- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (1 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (1 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Эмиросманова З.К. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 3»
Рассмотрена
на заседании МО учителей
общеразвивающих дисциплин
протокол № _______
от 27. 08. 2015 г.
руководитель МО
_________ М.И. Черных
Согласована
« 27 » 08. 2015г.
Заместитель директора по ВР МОУ «СШ №3»
_________Л.В. Заболотная
Утверждена
Приказ №_______
от « 27 » 08. 2015г.
Директор МОУ «СШ №3»
________Г.И.Самсонова
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
для 1 класса
Составитель программы:
Эмиросманова Зарема Кемаловна
учитель изобразительного искусства
г. Джанкой , 2015г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для первого класса составлена на основе ФГОС НОО и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1 - 4 классы» (УМК «Школа России»).
Цельучебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах - искусстве книги, театра, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика, диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их решения, освоение традиций художественной культуры и импровизированный поиск личностно-значимых смыслов.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегрированный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
-
Изобразительная художественная деятельность:
-
Декоративная художественная деятельность;
-
Конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно-значимых смыслов.
Программа разработана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка.
Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Задачи программы:
-
Постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
-
Многообразие видов деятельности.
-
Восприятие произведений искусства.
-
Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности.
-
Развитие художественно-образного мышления.
-
Тематическая цельность и последовательность.
III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство».
Программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в объёме 1 учебного часа в неделю (всего 33 учебных часов). Предмет изучается: в 1 классе - 33 ч. в год, во 2 - 4 классах - 34 часа в год.
На основании Примерных программ Минобнауки РФ, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по предметному курсу, и с учётом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что далее представлено в табличной форме.
IV. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.
Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности.
На основе эстетической отзывчивости происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство». К ним относятся:
-
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-
толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
-
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
-
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-
сформированность эстетических чувств, художественно - творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-
сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
-
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
-
планировать практическую деятельность на уроке;
-
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
-
предлагать свои конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
-
работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
-
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
-
активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
-
стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения;
-
ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно - поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
-
добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
-
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-
слушать и понимать речь других;
-
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
-
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результатыхарактеризуют опыт учащихся в художественно -творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
-
знание основных видов и жанров пространственно - визуальных искусств;
-
понимание образной природы искусства;
-
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
-
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно - творческих работ;
-
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
-
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-
умение видеть проявления визуально - пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, в театре, на празднике;
-
способность использовать в художественно - творческой деятельности различные материалы и техники;
-
способность передавать в художественно - творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
-
освоение умений применять в художественно - творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;
-
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
-
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.
VI. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ, МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Осуществляя педагогическую деятельность, применяют особые методы художественно- эстетического воспитания:
-
метод художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);
-
метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);
-
метод диалогичности (позволяет учащимся общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);
-
метод сравнений (для активизации мышления);
-
метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);
-
метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);
-
метод привлечения жизненного опыта детей;
-
метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных);
-
визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);
-
словесный метод;
-
наглядный метод.
Формы работы:
-
коллективно - творческая деятельность;
-
индивидуально практическая деятельность;
-
игровые формы работы.
Формы контроля уровня обученности:
-
викторины
-
отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
В современном образовании огромное место занимают межпредметные связи, позволяющие учащемуся сформировать для себя единую картину познаваемого мира и собственное эмоционально-ценностное отношение к нему. Особенно проблема межпредметных связей, а в перспективе, и интегрированного образования, характерна для преподавания ИЗО, которые по определению не может не опираться на разделы курсов литературы, музыки, прочих гуманитарных и даже естественных дисциплин.
VII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно - прикладного искусства в собственной художественно - творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» первоклассник научится:
-
понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
-
различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
-
различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
-
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
-
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
-
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, бумагу);
-
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
-
пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
-
выполнять простейшие композиции из бумаги.
Первоклассник получит возможность научиться:
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
-
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
-
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещение выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
-
применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.
VIII. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.
Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельный характер и субъективную сущность художественного образования: «Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения», «Ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения», «строишь. Знакомство с мастером Постройки», «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.
Раздел 1. Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения (8 ч.)
Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, линия, цвет - основные средства изображения.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Разноцветные краски.Художники и зрители.
Раздел 2. Ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения (8 ч.)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения - мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Раздел 3. Ты строишь. Знакомство с мастером Постройки (10 ч.)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Раздел 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7 ч.)
Общие начала всех пространственно - визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно - образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
IХ.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по курсу «Изобразительное искусство» за 1 класс по программе
«Изобразительное искусство. 1-4 классы начальной школы»
№
п/п
Разделы программы
Количество часов
1
2
3
1
Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения
8
2
Ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения
8
3
Ты строишь. Знакомство с мастером Постройки
10
4
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
7
Всего:
33
Х. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основная литература:
-
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учеб.дляобщеобразоват. организаций / Л.А. Неменская ; под ред. Б.М. Неменского. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2014. -111 с.
-
Неменский Б.М. : «Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений : - М. : Просвещение, 2014г.;
-
Неменский Б. М. : « Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1-4 классы». Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010г.;
Интернет-ресурсы:
-
ru.wikipedia.org/wiki
-
moikompas.ru/tags/plastilin
-
metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html
-
slovarus.ru
-
nsportal.ru
Рекомендуемая литература для учащихся:
-
Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учеб.дляобщеобразоват. организаций / Л.А. Неменская ; под ред. Б.М. Неменского. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2014. -111 с.
Наглядные пособия:
-
портреты русских и зарубежных художников.
-
схемы (технологические карты) по правилам рисования (лепке) предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
-
дидактический раздаточный материал.
-
репродукции картин художников.
-
фоторепродукции.
Технические средства обучения:
-
компьютер.
-
мультимедийный проектор.
-
экран проекционный.
-
DVD.
-
музыкальный центр.
Учебно-практическое оборудование:
-
аудиторная доска.
-
набор приспособлений для крепления демонстрационного материала.
-
ученические столы двухместные с комплектом стульев.
-
стол учительский.
-
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
-
стенды для вывешивания иллюстративного материала.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 1 КЛАССЕ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ»
№ п/п
Дата по плану
Дата по факту
Тема
(страницы
учебника,
тетради)
Кол-во часов
Тип урока
Содержание
Решаемые проблемы
(цели)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
понятия
предметные
результаты
универсальные учебные
действия (УУД)
личностные
результаты
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
I четверть. Ты изображаешь - знакомство с Мастером Изображения (8 часов)
1
«Изображения всюду вокруг нас» (постановка и решение учебной задачи; экскурсия)
Учебник
стр.8 - 13
1
Урок - экскурсия
Каким я вижу мир?
Где встречаемся с изображениями?
Цель: выявить уровень и характер дошкольной подготовки учащихся.
Мастер Изображения. Предмет «Изобразительное искусство». Художественная мастерская.
Научиться: составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения.
Регулятивные: адекватно использовать речь.
Познавательные: рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог.
Доброжела-тельность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
2
«Мастер Изображения учит видеть»
(решение учебной задачи; экскурсия)
Учебник
стр.14 - 17
1
Урок - экскурсия
Что помогает увидеть Мастер Изображения?
Цель: развивать наблюдательность
и аналитические возможности глаза; формировать поэтическое видение мира.
Форма предмета. Гербарий.
Научиться: видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Познавательные: сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.
Коммуникативные:.
формулировать свои затруднения.
Ценностное отношение к природному миру.
3
«Наблюдение за природой» (решение учебной задачи; экскурсия)
Учебник
стр.14 - 17
1
Урок - экскурсия
Каковы объекты окружающей действительности?
Цель: побуждать к наблюдению за объектами природы; проявлять любовь к природе в творчестве.
Линия горизонта.
Научиться: определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; наблюдать за объектами живой и неживой природы.
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач.
Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
4
«В гостях у Золотой осени».
В. Поленов «Осень в Абрамцеве» (решение учебной задачи; экскурсия)
Учебник
стр.14 - 17
1
Урок - экскурсия
Какова роль наблюдений за временными изменениями в природе?
Цель: развивать эмоциональное отношение к природе, эстетическое восприятие окружающего мира.
Пропорция.
Научиться: определять основные пропорции, характерные формы деревьев, жилых построек; обобщать наблюдения.
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: подвести под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание.
Готовность следовать нормам природоохранного поведения.
5
«Изображать можно пятном» (постановка и решение учебной задачи)
Учебник
стр.20 - 23
1
Урок изучения нового
Какова роль пятна в изображении?
Цель: учить владеть первичными навыками изображения на плоскости; способствовать развитию воображения и аналитических возможностей глаза.
Пятно, иллюстрация. Иллюстрации:
Е. Чарушина,
В. Лебедева,
Т. Мавриной,
М. Митурича и др.
Научиться: превращать произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверюшки.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач.
Ценностное отношение к природному миру.
6
«Изображать можно в объеме» (решение учебной задачи)
Учебник
стр.24 - 27
1
Урок изучения нового
Как изображать в объеме?
Цель: учит видеть целостность формы; развивать воображение и аналитические возможности глаза.
Объем.
Объемные изображения. Целостность формы.
Научиться: превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).
Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.
Самооценка
на основе критериев успешной деятельности.
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
7
«Изображать можно линией» (решение учебной задачи).
Учебник
стр.28 - 31
1
Урок изучения нового
Как изображать линией?
Цель: учить изображению на плоскости; познакомить с повествовательными возможностями линии (линия - рассказчица).
Линия.
Линейная иллюстрация. Графика.
Фотография.
Научиться: делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе».
Регулятивные: составлять план и последовательность действий.
Познавательные: сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей жизни.
Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.
Понимание чувства других людей и сопереживание им.
8
«Разноцветные краски» (решение учебной задачи)
Учебник
стр.32 - 33
1
Комбинированный
Каковы разноцветные краски?
Цель: учить работать красками; овладевать навыками организации рабочего места.
Краски.
Гуашь.
Цвет.
Научиться: рисовать то, что каждая краска напоминает; радоваться общению с красками.
Регулятивные: предвосхищать результат.
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Уважительное отношение к иному мнению.
II четверть. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 часов)
9
«Художник и зрители» (постановка и решение учебной задачи)
Учебник
стр. 34 - 41
1
Комбинированный
Как формировать навык восприятия?
Цель: формировать навык восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а так же деятельности одноклассников.
Произведение искусства.
Картина.
Скульптура.
Цвет и краски в произведениях художников.
Научиться: воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей.
Регулятивные: адекватно использовать речь.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Коммуникативные: обсуждать и анализироватьработы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре разных народов.
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
10
«Мир полон украшений» (постановка и решение учебной задачи).
Учебник
стр. 44 - 45
1
Комбинированный
Как помогает нам Мастер Украшения?
Цели: развивать творческую фантазию, наблюдательность; учить создавать роспись цветов - заготовок, вырезанных из цветной бумаги.
Мастер Украшения. Фотографии цветов. Разнообразие форм, окраски,
Научиться: видеть украшение в окружающих предметах;
украшать - разрисовывать цветы - заготовки.
Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя.
Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: формулировать свои затруднения при решении учебной задачи.
Эстетические потребности.
11
«Красоту надо уметь замечать» (решение частных задач)
Учебник
стр.46 - 49
1
Комбинированный
Каково многообразие узоров в природе?
Цели: развивать наблюдательность; способствовать накоплению опыта эстетических впечатлений.
Художественные материалы: гуашь, тушь, акварель и т.д.
Научиться: видеть красоту природы, многообразие узоров в природе; использовать новые художественные техники и материалы.
Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности.
Ориентирован-ный взгляд
на мир в разнообразии природы.
12
«Узор на крыльях» (решение частных задач).
Учебник
стр. 50 - 53
1
Комбинированный
Как располагается узор на крыльях бабочки.
Цели: развивать видение красоты окружающей природы; учить составлять фантазийный графический узор.
Симметричный узор. Коллекция.
Научиться: рисовать бабочку крупно, на весь лист; делать симметричный узор на крылья, передавая узорчатую красоту.
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи
Познавательные: использовать общие приемы решения задач.
Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.
Ценностное отношение к природному миру.
13
«Красивые рыбы» (решение частных задач).
Учебник
стр.54 - 55
1
Комбинированный
Как выполняется работа в технике монотипия.
Цели: познакомить с выразительными возможностями фактуры; развивать аналитические возможности глаза.
Фактура.
Монотипия.
Научиться: видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипия.
Регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи.
Познавательные: подводить под понятие на основе распознания объектов.
Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество.
Эстетические чувства.
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
14
«Украшение птиц» (постановка учебной задачи, поиск ее решения).
Учебник
стр.56 - 57
1
Комбинированный
Как делать объемную работу из бумаги различной фактуры.
Цели: развивать декоративные чувства при рассматривании цвета и фактуры и при совместимости материалов
Материал разной фактуры.
Коллаж.
Научиться: рассматривать птиц, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать нарядную птицу в технике объемной аппликации, коллажа.
Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в действия.
Познавательные: создавать модели для решения задач.
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать правила общения.
Эмоционально - нравственная отзывчивость.
15
«Узоры, которые создали люди» (поиск и открытие нового способа действия).
Учебник
стр.58 - 61
1
Комбинированный
Где мы встречаемся с орнаментом?
Что они украшают?
Цели: способствовать накоплению образных и эмоциональных впечатлений от орнаментов.
Орнамент.
Природные изобразительные мотивы в орнаменте.
Научиться: придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги.
Регулятивные: составлять план, осуществлять последовательность действий.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: формировать собственную позицию.
Уважительное отношение к иному мнению.
16
«Мастер Украшения помогает сделать праздник» (рефлексия и оценивание способа действия).
Учебник
стр.62 - 65
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Какова роль украшений в новогодние праздники?
Цели: познакомить с работой разными художественными материалами; развивать творческое воображение.
Художественные материалы.
Орнамент.
Украшения.
Научиться: создавать праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки.
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Эстетические чувства - доброжела-тельность.
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
III четверть. Ты строишь. Знакомство с Мастером постройки (10 часов)
17
«Постройки в нашей жизни» (постановка учебной задачи, поиск ее решения).
Учебник
стр. 68 - 69
1
Комбинированный
Какие постройки нас окружают?
Цели: формировать представление о разных типах построек, основных частей дома.
Мастер Постройки. Архитектура и дизайн.
Научиться: придумывать и изображать сказочный дом для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг.
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные: слушать собеседника.
Уважительное отношение к иному мнению.
18
«Дома бывают разными»
(постановка учебной задачи, поиск ее решения).
Учебник
стр. 70 - 75
1
Комбинированный
Какие дома вы видели?
Цели: формировать умение видеть конструкцию;
развивать наблюдательность.
Назначение домов.
Части дома.
Сказочные дома.
Научиться: применять основные средства выразительности
в рисунке.
Регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи.
Познавательные: подводить под понятие на основе распознания объектов.
Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество.
Уважительное отношение к иному мнению.
19
«Домики, которые построила природа»
(решение частных задач).
Учебник
стр. 76 - 77
1
Комбинированный
Какими бывают природные домики?
Цели: развивать мыслительные способности, наблюдательность; учить изображать сказочные домики в форме овощей, фруктов и т.п.
Постройки в природе: птичьи гнезда, раковины и др.
Научиться: видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики в форме различных предметов.
Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные: осуществлять сбор информации.
Коммуникативные: формулировать свои затруднения; обращаться за помощью к одноклассникам.
Готовность следовать нормам природо-охранного поведения.
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
20
«Дом снаружи
и внутри»
(решение частных задач).
Учебник
стр. 78 - 79
1
Комбинированный
Каково предназначение дома?
Цели: проанализировать устройство дома снаружи и внутри; развивать творческое воображение; учит изображать фантазийные дома.
Понятия: «внутри» и «снаружи».
Внешний вид дама.
Научиться: изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов и др.) их вид снаружи и внутри.
Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей.
Познавательные: оценивать результат деятельности.
Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач.
Самооценка работы.
21
22
«Строим город» (решение частных задач).
Учебник
стр.80 - 83
2
Комбинированный
Какова роль архитекторов?
Цели: развивать фантазию и наблюдательность; учить рассматривать реальные здания разных форм.
Архитектура. Архитектор.
Художник-архитектор.
Научиться:
строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей.
Регулятивные: стабилизировать эмоциональное состояние.
Познавательные: узнавать, называть объекты окружающей действительности.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль.
Навыки сотрудничества.
23
«Все имеет
свое строение» (решение частных задач).
Учебник
стр. 84 - 85
1
Комбинированный
Каково значение конструкций?
Цели: формировать умение видеть конструкцию; развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза.
Конструкция (построение)
предмета.
Геометрические формы.
Научиться: создавать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации.
Регулятивные: определять последовательность действий.
Познавательные: использовать знаково- символические средства для решения задачи.
Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам.
Уважительное отношение к иному мнению.
24
«Строим вещи» (решение частных задач).
Учебник
стр. 86 - 87
1
Комбинированный
Как наши вещи становятся красивыми и удобными?
Цели: развивать конструктивное изображение и навыки постройки из бумаги; познакомить с работой дизайнера.
Дизайнер.
Предметы дизайна.
Научиться: конструировать из бумаги упаковки и украшать их, производя правильный порядок учебных действий.
Регулятивные: концентрировать волю.
Познавательные: использовать общие приемы решения задач.
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Эстетические потребности.
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
25
«Город, в котором мы живем» (экскурсия; контроль и оценка знаний).
Учебник
стр.88 - 89
1
Урок - экскурсия
Какова архитектура родного города?
Цели: развивать интерес к наблюдению реальных построек, рассмотрению улиц с позиции творчества Мастера Постройки.
Памятники архитектуры.
Образ города.
Научиться: создавать работу по впечатлению после экскурсии; описывать архитектурные впечатления.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Уважительное отношение к культуре, доброжела-тельность.
26
«Совместная работа трех Братьев Мастеров» (постановка и решение учебной задачи).
Учебник
стр. 92 - 93
1
Комбинированный
Каким видят мир художники и зрители?
Цели: показать работу трех Братьев Мастеров; воспитывать интерес к произведениям искусства.
Изображение. Украшение.
Постройка.
Научиться: смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры,
выделяя в них работу каждого
из Мастеров.
Регулятивные: адекватно использовать речь.
Познавательные: различать три вида художественной деятельности.
Коммуникативные: строить монологичное высказывание.
Уважительное отношение к иному мнению.
IV четверть. Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу» (7 часов)
27
«Праздник птиц»
(решение частных задач).
Учебник
стр.94 - 95
1
Комбинированный
Какие виды художественной деятельности использованы
в работе?
Цели: воспитывать интерес к изображению сказочных персонажей; развивать умение работать гуашью.
Понятия:
«теплые цвета» и «холодные цвета».
Научиться: выполнять работу, используя краски теплых оттенков; определять изобразительную и декоративную деятельность.
Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели.
Познавательные: выделять группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам в процессе работы.
Уважительное отношение к культуре.
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
28
«Разноцветные жуки»
(решение частных задач).
Учебник
стр.96 - 97
1
Комбинированный
Насколько велик мир?
Цели: воспитывать эмоциональную отзывчивость; развивать наблюдательность при изучении природных форм.
Наглядность.
Коллективная работа.
Научиться: создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций в совместной деятельности.
Самооценка работы.
29
«Сказочная страна. Создание панно» (поиск и открытие нового способа действия).
Учебник
стр. 98 - 99
1
Комбинированный
Как Мастера помогают видеть мир сказки и воссоздать его?
Цели: воспитывать положительные эмоции от встречи с героями сказок; развивать фантазию.
Иллюстрация.
Панно.
Научиться: создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать
материал для работы.
Регулятивные: предвосхищать результат.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Коммуникативные: предлагать помощь.
Готовность следовать нормам природо-охранного поведения.
30
«Времена года» (решение частных задач).
Учебник
стр. 100 - 101
1
Комбинированный
Как выглядят «красавицы» - осень, зима, весна, лето?
Цели: развивать фантазию, творческое воображение.
Панно.
Объем.
Научиться: самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи и художественные средства.
Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: контролировать процесс деятельности.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
Эстетические потребности.
31
«Весенний день» (решение частных задач, экскурсия).
1
Урок - экскурсия
Каковы изменения в природе в разное время года?
Цели: воспитывать любовь к природе; формировать поэтическое
видение мира.
Пейзаж.
Настроение в рисунке.
Научиться: выявлять изменения в природе с приходом весны; изображать пейзаж на заданною тему.
Регулятивные: вносить необходимые изменения и дополнения.
Познавательные: называть явления окружающей действительности.
Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.
Навыки сотрудни-чества.
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
32
«Создание образа города»
(решение частных задач).
1
Коллективная творческая работа
Как Мастера помогают видеть разнообразие городских построек.
Цель: наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки.
Малые архитектурные формы.
Панно.
Научиться: анализировать формы домов,
их элементы,
детали в связи с
их назначением.
Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию).
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Готовность следовать нормам природоохран-ного поведения.
33
«Здравствуй, лето!»
(рефлексия и оценивание способа действия в форме игровых заданий).
Учебник
стр. 102 - 106
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Как строить композицию?
Цели: развивать зрительные навыки; воспитывать положительные
эмоции от встречи
с прекрасным;
учить характеризовать свои впечатления от рассматривания произведений искусства.
Композиция.
Образ лета.
Научиться: рассматривать произведения известных художников:
картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям от летней природы.
Регулятивные: соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии.
Уважительное отношение к иному мнению.