- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Конспект урока по изобразительному искусству
Конспект урока по изобразительному искусству
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Есакова А.В. |
Дата | 05.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Предмет: Изобразительное искусство, 5 класс.
Раздел: Древние корни народного искусства, I четверть.
Тема: Конструкция, декор предметов народного быта.
Образ прялки в русском искусстве.
Цель урока: приобщение к народному творчеству посредством
знакомства с народными традицициями, художественных
росписей предметов крестьянского быта.
Задачи урока:
-
Ознакомление с художественными образами народного декоративно-прикладного искусства , с особенностями мезенской росписи.
-
Выполнение эскиза декоративного украшения русской прялки по мотивам старинной мезенской росписи.
-
Воспитание и привитие любви и интереса к русскому народному искусству, бережного отношения к традициям своего народа.
Форма: Интегрированный урок по изобразительному искусству и литературе.
Литературный ряд: стихотворение о Руси, загадки, частушки.
Зрительный ряд: элементы мезенской росписи.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.
Оборудование: компьютер, мультимед. проектор, бумага, картон, кисть, гуашь.
План урока:
-
Организационный момент(проверка учащихся к уроку)
-
Актуализация опорных знаний.
-
Сообщение темы и цели урока.
-
Беседа об истории пялки.
-
Объяснение и показ приёмов мезенской росписи.
-
Самостоятельная работа учащихся.
-
Итоги.
-
Уборка рабочих мест.
Ход урока:
-
Орг. момент.
-
Актуализация опорных знаний.
Учитель (Слайд1, 2, 3, 4)
« Освежусь ключевою водою- наша в ней благодатная сила.
Сад цветущий бушует весною- ах, сторонка родная, Россия!
Пусть рассветы, закаты плывут над землёю зарёю объяты.
На Руси нашей песни поют: как горели над речкой закаты,
Как в горах пробуждался рассвет, на вершинах лазоревый, синий.
И прекрасней, любимее нет песни той над моею Россией!»
Мы продолжаем знакомиться с историей декоративного искусства Руси.
На предыдущих уроках мы познакомились с внешним и внутренним убранством русской избы. Давайте вспомним, какие предметы наполняли крестьянский дом? (Слайд 5)
(Ковши, ложки, короба, лукошки, сундуки, кружки, вальки, прялки и многое другое). (Слайд 6, 7 )
Эти предметы радовали глаз хозяина и окружали его дом теплом и радостью. Все эти предметы были красиво украшены, ведь в нарядной посуде еда покажется вкуснее, а на прялке украшенной росписью и резьбой, будет спориться работа.
Скажите, пожалуйста, какими узорами и символами украшали предметы крестьянского быта?
(Символы солнца, земли, воды, Птица счастья и др.)
Молодцы. А что означали эти символы?
(Счастье, радость, богатство)
III. Сообщение новой темы.
Хорошо. Но мы ни слова не говорили о непременной спутнице русских женщин, которая занимала в доме особое место.
Еcли угадайте загадку то узнаете о чём идет речь.
Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто - к доске привязали! (Прялка) (Слайд 8)
На доске (экране) высвечивается тема урока "Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка".
IV. Новый материал.
- А что вы знаете о прялке?
- А вы хотите больше узнать о прялке?
-Сегодня к нам пришли гости, которые знают о прялках все и поведают вам о них.
Заходят ученицы, наряженные в русские народные костюмы. Кланяются.
(Сударушки поочереди рассказывают новый материал.)
Первая Сударушка:
Вы сейчас и представить не можете, сколько времени и труда нужно было затратить, чтобы соткать один аршин холста. Нитки пряли из льняных волокон, а для теплой одежды - из овечьей шерсти. Работы начинались ранней весной: сеяли семена льна, проросшие всходы в начале июня пололи, а в августе лен поспевал, и его выдергивали руками с корнем. Потом лен обмолачивали, а стебли выстилали: раскладывали в поле тонкими слоями и оставляли на всю осень. Вымоченные дождями стебли становились мягче. Затем лен высушивали, мяли, трепали. Мягкая сердцевина шла на нить. Вторая Сударушка:
"Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно - кудель - привязывалось к верхней части прялки - лопасти, а на сиденье прялки - донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее - она оборвется, а чуть слабее - будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала.
Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 - 8 лет.
Третья Сударушка:
С прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, - веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками . Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки. (Слайд № 9)
На посиделки часто захаживали парни. Они высматривали, как девушки прядут - кто тоньше, кто ровнее. Так по мастерству девушек они выбирали себе невест. Примечали, какая девушка мастерица, ровная ли у нее ниточка выходит или узловатая. Если ровная, то и характер будет покладистый, нет, так и характер скверный».
Первая Сударушка:
Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж - жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. (Слайд 8)
Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа "Кого люблю того дарю", советы, поучения: " Пряди, прялку береги, за отца бога моли". Или вот такое: "Пряди, моя пряха, пряди нелениса" или тут же можно было прочесть лукавый ответ: "Я бы рада пряла, меня в гости звали" (орфография сохранена). А если у женщины было два сына и один умирал, то прялку разрубали пополам.
Одну половину ложили в могилу, другую прятали.
Учитель.
Познакомимся с устройством прялок.
Прялки были сплошные, из корневища или ствола дерева, составные, у которых столбик-стоячок вставлялся в донце. (Слайд №10)
Загадка.
"На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу" - эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.
Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
Таким образом, прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой по дереву, цветистой росписью, а иногда резьбой и росписью одновременно.
V. Объяснение и показ приёмов мезенской росписи.
Одна из наиболее древних на Руси была Мезенская роспись. (Слайд 11)
Как и большинство других народных промыслов Мезенская роспись получила своё название от местности в которой зародилась.
Река Мезень находится между Северной Двиной и Печорой, двумя самыми крупными реками Северной Европы, на границе тайги и тундры.
Мезень писалась сажей и глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. (Слайд 12)
Послушайте, как современный мезенский мастер, присматриваясь к заготовке, комментирует свою работу. "Как начать?.. Это низ - земля будет, здесь будто лес, трава наросла... А вверху - небо... А тут и солнышко всходит, надо еще и звезды. А вот и охотник в лес пошел, тут елку с косачами сделаем, а тут гуси полетят". (Слайд 13)
Лопасть прялки имела чёткие пропорции : ширина должна три раза укладываться в длину. (Слайд 14)
Начинался рисунок со сплошной полосы геометрических узоров, напоминающих вышивку. Затем жанровые сцены: охотники с собачками, дамы с кавалерами на прогулке, дерево с птицей, танцующие журавли. И ряды коней и оленей, чередующиеся с «уточками» или узорными полосами. Стремительность бега тонконогих коней подчеркивалась разбросанными по рисунку звёздочками, «стихийками», крестиками.
Следуя древним традициям и мы будем рисовать мезенские узоры только двумя цветами. Какими? ( Чёрным и красным).
Свой рассказ учитель сопровождает показом приёмов рисования элементов росписи на доске. (Слайд 15- 19)
Варианты изображения мелких деталей орнамента- раздаёт детям.
VI.Самостоятельная работа учащихся.
Дети самостоятельно выбирают сюжет для своей прялки и орнамент. Работают гуашью по картону.
VII. Итоги.
Выходят Сударушки, ученики с наиболее удачными работами (1- 3 ученика). Сударушки поют частушки, дети демонстрируют приёмы работы на прялке.( Слайд 20).
Частушки о прялке(исполняют учащиеся 5 класса)
Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, миленочек,
С тальянкой под окно".
Вот те прялка, вот те лен,
Вот те сорок веретен,
Ты сиди попрядывай,
На меня поглядывай.
Ах ты прялица - прялица моя,
Я не выброшу на улицу тебя.
Буду прясти, попрядывати,
По беседочкам побегивати.
Учитель.Всем спасибо за работу, успехов! (Слайд 21).
VIII. Уборка рабочих мест.
5