План-конспект занятия на тему Фрукты

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества »





План-конспект учебного занятия



Тема:

«Фрукты»

Тип учебного занятия: формирование умений и применение знаний на практике







Составила: Хазова

Светлана Владимировна, педагог

дополнительного образования

Сентябрь, 2015 год

Донской





План учебного занятия



Структура занятия

Время

Содержание этапа

Задача на отдельных этапах учебного занятия

1.

Организационный этап

2 мин.

Организация

начала учебного занятия, создание психологического

настроя на

учебную деятельность и активизация внимания


Подготовить детей к работе на учебном занятии

2.

Подгото вительный этап


2мин.

Сообщение темы

и цели учебного занятия,

мотивация учебной деятельности детей


Обеспечить мотивацию

и принятие

обучающимися

цели

учебно-познавательной деятельности

3.

Основной этап


20 мин.

40 мин.

Освоение новых знаний и способов действий.

Практическая работа обучающихся

Обеспечить восприятие, осмысление первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

4.

Контрольный этап

5 мин.

Наблюдение

за практической работой

обучающихся.

Коррекция ошибок

практической работы,

освоения новых знаний

Осуществить контроль за

осознанностью

восприятия нового

материала

5.

Итоговый этап


5мин.

Оценка работы обучающихся. Поощрение за учебную работу на занятии

Дать анализ и оценку успешности достижения цели

6.

Рефлексивный

этап

5 мин.

Самооценка

работоспособности, психологического

состояния,

полезности учебной работы






Мобилизация обучающихся на самооценку















Форма проведения: комбинированное учебное занятие

Цель: живописное изображение двух или нескольких предметов в технике пастель.

Задачи:

  • Ознакомить с новым живописным материалом - пастель.

  • Научить элементарным приёмам пастельной живописи.

  • Развивать графические навыки обучающихся.

  • Воспитывать вкус и эстетическое отношение к действительности.

Методы:

- объяснительно-иллюстративный: рассказ, показ слайдов, презентация, наглядная демонстрация приемов, практическая работа;

Дидактические материалы: слайды работ художников в технике «пастель», детские работы в технике пастель, диски с подборкой классической музыки.

Зрительный ряд: Ж.Э. Лиотар «Шоколадница», Эдгар Дега «Голубые танцовщицы», И.Левитан «Долина реки», «Хмурый день», Л.Никитина «Натюрморт».

Музыкальный ряд: подборка классической музыки.

Оборудование: мультимедийный проектор, CD-проигрыватель, проектор, мольберт, муляжи фруктов.

Материалы к занятию: Бумага для пастели тонированная, пастель сухая - набор 24 цвета, ластик, простой карандаш, влажные салфетки.

1.Организационный этап. Приветствие детей, проверка учебных мест, состава группы детского объединения.

2.Подготовительный этап. Сообщение темы и цели занятия

Педагог: Сегодня я хочу познакомить вас с удивительно красивой техникой живописи - техникой пастель. Мы выполним работу в этой технике.

Разноцветные, волшебные мелки,

Возьмите в руки и рисуйте ими,

Прекрасные и свежие цветы,

Зелень весны, серебряные зимы,

И белый ствол берез, и бархатную ель,

Всё нарисует вам чудесная пастель

3. Основной этап. Педагог: Наиболее знакомое, часто употребляемое в повседневной жизни понятие - «пастельные тона». Каждый, не задумываясь, скажет, что оно означает нежные, приглушенные оттенки. Это характерная особенность пастельной живописи.

Вы сразу окажитесь в плену ее завораживающего сияния, сразу почувствуете очарование, исходящее от старинных пастелей.

Демонстрация слайдов работ художников в технике «пастель». В чем же причины этого магического, почти колдовского воздействия старинных пастелей на зрителя? - Конечно, в свойствах применяемой краски и в особенностях техники пастели.

Рассказ педагога: пастель (франц. pastel от итал. pastello, уменьшительное от pasta-тесто) - это, во - первых, техника живописи и рисования сухими, мягкими цветными мелками. Пастелью также называется произведение, выполненное в данной технике. Этот же термин применяют для обозначения красок (цветных мелков), используемых в этой технике.
С момента возникновения пастели и почти до конца 18 в. художники сами вручную создавали пастельные краски. Процесс их изготовления был весьма трудоемким. Как правило, пастель в форме сухих красящих мелков изготавливали из увлажненной водой и доведенной до густого, мягкого тестообразного состояния смеси 3-х ингредиентов: пигмента, т. е. красящего вещества, минерального наполнителя (как правило, мела) и небольшого количества связующего средства, в большинстве случаев гуммиарабика. Тестообразную массу прессовали, высушивали и разрезали на бруски. Для рисования пастелью нужна фактурная шероховатая поверхность. Это необходимо для того, чтобы краска могла зацепиться за поверхность попрочнее. Штрихи пастели, нанесенные на бумагу, пергамент, холст или картон, удерживаются на них чисто механически, ведь связующих веществ, главной задачей которых является закрепление красок в грунте и связывании их друг с другом, в пастели крайне мало. Зато при минимальном количестве связующего частицы красящего пигмента находятся в свободном состоянии. Отражаясь от частиц пигмента и рассеиваясь в разные стороны, свет придает красочному слою особую лучистость и бархатистость, некую приглушенную матовость и специфическую пастельную мягкость. Пастель - самая пленительная, но и самая хрупкая из графических и живописных техник. Она очень чувствительна к неосторожным прикосновениям, мелким повреждениям, легко стирается и осыпается. Исполненные в этой технике произведения столь нежны и сыпучи, что не допускают частого экспонирования, связанного с перевозками.
Художников постоянно волновала проблема сохранности произведений, ставшая темой многих ученых трактатов. Изобретались различные фиксативы, но даже самые совершенные из них изменяли первоначальный тон пастели, искажали ее колористическую гамму, губили ее природную бархатистость.

Оказалось, что для сохранения от механических повреждений работ, выполненных пастелью, лучше всего просто использовать рамы со стеклом и паспарту - окантовкой из плотного картона, чтобы даже стекло не касалось работы.

Практика показывает, что при правильном оформлении и хранении пастель оказывается достаточно выносливой. Это подтверждает состояние хранящихся в музеях Европы старинных пастелей. Более того, благодаря тому, что пастель обходится почти без связующих веществ, она в отличие от масляной живописи с течением времени почти не меняется. Картины, написанные масляными красками, вследствие химических процессов, происходящих в связующих веществах, сильно поддаются воздействию времени, темнеют. Напротив, светоносные, чистые краски старинных пастелей сохраняют свою первоначальную сочность, свежесть, силу и живую бархатистость фактуры.


Практическое задание

Сейчас мы поработаем новыми материалами - пастелью.

Но прежде прослушайте правила работы с этим материалом:

  • не давите на мелок-так как он очень хрупкий и податливый

  • наносите пастель по форме, слегка растушёвывая

  • будьте аккуратны в работе, не касайтесь листа грязными руками

  • руки протирайте влажной тряпочкой или салфеткой по мере надобности

  • работу заключите в рамку с паспарту, чтобы избежать утраты красочного слоя.

Перед вами лежат фрукты, которые мы будем изображать на своих рисунках. Рисунки пастелью выполняются на тонированной грунтованной бумаге.

  1. Карандашом наносим рисунок выбранного предмета. Накладываем пигмент широкими энергичными штрихами, покрывая всю поверхность рисунка, след должен быть поверхностным, чтобы его легко можно было растушевать.

  2. Добавив несколько новых пятен, приступаем к растушевке пальцами, чтобы распределить пигмент по предмету и добиться передачи объема предметов.

  3. Белой пастелью намечаем блики.

  4. Затемняем тени на поверхности стола черной пастелью: это усилит контраст между светлыми и темными элементами композиции.

Все этапы работы педагог демонстрирует на мольберте. Тихо звучит классическая музыка. Когда самостоятельная работа закончена все работы вывешиваются на доске.

4.Контрольный этап. Педагог, наблюдая за работой обучающихся, исправляет ошибки (индивидуальная работа).

5.Итоговый этап. Педагог организует выставку работ обучающихся. Самооценка, взаимооценка и оценка работ обучающихся педагогом.

6. Рефлексивный этап. Педагог: Как вы думаете, достигли мы поставленную цель учебного занятия (самооценка работоспособности, психологического состояния и полезности работы).



© 2010-2022