• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • План-конспект урока по теме: Традиции Российской росписи на примере Городецкой росписи

План-конспект урока по теме: Традиции Российской росписи на примере Городецкой росписи

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №3»



План конспект

по изобразительному искусству

Тема: «Традиции Российской росписи на примере Городецкой росписи»

















Автор: Жернова С.А.

Преподаватель изобразительного искусства





Г.ТОМСК

2014 ГОД

Задачи:

  • Познакомить с произведениями и историей развития Городецкой росписи.

  • Формирование понимания красоты и гармонии цветового богатства .

  • Воспитать любовь к Родине, её истории и национальной культуре.

  • Сформировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов.

Цели:

  • Привить интерес к народному творчеству

  • Освоение традиционных элементов росписи

Наглядное оформление и оборудование:

Для учителя- репродукции и образцы изделий Городецкой росписи

Для учащихся- художественные материалы для работы: кисти, гуашь, бумага, палитра

План урока:

  • Организационный момент

  • Сообщение темы и цели занятия

  • Беседа

  • Актуализация новых знаний, погружение в занятие

  • Самостоятельная работа учащихся

  • Анализ работ

  • Итог урока

Ход урока:

  1. Организационная часть: отметить отсутствующих.Проверить готовность к уроку.

  2. Вводная беседа: беседа о Городецкой росписи, анализ репродукций и показ изделий.

Сегодня вы узнаете об особенностях городецкой росписи, о том, какую роль и место она занимает в декоративном искусстве, об истории ее зарождения, я познакомлю вас с элементами городецкой росписи, научу их выполнять.

Городецкая роспись - как её нам не знать,

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать,

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Родиной городецкой росписи стало Поволжье, а именно села и деревни Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и другие, расположенные по берегам притока Волги чистой и светлой речушки Узолы. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку и расходились по всей России. Поэтому и роспись сперва называлась нижегородской. Точнее, еще до появления этой росписи прялки украшались резьбой. Со временем резьбу стали слегка подкрашивать - для большей нарядности, а позже резьба на прялках была полностью вытеснена росписью. Со временем подобной росписью стали украшать не только крестьянские прялки, но лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные поставцы, солонки и другие предметы деревенского быта. Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой - так велико её своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов. До сих пор поражают своей красочностью, своеобразием Городецкие сюжеты, воплотившие в себе народные представления о счастливой, богатой жизни: кавалеры с дамами, гарцующие всадники, сцены чаепития в богатых интерьерах, сцены охоты и детских игр. В 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

  1. Показ репродукций с изображением элементов городецкой росписи.

(выставляются репродукции)

- Рассмотрев изделия городецких художников, скажите
-Какие основные цвета используются в росписи?

(учащиеся высказывают своё мнение)

Мы с вами уже условились, что будем осуществлять свою городецкую роспись гуашевыми красками. Проделайте несложный эксперимент. Возьмите листок бумаги и нанесите на него по одному мазку краски из каждой баночки гуаши, которые имеются в наборе. Получилась унылая гамма. Нечего и мечтать сделать приличную роспись «под городец», используя только эти цвета. Чтобы получить жизнерадостную, гармоничную цветовую гамму, присущую городецкой росписи, нам придется немного повозиться над смешиванием красок. Мы должны из набора гуаши получить пока что три новых краски: светло-голубую, светло-розовую и городецкую зеленую (т.е. зеленую с теплым «болотным» оттенком).

Итак, начинаем перемешивать. Возьмите палитру, нам надо получить нежно- голубую и нежно- розовую. Смешав белую с синей и красной. Теперь намешаем городецкую зеленую краску, которой делают подмалевки листьев. Для этого смешаем желтую гуашь и охру, добавим зеленой краски; перемешиваем, пробуем на листке бумаги - должна получиться краска тепло-зеленого болотного оттенка. Это и есть городецкая зеленая краска. Краска должна быть сметанообразной.

А теперь давайте познакомимся с техникой исполнения городецкой росписи: подмалевок и оживки.

Современные гордецкие мастера держать кисть строго вертикально, так, чтобы она свободно и естественно вращалась между пальцами - большим, с одной стороны, указательным и средним - с другой. При этом опытный городецкий художник может придать руке еще большую устойчивость положением мизинца, прочно упираясь им в поверхность расписываемой вещи.

Хорошо, "по-городецки", поставленная рука с необыкновенной легкостью выполняет самые разные элементы росписи: от простейших "кустиков" и "яблочек" до сложных картушей, городецких роз, коней, птиц. В городецкой росписи существует множество приемов изображения цветов, гирлянд, букетов, вазонов с цветами, разнообразных животных и птиц, человеческих фигур, и все это городецкий художник пишет, как правило, без предварительного рисунка, точным, всегда на место ложащимся мазком.

Городецкая роспись выполняется в два этапа: подмалевок и оживки. А цветы - в три этапа.

Сначала на изделие наносится фон, который одновременно служит и грунтовкой. Затем по нему наносятся крупные цветовые пятна, так называемый "подмалевок".

Для подмалевка используются широкие плоские кисти - флейцы. Флейц обмакивают в краску и закрашивают сразу все фигуры расписываемого изделия (обычно в 5-6 цветов).

Тут главное размазывать краски тонким ровным слоем, чтобы нигде не было ни пробелов, ни наплывов краски. Для этого и используют широкие кисти.

После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи.

Когда выполнен подмалевок всего изделия, начинается второй этап - "оживки". "Оживка" или "разживка" - это прием, при котором рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной и белой краски.

Для оживок - кисти нужны художественные. И выполнение оживок - это художественный прием и чтобы их хорошо сделать, придется немало потренироваться. Кончик кисти обмакивают в белую краску и поверх всех подмалевков наносится множество точек и различных мазков, которые в считанные минуты так разительно преображают облик нашей росписи, что сразу приходит в голову мысль, какое же это удачное слово - оживки! От белой, словно кружевной, отделки, вмиг оживают городецкие и птицы, и кони, и цветы до того совсем плоские. Оживок должно быть в меру, тогда только они сказочно красивы. И заметьте, что цвета подмалевков автор росписи иногда может изменять, а вот оживки всегда делаются одни и те же, потому что существует некий канон, нерушимое правило, как делать оживки на конях, как на цветах.

  1. Самостоятельная работа учащихся

На основе всего материала учащиеся отрабатывают основные элементы росписи

  1. Просмотр

Преподаватель просит ребят выложить готовые работы. Выявить в процессе просмотра наиболее удачные работы, проанализировать каждую работу и похвалить.

Критерии оценки работ:

  • Эстетически аккуратно выполненная работа

  • Соблюдение последовательности выполнения работы


  1. Итог урока

Заполнение учителем классного журнала, выставление озвученных оценок учащихся, при необходимости внести разъяснение.

Уборка рабочих мест учащихся.





© 2010-2022