Справка по ИЗО на тему Из опыта работы

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта работы учителя ИЗО,

участника конкурса «Учитель года»

Керефовой Юлии Львовны,

МКОУ «СОШ № 3 г.п.Терек»


«Плохой учитель излагает.

Хороший учитель учит.

Выдающийся - показывает.

Великий - вдохновляет».

Винсент Ван Гог.

Мне повезло, что я учитель изобразительного искусства. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства - удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.

Уроки изобразительного искусства - уроки творческие, позволяющие раскрыть талант, способности, открывает творческие способности ребенка. Через свою работу ребята показывают своё отношение к предмету, явлению, к миру. Выбирают для работ такие материалы, которыми сами хорошо владеют.

Как учебный предмет изобразительная деятельность часто неправомерно и ошибочно считается в школе второстепенной. Между тем влияние изобразительной деятельности на ребенка ничем незаменимо и невосполнимо. В процессе её получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. И я как учитель изобразительного искусства знаю это по своему опыту работы.

Ребенок, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть красоту, давать им эстетическую оценку.

Отображая жизненные факты в рисунке, ребенок развивается в познавательном отношении, развиваются его память, мышление, воображение. Изобразительную деятельность можно назвать самым массовым увлечением детей любого возраста. Практически все дети проявляют не только склонности, но и способности к изобразительному искусству, при благоприятных условиях эти способности могут успешно развиваться и совершенствоваться.

Чаще всего дети любят рисовать. Наблюдения жизни являются обязательным условием занятий рисованием. Особое значение имеют наблюдения за поведением людей. Изображение человека углубляет представления ребенка о людях, вызывает у него потребность в оценке эстетическими средствами нравственного смысла поведения.

Конечно, не все доступно и посильно ребенку для изображения. Поэтому я стараюсь дать для наблюдения близкий детям материал, обсуждаю с ними, как лучше изобразить, чтобы было понятно, что он хочет сказать.

Большое значение имеют темы детских рисунков, они могут быть самыми разнообразными в зависимости от программы, по которой я работаю.

По-другому протекает процесс познания, когда ученик работает по памяти, по представлению, или по воображению. В таких случаях натуры перед глазами нет, а в памяти имеются лишь ее образы и представления. На основе разнообразного жизненного материала в воображении возникает замысел, который необходимо развить, оформить, воплотить в художественные образы.

Своей задачей считаю заинтересовать ребенка так, чтобы он увидел, что рисование - это волшебство. А разве отыщется на свете ребенок, не любящий волшебство? А такой ученик, который отказался бы собственноручно нарисовать волшебный рисунок? Конечно, нет! Для такого волшебства мы можем применять различные материалы. Будь то лист бумаги, свеча или сухой кусочек мыла и краски.

Рисовать можно чем угодно: пальцами, перышком, ватной палочкой, ниткой, поролоновой губкой. Такое рисование полезно для развития нестандартного мышления юного художника.

Однообразие утомляет и надоедает. И если маленький художник имеет в своем арсенале только фломастеры или, скажем, карандаши, процесс рисования может ему наскучить.

Если ребенок предпочитает краскам карандаши, я предлагаю ему порисовать восковыми или акварельными мелками. Он получит не только новый результат, но и совершенно свежие ощущения.

Стараюсь показать юным художникам, как красиво можно раскрасить свой рисунок при помощи карандашей. Не ограничиваю изобразительное пространство ученика исключительно альбомными листами. Это слишком однообразно и стандартно. Меняю и форму бумаги, и размер, и цвет. Ведь как это здорово - нарисовать шедевр на большом листе ватмана, прикрепленном к стене. Здесь есть, где развернуться. А потом попробовать себя в рисовании миниатюр на крошечных квадратных, круглых, овальных кусочках бумаги. Часто в школе провожу конкурс рисунков на асфальте.

В какой бы технике ни рисовал ученик, для него очень важно, чтобы его работы были прикладными. Тогда и рисовать будет интереснее! Самые лучшие работы участвуют в выставках. И, конечно, время от времени устраиваю в классе картинные галереи работ учеников. А дома они могут прикреплять их магнитиками к холодильнику. Тогда ребенок сможет с гордостью показывать их папе или гостям. Главное чаще хвалить юных художников, бережно относиться к плодам их творчества, ценить самобытность и индивидуальность их работ. И пусть им далеко до технического совершенства, зато, сколько в них света и непосредственности.

Я - учитель изобразительного искусства. Свою задачу, как учитель, я вижу в том, чтобы формировать духовную культуру личности школьников, приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным наследием, а также формировать пространственное воображение, развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему.

Но почему - то с возрастом у многих детей падает интерес создавать прекрасное, творить чудеса своими руками.

Подтверждают это и слова поэта Валентина Берестова :

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»-
Рук поднялось - не сосчитать.
Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.

В десятых классах Токмаков

Опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?»
Рук поднятых не видать.
А ведь, ребята, в самом деле

Когда - то рисовать умели.
И солнце на листках смеялось!
Куда все это подевалось?»

И чтобы не случилось так, как написал поэт в условиях современной практики преподавания важно наличие у учителя личностно - ориентированной направленности. На уроках изобразительного искусства я подбираю методы, приёмы и формы работы с учетом индивидуальных способностей детей, их возрастных особенностей, а также интеграции на различных этапах урока.

Это Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею - открытие.

Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных.

Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.

Метод диалогичности. Учитель и ученик - собеседники.

Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.

Для решения поставленных задач стараюсь проводить нестандартные уроки:

Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.

Уроки-конкурсы «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать, строить рисунок, искать ошибки, быстро с помощью аппликации справляться с заданиями.

Уроки-тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трех-пяти предложенных вариантов.

Урок - прогулка - путешествие.

Урок - викторина.

Урока - игра. Игра - это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся

Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся - уроки-вернисажи.

На уроках ИЗО для развития творческих способностей сегодня также можно использовать компьютер. Использование ИКТ на школьных уроках ИЗО актуально на сегодняшний день.

Использование информационных технологий по предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:

• обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

• психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;

• возбуждает живой интерес к предмету познания;

• расширяет общий кругозор детей;

• возрастает уровень использования наглядности на уроке;

• повышается производительность труда учителя и учащихся на - уроке.

Проектное обучение создает атмосферу творчества. В идее проектной методики привлекает то, что учащиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в выборе «конечного продукта». Проектная работа предоставляет учащимся возможность использование известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности учащихся. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также дает возможность исследовательских методов в обучении.

Использование мною проектной работы, целью которой является развитие учащихся, позволяет привлекать учеников с разными учебными способностями, придает им уверенность, положительно влиять на их отношение к изучаемому предмету в целом, развивает их интерес. Дети готовят к урокам презентации, проекты.

Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил.

Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться на ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий:

  • фантастическое животное, составленное из элементов различных зверей и птиц;

  • сказочные птицы, птицы-фантазии, животные;

  • город будущего (город-фантазия);

  • портрет, составленный из изображений овощей, фруктов, цветов;

  • необычная игрушка из необычного материала;

  • сочинение орнаментов на определенную тему.

Часто на уроках возникают проблемы из-за того, что у детей что-то не получается. Для них приходится «разбирать рисунок» на простые геометрические фигуры. После этого возникает обычно такая реакция ребят: «И я так смогу!» Я всегда говорю учащимся, что рисовать могут все, было бы желание. Они приходят в восторг от того, что все так просто, и хотят еще рисовать. Постепенно я перехожу к более сложным деталям, но дети этого не замечают. Страх у большинства пропадает. При знакомстве с новым видом деятельности на уроке ИЗО я стараюсь идти от простого к сложному. И требую на уроке от ребенка не «картину», а рисунок, то есть изображение по теме (в любом видении ребенка), закрашенную полностью рабочую поверхность листа.

Вот приносит очередной ученик свое «произведение» и, конечно, хочет, чтобы я показала его классу. Но не секрет, что некоторые дети бывают жестокими, а если видят, что работа недостаточно удачна, начинают смеяться. Вот и приходится, прежде чем показать «шедевр» классу, находить в нем положительные моменты (хорошее расположение, красивые линии, интересное цветовое решение). Тогда те, кто только что смеялся, замолкают, изменяют к работе свое отношение, а «мастер», окрыленный первым успехом, бежит творить дальше.

В школе уже давно нет «уроков рисования», а есть предмет «изобразительное искусство», который расширяет возможности учителя в деле приобщения ребенка к миру прекрасного. На уроках я использую учебники по изобразительному искусству, образцы работ учащихся прошлых лет, учебный рисунок учителя на доске. Не ограничиваюсь общим руководством, показываю, как пользоваться материалом, вести построение рисунка или последовательность работы в цвете красками. Конкретная, индивидуальная помощь оказывается в том случае, если ученик действительно не умеет что-то делать. Следует создавать для таких учеников ситуацию успеха. Подойти и выполнить ему в альбоме набросок, даже просто композиционно наметить рисунок, сразу дело сдвинется. У такого ребенка проходит страх перед чистым листом. Только бы успеть всем помочь, порою есть задания, когда необходимо править работы по ходу урока. Например: изображение человека, образ русской красавицы. Так могут пропорции лица исказить и не «видеть» своих ошибок, пока учитель их не выправит, и не покажет. Когда ученик сидит за партой, его взгляд «скользит» по листу, стоит поднять рисунок, изменится направление взгляда и видны «со стороны» свои погрешности.

На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя ставить оценки за то, что они рисуют «неправильно». Главное - мыслить, создавать, творить. Наблюдая за успехами и неудачами ребят, я убедилась в том, что некоторые темы им более близки и понятны, другие же вызывают затруднения и оставляют равнодушными. Поэтому моя цель - прежде всего, заинтересовать детей, а потом их научить. К тому же детей необходимо стимулировать: в школе проходит множество конкурсов рисунков, мы размещаем их на специальном стенде. Лучшие работы отправляем на районные, городские, областные и международные конкурсы, наши «художники» получают грамоты. Победители открывают персональные выставки.

Чтобы ребята не уставали на моих уроках, уходили с них бодрыми, веселыми и захотели снова посетить их стараюсь создать условия для здорового развития учащихся:

- соблюдение организационно-педагогических условий проведения урока: плотность, чередование видов учебной деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей; учащиеся по мере необходимости могут вставать из-за парт для смены воды, что также способствует смене деятельности, небольшому отдыху);

- проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для зрения, гимнастики мозга, точечного массажа, физкультминуток (причем тексты к рифмованным физкультминуткам, соответствующие теме урока, придумываю сама, они не только помогают ребятам отдохнуть, подвигаться, но и поддерживают интерес к теме урока),

- обеспечение двигательной активности (по мере возможности провожу подвижные дидактические игры, например, «Встань, если догадался», «Отнеси картинку к определенной форме», «Построй фигуру» и т.д);

- поза учащегося (постоянно слежу за осанкой детей, предлагаю им работать стоя, если им так удобно, и если это возможно);

- соблюдение правил техники безопасности, которые направлены на предупреждение травматизма, и санитарно-гигиенических требований (слежу за чистотой, температурой и свежестью воздуха, освещением класса и доски).

За время обучения в школе каждый ребенок способен раскрыть свой творческий потенциал. Развитие дарований и способностей детей, раскрытие их талантов - задача, стоящая перед учителем. Я считаю, что лучше всего этому способствует внеурочная деятельность.

Мои ученики - неугомонные творцы. Совместно мы готовимся к различным мероприятиям. В рамках реализации программы ФГОС я веду клуб «Волшебная кисть». Интересно наблюдать за изобразительной деятельностью учащихся во внеурочное время. Ребята с большим желанием принимают участие в оформлении школы к различным праздникам. Мы принимаем участие в оформлении праздников, открытых мероприятий. Руками наших ребят преображается актовый зал в преддверии всех школьных праздников. Удивляет и поражает всех детская фантазия, умелые руки, а главное - желание сделать мир вокруг себя красивее и уютнее.

Проводимая мной внеурочная деятельность выходит за рамки школы.

В моей педагогической копилке имеются уже определенные результаты.

Результатом моей деятельности служит:

1) участие в школьных праздниках и делах (оформление школьных праздников, выставок);

2) участие в районных мероприятиях (выставках), ежегодные призовые места на конкурсах;

3) качество знаний на уроках ИЗО составляют 87 %.


© 2010-2022