План урока ИЗО на тему Открытка ветерану

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель ИЗО и МХК МБОУ «СОШ № 17» им. Кугультинова Д.Н., г.Элиста, Республика Калмыкия, Шарапова Ольга Петровна.

Урок ИЗО.

Класс: 5

Тема урока: Изготовление поздравительной открытки ветерану к 9 мая.

Цель урока: Обучение изготовлению открытки.

Задачи:

Личностные:

Воспитывать уважение и внимательное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Воспитывать чувство патриотизма, интерес к прошлому своей страны.

Воспитывать ответственность за качество выполненной работы, аккуратность, любовь к труду.

Метапредметные:

Формировать и развивать эстетический вкус.

Формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, обучать планировать свою работу.

Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные:

Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику объектов, чувственно-эмоционально оценивать исторические события и выражать своё отношение художественными средствами.

Упражнять обучающихся в использовании средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, обучать продумывать композицию рисунка.

Оборудование:

Образцы готовых открыток, классная доска, фото на военную тематику, репродукции картин, рисунки учащихся о войне,

бумага для акварели (прямоугольник 7см х14см), компьютер, проектор, видео по теме, эскизы открытки, выполненные дома.

Методы проведения урока: проектная работа обучающихся.

Межпредметная связь: история, МХК, музыка.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые

результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Организационный момент

Приветствие учителя: Я рада видеть вас красивых, жизнерадостных, энергичных. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошей работы и хорошего настроения.

Занимают свои места, приветствуют присутствующих.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Этап мотивации и актуализации знаний

Учитель предлагает найти содержание темы урока.

В жизни каждого человека есть самые дорогие люди- это его родные и близкие. Посмотрите видеосюжет и скажите, кто эти люди и почему они значимы для нас. (Видеосюжет о ветеранах- земляках). Беседа по видеосюжету.

Приближается священный для нашей Родины праздник- День Победы. Как вы отмечаете этот день?

Обучающиеся формулируют содержание темы урока

- ответы обучающихся

- ответы обучающихся

Коммуникативные: сотрудничества с учителем и одноклассниками;

Познавательные:

умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание;

Постановка учебной задачи

Учитель активизирует знания обучающихся, создаёт проблемную ситуацию.

- Как вы думаете, какому подарку будут рады наши ветераны больше всего?....

Конечно, сделанному своими руками.

Почта России обратилась к нам с просьбой участвовать в акции- проекте к 70- летию Победы.

Начиная с первых дней Великой Отечественной войны единственной ниточкой, дающей возможность получить хоть какую-нибудь весточку из дома, стала почтовая связь. Срочная мобилизация зачастую не давала возможности даже попрощаться с родными перед отправкой на фронт. Хорошо, если кому-то удавалось отослать домой почтовую карточку, с номером своего эшелона. Тогда близкие люди могли хотя бы прийти и попрощаться на вокзале. Но иногда и такой возможности не было, семьи моментально разлучались на долгие месяцы и даже годы, вынужденные жить и сражаться, не зная ничего о своих родных. Люди уходили на фронт, в неизвестность, а их семьи ждали известий о них, ждали возможности узнать, живы ли их любимые.

По рассказам очевидцев, вовремя доставленное из дома письмо было для солдат Советской Армии гораздо важнее, нежели полевая кухня и прочие скромные блага фронтовой жизни. А тысячи женщин по всей стране часами караулили почтальонов в надежде на то, что они, наконец, принесут им известия от их мужей, сыновей и братьев.

Для поздравления наших ветеранов мы изготовим праздничные открытки, которые Почта России доставит нашим дорогим ветеранам.

Обучающиеся ставят перед собой задачу, называют тему.

-ответы обучающихся

Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные:

постановка вопросов;

Познавательные:

самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

«Открытие» обучающимися нового знания

Учитель организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации.

Учитель заранее раздает обучающимся задания по поиску информации о работе военно- полевой почты во время Вов.

Обучающиеся по группам представляют свои презентации с информацией о работе почты во время ВОв.

Просмотр учащимися презентации, отвечают на вопросы.

Группа 1.

Пересыпкин Иван Терентьевич появился на свет в 1904-ом году в деревне Протасово Орловской губернии. Его отец был бедным крестьянином, чтобы прожить уже в тринадцать лет Иван начал трудиться на шахте. В 1919-ом году он добровольцем вступил в набиравшую силу Красную Армию и воевал на Южном фронте против Деникина. После окончания гражданской войны Пересыпкин работал милиционером, а в 1924-ом году закончил Украинскую Военно-политическую школу и был командирован политбойцом в Первую кавалерийскую дивизию Запорожья. В 1937-ом Иван Терентьевич окончил электротехническую академию РККА и получил должность военного комиссара Научно-исследовательского института связи Красной Армии. 10 мая 1939-го он был назначен наркомом связи, в июле 1941-го - замом наркома обороны, а 21 февраля 1944-го года стал маршалом войск связи. В годы войны связисты под руководством Иваном Пересыпкина с честью решили множество сложнейших задач. Достаточно сказать, что было организовано более трех с половиной тысяч подразделений связи разного назначения, а численность этого вида войск выросла в четыре раза, достигнув почти одного миллиона человек. Каждый десятый советский солдат был связистом. Средства связи работали в четырнадцати стратегических оборонительных и тридцати семи стратегических наступательных операциях, 250 фронтовых наступательных и оборонительных операциях. После окончания войны до 1957-го года Пересыпкин командовал войсками связи, занимаясь их боевой подготовкой, развивая и совершенствуя новые средства связи, внедряя их в части и соединения. Умер Иван Терентьевич 12 октября 1978-го года и был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Группа 2.

В первые же недели войны почтовые работники столкнулись с банальной проблемой нехваткой конвертов. Именно тогда и появились письма-треугольники, народные письма, когда лист с письмом просто складывали в несколько раз, а на верхней стороне писали адрес получателя. Эти знаменитые символы надежды и прочной связи фронта с тылом часто упоминались авторами произведений о Великой Отечественной войне. Война не отняла у людей желание продолжать жить и любить. О мечтах и надеждах на то, что все наладится, а жизнь вновь войдет в привычное русло они и писали в своих письмах.

Письмо-треугольник представляло собой лист бумаги прямоугольной формы, загнутый сначала справа налево, а потом слева направо. Оставшаяся полоска бумаги вставлялась внутрь. Марка не требовалась, письмо не заклеивалось, так как все знали о том, что его будет читать цензура. На наружной стороне писался адрес назначения и обратный, а также оставлялось чистое место для отметок почтовых работников. Поскольку тетради были на вес золота, послание писалось мельчайшим почерком, заполнялось все пригодное пространство. Подобные письма-треугольники складывали даже маленькие дети, которые сооружали послание папке из обычного куска газеты. Если адресат к моменту доставки письма уже погиб, то на треугольнике делали запись о гибели, перечеркивали адрес назначения и возвращали обратно. Зачастую такой треугольник заменял «похоронку».

Группа 3.

Интересно также и то, что в военные годы письма на фронт доходили порой быстрее, чем в наши дни. Это объяснялось тем, что нарком связи добился исключительных условий для доставки армейской почты. Как бы плотно ни была закружена железная дорога, почтовые эшелоны пропускались в первую очередь, а их остановки считались недопустимыми. Кроме того, почта перевозилась с помощью всех имеющихся видов транспорта в зависимости от условий местности - в специальных почтовых вагонах, на кораблях, почтовых самолетах, автомобилях и даже на мотоциклах. Использование почтового транспорта для каких-либо прочих нужд было строго-настрого запрещено. Наравне с боевым обеспечением армии военным почтовым грузам был отдан приоритетный характер.

В ряде районов для доставки почты использовались почтовые голуби, которые беспрепятственно переносили секретные сообщения через линию фронта в тех местах, где самолет никогда бы не смог пролететь незамеченным. Немецкие снайперы даже пытались отстреливать несчастных птиц, для их уничтожения выпускались группы специальных ястребов, но большей части почтовых голубей все же удавалось успешно доставить информацию к месту назначения. Для уменьшения возможности обнаружения советскими учеными была выведена особая порода почтовых голубей, способных летать в ночное время суток.

Группа 4.

Основное количество почтальонов или экспедиторов, как их тогда официально называли, составляли мужчины. Это было неслучайно, поскольку общий вес груза, который им приходилось переносить, состоял помимо привычного обмундирования из множества писем и газет и почти равнялся весу пулемета. Однако тяжесть заветной сумки почтальона измерялась не килограммами писем, а человеческими эмоциями и трагедиями, которые приходили вместе с ними.

Появления почтальона в каждом доме одновременно и ждали, и боялись, ведь вести могли быть не только хорошими, но и трагическими. Письма в тылу становились практически вестниками судьбы, каждое из них содержало в себе ответ на самый главный вопрос - жив ли тот, кого ждут и любят? Такое положение накладывало на несущего новости особую ответственность, каждому почтальону ежедневно приходилось переживать и радость, и горе вместе со своими адресатами.

Группа 5.

Советская военная почта к концу 1941-го года уже работала как четко отлаженный механизм. Ежемесячно на фронт доставлялось до семидесяти миллионов писем. Сотрудники почтовых сортировочных пунктов трудились круглосуточно, чтобы не допустить перебоев и задержек. Однако они иногда все же случались, если военная часть отступала или попадала в окружение. Бывало и так, что письма гибли вместе с почтовыми эшелонами или безвестно пропадали в сумке убитого при их доставке почтальона. Но в большинстве случаев прилагались все силы к тому, чтобы каждое письмецо как можно быстрее дошло до своего адресата, даже если он находится на временно осажденной территории.

Для доставки почты порой использовались все мыслимые и немыслимые способы. Так в Севастополь письма приходили на подводных лодках, а в Ленинград их сначала везли через Ладожское озеро, а после прорыва блокады в 1943-ем году на отвоеванном узком участке суши через построенный секретный тридцатитрехкилометровый железнодорожный коридор. Позднее эту трассу, по аналогии с Ладожской Дорогой Жизни, назвали Дорогой Победы.


После того как 8 мая в 22.43 по европейскому времени Германией был подписан акт о капитуляции, почте предстояло выдержать еще один последний «бой». Цунами из поздравительных писем и открыток буквально захлестнуло все почтовые отделения нашей страны. Люди спешили поделиться своей радостью со всем миром.

Регулятивные: целеполагание; Познавательные:

построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Первичное закрепление

Учитель устанавливает осознанность восприятия, показывает репродукции картин и образцы открыток.

Какие краски можно использовать для создания праздничной открытки?

А для передачи торжественного/ героического настроения?

Как изображены предметы находящиеся на переднем плане и на заднем? Почему?

Учитель: На лицевой стороне открытки имеется какое- либо полно- форматное (занимающее всю площадь) изображение, а ее обратная сторона предназначена для написания сообщения и адресов получателя и отправителя, а также для наклеивания почтовой марки. Иллюстрированные открытки делятся на художественные (репродукционные и оригинальные) и документальные (фотооткрытки).

Какой вид открытки будет у нас?





-ответы обучающихся

Коммуникативные:

сотрудничества с учителем и одноклассниками

Познавательные:

умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Физминутка

1.Исходное положение- сидя, откинувшись на спинку стула, наклониться вперед к крышке стола- вдох- выдох. Повторить 5-6 раз.

2.Упражнения для глаз.

Выполнение движений.

Личностные

Творческая практическая деятельность.

Учитель организует деятельность по применению новых знаний.

Выполняем рисунок простым карандашом на формате. Прорисовываем детали на открытке, используя свои эскизы.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

Обучающиеся выполняют творческое задание.

Регулятивные:

выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные:

самоопределение.

Рефлексия деятельности

Учитель организует рефлексию.

Учитель: На мой взгляд, все открытки - просто чудо. Вы показали свой художественный вкус. Я уверена, что ветеранам будет приятно получить эти открытки, сделанные с любовью вашими руками.

Я вижу, как славно вы потрудились,

Открытки чудесные получились.

Пусть радость они ветеранам несут.

Спасибо, ребята, за добрый ваш труд!

Продолжите фразу:

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

- Интересным для меня было…

-Знания, полученные на уроке, позволят мне …

Дети осуществляют самооценку собственной деятельности.

Делают вывод,

что все может стать предметом изображения.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование

Домашнее задание

Завершить цветовое решение открытки.





© 2010-2022