же выразительный, как на репродукциях, мы с вами должны познакомиться с некоторыми секретами композиции. Таких композиционных секретов у художников много. Сегодня мы с вами изучим основные законы композиции.

Итак, этапы выполнения композиции:

  • Важно выбрать выразительные пейзажные мотивы

  • Определить формат

  • Выполнить небольшой эскиз будущей работы в карандаше, или в

выбранном графическом материале

  • Перенести эскиз на большой формат и завершить в выбранной графической технике

Слайд 14

Учитель. Для любой композиции очень важен выбор формата изображения. Наиболее распространенные форматы изображения - прямоугольные, круглые, овальные.

  • Прямоугольный, вытянутый вертикально формат придает ощущение возвышенности, стремления вверх. Он наиболее уравновешен и замкнут.

Слайд 15

Учитель.

  • Горизонтальный формат

выглядит «распахнутым»: ослабляется чувство замкнутости, уменьшается значение композиционного центра.

Он удобен для сложных многоплановых композиций. Чаще всего используется прямоугольный формат золотого сечения.

Слайд 16

Учитель. Круглый и квадратный формат слишком статичны. Поэтому на них сложно компоновать. Пейзажи в таких форматах крайне редки.

Слайд 17

Учитель. Линия горизонта в пейзаже.

  • Один и тот же пейзаж будет выглядеть величественно при низкой линии горизонта

  • Обычно - при средней

  • Высокое расположение линии горизонта позволяет показать большую часть земной поверхности

Слайд 18

Учитель. В каждой композиции должен быть композиционный центр. Существует много способов его выделения. Вот основные из них:

  • Цвет

  • Тон

  • Размер

  • Изоляция

  • Динамика

  • Статика

Слайд 19

Учитель. Небо в пейзаже тоже играет важную роль.

  • В рисунке пейзажа изображение неба во многом определяет

настроение всего пейзажного мотива.

  • Если точно увидеть и передать тон неба в графике, то и весь пейзаж получится удачным.

Слайд 20

Учитель. Мы с вами познакомились с основными законами композиции пейзажа. Если их умело использовать в работе, то рисунки получатся выразительными, интересными и более профессиональными.

А сейчас я приглашаю вас в художественную галерю, где представлены работы выпускников нашей школы. Посмотрите и обратите внимание на то, как выбор материала влияет на характер пейзажа, меняет его настроение.

Слайды 21

Перерыв (перемена). Подготовка рабочего места к практической работе.


  1. Практическая часть урока.

Учитель. Ребята, для выполнения творческой работы вам

понадобятся летние зарисовки и фотографии. Подумайте и выберите тот графический материал, который больше походит для воплощения вашей идеи. Выполните несколько небольших композиционных эскизов наших северных пейзажей.

Для справки: формат работ А5 и меньше.

Индивидуальная работа с учащимися.

  • Фоном звучит классическая музыка (из опыта работы - под музыку дети рисуют более интересные работы, быстрее сосредотачиваются, не отвлекаются).

  1. Итоги урока. Просмотр работ.

Учитель. Ребята, предлагаю вам сегодня самим проанализировать и оценить свои рисунки. Можно объединиться в пары.

Рефлексия. Учитель. 1.Перечислите основные композиционные правила.

2. Какая из репродукций затронула больше всего, разбудила особенные чувства?


  1. Домашнее задание

Выберите понравившийся эскиз, уточните детали, проработайте тональные отношения.

Список источников.


  1. Евстратова Е.Н. Графика/ науч.-поп. издание для детей. 2003.

  2. Презентация: « Графический пейзаж «Наш край»

  3. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство.: Учебник для 5-8 классов.: В.4. Ч.4. Краткий словарь художественных терминов.1998.

  4. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство.: Учебник для 5-8 классов.: В.4. Ч.3. Основы композиции. 1998.

  5. Хворостов А.С. Книга начинающего пейзажиста. 2010.

  6. ppt4web.ru/mkhk/graficheskijj-pejjzazh.html

  7. ppt4web.ru/mkhk/graficheskijj-pejjzazh.html





© 2010-2022