Программа по изобразительному искусству для 1 класса

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ № 373 от 06. 10.2009 г.

- Федерального перечня учебников, рекомендованных допущенных Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2015-2016 учебный год, утверждённым Приказом МО РФ № 3,9 от 19.12.2012 г.

- «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплекс « Планета знаний» М.: АСТ Астрель, 2009г.

- Примерной программы по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованной Министерством образования РФ, программы Н.М.Сокольникова рассчитанной в 1 класс на 33 часа.

Программа по изобразительному искусству составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования

2 поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса изобразительного искусства.

Общая характеристика учебного предмета.

В системе предметов общеобразовательной школы курс изобразительного искусства реализует познавательные цели:

- приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;

- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные задачи:

- изучение «Азбуки цвета» (элементов цветоведения), проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков, изучение порядка расположения цветов в радуге, выразительные возможности основных и составных цветов;

- ознакомление с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, пастельные и восковые мелки и др.); ознакомление с выразительными возможностями и особенностями живописи (гуашь, акварель);

- освоение простейших приемов лепки объемных форм (из одного куска, из отдельных частей, из колец и др.);

- формирование умения передачи в тематической композиции или иллюстрации смысловых связей между изображаемыми объектами;

- умение выбирать горизонтальный или вертикальный формат работы в зависимости от замысла, использовать соответствующий замыслу фон рисунка, добиваться выразительности образов;

- освоение способов передачи пространства на плоскости листа (прием загораживания, уменьшение удаленных объектов);

- ознакомление с традиционными народными художественными промыслами (Дымка, Филимоново, Городец, Гжель, Хохлома, Полохов-Майдан, Семенове Загорск);

- освоение некоторых приемов росписи дымковских и филимоновских игрушек, матрешек, хохломской и гжельской посуды, городецких изделий;

- обучение «Азбуке форм», умению узнавать геометрические формы и тела (круг, шар, квадрат, куб, треугольник) в природе и объектах дизайна;

- обучение умению создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе геометрических форм.

По базисному плану на программу отводится 33 часа.

Формы организации образовательного процесса:

- индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные, внеклассные.

Вариативная часть программы предполагает работу в парах. На уроках возможны следующие парные виды работ:

- взаимопроверка;

- взаимоопрос.

Технологии обучения:

- технология развивающего обучения;

- технология проблемного обучения;

- игровая технология;

- здоровье сберегающие технологии;

- проектная технология;

- технология разноуровнего обучения;

-информационные технологии.

Типы уроков:

1. Урок изучения и первичного закрепления знаний - уипзз

2. Урок закрепления новых знаний и выработка умений - узнзву

3. Урок обобщения и систематизации знаний - уосз

4. Урок комплексного использования знаний - укиз

5. Урок проверки, оценки и контроля знаний - упокз

Виды и формы контроля:

  1. Проектная деятельность.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

к концу 1 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

формирование духовных и эстетических потребностей;

овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Учащиеся получат возможность для формирования:

устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;

понимания ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;

понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры;

потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерских);

восприятия и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры;

художественного вкуса, развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;

понимания причин успеха в творческой деятельности; способности к самооценке.

ПРЕДМЕТНЫЕ

сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Учащиеся получат возможность научиться:

сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) с целью выявления средств художественной выразительности произведений;

узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников;

использовать выразительные возможности выступающих и отступающих цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу, выразительно использовать их в творческой работе;

использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;

передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;

моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме;

выполнять ассоциативные рисунки и лепку;

• различать и называть центры традиционных народных художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления;

использовать стилизацию форм для создания орнамента;

создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint).

оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотрении репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные Учащиеся научатся:

самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;

планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;

следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;

руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы;

определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.

Учащиеся получат возможность научиться:

ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы;

осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач;

осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой деятельности;

вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ;

анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы с учётом разных критериев.

Познавательные

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Учащиеся получат возможность научиться:

осуществлять поиск необходимой информации по разным видам искусства, используя справочно-энциклопе-дическую литературу, учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;

моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов;

сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;

использовать знаково-символические средства цветовой гаммы, языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;

понимать роль художника в театре, понимать символический язык театральной декорации, созданной художником;

узнавать и различать характерные черты некоторых культур мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).

Коммуникативные

  • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

  • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

  • Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Учащиеся получат возможность научиться:

оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе;

аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров при выработке решений творческих задач.

Программа обеспечивается следующим комплектом учебных и методических пособий.

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. - М.: ACT, Астрель.

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочий тетрадь. - М.: ACT, Астрель.

Н.М. Сокольникова. Обучение в 1 классе по учебнику «Изобразительное искусство». - М.: ACT, Астрель.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (34 часа)

I . Мир изобразительного искусства

Тема «Королевство волшебных красок»

Беседы об изобразительном искусстве. Живопись.

Цвет в живописи. Геометрические формы в живописи.

Основы художественного языка.

«Азбука цвета». «Азбука формы». «Игры с пространством». Творческая мастерская.

Тема «В мире сказок»

Беседы об изобразительном искусстве

Живопись. Книжная графика. Скульптура.

Основы художественного языка.

«Игры с пространством». «Азбука цвета»

Творческая мастерская

Вариативные творческие задания для учащихся

Проектная деятельность

Тема «Изобразительное искусство»

Проект 1.Выставка рисунков «Музыка в красках»

Проект 2. Изготовление костюмов для игры «Цвет и звук»

Тема «Сказочные герои»

Проект 1. Сделай книжку-раскладушку

Проект 2. Выставка рисунков

Проект 3. Новогодний карнавал сказочных героев

Проект 4. Вылепи из снега сказочных героев

II. Мир народного и декоративного искусства

Тема «В гостях у народных мастеров»

Беседы о народном искусстве

Основы художественного языка.

«Азбука форм». «Азбука цвета». Творческая мастерская

Вариативные творческие задания для учащихся

Проектная деятельность

Тема «Народное искусство»

Проект 1. Выставка творческих работ

Проект 2. Коллекция «Народное искусство»

Проект 3. Весёлая ярмарка

III. Тема «Мир дизайна и архитектуры»

Тема «В сказочной стране «Дизайн»

Беседы о дизайне.

Основы художественного языка.

«Азбука формы». «Азбука цвета». Творческая мастерская

Беседы об архитектуре

Основы художественного языка.

«Азбука формы». «Азбука цвета». Вариативные творческие задания для учащихся.

Проектная деятельность

Тема «Дизайн в нашей жизни»

Проект 1. Выставка творческих работ

Проект 2. Фотоколлаж из журналов

Проект 3.Воздушный шар для путешествия

(итоговое музыкально-театральное занятие).

Учебно-тематический план


№ раздела

Раздел

Вид контроля

Количество часов

1

«Мир изобразительного искусства»

Текущий

16

2

«Мир народного и декоративного искусства»

Текущий

11

3

«Мир дизайна и архитектуры»

Текущий

6

Итого:

33 часа

Основные требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения изобразительного искусства в 1 классе учащиеся должны знать:

  • расположение цветов радуги;

  • основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;

  • известные центры народных художественных промыслов России (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель);

уметь:

  • работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических и живописных работ, а также при выполнении заданий по лепке и дизайну;

  • выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши);

  • элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа);

  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

  • смешивать основные цвета и получать составные;

  • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;

  • определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, матрёшки и др.).

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • развития представлений о роли искусства в жизни человека;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • анализа результатов собственной и коллективной работы;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, декоративной и конструктивной);

посильного участия в проектной деятельности исследовательского и творческого характера.

Литература и средства обучения

для обучающихся:

  • - Учебник: Изобразительное искусство, 1 класс. Н.М. Сокольникова

  • - Рабочая тетрадь по изобразительному искусству.

для учителя:

  • - Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа Учебно-методический комплект «Планета знаний» М.: АСТ Астрель, 2011г.

  • - Сокольникова Н.М. Методическое пособие «Обучение в 1классе по учебнику «Изобразительное искусство». М.: АСТ Астрель, 2011г.



© 2010-2022