- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Технологическая карта урока по искусству (ИЗО) в 5 классе на тему: «Декор русской избы»
Технологическая карта урока по искусству (ИЗО) в 5 классе на тему: «Декор русской избы»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Червякова Ж.В. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Предмет: искусство (ИЗО)
Учитель: Червякова Жанна Васильевна
Класс: 5 класс
Авторы программы: Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских
Урок №2 согласно календарно-тематическому планированию
Тема: «Декор русской избы»
Тип урока: урок изучения новых знаний
Цель урока:
- познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора.
- способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти). Способствовать развитию творческой и познавательной активности.
- воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре.
Задача: создать эскиз декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник и т. д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
Планируемые результаты (предметные ПР): понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы экстерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
Личностные (ЛР)
- уважительно относиться к культуре народного искусства;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
УУД Метапредметные (МПР)
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
Методы и методические приёмы:
Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
Словесные: рассказ, беседа.
Практические: учебно-производственный труд
Основное содержание темы, понятия, термины: единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и образный строй избы.
Вид используемых ИКТ: презентация «Русская изба».
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображениями русских народных изб, теремов из русских народных сказок, макет русской избы. Акварель, восковые мелки, кисти, бумага.
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации совзаимодействия на уроке
Формируемые умения
(УУД)
Промежуточный контроль
I этап. Организационный момент
Беседа
Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.
Беседа о традициях русского зодчества, понятии «изба»
.-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения русской избы?
Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:
-правильность выбора учебных принадлежностей,
-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
-самостоятельность подготовки,
-настрой на урок.
Объясняют смысл понятия «изба».
Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.
Фронтальная
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.
Личностные: стремятся хорошо учиться.
Устные ответы
II. Изучение нового материала
Объяснитель-но-иллюстра-тивный. Экскурсия.
Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением.
( Дом - мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (под_пол) - подземный мир; знаки_образы в
декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая
доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб)
(Презентация. Рассматривание иллюстраций.)
Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Анализируют новые сведения об элементах русского жилища. Рассуждают о значении выбора места под усадьбу, о значении освящения жилища крестьянина.
Фронтальная работа.
Личностные: проявляют познавательную активность, интерес к изучению нового материала.
Коммуникативные: планируют способы взаимодействия, выражают свои мысли, формулируют и аргументируют свое мнение.
Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; получают следующие знания:
Регулятивные: планируют свою деятельность; определяют способы достижения своей цели.
Устные ответы
III. Творческая практическая деятельность.
Практический.
Задание:
создать эскиз декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник и т. д.) солярными- При помощи акварели или восковых мелков изобразите избу, в которой могла бы жить ваша семья. Сделайте украшения избы затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию.
Рисуют избы. Применяют графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе
Предметные:
- владеют художественными материалами
-соблюдают пропорции.
Метапредметные УУД
регулятивные:
- анализируют правильность выполнения задания;
-осуществляют самоконтроль;
познавательные:
- проводят анализ своей творческой деятельности;
-проводят сравнение объясняя его критерии;
Коммуникативные:
слушают и понимают речь других;
- умеют развёрнуто и точно( понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов.
Рисунки
III.
Итоги урока.
Рефлексия.
Выставка работ.
Беседа в форме «вопрос-ответ»
-
Выставка работ учащихся.
-
Самооценка ученика
Задание на самооценку.
Подведите итог, закончив любое предложение…
Сегодня я узнал…
Меня удивило…
Я приобрел…
Я попробую…
Мне захотелось…
3. Беседа по вопросам:
- Для чего люди наполняли своё жилище различными образами?
- Какие орнаментальные ряды использовались при украшении окон, дверей, фронтона дома?
4. Заключительное слово учителя.
Домашнее задание: подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы.
Выставка рисунков. (самооценивание) Просмотр и обсуждение выполненных работ.
Коммуникативные: умеют выражать свои мысли.
Познавательные:
-общенаучные: умеют структурировать знания;
оценивают процесс и результат деятельности.
Регулятивные: оценка - выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозируют.
Оценивание работ учащихся