Разработка урока по ИЗО Сказочный жанр. Образ Жар-птицы

Урок  ИЗО адресован учителям изобразительного искусства в начальных классах  с целью  продолжения  знакомства  учащихся со сказочным жанром в живописи и графике, для  последующего выполнения групповой практической работы - создания образа Жар-птицы.         Данный урок  был  разработан  исходя из уровня обучения, воспитания и развития  учащихся, в соответствии с возрастными особенностями и по календарному планированию уроков изобразительного искусства 2 класса.  В уроке были использованы: презен...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИЗО, 2 класс, 3 четверть.

Учитель: Третьякова Е.М.

Тема: «Сказочный жанр. Образ Жар-птицы».

Тип урока: формирование новых знаний.

Цель: создать условия для творческой работы учащихся на уроке при создании коллективного образа Жар-птицы.

Проблема урока: можно ли выполнить общую композицию на основе индивидуальных работ и каким образом?

Задачи:

- познакомить учащихся со сказочным образом жар-птицей в живописи, литературе; выполнить групповую работу.

- развивать познавательный интерес; умение работать восковыми мелками;

- формировать умения работать индивидуально и в группе;

- развивать творческое воображение и фантазию в процессе выполнения творческого задания;

- воспитывать чувство красоты через восприятие произведений русских художников и творческое отношение к заданию.

Оборудование:

Зрительный ряд: презентация к уроку, репродукция картины В.М.Васнецова «Ковер-самолет», иллюстрации И.Я. Билибина к сказке «Иван царевич, Жар-птица и Серый волк», иллюстрации к различным изданиям сказки «Конек Горбунок», иллюстрация росписи на шкатулке «Жар-птица».
Материалы и инструменты: незаконченное изображение Жар-птицы, шаблоны перьев, листы бумаги, масляная пастель, восковые мелки

Задание: выполнить перья птицы, наклеить их в соответствующем порядке на изображение Жар-птицы.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Психологический настрой.

У каждого из нас есть заветное желание. Так хочется, чтобы оно воплотилось в реальность. Вот только, кто его исполнит. Сегодня у вас будет возможность загадать это желание одному сказочному образу. А вот , что потом произойдёт, узнаем.

3. Вводная беседа

Отгадайте мою загадку, о ком пойдёт речь.

Птица чудная она.
Вся из пламени-огня.
Крылья плавно поднимает,
Хвост как веер распускает,
Глазки яхонтом горят -
Удивительный наряд.
Побеждает темень, мрак.
Туче черной - первый враг.
А перо той дивной птицы
Вмиг желание исполнит,
Людям счастье принесет.

- Правильно, Жар-птица.
Сообщение темы урока "Сказочный образ жар-птицы".

Поиск знаний учащихся. Что вы знаете о жар-птице? (записывать ассоциации на доске вокруг птицы)

Какая связь по вашему мнению есть между жар-птицей и желанием человека? (ответы учащихся)

Говорят, что тот, кто найдет ее перо, у того исполнится самое заветное желание, а сама Жар-птица прилетит на зов о помощи. Также, говорят, что с помощью пера жар птицы можно находить клады, так как подобное притягивает подобное. Золотое перо притягивает золото, хранящееся в земле.

4.Сообщение нового. Презентация.

Жар-птица - сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом , крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл.

Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней.

Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь младшему сыну. Мифологи объясняли жар-птицу как олицетворение огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие.

Когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы; внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. Со временем такое перо превращается в золотое.

5. В каких сказках можно встретить образ жар-птицы?

Жар-птица в сказках - «Конёк-горбунок», «Иван царевич и серый волк»…..

Жар-птица и Василиса Прекрасная»

Красоту и лучезарность этой птицы отображали писатели и народ в строчках, а художники в своих картинах.

Я приглашаю вас в галерею художников, где главная героиня Жар-птица.

По-разному и в то же время одинаково изображают её в художники. Можно даже определить характер птицы.

Работа в группах.

Посмотрите на иллюстрацию и определите характер птицы, внешний облик.

№1 Картина Виктора Михайловича Васнецова «Ковер-самолет»
(Жар-птица в клетке высокомерная и гордая).

№2 Иллюстрация к русской народной сказке «Об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке» Ивана Яковлевича Билибина
(Она испуганная)

№3 Иллюстрации к сказке Петра Петровича Ершова «Конек-горбунок»?
(возмущенная)

- Но у всех она какая?
(красивая, волшебная, сказочная)

* На какую птицу похожа Жар-птица. В чём вы видите сходство?

(павлин)

6. Попробуем определить цветовую гамму жар-птицы. Перед вами палитра художника. Обведите те цвета, которые на ваш взгляд соответствуют жар-птице.Разработка урока по ИЗО Сказочный жанр. Образ Жар-птицы

- Почему эти цвета вы выбрали, обоснуйте свой ответ.

(жар-птица имеет цвета, от которых становится жарко, тепло)

Но сейчас мы добавим каплю ещё одного цвета, посмотрев на пламя свечи, которое напоминает перышко жар-птицы. (Учитель зажигает свечку, учащиеся рассматривают пламя)

Если это цвета символизирующие огонь, так как же можно было поймать жар-птицу? (предположения учащихся)

Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.

Для ловли Жар-птицы использовали золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку.

7. Но мы ловить птицу не будем. Приближается весна, время возрождения жар-птицы. Мы создадим её. Перед вами незаконченное изображение сказочной птицы. Красота и сказочность ее будет зависеть от вас. И она не будет похожа ни на одну из предыдущих птиц. Она будет особая. Перед вами лежат шаблоны пёрышек. Ваша задача, выполнить в цвете, используя восковые мелки, перья для нашей Жар-птицы. Используйте те, цвета, которые находятся перед вами на карточке- палитре. После того, как будет готово перо, украсьте его паетками.Разработка урока по ИЗО Сказочный жанр. Образ Жар-птицы

- Но прежде, чем приступим перышки выполнять в цвете, давайте почувствуем себя настоящими птицами.

8. Физминутка:

Птицы летят,
Крыльями шумят.
Прогнулись над землей,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
И очень бесшумно
На место садятся.
9. Самостоятельная работа учащихся.

А теперь, с новыми силами начинайте фантазировать и творить красоту.

- наносим более светлые оттенки (жёлтый, цв. оранжевый)

- прорисовываем узоры красным, бордовым

После завершения работы, на обратной стороне пера напишите свое имя , загадайте одно заветное желание. Прикрепите перья к птице на доске. Ночью наша Жар-птица улетит в сказку и в наши сны. Обронит где-нибудь перышко с вашим желанием, оно сбудется, а тому, кто найдет его - принесет счастье.
10. Итог работы.

- Что нового вы узнали о жар-птице?

- С какими художниками, работающими над образами Жар-птицей мы познакомились?

-Что помогло вам справиться с работой?

11. Рефлексия.

Перед вами то, что любит жар-птица. Это яблоки (шаблоны). Напишите на них одно слово, которое характеризует ваше настроение, состояние души в конце урока. Прикрепите их рядом с Жар-птицей.

У нас получился настоящий райский сад.

Разработка урока по ИЗО Сказочный жанр. Образ Жар-птицы













ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №95















РАЗРАБОТКА

урока по изобразительному искусству

2 класс

Тема: «Сказочный жанр. Жар-птица».









Подготовила: Третьякова Е.М.













Караганда - 2014

© 2010-2022