- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Тематическое планирование и программа по ИЗО ( 6 класс)
Тематическое планирование и программа по ИЗО ( 6 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мороз И.В. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 5»
г. Дальнереченска
«Согласовано» «Утверждаю»
руководитель городского МО ______ (__________________) директор МОУ «СОШ № 5»_________ (С.Ю. Летовальцева)
Протокол № ___ от «_____»_________________ 201___г. Приказ №____ от «_____»_________________ 201___ г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 5»
_______ ( ________________)
«____»____________201___ г.
Рабочая программа
по учебному курсу: «Изобразительное искусство»
6 (общеобразовательный) класс
на 2011-2012 учебный год
Программа составлена учителем изобразительного искусства Мороз И.В.
I квалификационная категория
Составлена в соответствии с программой
Изобразительное искусство 5-9 классы: стр. 21-34
Научный руководитель авторского коллектива: Т.Я. Шпикалова
Москва. «Просвещение» 2005 год
Количество часов в неделю-1 ч.; за год- 34 (35) ч.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования, и УМК под редакцией Т. Я. Шпикаловой. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены некоторые изменения: сокращено количество часов на изучение отдельных тем и включены дополнительные темы с целью полного выполнения требований Госстандарта. Также сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству).
В связи с тем, что, согласно федеральному компоненту базисного учебного плана, на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе предусмотрено 35 часов, то одна из тем выносится на внеклассную работу - это экскурсия, которая проводится в соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования: «Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников». Экскурсия может проводиться в любой день в течение учебного года.
Рабочая программа включает пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся, поурочное планирование. Некоторые столбцы в сетке поурочного планирования не заполнены (тип урока, форма урока, дата): их заполняет сам учитель в зависимости от конкретных условий. Необходимо отметить, что большинство уроков изобразительного искусства по своему типу являются комбинированными.
Согласно федеральному компоненту государственного стандарта, целями художественного образования является:
-
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
-
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
-
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
-
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
-
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Данные цели реализуются ежегодно на протяжении всех лет обучения в основной школе.
В 6 классе мы ставим следующие задачи:
• воспитывать эстетическое отношение к произведениям традиционной культуры через знакомство с особенностями системы художественных средств народного искусства, с его символическим языком, доносящим до человека универсальный способ объяснения мира;
• формировать целостное восприятие картины мира на основе взаимодействия народного и профессионального классического искусства;
• формировать художественную компетентность зрителя через постижение произведений бытового и исторического жанров, расширение ранее полученных знаний о других жанрах изобразительного искусства;
• давать представление о законах жанровой композиции и ее выразительных средствах, развивать умение вести композиционный поиск тематической композиции;
• раскрывать синкретичность народного искусства на примере фольклорного фестиваля как синтеза музыкального, устного и декоративно-прикладного творчества;
• развивать умения и навыки работы с различными изобразительными материалами, а также творческого использования выразительных средств в процессе создания тематической и декоративной композиции;
• формировать навыки и умения художественного конструирования с опорой на план проектируемого объекта;
• активизировать художественно-творческую деятельность учащихся в коллективных формах работы;
• расширять контакты учащихся с искусством в повседневной жизни через обсуждение и просмотр телевизионных передач, посещение выставок и привлечение внимания к памятникам культуры родного города (села) и края;
• продолжать развивать умение учащихся давать собственную нравственно-эстетическую оценку произведениям изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства;
• развивать умение выражать эмоционально-личностное отношение к родной культуре и произведениям, созданным народами мира.
Основное содержание образования в 6 классе
Тема года: Художественные народные традиции в пространстве культуры
Раздел 1. Образ цветущей и плодоносной природы как вечная тема искусства.
Композиция в натюрморте: формат, фактура, характер мазка. Истоки и современное развитие декоративной росписи на фарфоре; Гжель. Истоки и современное развитие декоративной росписи подносов; Жостово. Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских и российских художников. «Передвижники» Реализм. Традиции и новаторство в искусстве. Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм).
Раздел 2. Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира.
Виды орнамента. Растительный, зооморфный и смешанный орнамент Древнего Египта. Геометрический и растительный орнамент в античном искусстве. Особенности орнамента разных стран и эпох. Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая). Объединение «Мир искусства». Символизм и модерн.
Раздел 3. Исторические реалии в искусстве разных народов.
Архитектура Древней Руси. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Исторический и батальный жанр в живописи и графике. Жанр портрета. Женские образы в искусстве. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Дизайн и его виды. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Дизайн одежды: прошлое и современность. Вкус и мода. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Произведения выдающихся художников: Л. да Винчи, Рафаэль, Ф. Гойя, Рембрандт, Ф. С. Рокотов, В. Суриков.
Раздел 4. Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни.
Древние образы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (птица, водная стихия). Вечные темы в искусстве. Библейская тема в искусстве. Стили в искусстве: импрессионизм. Выразительные средства графики в отражении природных форм. Произведения выдающихся художников: Л. да Винчи, А. Дюрер, К. Моне, И. Айвазовский, А. Иванов. М. Нестеров. музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея). Музеи города Кирова и Кировской области. Роль пластических искусств в жизни человека и общества.
Опыт творческой деятельности.
Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.
Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Эскизы одежды. Проектирование и изготовление открыток.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Посещение музеев изобразительного искусства.
Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.
Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.
Описание и анализ художественного произведения. Домашние задания: выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 6 КЛАСС
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать:
-
отдельные виды изобразительных (пластических) искусств (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство)
-
жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр, батальный жанр, исторический жанр);
-
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, светотень, пространство, ритм, композиция);
-
выдающихся представителей русского (А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев) и зарубежного искусства (Л. да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне) и их основные произведения;
-
наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);
-
значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь:
-
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
-
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, светотень, композиция);
-
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
восприятия и оценки произведений искусства;
-
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Литература:
-
Как научиться рисовать лица- М.: ООО «Издательство «РОСМЭН- ПРЕСС», 2004
-
Фриц Уиллис. Рисуем лица.- М.: АСТ «Астрель», 2007
-
И.Г. Мосин. Рисование. Екатеринбург: У-Фактория, 2000
-
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.4. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск: Титул, 1996
-
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.1. Основы рисунка.- Обнинск: Титул, 2000
-
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.3. Основы композиции.- Обнинск: Титул, 1998
-
С.Ю. Афонькин, А.С. Афонькина. Орнаменты народов мира: практическое пособие.- СПб.: Кристалл, 1998
Поурочное планирование по изобразительному искусству . 6 класс
№ урока
Наименование раздела,
темы урока
Кол-во часов
Краткое содержание
Практическая работа (опыт творческой деятельности)
Тип урока
Форма урока
Дата
Раздел: Образ цветущей и плодоносной природы как вечная тема искусства
8
Блок 1: Великолепие цветения природы и изображение его в искусстве натюрморта
2
1
Осенний букет
1
Искусство натюрморта. Специфика композиционных построений: формат, передача фактуры, размеры и количество изображений, колорит, светотеневые соотношения, цвет и цветовой контраст, характер мазка.
Выполнение с натуры этюда осенних цветов в букете.
2
Декоративная тарелочка
1
Сравнение изображений цветов в живописи и декоративно-прикладном искусстве. Принципы трансформации природных форм в декоративные. Своеобразие цветочной росписи на фарфоре разных народов России. Истоки и современное развитие промыслов России: Гжель, Дулево.
Выполнение эскиза росписи декоративной тарелки по мотивам Гжельской росписи (акварель, бумага, гуашь)
Блок 2: Сияние цветущей природы на лаковых подносах.
2
3
Искусство Жостово
1
Изображение цветов - любимая тема народных мастеров. Расписной поднос - традиционный предмет цветочной росписи. Истоки и современное развитие декоративной росписи подносов. Жостово. Нижний Тагил. Средства художественной выразительности в работах жостовских и нижнетагильских мастеров.
Просмотр видеофильма «Сокровища народного творчества»; зарисовки элементов цветочной росписи по мотивам Жостовских подносов.
4
Подносы Жостово
1
Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Цвет и цветовой контраст в декоративной росписи. Ритм, формат и композиция. Своеобразие техники росписи на лаковых подносах. Композиционные приемы: гармоничная согласованность форм букета, замкнутость и подвижность композиции.
Эскиз росписи подноса в жостовском стиле (гуашь)
Блок 3: Тема труда в искусстве. Традиции и новаторство в искусстве.
4
5
Труд и праздник в искусстве
1
Бытовой жанр в зарубежном искусстве на разных этапах его развития Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских художников. П. Брейгель Старший. «Жатва», «Сенокос». Традиционный народный костюм.
Зарисовка женских и мужских фигур в традиционной одежде (карандаш, бумага).
6
Жатва.
1
Тема крестьянского труда в российском искусстве 19 вв. Образ простого народа в российском искусстве 19 в. Реализм как направление в живописи. Товарищество передвижных выставок. И. Репин «Бурлаки на Волге».
Композиция на темы «Уборка хлеба», «Поле», «Жатва» и т.д. Композиционное решение сюжетного центра, действующих лиц, их размеров, пропорций. (карандаш, бумага)
7
Жатва.
1
Традиции и новаторство в искусстве 20 века. Тема сельского труда в произведениях художников 20 века: З. Серебрякова, Н. Гончарова, А Пластов и др. Описание и анализ художественного произведения.
Выполнение композиции в цвете (гуашь или акварель)
8
Тема труда в творчестве авангардистов.
1
Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм). Казимир Малевич «Жнец на красном фоне», «Женщина с граблями» и др.
Доклады учащихся
Раздел: Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира.
7
Блок 4: Символ плодородия и радости жизни в орнаментальном искусстве народов древнего мира.
5
9
Растительный орнамент Древнего Египта.
1
Виды орнамента (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный, смешаный). Древний египет - родина растительного орнамента. Колорит древнеегипетского искусства.
Зарисовки растительных мотивов древнеегипетского орнамента (бумага, гуашь).
10
Зооморфиный и смешаный орнамент Древнего Египта.
1
Особенности изображения зверей и птиц в орнаментальных композициях древнеегипетского искусства. Применение орнаментальных мотивов в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве.
Зарисовки зооморфных мотивов древнеегипетских орнаментов (карандаши, фломастеры)
11
Геометрический и растительный орнамент в античном искусстве.
1
Древнегреческая керамика и особенности ее декора. Древнегреческая вазопись. Многообразие форм традиционных греческих сосудов. Орнаментальные мотивы. Геометрический, растительный и символический орнамент. Меандр, пальметта и др. Орнамент в архитектуре Древней Греции и Древнего Рима.
Зарисовки орнаментальных мотивов в росписи древнегреческих сосудов (цветные карандаши)
12
Керамический сосуд
1
Жизнь древних орнаментальных композиций в творчестве художников разного времени. Особенности орнамента разных стран и эпох (готика, барокко, символизм, модерн, восточный орнамент)
Проектирование вазы
13
Керамический сосуд
1
Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая). Постоянство ритмических размещений бордюров на поверхности сосудов в соответствии с их конструкцией.
Роспись вазы (гуашь)
Блок 5: Праздник встречи Нового года в культуре разных народов.
2
14
Атрибуты новогоднего карнавала
1
Традиции встречи Нового года в культуре разных народов. Главные герои праздничного действа в культуре разных народов. Атрибуты праздника.
Изготовление новогодних открыток, сувениров, елочных игрушек (материалы по выбору учащихся).
15
Тема праздника в искусстве.
1
Главные символы и герои праздничного действа в разных культурах. Костюм как атрибут праздника. Объединение «Мир искусства». Символизм. Модерн. Живопись, рисунок и эскизы костюмов А Бенуа, М. Врубеля, В. Васнецова.
Оформление школы к Новому году.
Раздел: Исторические реалии в искусстве разных народов.
9
Блок 6: Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве.
4
16
Архитектура Древней Руси.
1
Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Крепостная архитектура русского зодчества - памятник величайшему мастерству, народной мудрости и несгибаемому духу русичей.
Просмотр видеофильма «Архитектура России 12-19 вв.»;
зарисовки архитектурных элементов (мелки, фломастеры, бумага)
17
Рыцарский замок
1
Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Градообразующие элементы средневекового города. Живопись и скульптура средневековья.
Зарисовки силуэтов европейского средневекового замка (мелки, фломастеры, бумага).
18
Военное облачение.
1
Костюм средневекового воина памятник мастерства обработки металла. Сходное и особенное в костюме средневекового рыцаря и воина Древней Руси. Специфика формы и орнамента средневекового воинского снаряжения и отличие от одежды воинов более поздних эпох. Рембрандт «Мужчина в доспехах», «Мужчина в золотом шлеме», «Ночной дозор».
Зарисовки воинских костюмов с использованием декора (тушь, перо, фломастеры, бумага)
19
Батальная композиция
1
Исторический и батальный жанр в живописи и графике. Сцены боевых действий как основа художественной летописи народного подвига до возникновения исторического жанра. А. Дюрер. Гравюры к средневековым героическим сказаниям. Исторический жанр. Творчество В. Сурикова.
Составление коллективной композиции на исторические темы (гуашь, тушь, мелки, бумага)
Блок 7: Прославление женщины в искусстве народов мира.
2
20
Женские образы в искусстве.
1
Портрет как жанр изобразительного искусства. Графический, живописный и скульптурный портрет. Тема прекрасной дамы и женщины-матери в искусстве. Художественное своеобразие портретов разных эпох и стилей. Леонардо да Винчи «Джоконда». Картины и фрески Рафаэля. Женские образы в творчестве Ф. Гойи и Рембрандта.
Зарисовки женского лица (карандаш)
21
Признаки эпохи в женском портрете.
1
Признаки эпохи в женском портрете. Многообразие композиционных решений в создании женских образов в искусстве. Творчество Ф. В. Рокотова Знакомство с портретами В. Л. Боровиковского, Д. Г. Левицкого. Портретное искусстве 19- 20 вв.
Выполнение женского портрета (акварель или гуашь)
Блок 8: Народный костюм в зеркале истории. Дизайн одежды. Фольклорный фестиваль
3
22
Народный костюм России
1
Эстетика народной одежды. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Характерные черты традиционного русского костюма.
Зарисовки костюма одного из народов России (бумага, карандаш)
23
Дизайн одежды.
1
Дизайн и его виды. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Дизайн одежды: прошлое и современность. Народный костюм России в зеркале современной моды. Вкус и мода.
Выполнение костюма в цвете.
24
Танцор
1
Искусство как эмоциональный опыт человечества. Особенности фольклорных фестивалей народов мира: разнообразие костюмов участников, народных промыслов. Вятская свистунья. Динамика движения.
Составление коллективной композиции - коллажа «Танцор» с использованием рисунков костюмов, выполненных на предыдущих уроках и лиц людей из старых
Раздел: Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни.
10
Блок 9: Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве. Весенняя тема в искусстве.
4
25
Символ птицы в народной игрушке.
1
Игрушка из дерева - древнейший народный промысел. Региональные особенности народной игрушки. Русский Север - родина щепной птицы, символа добра и красоты.
Конструирование из бумаги щепной игрушки (имитация) в творческих группах с опорой на план проектируемого объекта (бумага, ножницы)
26
Символ птицы в народной игрушке.
1
Птицы как символ весны в творчестве русских художников. А. Саврасов «Грачи прилетели» и др.
Продолжение работы
27
Образ водной стихии в искусстве.
1
Образ водной стихии как гимн пробуждению природы в народном и профессиональном искусстве. Марина - морской пейзаж. И. Айвазовский.
Работа в жанре «марина»
(живописная работа)
28
Водная стихия в творчестве импрессионистов.
1
Разнообразие живописных техник, приемов в изображении морского и речного пейзажа. Творчество Клода Моне. Импрессионизм.
Работа в жанре «марина»
(живописная работа)
Блок 10: Пасха - праздник весны и Воскресения Христова. Библейские темы в искусстве.
2
29
Пасха- праздник весны.
1
Пасха как праздник дохристианской и христианской традиции. Пасхальная тема в и профессиональном народном декоративно-прикладном искусстве (Фаберже)
Живописно-декоративное решение композиции пасхального натюрморта (проектирование открытки)
30
Библейская тема в творчестве.
1
Библейская тема в в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело Буанаротти, Рембранта.
Рембрандт «Возвращение блудного сына». Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Христианская тема в русском искусстве А. Иванов. «Явление Христа народу». Творчество М. Нестерова.
Продолжение работы над пасхальным натюрмортом (открытка к празднику)
Блок 11: Весеннее многообразие природных форм в искусстве
3
31
Поле зыблется цветами
1
Богатство природных форм и их отражение в искусстве. Выразительные средства графики в отражении природных форм. Линия, штрих, пятно. Рисунки и наброски растений, цветов, насекомых А. Дюрера.
Зарисовки цветов, трав, насекомых (графика)
32
Поле зыблется цветами
1
Природа - источник вдохновения и фантазии для художников. Цветы в живописи и графике. В. Ван Гог «Ирисы» и др., И. Левитан «Одуванчики» и др. С. Дали «Дворик в Порт-Лигате».
Зарисовки цветов, трав, насекомых (живопись)
33
Декоративное панно
1
Трансформация природных форм, их строения, декора в декоративные мотивы и образы
Выполнение коллективной декоративно- графической композиции
Блок 12: Художественные музей мира, России.
1
34
Крупнейшие художественные музеи стран мира
1
Крупнейшие художественные музеи страны. Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Произведения выдающихся художников: А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев и др. Крупнейшие художественные музеи мира Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея. Произведения художников: Л. да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, П. Пикассо и др.
Доклады учащихся
35
Резервный урок
1
Экскурсия
Планирование составлено по программам общеобразовательных учреждений
Изобразительное искусство 5-9 классы: стр. 21-34
Научный руководитель авторского коллектива: Т.Я. Шпикалова
Москва. «Просвещение» 2005 год