Дидактическая разработка открытого занятия по внеурочной деятельности в 3 классе

Тема урока: «Цвет в искусстве, физике и информатике» Учитель изобразительного искусства Губеева Елена Михайловна МБУ лицей №19 Тип урока: интегрированный урок   Урок ИЗО + информатика в 3-м классе   Цель урока: формирование у учащихся знаний о природе света и цвета, формирование эмоционального и духовного опыта через собственное творчество и создание художественных образов посредством цвета в графическом редакторе.   Задачи урока:   познакомить учащихся с понятиями свет и цвет, объяснить многоцветие окружающего мира; познакомить учащихся со свойствами цвета; дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополни­тельного цвета, холодного и теплого цветов; формировать умения наносить цветовые пятна, путем оттиска различных подручных средств. научить выделять зону незнаемого в том, что они уже знают, формируя метапредметые знания. совершенствовать специальные (универсальные) умения через практическую деятельность в процессе обучения; расширять кругозор детей; отражать полученные впечатления в творческих работах;   развивать художественно-образное, творческое мышление детей; развивать умение видеть, слышать, понимать и чувствовать красивое в окружающей природе.  
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лицей №19

городского округа Тольятти







Дидактическая разработка

открытого занятия по внеурочной деятельности

в 3-м классе по теме:

«Цвет в искусстве, физике и информатике»



Составитель: Губеева Елена Михайловна,

учитель изобразительного искусства

высшей категории

Дата проведения: 21.04.2014 г.

Класс: 3 «Г»

Кабинет: информатики

Количество учащихся на занятии: 26 человек


Тип урока: интегрированный

Форма проведения: урок - эксперимент



Тольятти-2014

Тема урока: «Цвет в искусстве, физике и информатике»

Учитель изобразительного искусства Губеева Елена Михайловна

МБУ лицей №19

Тип урока: интегрированный урок

Цвет уходит вместе со светом.

(Леонид С. Сухоруков)

Урок ИЗО + информатика в 3-м классе

Цель урока: формирование у учащихся знаний о природе света и цвета, формирование эмоционального и духовного опыта через собственное творчество и создание художественных образов посредством цвета в графическом редакторе.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с понятиями свет и цвет, объяснить многоцветие окружающего мира;

  • познакомить учащихся со свойствами цвета;

  • дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополни­тельного цвета, холодного и теплого цветов;

  • формировать умения наносить цветовые пятна, путем оттиска различных подручных средств.

  • научить выделять зону незнаемого в том, что они уже знают, формируя метапредметые знания.

  • совершенствовать специальные (универсальные) умения через практическую деятельность в процессе обучения;

  • расширять кругозор детей;

  • отражать полученные впечатления в творческих работах;

  • развивать художественно-образное, творческое мышление детей;

  • развивать умение видеть, слышать, понимать и чувствовать красивое в окружающей природе.

Материалы и оборудование:

  • Приложение №1 презентация по ИЗО: «Цвет. Основы цветоведения» Губеева Е.М

  • репродукции картин серии «Основы живописи»

  • карты-опоры «Цветовой круг», «Осветленные и затемненные цвета»,

  • рисуй вместе с TUX

  • корзина картошки, спичечные коробки, листы бумаги, зубная щетка, рисунок с композицией, кисточка, словарные слова, баночки с водой, гуашь, кисти, бумага, палитра.

  • раздаточный материал №1

  • раздаточный материал №2

  • раздаточный материал №3

Словарь: основные цвета, составные цвета, дополнительный цвет, холодный и теплые цвета, цветовой контраст, светлота, насыщенность цвета.

Ход урока


  1. Организационный момент.

Приветствие. (Выступление Губеевой Е.М). Слайд № 1-3

  1. Беседа по теме урока.

- Вот мы и встретились с вами на одном необычном уроке, где с помощью наук информатики и изобразительного искусства постараемся обозначить место и значение цвета в нашей жизни, разобрать его физические основы. Слайд № 4-5

Вопрос о причине различной окраски тел занимал ум человечества уже давным-давно. Наверное, нет человека, который не любовался бы превосходными цветами радуги.

- Кстати, вспомните, сколько цветов у радуги? (Ответы детей.)

- Какие они? (Ответы детей.)

- Что же такое радуга и как она образуется? Объяснение этому явлению пытались дать многие умные люди философы, мистики и ученые. Первая попытка объяснить радугу как естественное явление природы была сделана в 1611 году, архиепископом Антонио Доминисом. Слайд №6

Научное объяснение радуги впервые дал Рене Декарт в 1637 г. Декарт объяснил радугу на основании законов преломления и отражения солнечного света в каплях падающего дождя. Зная, что эти капли шарообразные, и видя, что при больших, и при малых каплях радуга появляется всегда одинаковым образом, он поставил себе целью создать очень большую каплю, чтобы иметь возможность, лучше ее рассмотреть. Декарт создал большую каплю и объяснил радугу. Но радуга Декарта была белой. Слайд №6

Спустя 30 лет И. Ньютон дополнил теорию Декарта, объяснив, как преломляются цветные лучи в капле дождя. Усовершенствуя линзы телескопа для получения изображений лучшего качества, Ньютон обратил внимание на окрашенные края линз, и это явление помогло ему сделать величайшее открытие. Его опыт был прост. Свет через узкое отверстие и линзу падает на стеклянную призму и на экране превращается в цветную полоску, наблюдаются переходы цветов от красного к фиолетовому. Это радужное изображение Ньютон назвал спектром (от латинского SPECTRUM - видение). Свое открытие Ньютон объяснил так: "Свет различного цвета характеризуется разными показателями преломления в данном веществе. Белый цвет есть совокупность простых цветов". Слайд №7

Чтобы запомнить эти цвета существуют присказки: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан Слайд №8

Ньютон был первым, кто заметил, что красный и фиолетовый "концы" радуги, будучи максимально удаленными, с физической точки зрения, приближаются друг к другу по производимому субъективному впечатлению. И... предложил замкнуть радугу в круг. Цветовой круг Ньютона насчитывает восемь цветов. Красный и фиолетовый замыкаются через пурпурный цвет. Его нет в радуге. Эта модель позволяла на качественном уровне предсказывать результаты смешения цветов. (Учитель показывает цветовой круг.) Слайд №9

Внимательно рассмотрите этот круг и постарайтесь выявить какие-либо закономерности. Приложение №1.

Цветовой круг можно разделить на две части так, чтобы в одну часть вошли красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета, а в другую - голубо-зеленые, голубые, синие, фиолетовые. Первые из них называют теплыми цветами, вторые - холодными.

Художники в своей работе используют и то, что существуют, так называемые основные, составные и дополнительные цвета. У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота. Три основных цвета - синий, желтый и красный - позволили получить все остальные, с некоторыми ограничениями по насыщенности. Дополнительными называют цвета, которые расположены в цветовом круге напротив друг друга. Слайд № 10

Практическая работа №1.

Перед вами находится заготовка для создания цветового круга Ньютона и три основных цвета + дополнительный пурпурный.

- Используя эти краски и свои знания о цветовом круге, раскрасьте его, смешивая цвета на палитре.

- После того как раскрашенный круг высохнет, вставьте в центр круга зубочистку. Цветовой волчок готов. Раскрутите его.

- Что вы видите? (ответы детей) Так как цветовой волчок содержит все цвета радуги, то при вращении, отраженные лучи спектра, как бы перемешиваются между собой, создавая впечатление белого цвета.

- А теперь попробуйте все эти же цвета смешать на палитре. Что получилось? Как вы думаете почему?

Цвет - это свойство тел отражать или испускать видимое излучение определенного спектрального состава. Когда от поверхности предмета отражаются, например, красные лучи солнечного спектра, а другие поглощаются или отражаются в меньшем количестве, мы видим предмет красным. При полном отражении лучей солнечного спектра предмет воспринимается белым или серым, а при почти полном поглощении лучей - черным.

Краски состоят из красящих пигментов, это очень мелкие частицы вещества определенного цвета. Когда мы смешиваем все эти цвета на палитре, то свойства пигментов не меняются. Каждый из них продолжает отражать только лучи своей части спектра. Поскольку такая поверхность является пористой и трехмерной, мы не можем видеть все частицы. В свою очередь свет в такой системе распространяется не прямолинейно, а отражаясь от одних частиц поглощается другими, что приводит к созданию такого цвета, который наш глаз воспринимает как темный цвет. Слайд № 11

Актуализация знаний учащихся.

Сегодня на уроке наша задача стать настоящими живописцами, но в отличии от художников мы будем рисовать различными предметами, но только не кисточкой.

- Многие из вас не раз прочитали сказку А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» и помните описание того фантастического мира: «...путники подошли к высокой каменной стене ярко-зеленого цвета. Прямо перед ними были большие ворота, украшенные огромными изумрудами. ...У этих ворот кончалась дорога, выложенная желтым кирпичом... Блеск Изумрудного города ослепил путников... По бокам улицы возвышались великолепные дома из зеленого мрамора, стены которых были украшены изумрудами. Мостовая была из зеленых мраморных плит, и между ними тоже были вделаны изумруды ... Жители города были в зеленой одежде. И кожа их отливала смугло-зеленым оттенком. Все было зеленого цвета в Изумрудном городе, и даже солнце светило зелеными лучами». Какое буйство разных оттенков зеленого цвета! Каждому из вас придется на палитре подбирать самые разные его варианты. Это будет хорошей школой для овладения вами приемов колористических решений.

Практическая работа №2.

Задание и способы его выполнения.

Выполните фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой, используя вариативные возможности цвета (работа красками).

Примерные темы: «Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна Золотого солнца» и др.

Во время работы следить за правильностью смешивания красок

Приемы выполнения задания:

1. Рисование картошкой учитель берет из корзинки картошку.

- Какой странный предмет лежит в корзине? он нам совсем не нужен, попробуйте угадать:

Кругла, рассыпчата, бела
на стол она с полей пришла
ты посоли её немножко
ведь правда вкусная …..(картошка)?

- следует говорить: картофель - попробуйте сами оставить след на бумаге с помощью половинки картофеля (дети с помощью кисти и палитры наносят на срез картофеля краску и делают оттиски на бумаге.)

2. Рисование спичечными коробками

учитель достает из корзинки спичечный коробок

- как вы думаете, что нужно для рисования спичечным коробком?

(палитра, развести 1 цвет.)

- как будете им рисовать?

- кто хочет попробовать? (ученик по желанию выходит к доске.)

- какие геометрические фигуры вы обнаружили, заметили?

(несколько учеников показывают варианты штампов.)

- все пробуют выполнить несколько вариантов штампов.

3. Рисование смятой бумагой.

- возьмите лист бумаги, сожмите в кулачок.попробуйте сделать оттиск смятой бумагой.

Вывод: - какими же предметами можно рисовать?

Во время работы следить за правильностью смешивания красок.

Подведение итогов.

Выставка работ учащихся. Показать наиболее удачные работы и обобщить полученные знания.

Сегодня мы заново открыли для себя такое необычное явление, как радуга, узнали почему мы видим разные цвета, провели несколько опытов.




Приложение №1

Дидактическая разработка открытого занятия по внеурочной деятельности в 3 классе

Дидактическая разработка открытого занятия по внеурочной деятельности в 3 классе

© 2010-2022