Урок изобразительного искусства по теме

  В мире много профессий: одни связаны с опасностью и приключениями, другие с помощью людям, кто-то руководит, кто-то выполняет приказы.  Каждая из профессий из них важна, нужна, необходима и по- своему интересна. Дизайн  в переводе с  английского языка означает - замысел, план, намерение, цель, а с  латинского -  отмерять, намечать.Дизайнеры – творческие люди. Для России профессия дизайнера очень молодая и по-настоящему начинает развиваться только последнее время. В институтах и колледжах появи...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок изобразительного искусства в 1 классе по теме «ДИЗАЙНЕР».

Цели урока:
- Иметь общее представление о профессии дизайнера, истории ее развития и современных направлениях.

- Выбирать способы изготовления и украшения веера (решения собственного замысла).

Развиваемые УУД:
Познавательные: обработка и использование информации; осознание познавательной задачи.

Регулятивные: выбор приемлемого для себя варианта выполнения задания; самооценка полученного результата.

Личностные: бережное и осторожное отношение к красивым и удобным вещам; освоение новых видов деятельности; умение организовать рабочее место; совершенствование имеющихся знаний.

Коммуникативные: умение сотрудничать и вступать в диалог с учителем и с одноклассниками.
Оборудование: учебник, бумага цветная двухсторонняя; графитный и цветные карандаши; фломастеры; штрих-корректор; деревянные шпажки; ножницы; клей и скотч; плотная черная бумага или белый ватман, окрашенный тушью с обеих сторон; цветной карандаш белого цвета и штрих-корректор на водной основе с кисточкой.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

  2. Определение темы урока.

- У меня растут года, будет и 17.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

- В мире много профессий: одни связаны с опасностью и приключениями, другие с помощью людям, кто-то руководит, кто-то выполняет приказы. Каждая из профессий из них важна, нужна, необходима и по- своему интересна. О какой профессии идёт речь в загадке?

Учитель читает загадку:

У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще - мольберт-треножник,
Потому что я …(художник).

- Художники бывают разные. Мы поговорим об особой профессии, связанной с деятельностью художника.

Учитель показывает на слайдах разные виды дизайна.

- О людях какой профессии мы будем говорить на уроке?

- Этот урок посвящен профессии художника-дизайнера.

- Дизайн в переводе с английского языка означает - замысел, план, намерение, цель, а с латинского - отмерять, намечать.

3. Знакомство с профессией художника-дизайнера.

Дизайнеры - творческие люди.

- Для России профессия дизайнера очень молодая и по-настоящему начинает развиваться только последнее время. В институтах и колледжах появились факультеты дизайна, где учат красоте и функциональности разрабатываемых вещей и одежды. Это дизайнеры придумывают, какой будет одежда, как красиво оформить дом или комнату, каким сделать твой ранец, другие вещи.

Остановимся на одной из них…

4. Работа с учебником.

- Откроем учебник на с. 74 «Впечатление» и рассмотрим иллюстрации к теме урока. По иллюстрациям нетрудно догадаться, что речь пойдет о веерах, которые, можно смело сказать, являются прообразами современных кондиционеров.

- Почему?

- Веер помогает получить прохладный ветерок в изнуряющую жару.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Веер - небольшое, складное опахало для создания потока воздуха, овевающего лицо, шею и плечи. А знаете ли вы, что… о существовании веера доподлинно известно с древнейших времен, об их использовании упоминается в старинных текстах. Веер в Китае имеет давнюю историю. Первые веера - это опахала с ручкой и с экраном в виде листа, флажка, круга. На Востоке ещё с глубокой древности они изготавливались из пальмовых и лотосовых листьев. В Индии веер был атрибутом королевского положения, а в Японии - символом военной власти. Считается, что веер Япония заимствовала у Китая. Форма веера, казалось бы, мало подходит для игр. Тем не менее, в те далёкие времена японцы увлекались игрой с веерами. На поверхность стола ставилась мишень в виде дерева. В нее кидали раскрытым веером. По тому, как упало дерево, и в какой степени открытости оказался после этого веер, бросавший получал определенное количество очков. Веер является также непременным аксессуаром актера. В представлениях средневекового театра. Веера с черными пластинками, которых должно быть 15, предназначаются для мужских и женских ролей, со светлыми - для стариков и монахов. В Японии веера использовали представители самых различных общественных классов и для самых различных дел: в театральных постановках и танцах, поэзии и светской жизни, а также при веянии риса или пшеницы. Использовался веер и для церемониальных целей - император жаловал веера особо отличившимся придворным. Одним из самых популярных подарков был веер. Считалось, что он приносит счастье и процветание. Веер с металлической ручкой и металлической окантовкой (при этом сама лопатка делалась из покрытого лаком дерева) использовался военачальниками самураев для руководства сражениями. В настоящее время веерами пользуются и судьи в борьбе сумо - веером судья указывает на победителя схватки. В японских сказках вееру также отводится роль волшебной палочки. В средние века японские женщины из высшего света полагали, что выставлять свое лицо напоказ - неприлично и даже опасно. Открытое лицо - все равно, что открытие собственного имени, делает человека беззащитным - как перед мужчиной, так и перед злыми духами. Неприлично считалось иметь загорелую кожу. Одним из признаков «настоящей» красавицы, которая никогда не работала в поле, была белая кожа. Таким образом, веер обладал тремя основными предназначениями в ежедневной жизни: заслонять от солнца, направлять на себя ток воздуха и прятать лицо.

В Древнем Египте опахало служило атрибутом величия фараона, признаком высокого достоинства, эмблемой счастья и небесного покоя; их часто носили лица царской фамилии, которые имели специальный титул -«носитель веера с левой стороны». Подобные функции имел веер в Индии и Персии. В Древней Греции, Риме, на Крите использовались восточные опахала из листьев и перьев, в частности - павлиньих на деревянной или костяной основе. В росписях античных ваз часто встречаются изображения вееров различных форм. В Византии использовали опахала на ручке, которые нашли себе применение в церковном обиходе во время торжественных богослужений.

Из Византии веер перешел в Европу. В Европе женщины стали пользоваться складными веерами во время карнавалов. На многочисленных исторических иллюстрациях можно увидеть изображения нарядных вееров из слоновой кости, черепахи, серебряной филиграни, застывшего сока лакового дерева, украшенных пухом, перьями, шелком. Некоторые из этих вееров происходят из коллекций российских императриц. Предпочтение отдавалось круглым веерам, но позднее появились новые - складные веера, те, которые пользуются популярностью по сей день. Искусство вееров непрерывно развивается: появились изящные веера с золотой фольгой.

В истории России веера известны с XVII века и главным образом в обиходе царской семьи и придворных кругов. Для Московской Руси в это время характерно еще опахало круглой формы с экраном из страусовых перьев, закрепленным на ручке из дерева, кости, серебра или золота с финифтью, драгоценными камнями. Опахала привозили из Турции, они часто появлялись в России как дипломатические подарки. В Москве, как свидетельствуют документы того времени, мастера Оружейной палаты тоже умели делать опахала. Складные веера в России XVII века появлялись лишь как иноземная диковина. Редкие экземпляры складных вееров, которые попадали в Россию из Европы, хранились в царской казне наряду с дипломатическими подарками и различными редкими вещами.

- Спрос на веера расширил их производство в самой России. В изготовлении вееров принимали участие мастера самых различных специальностей: живописцы, граверы, ювелиры, резчики по дереву и кости и другие мастера. Веера русского производства в XVIII веке по своим художественным достоинствам не уступали западноевропейским изделиям.

- Что в природе напоминает веер?

- Ещё одна важная особенность профессии дизайнера - это работа с творческим источником.

- Творческий источник - им может стать любое явление природы, настроение, стихия. Это то, что подсказывает путь, вдохновляет и направляет - ведёт к конечному результату.

- Среди иллюстраций в учебнике есть фотографии творческих источников.

- Сколько видов вееров можно видеть на иллюстрациях?

- Какой веер из представленных в учебнике понравился больше всего и хотелось бы его иметь?

И дизайнеры стали придумывать разные их варианты: из перьев, перламутра, дерева и даже из кружев.

- Переходим на с. 75

5. Обсуждение этапов работы.

- Сделай свой веер. Рассмотри рисунки и выбери, какой вариант тебе

больше нравится. Вспомни из уроков технологии способ складывания бумаги «гармошкой». Он тебе пригодится.

- Выбери для веера бумагу. Продумай, какой рисунок ты хочешь создать, и приступай к работе. Чтобы веер был надёжнее, можно использовать палочки.

- Кто из вас мечтает стать дизайнером?

- Предлагаю Вам попробовать себя в роли дизайнера.

6. Знакомство с разными способами. Выбор своего способа и изготовление веера.

- «Выражение». В круге показаны необходимые для работы материалы: бумага цветная двухсторонняя; графитный и цветные карандаши; фломастеры; штрих-корректор; деревянные шпажки; ножницы; клей и скотч.

- «Венецианский веер». Нужна плотная черная бумага или белый ватман, окрашенный тушью с обеих сторон; цветной карандаш белого цвета и штрих-корректор на водной основе с кисточкой.

7. Украшение готового изделия.

- На расправленном листе формата А-4 черной бумаги белым карандашом делается произвольный рисунок из плавных линий. Линии могут пересекаться, быть длиннее и короче, толще и тоньше и напоминать стебли вьющегося растения, например, вьюнка. Рисунок надо сделать с обеих сторон. Затем взять штрих-корректор на водной основе с кисточкой и простыми движениями (прикладывая и отрывая кисточку от поверхности) создать отпечатки листиков.

- Теперь можно раскрашивать. Начинайте с мелких деталей. Попробуйте смочить мелкую деталь мокрой кисточкой, а затем капни краску и дай ей растечься.

8. Итог урока. Выставка готовых работ.

- Сделанный вами веер может стать подарком. Кому вы его подарите?

- В Японии веера использовали представители самых различных общественных классов и для самых различных дел: в театральных постановках и танцах, поэзии и светской жизни, а также при веянии риса или пшеницы. Использовался веер и для церемониальных целей - император жаловал веера особо отличившимся придворным. Поэтому одним из самых популярных подарков в то время был веер. Считалось, что он приносит счастье и процветание.

9. Рефлексия.

Важная особенность профессии дизайнера - это работа с творческим источником.

Творческий источник- им может стать любое явление природы, настроение, стихия…

Это то, что подсказывает путь,

вдохновляет и направляет - ведёт к конечному результату.

Во всей Вселенной Свет един, на всех Любовь одна,
Таланты всем даны сполна, чтоб в творчестве душа жила.
Послушай сердца зов, пойми его призыв,
Талант открой в себе, чтоб душу растворить в любви.

Прекрасной станет вся Земля и всё вдруг оживёт,
Творите в радости друзья и счастье к вам придёт!
Мы музыканты и певцы, художники мы все,
Поэтом каждый сможет быть, когда в душе цветы!



© 2010-2022