• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Статья Игровой подход в обучении изобразительному искусству детей с интеллектуальной недостаточностью

Статья Игровой подход в обучении изобразительному искусству детей с интеллектуальной недостаточностью

      Из опыта работы использования игрового подхода в обучении изобразительному искусству детей с интеллектуальной недостаточностью.         Игровая форма организации уроков активизирует детей, сказочные сюжеты сильнее, чем другие, возбуждают воображение обучающихся. Большое значение в этом имеет пробуждение интереса ко всему новому и уже известному. Это достигается путем разнообразного построения учебных занятий, введения новых видов деятельности, элементов игры,сказочно-игровой формы преподне...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Василенко Оксана Михайловна,

учитель изобразительного искусства,

ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Игровой подход в обучении изобразительному искусству детей с интеллектуальной недостаточностью

При изучении особенностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью становится явным недоразвитие их познавательной и практической деятельности, эмоционально-волевой сферы и других качеств личности. В изобразительной деятельности в большей или меньшей степени участвуют и проявляются все психические процессы. Изобразительная деятельность несет в себе огромный коррекционный заряд. Но актуальным остается вопрос и о том, как организовать на уроках практическую и умственную деятельность детей. Чтобы уроки не сводились к простому, скучному для большинства учеников рисованию, а несли в себе заряд положительной энергии даже для тех, кто не может или не умеет рисовать. Необходимо каждый урок превращать в игру. Игровая форма организации уроков активизирует детей, сказочные сюжеты сильнее, чем другие, возбуждают воображение обучающихся. Большое значение в этом имеет пробуждение интереса ко всему новому и уже известному. Это достигается путем разнообразного построения учебных занятий, введения новых видов деятельности, элементов игры, сказочно-игровой формы преподнесения учебного материала.

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию.

В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

Цель игры - помочь серьёзный, напряжённый труд сделать занимательным и интересным для обучающихся. В связи с особенностями развития дети с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в целенаправленном обучающемся воздействии педагога. Спонтанного усвоения общественного опыта у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить у таких детей интерес к предмету. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Многие дидактические игры ставят перед детьми с интеллектуальной недостаточностью задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения. Каждый этап урока может нести в себе несложные дидактические игры.

Коррекционные игры в начале урока могут иметь организационный характер. Прочитать тему урока можно следующим образом:

1. «Что лишнее?». Учитель предлагает на доске рассмотреть ряд предметов, найти лишнее. То, что лишнее, то и будем рисовать.

2. «Разложи цвета». Можно предложить раскладывать теплые и холодные цвета, яркие и бледные, по временам года и др., когда задание будет выполнено, на другой стороне карточек нужной группы цветов написано слово - тема урока. Слово тоже можно собрать.

3. «Пирамида». Дети из разного размера кружков складывают пирамидку. На другой стороне кружков написана тема урока. Если кружки сложены верно, то слово складывается само. То же можно сделать и по цветам радуги, и по яркости - бледности оттенков одного цвета.

Цель таких игр привлечь внимание детей к новому рисунку, развивать их мыслительную деятельность, повторить пройденный материал, закрепить его.

После того как тема урока будет объявлена, этап урока - рассматривание образца. При рассматривании образца можно использовать следующие игры:

«Найди отличия». Предлагается два образца. Учитель дает задание, после того, как отличия найдены, идёт объяснение, что сегодня будем рисовать более простой рисунок, а на следующем уроке закончим его, усложняя рисунок. Это можно использовать на уроках, когда предполагается для одной темы два часа. Например, «Матрешка». Украшение матрешки, орнаменты, платок и др., требуют отдельной работы; любой пейзаж также можно усложнять на втором уроке, добавляя кусты, птиц и другие мелкие детали.

«Найди пару». Например, украшение варежки предлагается детям сделать самостоятельно. Но обязательно наличие образцов. На доске можно вывесить несколько вариантов украшения варежки, предложить найти одинаковую. При рисовании деревьев, рассматривая крону и расположение ветвей, можно предложить найти пару каждому дереву из геометрических фигур (ель - треугольник, береза - овал, садовое дерево - круг).

«Подбери цвета». Учитель предлагает не раскрашенный вариант рисунка и ряд цветных карточек. Дети подбирают нужные цвета, объясняя свой выбор. После выполнения этого задания учитель показывает раскрашенный вариант образца.

После того как образец был рассмотрен, происходит планирование работы. На этом этапе так же можно использовать ряд развивающих игр.

«Собери картину». Эту игру можно использовать и при рисовании натюрморта, и при рисовании пейзажа, орнамента и даже портрета. Учитель предлагает детям образец рисунка, а затем предлагает собрать рядом такой же, но из разрезных частей. Дети называют предметы в том порядке, в каком они будут их рисовать. Это может быть черно-белый вариант или цветной. Учитель выставляет сам названные предметы на основу или предлагает это сделать это детям. Можно это задание усложнить, предлагая детали рисунка разных

размеров. Тогда дети должны проанализировать расположение предметов в пространстве и выбрать нужные размеры.

«Что после чего?». На доске образец. Учитель предлагает ряд незаконченных рисунков данного образца. Дети должны расположить их от простого к сложному. Таким образом, они прослеживают последовательность выполнения рисунка. Разложенные рисунки с доски можно не убирать.

«Собери мозаику». При рисовании сетчатого орнамента можно предложить такое упражнение, которое поможет не только понять принцип построения сетчатого орнамента, но и запомнить его особенность. Детям предлагается сетка 3 на 3, которую надо заполнить данным мотивом. Мотив, к примеру, цветочек и листик. Дети раскладывают в нужной последовательности мотивы по клеткам, учитель проверяет и исправляет. Это упражнение хорошо использовать как раздаточный материал.

На этапе самостоятельного рисования детьми необходима индивидуальная помощь. Некоторые дети со сложным диагнозом нуждаются в индивидуальной работе. Здесь идет дополнительная работа по упрощению рисунка уже непосредственно на рабочем месте. Можно предложить упрощенный образец, уже нарисованные некоторые детали рисунка, можно использовать игру «Закончи рисунок», «Обведи по пунктирной линии», «Что забыл нарисовать художник», «Соедини точки». Здесь главное, чтобы ученик принял участие в рисовании и смог объяснить, что он делает.

Опыт работы указывает, что для формирования мотивации в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью эффективен приём игровых ситуаций, связанных с какими-либо игровыми персонажами. Например, на наши занятия приходят весёлый карандаш, кисточка, «Три феечки» (основные цвета) и другие персонажи, взятые из книг или мультфильмов. Игровые ситуации, связанные с ними, могут быть самые разные. Например, игровой персонаж чего-либо не знает, не умеет; просит помощи; утверждает, что он знает, умеет, демонстрирует это детям, допуская ошибки; утверждает о ненужности выполнения какого-либо правила рисования; опоздал на занятие и не слышал, не видел, чему учились дети; проводит игру с детьми.

От разнообразия игр и организации самого урока зависит не только интерес детей к уроку изобразительного искусства, но и качество рисования.

Литература

  1. Гаврилушкина О. П. Особенности формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста. Автореф. канд. дисс. - М., 1976.

  2. Коррекционные упражнения на уроках изобразительного искусства для интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями: Метод. реком. / Сост. И. В. Гурьянова. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2002.

  3. Грошенков И. А. Занятие изобразительным искусством во вспомогательной школе: Книга для учителя. - М., 1993.

  4. Гурьянова И. В. Дидактические и методические основы преподавания изобразительного искусства в начальной школе. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006.

4



© 2010-2022