- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок по ИЗО на тему Промыслы Осетии
Урок по ИЗО на тему Промыслы Осетии
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Берёзова Л.Ю. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок-выставка в 5 классе.
Тема:
«Художественные промыслы
Осетии»
«И дальше тропой неизбежной,
Сквозь годы и бедствий и смут,
Влечется суровый, прилежный,
Веками завещанный труд».
В. Я. Брюсов.
Учитель: Березова Л. Ю.
МОУ СОШ № 5
г. Беслан
2007 г.
Тема: « Художественные промыслы Осетии»
Тип урока - комбинированный.
Цели: создать условия для:
- актуализации имеющихся знаний и применения их в коллективной творческой работе;
- формирования коммуникативных умений и навыков;
- развития фантазии, формирования художественного вкуса;
- сознательного понимания и усвоения роли художественных промыслов в развитии культуры России и Осетии;
- воспитания любви к Родине, ее истории и национальной культуре.
Оборудование и материалы:
Альбом репродукций « Североосетинское объединение художественных промыслов»;
Таблица с орнаментальными мотивами Осетии;
Видеофильм из альманаха « Народные промыслы»;
Натурный фонд (национальный костюм, чеканки, предметы быта, станок для вышивания золотыми и серебряными нитями).
Компьютерная техника для демонстрации наглядности.
Музыкальный ряд: « Хонга» (танец - приглашение); осетинские народные мелодии.
Художественные материалы: белая бумага, кисти, гуашь, фольга.
План урока
1. Вступительное слово учителя- 5 мин.
2.Обобщение знаний о художественных промыслах России-3 м.
3.Беседа о художественных промыслах Осетии- 10мин., просмотр фрагмента видеофильма - 2 мин .
4.Образы и мотивы в Осетинском орнаменте -6 мин.
5.Постановка художественной задачи - 2 мин.
6.Практическое выполнение задания - 10 мин.
7.Подведение итогов - 2 мин.
Словарь: промысел
орнамент
стилизация
мотив
Ход урока
«И дальше тропой неизбежной,
Сквозь годы и бедствий, и смут,
Влечется суровый, прилежный,
Веками завещанный труд».
В. Я. Брюсов.
1.Вступительное слово учителя.
Время, человек, его помыслы, мечты, надежды - все обращено к будущему. Опережая в мыслях день сегодняшний, мы не должны забывать о прошлом. Все, что есть ценного в нашей художественной культуре, существует только благодаря прочной связи прошлого с настоящим.
Память - это духовный мост, соединяющий день сегодняшний и день вчерашний, настоящее и прошлое. Народное искусство во всем многообразии его проявлений - это великая память народа. Все, что оставили нам наши предки, должно органично войти в нас, стать частью нас самих.
В народном искусстве веками выкристаллизовывалось доброе, прекрасное человеческое начало.
Искусство возникло тогда, когда у человека все больше и больше появлялась тяга к прекрасному - потребность украсить все, что его окружало.
На протяжении многих веков искусство продолжало развиваться. Каждое поколение художников, перенимая опыт у отцов, оставляло лучшее, отбрасывало менее удачное, добавляло новое, свое. И поскольку результаты такого труда принадлежат не одному человеку, а многим поколениям людей, его стали называть народным.
У каждого народа свой исторический путь развития, отличный от других. Различия в условиях жизни нашла отражения и в искусстве. Итак, народное искусство - это искусство народа, которое вместе с ним прошло историю, отразило национальные черты.
Народное искусство - неиссякаемый источник мудрости и красоты, которые открываются тем многограннее и глубже, чем с большей заинтересованностью к ним обращаются. Узнать народное искусство - значит и полюбить его, поняв и почувствовав, что это основа всей художественной культуры народов.
Изделия народных мастеров пользуются неограниченным спросом. В наш век чувствуется все больше тяготение населения к народному искусству, в том числе к одному из его проявлений - изделиям народных художественных промыслов. Причина этого - в желании разнообразить свой быт предметами ручного исполнения. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров. Они входят в нашу жизнь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением как сельского, так и городского жилья.
Дело в том, что в этом выражается потребность человека в красоте. Ему хочется видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства. Руки мастера придают каждому изделию черты уникальности.
2.Обобщение знаний о художественных промыслах России.
На прошлом уроке мы познакомились с народными промыслами, возникшими на территории России много лет назад. Эти промыслы сохранились в разных уголках России и продолжают жить и сейчас. Народные промыслы - это гордость России.
Мы знаем, что промыслы формировались на основе тех природных материалов, которыми был богат край: мягкие породы деревьев, залежи глины, металла.
Давайте вспомним известные нам промыслы, посмотрев фрагмент видеофильма (просмотр фрагмента о народных промыслах).
- Какие промыслы вы узнали?
- Как эти промыслы получили свое название?
Задание:
На доске даны фрагменты росписи разных народных промыслов и заготовки изделий разных промыслов. Заготовки без цвета, без росписи, но по определенным признакам можно догадаться к каким промыслам они относятся. Найдите соответствие между фрагментами росписи и заготовками (пять человек выходят к доске, каждый ученик берет одну заготовку и выполняет задание).
3.Беседа о художественных промыслах Осетии
- А какими промыслами занимаются жители нашей республики?
С этим мы сейчас и познакомимся, побывав на импровизированной выставке художественных промыслов Северной Осетии.
Народные умельцы привозили на ярмарку множество изделий. О многом можно было узнать, побывав на ней: какими узорами украшают посуду и одежду, какими мастерами славилось то или иное село; купить на ярмарке можно было все, что угодно. Продавали изделия сами мастера, они же могли и показать, как изготовить чашу или резное блюдо, как выполнить вышивку. Так вот мы с вами сейчас не только познакомимся с художественными промыслами Северной Осетии, но и сами попробуем выполнить декоративные работы.
Прикладное искусство осетин богато и разнообразно. Это художественная обработка металла, художественная обработка дерева, ковроткачество, вышивка. Занимались этим не только профессиональные мастера, но и весь крестьянский люд. В народе говорили: « Что ни ремесло, то и промысел».
Одно из древнейших ремесел народов населяющих территорию Северной Осетии было - художественная обработка металла. С давних пор люди занимались литьем цветных металлов, чеканкой, ковкой железа, изготовлением оружия и орудий труда, медной домашней утвари, ювелирных изделий и украшений (показ наглядности: чаши, кинжалы, чеканки, женские украшения, кубки).
Посмотрите на уникальную находку, дошедшую до нас от скифов (просмотр фрагмента видеофильма «Эрмитаж»).
Молодые мастера Северной Осетии продолжают традиции древних скифских, сарматских и аланских ремесленников.
Вся домашняя утварь и мебель в хозяйстве народов Северной Осетии традиционно изготавливалась из дерева. Поэтому следующий промысел, с которым мы познакомимся - это художественная обработка дерева. Для изготовления мебели брали: клен, ясень. Для изготовления предметов домашнего быта использовали черешню, грушу, кизил. Ассортимент деревянных изделий был очень разнообразен (показ наглядности). В настоящее время меньше выпускают деревянной посуды, но больше мебели и сувениров из дерева. Меньше остается старых мастеров, но свой опыт они передают молодым людям в ПТУ, на СЮТ, в школьных кружках.
Ковроткачество- это промысел сравнительно молодой. Первые мастера появились здесь в конце 19 века. Вскоре промысел пришел в упадок. Снова возродился только в 1930-х годах. Сейчас ковроткачество - один из ведущих традиционных промыслов Северной Осетии. Не только жители нашей страны, но и Англии, Германии, Голландии имеют возможность по достоинству оценить ковры, вытканные североосетинскими мастерицами (показ наглядности). Будущее коврового промысла в руках молодых ковровщиц- выпускниц ПТУ.
Распространенным промыслом являлась вышивка золотыми, серебряными и шелковыми нитями. Зимой, после сбора урожая и зимних заготовок начиналась работа. Вышивкой занимались женщины, среди которых было немало искусных вышивальщиц. Большую роль в распространении промысла сыграла Владикавказская женская школа, где художественное шитье являлось обязательным предметом. Осетинская вышивка являлась воплощением богатейшего орнаментального искусства, выработанного веками и передававшегося из поколения в поколение.
Наиболее красочно оно раскрылось в осетинской женской и мужской одежде. Богато орнаментировались праздничные платья осетинок, обувь, настенные сумки, кошельки, салфетки (показ).
Художественная вышивка осетин отличалась большим многообразием техники и приемов изготовления. Существовала до 10 видов вышивок: шитье гладью, нанесение узора тесьмой или шнуром, вышивка аппликацией и т.д. Многие ученицы обучаются сейчас этому мастерству на СЮТ (ученица демонстрирует работу на вышивальном станке).
4.Образы и мотивы в осетинском орнаменте.
- Что такое орнамент?
- Что такое мотив?
- Что такое стилизация?
Корни орнамента осетинской вышивки уходят в глубокую древность. Узоры, совершенные по орнаменту и гармоничные по колориту, представляют собой ценнейшее наследие современной художественной культуры, находящее достойное продолжение в вышивальных промыслах.
Основными элементами были различные геометрические стилизованные образы оленей, туров, птиц. Это могли быть части фигур животных как реальных, так и фантастических (показ). Солярные знаки, волнообразные ветки, поросшие листьями. На подвесных рукавах разбрасывались легкие узоры в виде звездочек, цветочных лепестков, листиков (рассказ сопровождается показом).
Шапочки могли быть украшены изображениями безвредных змей - символом обилия в хозяйстве; хороводом голубей; двух сросшихся крылатых коней - божества брака (показ).
Все ремесла хороши. Народная мудрость говорит: «Где труд, там и счастье». Вот и мы, ребята, сейчас с вами покажем, на что мы способны.
5.Постановка художественной задачи.
Класс делится на 4 группы по 5 человек, каждая группа работает над определенным художественным промыслом.
I и II группы - мастера по обработке металла (выполнить декор пояса, нагрудников, украшений ).
III и IV группы - вышивальщицы (украсить кистью элементы орнамента на платье и шапочке).
6.Практическое выполнение задания.
(Во время работы звучит музыка, настраивающая ребят на более успешное выполнение задания.)
После выполнения работы.
7. Подведение итогов. Выставка.
Ученица надевает костюм, выполненный в технике бумажной пластики, и демонстрирует его (звучит музыкальное сопровождение).
- Ну что ж, вот и подошла к концу наша импровизированная выставка. Вы, ребята, сегодня не только с художественными промыслами Осетии познакомились, но и мастерству поучились. И мне очень хочется, чтобы знакомство с народными художественными промыслами способствовало зарождению интереса к декоративно-прикладному искусству. Тем более, что такого уникального множества видов народного искусства, каким обладает наша Родина, нет ни в одной стране мира. Мне хочется верить, что народное искусство сыграет определенную роль в формировании вашего мировоззрения, так как оно является неисчерпаемым источником мудрости и красоты, оно хранит и передает новым поколениям национальные традиции.
Тема:
«Художественные промыслы
Осетии»
«И дальше тропой неизбежной,
Сквозь годы и бедствий и смут,
Влечется суровый, прилежный,
Веками завещанный труд».
В. Я. Брюсов.
Учитель: Березова Л. Ю.
МОУ СОШ № 5
г. Беслан
2009 г.
Тема: « Художественные промыслы Осетии»
Тип урока - комбинированный.
Цели: создать условия для:
- актуализации имеющихся знаний и применения их в коллективной творческой работе;
- формирования коммуникативных умений и навыков;
- развития фантазии, формирования художественного вкуса;
- сознательного понимания и усвоения роли художественных промыслов в развитии культуры России и Осетии;
- воспитания любви к Родине, ее истории и национальной культуре.
Оборудование и материалы:
Альбом репродукций « Североосетинское объединение художественных промыслов»;
Таблица с орнаментальными мотивами Осетии;
Видеофильм из альманаха « Народные промыслы»;
Натурный фонд (национальный костюм, чеканки, предметы быта, станок для вышивания золотыми и серебряными нитями).
Компьютерная техника для демонстрации наглядности.
Музыкальный ряд: « Хонга» (танец - приглашение); осетинские народные мелодии.
Художественные материалы: белая бумага, кисти, гуашь, фольга.
План урока
1. Вступительное слово учителя.
2.Обобщение знаний о художественных промыслах России.
3.Беседа о художественных промыслах Осетии,
просмотр фрагмента видеофильма.
4.Образы и мотивы в Осетинском орнаменте.
5.Постановка художественной задачи.
6.Практическое выполнение задания.
7.Подведение итогов.
Словарь: промысел
орнамент
стилизация
мотив
Ход урока
«И дальше тропой неизбежной,
Сквозь годы и бедствий, и смут,
Влечется суровый, прилежный,
Веками завещанный труд».
В. Я. Брюсов.
1.Вступительное слово учителя.
Время, человек, его помыслы, мечты, надежды - все обращено к будущему. Опережая в мыслях день сегодняшний, мы не должны забывать о прошлом. Все, что есть ценного в нашей художественной культуре, существует только благодаря прочной связи прошлого с настоящим.
Память - это духовный мост, соединяющий день сегодняшний и день вчерашний, настоящее и прошлое. Народное искусство во всем многообразии его проявлений - это великая память народа. Все, что оставили нам наши предки, должно органично войти в нас, стать частью нас самих.
В народном искусстве веками выкристаллизовывалось доброе, прекрасное человеческое начало.
Искусство возникло тогда, когда у человека все больше и больше появлялась тяга к прекрасному - потребность украсить все, что его окружало.
На протяжении многих веков искусство продолжало развиваться. Каждое поколение художников, перенимая опыт у отцов, оставляло лучшее, отбрасывало менее удачное, добавляло новое, свое. И поскольку результаты такого труда принадлежат не одному человеку, а многим поколениям людей, его стали называть народным.
У каждого народа свой исторический путь развития, отличный от других. Различия в условиях жизни нашла отражения и в искусстве. Итак, народное искусство - это искусство народа, которое вместе с ним прошло историю, отразило национальные черты.
Народное искусство - неиссякаемый источник мудрости и красоты, которые открываются тем многограннее и глубже, чем с большей заинтересованностью к ним обращаются. Узнать народное искусство - значит и полюбить его, поняв и почувствовав, что это основа всей художественной культуры народов.
Изделия народных мастеров пользуются неограниченным спросом. В наш век чувствуется все больше тяготение населения к народному искусству, в том числе к одному из его проявлений - изделиям народных художественных промыслов. Причина этого - в желании разнообразить свой быт предметами ручного исполнения. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров. Они входят в нашу жизнь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением как сельского, так и городского жилья.
Дело в том, что в этом выражается потребность человека в красоте. Ему хочется видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства. Руки мастера придают каждому изделию черты уникальности.
2.Обобщение знаний о художественных промыслах России.
На прошлом уроке мы познакомились с народными промыслами, возникшими на территории России много лет назад. Эти промыслы сохранились в разных уголках России и продолжают жить и сейчас. Народные промыслы - это гордость России.
Мы знаем, что промыслы формировались на основе тех природных материалов, которыми был богат край: мягкие породы деревьев, залежи глины, металла.
Давайте вспомним известные нам промыслы, посмотрев фрагмент видеофильма (просмотр фрагмента о народных промыслах).
- Какие промыслы вы узнали?
- Как эти промыслы получили свое название?
Задание:
На доске даны фрагменты росписи разных народных промыслов и заготовки изделий разных промыслов. Заготовки без цвета, без росписи, но по определенным признакам можно догадаться к каким промыслам они относятся. Найдите соответствие между фрагментами росписи и заготовками (пять человек выходят к доске, каждый ученик берет одну заготовку и выполняет задание).
3.Беседа о художественных промыслах Осетии
- А какими промыслами занимаются жители нашей республики?
С этим мы сейчас и познакомимся, побывав на импровизированной выставке художественных промыслов Северной Осетии.
Народные умельцы привозили на ярмарку множество изделий. О многом можно было узнать, побывав на ней: какими узорами украшают посуду и одежду, какими мастерами славилось то или иное село; купить на ярмарке можно было все, что угодно. Продавали изделия сами мастера, они же могли и показать, как изготовить чашу или резное блюдо, как выполнить вышивку. Так вот мы с вами сейчас не только познакомимся с художественными промыслами Северной Осетии, но и сами попробуем выполнить декоративные работы.
Прикладное искусство осетин богато и разнообразно. Это художественная обработка металла, художественная обработка дерева, ковроткачество, вышивка. Занимались этим не только профессиональные мастера, но и весь крестьянский люд. В народе говорили: « Что ни ремесло, то и промысел».
Одно из древнейших ремесел народов населяющих территорию Северной Осетии было - художественная обработка металла. С давних пор люди занимались литьем цветных металлов, чеканкой, ковкой железа, изготовлением оружия и орудий труда, медной домашней утвари, ювелирных изделий и украшений (показ наглядности: чаши, кинжалы, чеканки, женские украшения, кубки).
Посмотрите на уникальную находку, дошедшую до нас от скифов (просмотр фрагмента видеофильма «Эрмитаж»).
Молодые мастера Северной Осетии продолжают традиции древних скифских, сарматских и аланских ремесленников.
Вся домашняя утварь и мебель в хозяйстве народов Северной Осетии традиционно изготавливалась из дерева. Поэтому следующий промысел, с которым мы познакомимся - это художественная обработка дерева. Для изготовления мебели брали: клен, ясень. Для изготовления предметов домашнего быта использовали черешню, грушу, кизил. Ассортимент деревянных изделий был очень разнообразен (показ наглядности). В настоящее время меньше выпускают деревянной посуды, но больше мебели и сувениров из дерева. Меньше остается старых мастеров, но свой опыт они передают молодым людям в ПТУ, на СЮТ, в школьных кружках.
Ковроткачество- это промысел сравнительно молодой. Первые мастера появились здесь в конце 19 века. Вскоре промысел пришел в упадок. Снова возродился только в 1930-х годах. Сейчас ковроткачество - один из ведущих традиционных промыслов Северной Осетии. Не только жители нашей страны, но и Англии, Германии, Голландии имеют возможность по достоинству оценить ковры, вытканные североосетинскими мастерицами (показ наглядности). Будущее коврового промысла в руках молодых ковровщиц- выпускниц ПТУ.
Распространенным промыслом являлась вышивка золотыми, серебряными и шелковыми нитями. Зимой, после сбора урожая и зимних заготовок начиналась работа. Вышивкой занимались женщины, среди которых было немало искусных вышивальщиц. Большую роль в распространении промысла сыграла Владикавказская женская школа, где художественное шитье являлось обязательным предметом. Осетинская вышивка являлась воплощением богатейшего орнаментального искусства, выработанного веками и передававшегося из поколения в поколение.
Наиболее красочно оно раскрылось в осетинской женской и мужской одежде. Богато орнаментировались праздничные платья осетинок, обувь, настенные сумки, кошельки, салфетки (показ).
Художественная вышивка осетин отличалась большим многообразием техники и приемов изготовления. Существовала до 10 видов вышивок: шитье гладью, нанесение узора тесьмой или шнуром, вышивка аппликацией и т.д. Многие ученицы обучаются сейчас этому мастерству на СЮТ (ученица демонстрирует работу на вышивальном станке).
4.Образы и мотивы в осетинском орнаменте.
- Что такое орнамент?
- Что такое мотив?
- Что такое стилизация?
Корни орнамента осетинской вышивки уходят в глубокую древность. Узоры, совершенные по орнаменту и гармоничные по колориту, представляют собой ценнейшее наследие современной художественной культуры, находящее достойное продолжение в вышивальных промыслах.
Основными элементами были различные геометрические стилизованные образы оленей, туров, птиц. Это могли быть части фигур животных как реальных, так и фантастических (показ). Солярные знаки, волнообразные ветки, поросшие листьями. На подвесных рукавах разбрасывались легкие узоры в виде звездочек, цветочных лепестков, листиков (рассказ сопровождается показом).
Шапочки могли быть украшены изображениями безвредных змей - символом обилия в хозяйстве; хороводом голубей; двух сросшихся крылатых коней - божества брака (показ).
Все ремесла хороши. Народная мудрость говорит: «Где труд, там и счастье». Вот и мы, ребята, сейчас с вами покажем, на что мы способны.
5.Постановка художественной задачи.
Обучающиеся делятся на 4 группы по 5 человек, каждая группа работает над определенным художественным промыслом.
I и II группы - мастера по обработке металла (выполнить декор пояса, нагрудников, украшений ).
III и IV группы - вышивальщицы (украсить кистью элементы орнамента на платье и шапочке).
6.Практическое выполнение задания.
(Во время работы звучит музыка, настраивающая ребят на более успешное выполнение задания.)
После выполнения работы.
7. Подведение итогов. Выставка.
Ученица надевает костюм, выполненный в технике бумажной пластики, и демонстрирует его (звучит музыкальное сопровождение).
- Ну что ж, вот и подошла к концу наше мероприятие. Вы, ребята, сегодня не только с художественными промыслами Осетии познакомились, но и мастерству поучились. И мне очень хочется, чтобы знакомство с народными художественными промыслами способствовало зарождению интереса к декоративно-прикладному искусству. Тем более, что такого уникального множества видов народного искусства, каким обладает наша Родина, нет ни в одной стране мира. Мне хочется верить, что народное искусство сыграет определенную роль в формировании вашего мировоззрения, так как оно является неисчерпаемым источником мудрости и красоты, оно хранит и передает новым поколениям национальные традиции.