Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования»

Цель: расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей. Задачи:  - донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей; - развивать коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению; - способствовать содействию благоприятного психологического климата общения членов педагогического коллектива.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Использование нетрадиционных техник рисования

в развитии изобразительного творчества детей»


Цель: расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей.

Задачи:

- донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей;

- развивать коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению;

- способствовать содействию благоприятного психологического климата общения членов педагогического коллектива.

Место проведения - музыкаль­ный зал.

Оборудование. 5 столов, расстав­ленных полукругом. На каждом столе - изобразительные материалы. Выставки книг, пособий по теме «Нетрадиционные техники рисования».

Ход мастер-класса.


Ведущий «О, сколько нам открытий дивных готовит просвещенья дух...» Милые педагоги, рада приветствовать вас на нашей встрече.

Для начала давайте попытаемся стать ближе друг другу.

Игра «Близкие люди»

- Все врассыпную двигаются по залу под бодрую музыку. Когда я буду хлопать в ладоши - все играющие здороваются за руку друг с другом. Опять звучит му­зыка - движение по залу продолжается. Если я зазвоню в колокольчик - все играю­щие гладят друг друга по плечу. Опять звучит музыка - играющие двигаются. Если я засвищу в свисток - все играющие трутся спинами друг с другом.

Ведущий Я думаю, после игры вам стало намного теплее, веселее, комфортнее. А теперь попробуем «объ­единиться».

Игра «Встанем по парам (4,6)»

Звучит музыка. Все играющие двигаются. Музыка останавливается, а ведущий называет число 4 (6). Все строятся четверками, шестерками (парами). Когда играющие разбились по парам, им предлагается занять места за столами.

Ведущий Вот у нас и определились играющие команды (5 команд).

Пора вы­разить друг другу радость встречи.

Игра «Давайте поздороваемся»

Цели: снятие мышечного напряже­ния, переключение внимания.

Педагоги по сигналу психолога на­чинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:


  • хлопок - здороваемся за руку;


  • хлопка - здороваемся пле­чами;


  • хлопка - здороваемся спи­нами.


Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.

Первая страница - «Практикум+лекторий»

Ведущий

- Не секрет, что многие родители и мы, педагоги хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А интересная лич­ность - это знающий, уверен­ный в себе и своих способностях, постоянно развивающийся че­ловек. В формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство.

Немного - немало прошло времени, как отыскали рецепт, который помогает совершен­ствовать творческие способно­сти ребенка. Это - нетрадицион­ные изобразительные техники.

- 1 страничка нашего мастер-класса посвящена этому «волшебному» рецепту.


Мастер-класс

«Нетрадиционные техники рисования - путь к свободе и творчеству».


В.А. Сухомлинский гово­рил: «Ум ребенка - на кончике его пальцев».

Каждый ребенок с упоением рисует все, что видит, слышит, ощущает, воображает. Как правило, творческие способности любого человека скрыты, реализуются в малой степени. Создавая условия, можно их «разбудить».

Рисование - язык внутренне­го мира маленького ребенка.

Дети любят рисовать, потому что рисование доступно - пово­дил кисточкой по листу бумаги - уже рисунок; оно выразительно - можно выразить свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно - помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продук­тивно - рисуешь и обязательно что-то получается.

К тому же рисунок можно по­дарить родителям, другу или по­весить на стену и любоваться. Рисование увлекательно, интерес­но, приносит радость от ощуще­ния гармонии мира, в котором мы родились.

Рисовать дети начинают рано. Они умеют и хотят фантазиро­вать, но если в 2-3 года ребенок может раскрепоститься в рисунке, главное - поводить по бумаге карандашом или кистью и сде­лать это быстро, не имея никакого замысла, то, подрастая, он может заявить: «Я не умею рисовать!» Это ситуация, с которой сталки­вается каждый воспитатель, в ней отражается неуверенность, из­лишняя осторожность, страх ребенка перед оценками посторон­них людей.

Приобретая эти качества с детства, мы не просто сможем от них освободиться и во взрослой жизни. Почему же так происхо­дит? Причины могут быть разные, в том числе и неверный подход педагога к изобразительной де­ятельности, который заключает­ся в следующем:


  • ребенку навязываются опреде­ленные штампы и стереотипы (трава - только зеленая, дом - только такой формы);


  • отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (повторение образца);


  • исключается возможность са­мовыражения ребенка в цвете, линии.


  • И еще одна причина - боязнь педагогов предоставить ребенку множество материалов для рисо­вания.


Чаше всего детям предлагают карандаши, кисти и краски. Еще известный художник В.А. Фавор­ский отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаши, краску и бу­магу, это, несомненно, ошибка: необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, дела­ет рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего пла­тья, делает для себя костюмы из газет». Обращаясь в свое детство, вспоминаем, какое значение каж­дый ребенок придает своим дра­гоценностям - камушкам, гвоздикам, цветным стеклышкам и т.д. Первым попавшим камушком, гвоздиком пробует порисовать на чем-либо.

Какие необычные материалы можно включить в детское твор­чество? Их очень много. Можно порисовать и пухом тополя, зуб­ной щеткой, полой трубкой, гоняя по листу веселую капельку; там­пончиком, получая пушистых зверьков; пальцем, ладошкой, даже лучиком солнца!

То, что близ­ко и понятно ребенку, может по­мочь ему раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, побо­роть свою нерешительность. И любой новый материал и каж­дый приобретенный навык - предметы гордости ребенка.

Даже тонирование листа для последующего на нем рисования можно превратить в увлекательную игру с детьми. Предложить смять бумагу, сделав из нее жесткий тампон, и, обмакивая его в крас­ку одного или разных цветов, заполнить весь лист, Очень увлека­ет детей тонирование листа целло­фаном. Наносится на него краску, а затем раскрашенный целлофан накладывают на лист, ладошкой разглаживают и снимают - фон готов и какой не­обычный!

Мальчикам очень интересно рисование картин на морские темы. Чтобы быстро нарисовать красивые волны, можно предложить детям «волшебную бутылочку». На ровную пластиковую бутылку клеем ПВА приклеиваются по косой линии нитки, дети нано­сят на нитки краску и катают бутылочку по листу бумаги. Изумительные волны готовы - мож­но рисовать корабли!

Очень часто после ремонта квартир остаются кусочки разных пенопластовых плиток. Что, если нанести на плитку краску и про­печатать ими весь лист? Детям очень нрави­тся, ведь рисунок плитки раз­нообразен, в итоге получается интересный фон. Можно протонировать листы цветным мелком, угольком, кусочком поролона. Каждый из нетрадиционных материалов, которые могут быть предложены дошкольникам, имеют свою специфику, изобра­зительные возможности. Непра­вильно думать, что достаточно научить ребенка рисовать каким-то материалом, другими он на­учится сам. При применении раз­личных материалов педагог дол­жен сначала тщательно проду­мать и предполагаемую технику работы, и ожидаемый, результат, чтобы дети поняли различие между ними и могли в дальней­шем использовать их для созда­ния выразительных, творческих рисунков.

Самое увлекательное в процес­се рисования - волшебство. Очень интересен в этом плане прием кляксографии. На глазах детей капаешь на листы бумаги тушью или гуашью кляксы, пред­лагаешь им подуть в трубочку для коктейля, «погонять» капельку по листочку, поворачивая его. Дети наблюдают, как сливаются цвета.

Клякса прыгает и скачет

По листочку, словно мячик,

Вправо-влево наклонилась,

Снова в лужу превратилась.

Помоги ей стать мышонком,

Неуклюжим медвежонком

Или бабушкой-старушкой,

Или девочкой-резвушкой.

Раз, два, три, ну-ка, клякса, оживи!

Поворачивая и рассматривая то, что получилось, дети прояв­ляют свою фантазию, дорисовы­вают только мелкие детали. По­лучаются интересные работы - драконы трехголовые, салют, чудовище, орлы и др.

Этот прием можно повторить с детьми, используя и оргстекло и мыльную пену. Предложить детям наложить на стекло разные краски с внесенной в них мыльной пеной, затем приложить лист бумаги, разгладить ладошкой - рисунок почти готов, только фан­тазируй, дорисовывай детали. Получаются пейзажи, красивые букеты и др.

Пальчиковая живопись - пожалуй, самая известная изобразительная техника. Чаще всего ее используют в работе с малышами. Это интересно и доступно. Тематика обучения должна соответственно возрасту увеличивается за счет обучения их ри­сованию несколькими пальца­ми рабочей руки, щепотью, ребром ладо­ни, всей ладонью.

Интересен и безопасен рецепт пальчиковых красок.

Перемешать миксером 0,5 кг муки, 5 столовых ложек соли, 2 столовые ложки растительного масла и воду, до концентрации густой сметаны, затем получен­ную массу разлить в отдельные баночки, добавить пищевой кра­ситель (свекольный или морков­ный сок, как вариант - пасхальные наборы), перемешать до однородной массы.

Поразительна для детей техника рисования парафиновой свечой - фотокопия.

Нужно заточить свечку как каран­даш. Дети рисуют па­рафиновым карандашом на бу­маге какую-нибудь картинку. Ничего не видно? Теперь в дело пойдет акварель. Нужно закрасить краской весь лист. Желательно использовать побольше разных цветов. Что за чудо! На цветном фоне высту­пил первоначальный рисунок. Почему? И тут мы открываем ребятишкам маленький секрет.

Очень увлекает детей рисова­ние обыкновенным веником. Краску готовят более жидкую, чем обычно. Краской, рисуют силуэт, например, животного, затем за­крашивают веником - получается красивая «пушистость».

Очень любят дети прием печатания. Для выполнения рабо­ты используют «печатки» из катушек от ниток, пробок, колпач­ков от фломастеров. Каждый рисунок, в зависимости оттого, чем ребенок печатает, получался разный. Дети рисуют деревья, снеговиков, дома и т.д.

Приготовив из отработанных фломастеров, специальные «тыч­ки», вставив в них кусочки поро­лона, можно познакомить детей с при­емом «пуантизма» (изображением из множества точек) и к 8 Марта нарисовать подарок мамам - мимозу, закраши­вая рисунок тычками.

Такой приём нетрадиционного рисования как набрызг можно использовать в аппликации из самоклеящейся бумаги. Это очень увлекательное занятие для детей.
Простым карандашом на листе самоклеящейся бумаги нарисуем облака, парашют, фигурку человечка. Аккуратно вырезаем все детали. Снимаем защитную плёнку и наклеиваем детали на лист белой бумаги. Смачиваем зубную щётку водой и набираем немного акварельной краски на кончики щетины. Указательным пальцем проводим по щетине - со щётки брызнут капли краски. Добиваемся, чтобы брызги получались как можно мельче. Теперь приступаем к забрызгиванию листа с наклейками, чтобы создать небесный фон. Как только краска высохнет, нужно снимаем наклейки. К парашюту прикрепляем ниточки или дорисовываем их фломастером. Вот и все!

Кафельные плитки можно ис­пользовать как палитру, но есть им и другое применение - рисовать на них, как на листе бумаги, не боясь изобра­зить что-то неправильно, пото­му что на плитке все легко ис­править, стирая мокрой тряпочкой, или смывая, не получивший­ся, по мнению детей, рисунок.

Чем богаче материалы для работы детям: и нитки, и ватные палочки, и мел, и восковые мелки, и поролон, и гуашь с разными добавками (соль, манная крупа), тем больше свободы для творчества детей.

Основные методы и приемы работы с нетрадиционными изобразительными материалами.

Частично-поисковый - основ­ной метод работы с детьми при организации изодеятельности. Он направ­лен на развитие познавательной активности и самостоятельности, заключается в выполнении не­больших заданий, решение кото­рых требует самостоятельной активности - работа со схемами или моделирование, привлечение воображения и памяти.

Метод проблемного моделирова­ния - направлен на активизацию творческого воображения, переос­мысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

Игры и игровые приемы - создают непринужденную обста­новку.

Нетрадиционные техники ри­сования помогают почувствовать себя свободным, преодолеть свой страх, увидеть и передать на бу­маге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивить­ся и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.

Ведущий А теперь я предлагаю вам немного расслабиться, поиграть и попутно узнать что-то полезное.

2 страница «Раскрась свое имя»

3. Игра «Раскрась свое имя».

Цель: продолжить знакомство с педколлективом; закрепить полученные знания о нетрадиционных техниках в изодеятельности на практике.

Ведущий Используя имеющиеся в вашем арсенале или полученные знания о нетрадиционных изобразительных техниках, запишите на листе бумаги свое имя, которое вы считаете наиболее приемлемым для общения в нашем педколлективе. Расшифруйте свое имя, представив его как аббревиатуру называя свои характеристики (например: ЕЛЕНА. Е - естественная, Л - ласковая, Е - егоза, Н - нежная, А - артистичная.)

Педагоги называют свое имя, а также его расшифровку.

3 страница «Педагогическая коллекция»

4. Игра «Вы еще не знаете, что ...»

Цель: обмен опытом педагогов по вопросам воспитания детей в изодеятельности посредством игр, игровых упражнений.

Материалы: мячик.

По кругу передается мячик.

Ведущий.

- По кругу передается мячик. Каждый из вас, у кого окажется мяч произносит фразу: «Вы еще не знаете, что ...» (предлагаете вариант использования игр или, игровых упражнений в обучении детей изодеятельности). Игра продолжается, пока каждый участник не выскажется.

- Начнем игру с меня.

Рисование по речевым схемам


Дети очень любят рисование по речевым схемам, которое даёт неплохие результаты:


  • дети могут изображать желаемые предметы, животных и т.п., объединяя их в своих сюжетных рисунках;


  • дети учатся располагать на листе бумаги рисунок, учитывая его форму и размер;


  • дети становятся более внимательными, инициативными, активными, у них резко снижается страх перед неудачей, появляется уверенность в себе и своих возможностях;


  • у детей улучшаются память, координация движений руки и мелкая моторика пальцев;


  • у детей развиваются воображение, фантазия, закладывается творческий потенциал.


Показ нескольких речевых схем - рисунков.

4 страница. «Мозговой штурм»

Игра «Острое блюдо».

Цель: расширить и систематизировать знания педагогов в области терминологии по изобразительному искусству.

Ведущий Работая в ДОУ, вы знакомы с различными видами блюд, входящими в повседневный рацион питания детей. Сегодня я предложу вам острое блюдо - попробуйте и оцените его вкус!

В вазе лежат футляры из-под киндера-сюрприза. В них спрятаны вопросы. Ведущий подходит к любому из присутствующих и предлагает попробовать «Острое блюдо». Педагоги читают и отвечают на предложенные вопросы.

Вопросы «Острого блюда».

1.Что такое авангардизм? ( Экспериментальные, модернистские начинания в искусстве).

2. Что такое акварель? (Краска на растительном клее, которая разводится водой. А также техника живописи и само произведение, выполненное акварельными красками).

3.Что такое детский рисунок? Является ли детский рисунок произведением искусства? ( Произведение изобразительного искусства ребенка от 3 до 15-16 лет, не определившего свой профессиональный путь, отражающее самостоятельный взгляд на мир).

4. Что такое пастель? (Красочный материал, предназначенный для особой техники живописи и для рисования. Пастель изготовляется в виде обернутых в бумагу палочек ("карандашей") и состоит из сухого кра­сочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих веществ. Пастелью называется и сама техника живописи и рисования пастельны­ми красками).

5. Что такое художественное творчество? (Одно из главных проявлений творческого начала в человеке, преобразование житейского и духовного опыта человека в образы искусства. Главным результатом X. т. является создание особой, «второй реальности», картин, статуй и т. д. При этом сама материя, которой пользуется тот или иной вид искусства, преобра­зуется, приобретая особое качество художественной индивидуальности).

6. Что такое художественные техники? (В соответствии с изобразительными видами искусства Т. х. делятся на живописные, графические и скульп­турные).

7. Что такое художественные способности? (Психологические качества чело­века, которые нужны для успешной работы в области искусства. В основе всех видов X. с. лежит общее свойство человеческой личности - эстетическое отношение к миру, благодаря которому зарождающиеся художественные замыслы, требующие работы воображения, то есть создания образа, выражающего внутреннее идейно-эмоциональное содержание произведения в материале того или иного вида искусства).

8.Что такое цвет? (Это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение).

9.Что такое гуашь? (Красочный материал, обла­дающий большой кроющей способностью. Гуашь не прозрачна, хотя и разводится водой).

5 страница - Игровой тренинг

Игра «Говорящие очки».

Цель: способствовать позитивным взаимоотношениям между членами педколлектива.

Материалы: солнцезащитные очки со сравнительно светлыми стеклами.

Ведущий

- Каждый из педагогов по очереди надевает очки и поворачивается к соседу справа. Тот, в свою очередь, произносит фразу: «Наяву, а не во сне - что прекрасного открыли вы во мне?». Педагог в очках должен от имени волшебных очков сказать о возможно новых, каких-то неизвестных сторонах, которых удалось вам сегодня разглядеть в коллеге. Старайтесь говорить приятные, теплые слова в адрес ваших коллег.

6 страница - Прощание

Ведущий

- В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими ребятишками. Ведь не ново, что мы с вами сеем вечное, доброе, славное …

- Я хочу подвести итог нашей встречи словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».

Дерзайте, рисуйте, смелее творите,
А самое главное - деток учите!

- Всего вам доброго. До новых встреч!

- Пожалуйста, оставьте свои замечания, пожелания, высказывания. Ваше мнение очень поможет мне в дальнейшем для построения и организации следующей нашей встрече.

- Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу!

© 2010-2022