Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (1 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 3»

Рассмотрена

на заседании МО учителей

общеразвивающих дисциплин

протокол № _______

от 27. 08. 2015 г.

руководитель МО

_________ М.И. Черных

Согласована

« 27 » 08. 2015г.


Заместитель директора по ВР МОУ «СШ №3»


_________Л.В. Заболотная

Утверждена

Приказ №_______

от « 27 » 08. 2015г.


Директор МОУ «СШ №3»


________Г.И.Самсонова

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

для 1 класса

Составитель программы:

Эмиросманова Зарема Кемаловна

учитель изобразительного искусства



г. Джанкой , 2015г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для первого класса составлена на основе ФГОС НОО и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1 - 4 классы» (УМК «Школа России»).

Цельучебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах - искусстве книги, театра, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика, диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их решения, освоение традиций художественной культуры и импровизированный поиск личностно-значимых смыслов.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегрированный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • Изобразительная художественная деятельность:

  • Декоративная художественная деятельность;

  • Конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно-значимых смыслов.

Программа разработана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса преемственность этапов обучения.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка.

Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Задачи программы:

  1. Постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

  2. Многообразие видов деятельности.

  3. Восприятие произведений искусства.

  4. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности.

  5. Развитие художественно-образного мышления.

  6. Тематическая цельность и последовательность.


III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство».

Программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в объёме 1 учебного часа в неделю (всего 33 учебных часов). Предмет изучается: в 1 классе - 33 ч. в год, во 2 - 4 классах - 34 часа в год.

На основании Примерных программ Минобнауки РФ, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по предметному курсу, и с учётом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что далее представлено в табличной форме.

IV. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса.

Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.

Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности.

На основе эстетической отзывчивости происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство». К ним относятся:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;

  • художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно - творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

  • совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

  • планировать практическую деятельность на уроке;

  • с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

  • предлагать свои конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

  • работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;

  • стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения;

  • ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно - поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

  • добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • слушать и понимать речь других;

  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результатыхарактеризуют опыт учащихся в художественно -творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно - визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно - творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • умение видеть проявления визуально - пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно - творческой деятельности различные материалы и техники;

  • способность передавать в художественно - творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно - творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.

VI. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ, МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Осуществляя педагогическую деятельность, применяют особые методы художественно- эстетического воспитания:

  • метод художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);

  • метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);

  • метод диалогичности (позволяет учащимся общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);

  • метод сравнений (для активизации мышления);

  • метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);

  • метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);

  • метод привлечения жизненного опыта детей;

  • метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных);

  • визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

  • словесный метод;

  • наглядный метод.

Формы работы:

  • коллективно - творческая деятельность;

  • индивидуально практическая деятельность;

  • игровые формы работы.

Формы контроля уровня обученности:

  • викторины

  • отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

В современном образовании огромное место занимают межпредметные связи, позволяющие учащемуся сформировать для себя единую картину познаваемого мира и собственное эмоционально-ценностное отношение к нему. Особенно проблема межпредметных связей, а в перспективе, и интегрированного образования, характерна для преподавания ИЗО, которые по определению не может не опираться на разделы курсов литературы, музыки, прочих гуманитарных и даже естественных дисциплин.

VII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно - прикладного искусства в собственной художественно - творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» первоклассник научится:

  • понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

  • различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;

  • различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, бумагу);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

  • пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

  • выполнять простейшие композиции из бумаги.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

  • оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещение выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.


VIII. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.

Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельный характер и субъективную сущность художественного образования: «Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения», «Ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения», «строишь. Знакомство с мастером Постройки», «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.

Раздел 1. Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения (8 ч.)

Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, линия, цвет - основные средства изображения.

Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Разноцветные краски.Художники и зрители.

Раздел 2. Ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения (8 ч.)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения - мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

Раздел 3. Ты строишь. Знакомство с мастером Постройки (10 ч.)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

Раздел 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7 ч.)

Общие начала всех пространственно - визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно - образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

IХ.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу «Изобразительное искусство» за 1 класс по программе

«Изобразительное искусство. 1-4 классы начальной школы»


п/п

Разделы программы

Количество часов

1

2

3

1

Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения

8

2

Ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения

8

3

Ты строишь. Знакомство с мастером Постройки

10

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

7

Всего:

33


Х. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основная литература:

  • Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учеб.дляобщеобразоват. организаций / Л.А. Неменская ; под ред. Б.М. Неменского. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2014. -111 с.

  • Неменский Б.М. : «Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений : - М. : Просвещение, 2014г.;

  • Неменский Б. М. : « Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1-4 классы». Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010г.;

Интернет-ресурсы:

  1. ru.wikipedia.org/wiki

  2. moikompas.ru/tags/plastilin

  3. metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html

  4. slovarus.ru

  5. nsportal.ru

Рекомендуемая литература для учащихся:

  • Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учеб.дляобщеобразоват. организаций / Л.А. Неменская ; под ред. Б.М. Неменского. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2014. -111 с.

Наглядные пособия:

  • портреты русских и зарубежных художников.

  • схемы (технологические карты) по правилам рисования (лепке) предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

  • дидактический раздаточный материал.

  • репродукции картин художников.

  • фоторепродукции.

Технические средства обучения:

  • компьютер.

  • мультимедийный проектор.

  • экран проекционный.

  • DVD.

  • музыкальный центр.

Учебно-практическое оборудование:

  • аудиторная доска.

  • набор приспособлений для крепления демонстрационного материала.

  • ученические столы двухместные с комплектом стульев.

  • стол учительский.

  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

  • стенды для вывешивания иллюстративного материала.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 1 КЛАССЕ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ»


№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема
(страницы
учебника,
тетради)

Кол-во часов

Тип урока

Содержание

Решаемые проблемы
(цели)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

понятия

предметные
результаты

универсальные учебные

действия (УУД)

личностные
результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

I четверть. Ты изображаешь - знакомство с Мастером Изображения (8 часов)

1



«Изображения всюду вокруг нас» (постановка и решение учебной задачи; экскурсия)

Учебник

стр.8 - 13

1

Урок - экскурсия

Каким я вижу мир?

Где встречаемся с изображениями?

Цель: выявить уровень и характер дошкольной подготовки учащихся.

Мастер Изображения. Предмет «Изобразительное искусство». Художественная мастерская.

Научиться: составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Познавательные: рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог.

Доброжела-тельность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

2



«Мастер Изображения учит видеть»

(решение учебной задачи; экскурсия)

Учебник

стр.14 - 17

1

Урок - экскурсия

Что помогает увидеть Мастер Изображения?

Цель: развивать наблюдательность

и аналитические возможности глаза; формировать поэтическое видение мира.

Форма предмета. Гербарий.

Научиться: видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные: сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

Коммуникативные:.

формулировать свои затруднения.

Ценностное отношение к природному миру.

3



«Наблюдение за природой» (решение учебной задачи; экскурсия)

Учебник

стр.14 - 17

1

Урок - экскурсия

Каковы объекты окружающей действительности?

Цель: побуждать к наблюдению за объектами природы; проявлять любовь к природе в творчестве.

Линия горизонта.

Научиться: определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; наблюдать за объектами живой и неживой природы.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач.

Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

Продолжение табл.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

4



«В гостях у Золотой осени».

В. Поленов «Осень в Абрамцеве» (решение учебной задачи; экскурсия)

Учебник

стр.14 - 17

1

Урок - экскурсия

Какова роль наблюдений за временными изменениями в природе?

Цель: развивать эмоциональное отношение к природе, эстетическое восприятие окружающего мира.

Пропорция.

Научиться: определять основные пропорции, характерные формы деревьев, жилых построек; обобщать наблюдения.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: подвести под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание.

Готовность следовать нормам природоохранного поведения.

5



«Изображать можно пятном» (постановка и решение учебной задачи)

Учебник

стр.20 - 23

1

Урок изучения нового

Какова роль пятна в изображении?

Цель: учить владеть первичными навыками изображения на плоскости; способствовать развитию воображения и аналитических возможностей глаза.

Пятно, иллюстрация. Иллюстрации:

Е. Чарушина,

В. Лебедева,

Т. Мавриной,

М. Митурича и др.

Научиться: превращать произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверюшки.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач.

Ценностное отношение к природному миру.

6



«Изображать можно в объеме» (решение учебной задачи)

Учебник

стр.24 - 27

1

Урок изучения нового

Как изображать в объеме?

Цель: учит видеть целостность формы; развивать воображение и аналитические возможности глаза.

Объем.

Объемные изображения. Целостность формы.

Научиться: превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Самооценка

на основе критериев успешной деятельности.





Продолжение табл.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

7



«Изображать можно линией» (решение учебной задачи).

Учебник

стр.28 - 31

1

Урок изучения нового

Как изображать линией?

Цель: учить изображению на плоскости; познакомить с повествовательными возможностями линии (линия - рассказчица).

Линия.

Линейная иллюстрация. Графика.

Фотография.

Научиться: делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе».

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей жизни.

Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.

Понимание чувства других людей и сопереживание им.

8



«Разноцветные краски» (решение учебной задачи)

Учебник

стр.32 - 33

1

Комбинированный

Каковы разноцветные краски?

Цель: учить работать красками; овладевать навыками организации рабочего места.

Краски.

Гуашь.

Цвет.

Научиться: рисовать то, что каждая краска напоминает; радоваться общению с красками.

Регулятивные: предвосхищать результат.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Уважительное отношение к иному мнению.

II четверть. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 часов)

9



«Художник и зрители» (постановка и решение учебной задачи)

Учебник

стр. 34 - 41

1

Комбинированный

Как формировать навык восприятия?

Цель: формировать навык восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а так же деятельности одноклассников.

Произведение искусства.

Картина.

Скульптура.

Цвет и краски в произведениях художников.

Научиться: воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: обсуждать и анализироватьработы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре разных народов.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

10



«Мир полон украшений» (постановка и решение учебной задачи).

Учебник

стр. 44 - 45

1

Комбинированный

Как помогает нам Мастер Украшения?

Цели: развивать творческую фантазию, наблюдательность; учить создавать роспись цветов - заготовок, вырезанных из цветной бумаги.

Мастер Украшения. Фотографии цветов. Разнообразие форм, окраски,

Научиться: видеть украшение в окружающих предметах;

украшать - разрисовывать цветы - заготовки.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения при решении учебной задачи.

Эстетические потребности.

11



«Красоту надо уметь замечать» (решение частных задач)

Учебник

стр.46 - 49

1

Комбинированный

Каково многообразие узоров в природе?

Цели: развивать наблюдательность; способствовать накоплению опыта эстетических впечатлений.

Художественные материалы: гуашь, тушь, акварель и т.д.

Научиться: видеть красоту природы, многообразие узоров в природе; использовать новые художественные техники и материалы.

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности.

Ориентирован-ный взгляд

на мир в разнообразии природы.

12



«Узор на крыльях» (решение частных задач).

Учебник

стр. 50 - 53

1

Комбинированный

Как располагается узор на крыльях бабочки.

Цели: развивать видение красоты окружающей природы; учить составлять фантазийный графический узор.

Симметричный узор. Коллекция.

Научиться: рисовать бабочку крупно, на весь лист; делать симметричный узор на крылья, передавая узорчатую красоту.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи

Познавательные: использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.

Ценностное отношение к природному миру.

13



«Красивые рыбы» (решение частных задач).

Учебник

стр.54 - 55

1

Комбинированный

Как выполняется работа в технике монотипия.

Цели: познакомить с выразительными возможностями фактуры; развивать аналитические возможности глаза.

Фактура.

Монотипия.

Научиться: видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипия.

Регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи.

Познавательные: подводить под понятие на основе распознания объектов.

Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество.

Эстетические чувства.

Продолжение табл.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

14



«Украшение птиц» (постановка учебной задачи, поиск ее решения).

Учебник

стр.56 - 57

1

Комбинированный

Как делать объемную работу из бумаги различной фактуры.

Цели: развивать декоративные чувства при рассматривании цвета и фактуры и при совместимости материалов

Материал разной фактуры.

Коллаж.

Научиться: рассматривать птиц, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать нарядную птицу в технике объемной аппликации, коллажа.

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в действия.

Познавательные: создавать модели для решения задач.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать правила общения.

Эмоционально - нравственная отзывчивость.

15



«Узоры, которые создали люди» (поиск и открытие нового способа действия).

Учебник

стр.58 - 61

1

Комбинированный

Где мы встречаемся с орнаментом?

Что они украшают?

Цели: способствовать накоплению образных и эмоциональных впечатлений от орнаментов.

Орнамент.

Природные изобразительные мотивы в орнаменте.

Научиться: придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги.

Регулятивные: составлять план, осуществлять последовательность действий.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Уважительное отношение к иному мнению.

16



«Мастер Украшения помогает сделать праздник» (рефлексия и оценивание способа действия).

Учебник

стр.62 - 65

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Какова роль украшений в новогодние праздники?

Цели: познакомить с работой разными художественными материалами; развивать творческое воображение.

Художественные материалы.

Орнамент.

Украшения.

Научиться: создавать праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки.

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Эстетические чувства - доброжела-тельность.





Продолжение табл.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

III четверть. Ты строишь. Знакомство с Мастером постройки (10 часов)

17



«Постройки в нашей жизни» (постановка учебной задачи, поиск ее решения).

Учебник

стр. 68 - 69

1

Комбинированный

Какие постройки нас окружают?

Цели: формировать представление о разных типах построек, основных частей дома.

Мастер Постройки. Архитектура и дизайн.

Научиться: придумывать и изображать сказочный дом для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: слушать собеседника.

Уважительное отношение к иному мнению.

18



«Дома бывают разными»

(постановка учебной задачи, поиск ее решения).

Учебник

стр. 70 - 75

1

Комбинированный

Какие дома вы видели?

Цели: формировать умение видеть конструкцию;

развивать наблюдательность.

Назначение домов.

Части дома.

Сказочные дома.

Научиться: применять основные средства выразительности

в рисунке.

Регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи.

Познавательные: подводить под понятие на основе распознания объектов.

Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество.

Уважительное отношение к иному мнению.

19



«Домики, которые построила природа»

(решение частных задач).

Учебник

стр. 76 - 77

1

Комбинированный

Какими бывают природные домики?

Цели: развивать мыслительные способности, наблюдательность; учить изображать сказочные домики в форме овощей, фруктов и т.п.

Постройки в природе: птичьи гнезда, раковины и др.

Научиться: видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики в форме различных предметов.

Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: осуществлять сбор информации.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения; обращаться за помощью к одноклассникам.

Готовность следовать нормам природо-охранного поведения.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

20



«Дом снаружи

и внутри»

(решение частных задач).

Учебник

стр. 78 - 79

1

Комбинированный

Каково предназначение дома?

Цели: проанализировать устройство дома снаружи и внутри; развивать творческое воображение; учит изображать фантазийные дома.

Понятия: «внутри» и «снаружи».

Внешний вид дама.

Научиться: изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов и др.) их вид снаружи и внутри.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей.

Познавательные: оценивать результат деятельности.

Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач.

Самооценка работы.

21

22



«Строим город» (решение частных задач).

Учебник

стр.80 - 83

2

Комбинированный

Какова роль архитекторов?

Цели: развивать фантазию и наблюдательность; учить рассматривать реальные здания разных форм.

Архитектура. Архитектор.

Художник-архитектор.

Научиться:

строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей.

Регулятивные: стабилизировать эмоциональное состояние.

Познавательные: узнавать, называть объекты окружающей действительности.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль.

Навыки сотрудничества.

23



«Все имеет

свое строение» (решение частных задач).

Учебник

стр. 84 - 85

1

Комбинированный

Каково значение конструкций?

Цели: формировать умение видеть конструкцию; развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза.

Конструкция (построение)

предмета.

Геометрические формы.

Научиться: создавать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации.

Регулятивные: определять последовательность действий.

Познавательные: использовать знаково- символические средства для решения задачи.

Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам.

Уважительное отношение к иному мнению.

24



«Строим вещи» (решение частных задач).

Учебник

стр. 86 - 87

1

Комбинированный

Как наши вещи становятся красивыми и удобными?

Цели: развивать конструктивное изображение и навыки постройки из бумаги; познакомить с работой дизайнера.

Дизайнер.

Предметы дизайна.

Научиться: конструировать из бумаги упаковки и украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

Регулятивные: концентрировать волю.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Эстетические потребности.

Продолжение табл.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

25




«Город, в котором мы живем» (экскурсия; контроль и оценка знаний).

Учебник

стр.88 - 89

1

Урок - экскурсия

Какова архитектура родного города?

Цели: развивать интерес к наблюдению реальных построек, рассмотрению улиц с позиции творчества Мастера Постройки.

Памятники архитектуры.

Образ города.

Научиться: создавать работу по впечатлению после экскурсии; описывать архитектурные впечатления.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Уважительное отношение к культуре, доброжела-тельность.

26



«Совместная работа трех Братьев Мастеров» (постановка и решение учебной задачи).

Учебник

стр. 92 - 93

1

Комбинированный

Каким видят мир художники и зрители?

Цели: показать работу трех Братьев Мастеров; воспитывать интерес к произведениям искусства.

Изображение. Украшение.

Постройка.

Научиться: смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры,

выделяя в них работу каждого

из Мастеров.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Познавательные: различать три вида художественной деятельности.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Уважительное отношение к иному мнению.

IV четверть. Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу» (7 часов)

27



«Праздник птиц»

(решение частных задач).

Учебник

стр.94 - 95

1

Комбинированный

Какие виды художественной деятельности использованы

в работе?

Цели: воспитывать интерес к изображению сказочных персонажей; развивать умение работать гуашью.

Понятия:

«теплые цвета» и «холодные цвета».

Научиться: выполнять работу, используя краски теплых оттенков; определять изобразительную и декоративную деятельность.

Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели.

Познавательные: выделять группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам в процессе работы.

Уважительное отношение к культуре.

Продолжение табл.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

28



«Разноцветные жуки»

(решение частных задач).

Учебник

стр.96 - 97

1

Комбинированный

Насколько велик мир?

Цели: воспитывать эмоциональную отзывчивость; развивать наблюдательность при изучении природных форм.

Наглядность.

Коллективная работа.

Научиться: создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций в совместной деятельности.

Самооценка работы.

29



«Сказочная страна. Создание панно» (поиск и открытие нового способа действия).

Учебник

стр. 98 - 99

1

Комбинированный

Как Мастера помогают видеть мир сказки и воссоздать его?

Цели: воспитывать положительные эмоции от встречи с героями сказок; развивать фантазию.

Иллюстрация.

Панно.

Научиться: создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать

материал для работы.

Регулятивные: предвосхищать результат.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: предлагать помощь.

Готовность следовать нормам природо-охранного поведения.

30



«Времена года» (решение частных задач).

Учебник

стр. 100 - 101

1

Комбинированный

Как выглядят «красавицы» - осень, зима, весна, лето?

Цели: развивать фантазию, творческое воображение.

Панно.

Объем.

Научиться: самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи и художественные средства.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: контролировать процесс деятельности.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Эстетические потребности.

31



«Весенний день» (решение частных задач, экскурсия).

1

Урок - экскурсия

Каковы изменения в природе в разное время года?

Цели: воспитывать любовь к природе; формировать поэтическое

видение мира.

Пейзаж.

Настроение в рисунке.

Научиться: выявлять изменения в природе с приходом весны; изображать пейзаж на заданною тему.

Регулятивные: вносить необходимые изменения и дополнения.

Познавательные: называть явления окружающей действительности.

Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.

Навыки сотрудни-чества.


Окончание табл.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

32



«Создание образа города»

(решение частных задач).

1

Коллективная творческая работа

Как Мастера помогают видеть разнообразие городских построек.


Цель: наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки.

Малые архитектурные формы.

Панно.

Научиться: анализировать формы домов,

их элементы,

детали в связи с

их назначением.

Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию).

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Готовность следовать нормам природоохран-ного поведения.

33



«Здравствуй, лето!»

(рефлексия и оценивание способа действия в форме игровых заданий).

Учебник

стр. 102 - 106

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Как строить композицию?

Цели: развивать зрительные навыки; воспитывать положительные

эмоции от встречи

с прекрасным;

учить характеризовать свои впечатления от рассматривания произведений искусства.

Композиция.

Образ лета.

Научиться: рассматривать произведения известных художников:

картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям от летней природы.

Регулятивные: соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии.

Уважительное отношение к иному мнению.


© 2010-2022