- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок изобразительного искусства, 9класс по теме Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства
Урок изобразительного искусства, 9класс по теме Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | МУХОНЬКО Л.В. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок изобразительного искусства
в 9-м классе
МУХОНЬКО Л.В., учитель ИЗО МХК И технологии
МБОУ СОШ№24
Новошахтинск, Ростовской
Тема урока. « Фотография - расширение изобразительных возможностей искусства.»
Класс: 9 класс.
Программа: Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. М.: Просвещение, 2006 год.
Тип урока. Изучение нового материала.
Вид работы. Ретушь.
Форма работы. Индивидуальная работа.
Цель. Формирование представления о фотографии как об одном из важнейших видов расширяющих изобразительные возможностей искусства.
Задачи:
-
Систематизировать знания о фотографии, ознакомить с этапами развития фотографии, становлением фотографии как искусства;
-
Продолжить расширение кругозора в области искусства
-
Организовать упражнения по выполнению ретуши на фотографиях, пользования ФОТО-ШОТ на компьюторе
-
Отрабатывать навык передачи видимого мира через фотографию
-
Воспитывать любознательное отношение к миру фотоискусства
Оборудование: мультимедийные средства - компьютер, проектор, демонстрационная доска, фотоаппараты, (80-х г., цифровой), цветные карандаши, альбомный лист.
Зрительный ряд: демонстрация съёмочных фотоаппаратов и изображений, слайдов, репродукций, фотографий.
Ход урока
I. Организационный момент урока.
II. Повторение ранее изученного материала.
- С чем мы с вами знакомились на прошлом уроке? (Художник и художественные технологии.)
Вашим домашним заданием было: подготовить материал в различных технологиях - фотопрезентации, видеоролик.
1. Просмотр презентаций.АМО
Фотограф через фотографии передаёт своё понимание мира природы, вещей, человека.
Каждый из вас, если возьмёт фотоаппарат, по-своему увидит окружающий мир, отобразит
III. Актуализация проблемы
- Какие технологии использованы авторами презентаций?
- Как вы понимаете слово "фотография"? (Сплав искусства и техники).
Первый в мире отдел этого искусства Фотографии появился в 1940 году в Музее современных искусств в Нью-Йорке.
-Что обозначает слово «фотография»? ( светопись)
-Кто может сказать какую фотографию считают первой ? (Иисуса)
(4 февраля отмечается День святой Вероники, покровительницы фотографии.
Согласно легенде, святая Вероника - женщина, которая подала Иисусу, шедшему на Голгофу, ткань, чтобы он отёр пот с лица. На ткани остался запечатлённым лик Спасителя. После изобретения фотографии святую Веронику стали считать её покровительницей.)
IV. Изучение нового материала. АМО Презентация
- Кто был создателем фотографии?
-
(Основой для изобретения фотографии послужило наблюдение знаменитого греческого ученого Аристотеля. В IV веке до н.э. он описал любопытное явление: свет, проходящий сквозь маленькое отверстие в оконной ставне, рисует на стене тот пейзаж, который виден за окном. Изображение получается перевернутым и очень тусклым, но воспроизводит натуру без искажений. В конце X века н.э. в работах арабских ученых появились первые упоминания о camera obscura (с лат. «темная комната») - приспособлении для точного срисовывания пейзажей и натюрмортов.
-
Техника позволяла получать изображение, оставалось лишь зафиксировать его без участия рисовальщика.
-
Впервые это удалось сделать лишь в XIX веке. Француз Жозеф Нисефор Ньепс начал покрывать металлические пластинки битумным лаком. Под действием света лак становился нерастворимым, но на различных участках в разной степени - в зависимости от яркости освещения. После обработки пластинки растворителем и травления кислотой на ней возникал рельеф, подобный гравированному. Свой способ Ньепс назвал гелиогравюрой. Съемка по методу Ньепса длилась 6-8 часов на ярком солнце.
-
Целой эпохой в истории фотографии явилось изобретение Луи Жака Манде Дагера. Изображение (дагерротип) получали на серебряной пластинке, обработанной парами йода. После экспонирования в течение 3-4 часов пластинку проявляли в парах ртути и фиксировали горячим раствором поваренной соли или гипосульфита. Дагерротипы отличались очень высоким качеством изображения, но можно было получить только один снимок.
-
Третьим человеком, стоявшим у истоков фотографии, был англичанин Уильям Генри Талбот. Он делал снимки на бумаге, пропитанной солями серебра. Полученное негативное изображение Талбот печатал контактным способом и с увеличением. Свой способ изобретатель назвал «калотипией» (с греч. «прекрасный отпечаток»). Главным достоинством калотипии стала возможность получения нескольких копий одного изображения.
- Какое вещество в начале XX века использовали для фотовспышки?
(Для фотовспышки в начале XX века использовали металл магний.)
Демонстрация фотоаппаратов и их устройства.Презентация
- Какой предмет нам нужен для получения фотографии? (фотоаппарат).
Обратите ваше внимание на фотоаппараты. Перед вами фотоаппараты, которые использовали при фотосъёмке ваши родители, бабушки и дедушки, прадедушки, прабабушки.
(Показ слайдов 2, 3, 4)
("ФЭД" (Феликс Эдмундович Дзержинский - политический деятель. Фотоаппарат увидел свет в 1934 году в Харькове), "Лейка" (Фирма Leica впервые в мире в 1924 году начала производство 35-миллиметровых малоформатных фотоаппаратов), "Зоркий". "Этюд", "Зенит", "Смена -8М".
В народе простейшую автоматическую фотокамеру называют "мыльницей".
Устройство фотоаппарата. (Показ слайда №5)
А) Вид спереди: 1 - корпус; 2 - держатель для фото-принадлежностей; 3 - видоискатель; 4 - ручка обратной перемотки плёнки; 5 - объектив видоискателя; 6 - съёмочный объектив; 7 - клавиша спуска затвора.
Б) Вид сзади (со стороны кадровой рамки): 8 - окно счётчика кадров; 9 - курок взвода затвора; 10 - приёмная катушка; 11 - зубчатый (мерный) валик; 12 - светонепроницаемая камера; 13 - гнездо для кассеты; 14 - вилка - поводок кассетной катушки; 15 - окуляр видоискателя.
- Назовите марки современных фотоаппаратов.
(Показ слайда № 6) Canon, Nikon, Olympus, Pentax, Sony, Fujifilm, Panasonic, Samsung.
Фотография прочно вошла в нашу жизнь. Для лучшего воспроизведения увиденного мы стараемся использовать современные фотоаппараты. Сейчас все используют цифровые фотоаппараты.
- По каким показателям мы определяем превосходство современного фотоаппарата над другими?
(Качество объектива фотоаппарата, в том числе такие его параметры как: аберрация, разрешение, просветление, светосила, угол зрения объектива, глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), зум, наличие и тип стабилизации кадра, наличие и типы автофокусировки изображения;
Тип матрицы фотоаппарата, физический размер матрицы, разрешение матрицы, эквивалентная чувствительность и отношение сигнал/шум матрицы, скорость считывания информации с матрицы;
Электронный и механический затворы фотоаппарата, лаг затвора, (англ. lag - отставание);
Процессоры фотоаппарата, алгоритмы обработки изображений и подавления шума, системы меню, число предустановленных программ и внешний интерфейс, (англ. interface - соединять), фотоаппарата;
Типы видоискателей фотоаппарата;
Типы и объёмы внешней памяти фотоаппарата;
Тип энергопитания фотоаппарата и энергопотребление фотоаппарата;
Вспышки и осветительное оборудование фотоаппарата.
[править]
Объектив). (Материал для справок.
V.Практическая работа.
В ваших семейных альбомах есть, наверное, старые фотографии. Вид этих фотографий говорит сам за себя: потрескались, края обтрепались за давностью лет. Сейчас фото можно восстановить. Как? (Компьютерные технологии - фото-шоп). (Показ слайдов 17 - 18)
Когда не было компьютеров, то при помощи чего восстанавливали фотографии?
Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадку.
Попался в руки мне журнал.
Добавил я волос к портрету,
Потом усы пририсовал…
А как назвать поправку эту? (Ретушь).
Ретушь - французское слово, исправление изображения рисунков и фотоснимков.
С профессии ретушёра начали свой путь в искусстве известнейшие русские художники Крамской, Шишкин, Куинджи, Шагал.
- Значит, кто стал помощником фотографа? (Ретушёр)
(Он мог по желанию клиента улучшить фотографию - исправить овал лица или закрасить морщинки. А мог и раскрасить фото акварелью.)
С детства мы помним книжки - раскраски. Мы занимались ретушью - придавали рисункам красочный вид.
Сегодня каждый из вас поработает ретушёром. Вы приготовили к уроку фото портреты , натюрморты ,пейзажи не зря, их можно как в старые времена подретушировать, нужно преобразить, придать им изящный вид - цвет. В работе можно использовать цветные карандаши, акварель.
Эту же работу можно проводить с помощью компьютерных технологий - фото-шоп.
VI. Итог урока.
1. Выставка работ и самооценка.
2. Беседа с учащимися по вопросам.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Смогли ли вы на своих фотографиях - раскрасках передать цветовую гамму?
VII. Домашнее задание.
Выполнить используя фото-шоп коррекцию фото.
Принести на следующий урок фотографии - композиции.
Список литературы, используемой при разработке урока.
1. Агеева И. Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
2. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М.: Просвещение, 1985 г.
3. Неменский Б. М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987 г.