- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Конспект урока Составление эскиза графического пейзажа Наш край
Конспект урока Составление эскиза графического пейзажа Наш край
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сумарокова Е.Г. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок изобразительного искусства
«Составление эскиза композиции графического пейзажа «Наш край»
Автор: Сумарокова Е. Г. преподаватель
МБОУ ДОД «ДШИ г. Нарьян-Мара»
Урок рассчитан для учащихся 7 класса Детской школы искусств по предмету «Композиция». Продолжительность урока 1 час 20 минут.
Цель урока:
- формирование умений и навыков в составлении композиционных эскизов пейзажа с применением графических материалов
Задачи:
Обучающие
- формировать знания об основных композиционных правилах
- расширить представления о графических материалах
Развивающие
- развивать творческое и художественное мышление, фантазию
- развивать умение анализировать образцы графических произведений
- обогащать духовный мир учащихся
Воспитательные
- формировать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость
- прививать любовь к родному краю
Тип урока: комбинированный.
Методы:
- наглядный, словесный;
- поисковый;
- проблемный;
- метод самостоятельной работы
Оборудование к уроку:
Для преподавателя: презентация, репродукции графических пейзажей, раздаточный материал (карточки с репродукциями графических пейзажей), подборка музыкального сопровождения урока.
Для учащихся: летние зарисовки, фотографии, графические материалы, бумага форматаА5.
Структура урока
-
Организационный момент
-
Сообщение темы урока
-
Повторение изученного материала (графика, пейзаж)
-
Изучение нового материала (основные законы композиции)
-
Практическая часть урока (составление эскизов)
-
Итоги урока (просмотр, рефлексия)
-
Домашнее задание (завершение и доработка наиболее удачного эскиза)
-
№ п/п
Этап урока
Приёмы и методы
Время, мин
1
I
Словесный
2-3
2
II
Наглядный, словесный
2-3
3
III
Наглядный, словесный
10-12
4
IV
Проблемный, поисковый, наглядный, словесный, метод самостоятельной работы
20-25
5
V
Метод самостоятельной работы, поисковый
30
6
VI -VII
Наглядный, словесный
10
Ход урока
-
Организационный момент
Приветствие. Положительный эмоциональный настрой на работу.
-
Сообщение темы урока
Учитель Мы с вами часто восхищаемся красотой нашей северной природы. Многое из того, что мы видим, можно изобразить в рисунке. Наша сегодняшняя цель - показать на эскизе красоту северного пейзажа при помощи графических материалов с применением композиционных правил.
-
Повторение изученного материала.
Учитель. Что такое графика? Виды графики.
Для справки: Графика - вид изобразительного искусства, главными средствами выразительности которого являются точка, линия и пятно. Цвет играет вспомогательную роль
Для справки:
-
станковая (рисунок, гравюра ит.д.)
-
книжная графика
-
прикладная
-
плакат
Слайды 2-3
Учитель. Найдите лишнюю картинку.
Слайд 4
Учитель. Какие графические материалы вы знаете? И что сегодня подготовили к уроку?
Для справки: простой карандаш, уголь, сангина, мел, пастель, соус, тушь, перо, фломастеры и т.д.
Слайды 5-12
Учитель. Что такое пейзаж?
Для справки:
-
Пейзаж - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта.
-
Графический пейзаж - изображение природной среды в виде рисунка, т.е. линиями и штрихами.
-
Характер пейзажа - Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер.
Слайд 13
-
Изучение нового материала.
Учитель. Графической технике изображения пейзажа отдавали предпочтение многие известные и именитые художники. Обратите внимание на репродукции картин художников: как выразительно выглядит пейзаж, выполненный в графике.
У вас на столе лежат карточки с репродукциями. Постарайтесь определить, в какой графической технике выполнены данные пейзажи. Опрос.
Сообщение ученика.
Карандаш.
Шуршал тихонечко уставший карандаш
Серебряным графитом по бумаге.
Шептал штрихами ей про утренний пейзаж,
Контрастами сочувствовал бродяге,
Чирикал черточками с птицами в лесу,
Тушевкой распевал про водопады,
Дрожал зигзагами от ужаса в грозу,
Нюансом зазывал в жару прохладу.
Мечтал о выставке умелый карандаш,
Мечту осуществить - еще полшага.
Последний, мастерский задумал он пейзаж...
Увы, осталась белой та бумага.
Учитель. Ребята, а на нашей бумаге сегодня обязательно должен получиться рисунок. Но для того, чтобы он был такой же выразительный, как на репродукциях, мы с вами должны познакомиться с некоторыми секретами композиции. Таких композиционных секретов у художников много. Сегодня мы с вами изучим основные законы композиции.
Итак, этапы выполнения композиции:
-
Важно выбрать выразительные пейзажные мотивы
-
Определить формат
-
Выполнить небольшой эскиз будущей работы в карандаше, или в
выбранном графическом материале
-
Перенести эскиз на большой формат и завершить в выбранной графической технике
Слайд 14
Учитель. Для любой композиции очень важен выбор формата изображения. Наиболее распространенные форматы изображения - прямоугольные, круглые, овальные.
-
Прямоугольный, вытянутый вертикально формат придает ощущение возвышенности, стремления вверх. Он наиболее уравновешен и замкнут.
Слайд 15
Учитель.
-
Горизонтальный формат
выглядит «распахнутым»: ослабляется чувство замкнутости, уменьшается значение композиционного центра.
Он удобен для сложных многоплановых композиций. Чаще всего используется прямоугольный формат золотого сечения.
Слайд 16
Учитель. Круглый и квадратный формат слишком статичны. Поэтому на них сложно компоновать. Пейзажи в таких форматах крайне редки.
Слайд 17
Учитель. Линия горизонта в пейзаже.
-
Один и тот же пейзаж будет выглядеть величественно при низкой линии горизонта
-
Обычно - при средней
-
Высокое расположение линии горизонта позволяет показать большую часть земной поверхности
Слайд 18
Учитель. В каждой композиции должен быть композиционный центр. Существует много способов его выделения. Вот основные из них:
-
Цвет
-
Тон
-
Размер
-
Изоляция
-
Динамика
-
Статика
Слайд 19
Учитель. Небо в пейзаже тоже играет важную роль.
-
В рисунке пейзажа изображение неба во многом определяет
настроение всего пейзажного мотива.
-
Если точно увидеть и передать тон неба в графике, то и весь пейзаж получится удачным.
Слайд 20
Учитель. Мы с вами познакомились с основными законами композиции пейзажа. Если их умело использовать в работе, то рисунки получатся выразительными, интересными и более профессиональными.
А сейчас я приглашаю вас в художественную галерю, где представлены работы выпускников нашей школы. Посмотрите и обратите внимание на то, как выбор материала влияет на характер пейзажа, меняет его настроение.
Слайды 21
Перерыв (перемена). Подготовка рабочего места к практической работе.
-
Практическая часть урока.
Учитель. Ребята, для выполнения творческой работы вам
понадобятся летние зарисовки и фотографии. Подумайте и выберите тот графический материал, который больше походит для воплощения вашей идеи. Выполните несколько небольших композиционных эскизов наших северных пейзажей.
Для справки: формат работ А5 и меньше.
Индивидуальная работа с учащимися.
-
Фоном звучит классическая музыка (из опыта работы - под музыку дети рисуют более интересные работы, быстрее сосредотачиваются, не отвлекаются).
-
Итоги урока. Просмотр работ.
Учитель. Ребята, предлагаю вам сегодня самим проанализировать и оценить свои рисунки. Можно объединиться в пары.
Рефлексия. Учитель. 1.Перечислите основные композиционные правила.
2. Какая из репродукций затронула больше всего, разбудила особенные чувства?
-
Домашнее задание
Выберите понравившийся эскиз, уточните детали, проработайте тональные отношения.
Список источников.
-
Евстратова Е.Н. Графика/ науч.-поп. издание для детей. 2003.
-
Презентация: « Графический пейзаж «Наш край»
-
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство.: Учебник для 5-8 классов.: В.4. Ч.4. Краткий словарь художественных терминов.1998.
-
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство.: Учебник для 5-8 классов.: В.4. Ч.3. Основы композиции. 1998.
-
Хворостов А.С. Книга начинающего пейзажиста. 2010.
-
ppt4web.ru/mkhk/graficheskijj-pejjzazh.html
-
ppt4web.ru/mkhk/graficheskijj-pejjzazh.html