Психологический аспект как средство творческого развития учеников на уроке ИЗО

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологический аспект на уроке ИЗО как средство реализации творческого потенциала учеников.

«Педагогика слепа без психологии, а психология мертва без педагогики», -писал заслуженный учитель России Евгений Александрович Ямбург.

Сегодняшний день диктует новые требования. Соответственно этим требованиям стандарты второго поколения включают в себя комплексный подход к развитию качеств, которые были бы направлены не только на усвоение новых знаний, но и формирование компетентностей, способствующих интенсивному развитию личности школьника.

Основной задачей уроков изобразительного искусства и является развитие художественно-творческих способностей детей путем целенаправленного и организованного обучения.
Проявление творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, ибо творчество - норма детского развития. Реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив. «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский.

Изобразительное искусство открывает перед учителем огромные воспитательные возможности. Оно не только воспитывает, но и помогает человеку познать мир. Каждый человек видит и воспринимает мир по-своему, и в этом ценность искусства. В детском рисунке нас восхищает, прежде всего, непосредственность восприятия. Так пусть ребенок изображает природу, как ему самому хочется, как в песне поется: "Оранжевое небо, оранжевое море, оранжевый верблюд. Совершенно очевидно, что сегодня от педагога требуется на только знание своего предмета, но и психолого-возрастные особенности развития детей, и, что самое главное, учитывать их при планировании и проведении урока. Урок изобразительного искусства направлен на развитие чувств ребёнка. В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания ученика, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и от того более эффективными в смысле достигаемых целей. Для того чтобы вызвать эмоциональный отклик, учителю изобразительного искусства постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он ни проводил. Будет ли это рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, беседы об искусстве - ему всегда нужен наглядный материал. Более того, реализуя на практике принцип наглядности, надо шире использовать его возможности.

Другим прием, входящим в метод эмоционального стимулирования учения, является прием создания на уроке ситуаций занимательности - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. В роли приема, входящего в методы формирования интересов к учению, выступают и занимательные аналогии, например, при рассмотрении крыла самолета проводятся аналогии с формой крыльев птицы, стрекозы. Эмоциональные переживания вызывают путем применения приема удивления. Это важно особенно в начальных классах, когда нужно отдавать преимущество методам, которые делают работу активной и интересной, вносят элементы игры и занимательности и творчества. Всегда важно помнить и учитывать возрастные особенности психологического и умственного развития детей. Именно игровой метод обучения изобразительному искусству с его богатыми обучающими возможностями может прийти на помощь в данной ситуации. Игра всегда непредсказуема в своих результатах, предполагает определенное напряжение эмоциональных и умственных сил, а также умение принятия решения (Как поступить? Что сделать? Как выиграть?). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Положительным является и тот факт, что при этом ученик еще и развивает свои творческие способности. Ученики, естественно, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего, -- увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и изобразительного искусства. Но значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Использование игровых форм в процессе обучения рисованию делает его более содержательным и более качественным, так как:

- игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;

- обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;

- игра -- свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;

- игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;

- в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;

- обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;

- состязательность -- неотъемлемая часть игры -- притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на уроках иностранного языка и усиливает желание изучать предмет;

- в игре всегда есть некое таинство -- неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа. Все это позволяет определить игру как высший тип педагогической деятельности. И это объясняется следующими особенностями:

· в игре все равны;

· она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных навыков в рисовании;

· чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий -- все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения;

Преподаватель изобразительного искусства должен знать существенные особенности игровых методов и приемов обучения, их принципиальное отличие от других методов и приемов, учитывать знания детей об окружающем мире, их интересы к различным явлениям жизни, игровой опыт детей. Одновременно он должен четко представлять задачи руководства изобразительной деятельностью, а, следовательно, конкретные задачи использования игровых приемов на каждом занятии. Содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. В противном случае интерес детей на занятии будет носить поверхностный сиюминутный характер, а у воспитателей вызывает чувство неудовлетворенности и впечатление бесполезности, ненужности игровых приемов в обучении. При разработке игровых приемов важно думать не только о содержании и логике игровых действий, но и о соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Игровой прием будет тем интереснее и эффективнее, чем разнообразнее по содержанию игровые действия. Поэтому учителя, придумывая их, должны ориентироваться на содержание соответствующих жизненных ситуаций и особенности поведения при этом человека, животных. Если это условие не учитывается педагогом, то ребенок фактически не принимает предлагаемую взрослым игровую ситуацию, вскоре теряет интерес к ней, и игровое воздействие на детей при этом малоэффективно. Хорошее знание преподавателем содержание отражаемых явлений, возможной логики развития событий важно для быстрого придумывания разнообразных игровых задач, соответствующих им игровых действий и является основой для крайне необходимой педагогу игровой импровизации в условиях занятий. Этого требуют порой непредвиденное развитие рисунка, неожиданное качество детской работы. При разработке игровых приемов педагогу нужно знать ведущие мотивы игры, то есть ту сферу действительности, которая интересует школьника: предметы и действия с ними; люди, их деятельность и отношения; события. Необходимо, чтобы сам учитель эмоционально и заинтересованно (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение, печаль (соответственно содержанию изображаемой ситуации). При этом следует помнить о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот .Педагогу необходимо помнить, что игру на занятии он использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества. Поэтому игровые приемы обучения должны быть нацелены на решение конкретных задач занятия и соответствовать этим задачам. При формировании замысла (в первой части занятия) используются все виды игровых приёмов обучения:

1. Обыгрывание игрушек, картин-панорам на каждом занятии применяется с целью мотивировки задания, создания мотива деятельности, близкого к общественно направленным. Этот приём используется и при организации игрового обследования изображаемого предмета с целью подведения к пониманию необходимости обследования, создания интереса к предмету изображения, оказания помощи в выделении и осознании особенностей его формы, строения. При повторном изображении подобных предметов их обыгрывание направляется на активизацию опыта детей с целью формирования обобщенных представлений и самостоятельности при обследовании этих предметов. Когда же в обследовании нет необходимости, проводится обыгрывание игрушек и беседа, направленная на активизацию прошлого опыта детей с целью формирования представления о предмете и возможных способах его изображения.

2. Сюжетно-изобразительная игра с создаваемым образом (игровое упражнение, сюжетное обыгрывание незавершенного изображения - игрушки) используется в первой части занятия в сочетании с показом новых или плохо усвоенных способов изображения.

При решении задач развития самостоятельности сюжетно-изобразительная игра проводится так, что дети побуждаются к определению последовательности и поиску способов выполнения изображения. При этом активизируется изобразительный опыт детей, обеспечивается использование его в относительно новых условиях. В таких случаях учащиеся, побуждаемые стремлением создавать рисунок для игровых персонажей, с интересом подсказывают учителю, что и как надо рисовать; сразу же по собственной инициативе оценивают рисунок, ищут возможности его улучшения ("Под деревом нужно травку нарисовать, чтобы котятам было мягко гулять").

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Важно создать на уроке комфортную доброжелательную обстановку. Кроме того, очень важно чтобы преподаватель эмоционально и заинтересовано (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение, печаль. При этом следует помнить о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот, т.е. необходима культура выражения чувств.

Говоря о психологии как сочетании педагогики и психологии, следует отметить ещё один приём, помогающий ученикам развивать и реализовывать свой творческий потенциал, справляться сос своими комплексами.

Рисование. является наиболее распространённым видом арттерапии. Возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка представляется как одно из важнейших преимуществ психотерапевтической работы с детьми, особенно с теми, что имеют нарушения в психоэмоциональной сфере. Для многих наших детей рисование - это единственный способ раскрытия своего внутреннего мира и взаимодействия с окружающими. Кроме того, в процессе рисования сбрасывается эмоциональное напряжение, что важно и для относительно здоровых детей. Ведь известно, что детский рисунок - это не только обретение спокойствия, но и способ выплеснуть свои эмоции и переживания. Занятия живописи могут с успехом использоваться при коррекции нарушений психологического состояния, поскольку они снижают уровень возбуждения. Арттерапия рекомендована для занятий с детьми, имеющими задержку речевого и умственного развития, неврозы, гиперактивность, дефицит внимания и даже последствия детского церебрального паралича. На уроках живописи дети учатся свободным движениям, освобождаясь от зажатости и скованности. Такие занятия очень полезны чрезмерно застенчивым детям, они становятся более раскрепощенными и уверенными в себе.

Урок проходит довольно необычно. Педагог читает детям миф или сказку. И в процессе чтения учащиеся наносят цветной фон на лист бумаги, изображающий землю и небо, а потом уже в зависимости от воображения этот лист заполняется различными деталями и понравившимися персонажами. Мифы или сказки для чтения подбираются индивидуально для каждого класса, в зависимости от специфики детей.

Рисунки учащихся зависят также и от того, насколько образно изложена данная тема. Начинающим рисовальщикам учитель помогает определенными схемами. Вот, например, любое животное можно изобразить с помощью «волшебных овалов». Так рисовать слона можно следующим образом: рисуют два овала, один большой - для туловища, и второй маленький - для головы. И затем уже дорисовывают отдельные детали - хвост, ноги, хобот, уши. Используя такую методику, каждый ребенок может нарисовать любое понравившееся животное. Эта схема дает юному художнику опору, и он пробует рисовать дальше. Так что слова «не могу» и «не хочу» уже, как правило, не произносятся…

Трафареты. Из сырой картошки вырезается фигурка, покрывается краской. Дальше этой фигуркой на листе бумаги ставится печати. Таким способом ребенок может изобразить красивый узор или орнамент. При этом ему не надо вырисовывать мелкие фигуры, что значительно облегчает его труд. А результат получается очень красочный и приносит автору большую радость.

Кроме указанных методик, положительное действие оказывает коллективный рисунок, Учитель называет тему урока. Например, « Ярмарка». Дается на весь класс большой лист бумаги. Красками рисуется общий фон земля-небо. Затем каждый ученик рисует какую-то деталь, а в результате получается очень эффектное полотно. И даже самый слабый и неуверенный в себе ребенок чувствует себя причастным к общей работе. Это также повышает самооценку и придает ему уверенность. А кроме того, такое совместное творчество способствует развитию навыков общения.

Такие арттерапевтические методики также можно с успехом использовать и в начальной школе, где учатся и обычные дети. Как правило, этот вид деятельности вызывает у них большой интерес, и является стимулом для дальнейшего творчества. Дело в том, что часто детям не нравится их собственные рисунки, а такой вид творчества создает иллюзию, что они тоже могут сделать что-то интересное. Вот они и пробуют свои силы, фантазируют на бумаге и через какое-то время страхи уходят, а готовый рисунок придает уверенность и доставляет большое удовольствие. И этот успех очень важен. Постепенно ребенок перестает бояться чистого листа, и возможности нарисовать что то «не так». Это очень важно для неуверенных, с высоким уровнем тревожности детей, и их самооценка повышается.

Убеждена, что практически каждого ребенка можно научить рисовать, Это не значит, что он станет профессиональным художником, но какими-то простейшими навыками владения карандашом и красками можно непременно научиться. Но самое главное - использовать возможности искусства для достижения положительных сдвигов в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

Уроки изобразительного искуства

  • Направляют творческую энергию в положительное русло

  • Улучшают здоровье

  • Снимают стресс, нервно-психическое напряжение

  • Создают чувство эмоционального благополучия

  • Развивают речь

  • Помогают в изучении математики и иностранных языков

  • Способствуют развитию креативности и воображения

  • Учат общаться и работать в коллективе

  • Приносят счастье и радость

  • Развивают чувство прекрасного

  • Создают условия для развития эмоционального интеллекта

Американский психолог Абрахам Маслоу говорил:«Креативность - это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики ". Только внимательное и чуткое отношение к ученикам, подкреплённое научными знаниями об этапах их развития, позволит учителю сохранить физическое, психическое и нравственное здоровье кольников, что является основной задачей школы.

Детское художественное творчество - лучшее средство профилактики от множества психических отклонений и социальных зол!

А.А. Мелик-Пашаев







.



© 2010-2022