- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ИЗО
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ИЗО
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шлокина О.Б. |
Дата | 08.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ИЗО.
Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми.
В.А. Сухомлинский
При изучении музыки, изобразительного искусства закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных, художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения детей, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие творческих способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности и делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной.
В учебной деятельности следует выделить два вида действий: смыслообразование (ребенок, ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него) и нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
С точки зрения предмета «Музыка», «Изобразительное искусство» это: стремление реализации творческих способностей ребенка, готовность выражать и отстаивать свою эстетическую позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения. Они формируют уважительное отношение к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными и художественными традициями.
На предмете "Музыка" учащиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального искусства, которые развивают духовные, нравственно-эстетические качества. Это является основной целью предмета "Музыка", которую учащиеся должны ясно представлять.
Коммуникативные учебные действия помогают обеспечить планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.
На уроках «Музыка», «Изобразительное искусство» коммуникативные действия представляют собой слушание, просмотр и анализ музыкальных и художественных произведений с последующим обсуждением, умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других; участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы. Так как специфика предметов такова, что, слушая, просматривая какое-либо произведение искусства каждый человек трактует его по-своему, очень важно, чтобы дети могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относится к мнению друг друга, даже если она противоположная.
Основной задачей предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности, музыкальных, творческих способностей. Музыкальная педагогика и педагогика искусства призвана решать задачу «приближения к переживаниям» общественно значимых событий и процессов как первейшую среди многих других задач.
Для старшего дошкольного возраста показатели коммуникативных действий являются:
- умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению);
- умение высказывать свое мнение;
- овладение такими речевыми формами, как монолог, диалог;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу;
- умение задавать вопросы;
- способность брать на себя инициативу в коллективных играх, мероприятиях.
Для младшего школьного (1-4 классы) возраста показатели коммуникативных действий являются:
- умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);
- умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение;
- овладение различными речевыми формами (монолог, диалог);
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора;
- умение задавать вопросы для выяснения информации;
- способность брать на себя инициативу в коллективных играх, мероприятиях;
- осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Для среднего школьного (5-7 классы) возраста показатели коммуникативных действий являются:
- умение взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности;
- согласовывать действия и учитывать позицию другого;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем;
- следовать нравственно-этическим нормам общения и сотрудничества;
- владеть различными речевыми действиями и использовать их для регуляции собственной деятельности (планирование, контроль, оценка).
Примеры заданий
Для старшего дошкольного возраста:
- ролевые игры;
- инсценирование;
- придумать концовку истории-сказки;
- ввести нового действующего героя.
Для младшего школьного (1-4 классы):
- составить сочинение (по услышанному и увиденному произведению);
- дать описание своему впечатлению по произведению;
- придумать сказку (музыкальную, художественную);
- изобразить образы по прослушанному или увиденному произведению;
- критически оценивать себя и товарищей;
- умение разрешить проблемную ситуацию;
- высказать комплименты участникам.
Для среднего школьного (5-7 классы):
- составить сочинение (по услышанному и увиденному произведению);
- дать описание своему впечатлению по произведению;
- анализировать услышанное или увиденное произведение;
- придумать сказку (музыкальную, художественную);
- изобразить образы по прослушанному или увиденному произведению;
- критически оценивать себя и товарищей;
- умение найти компромисс в спорной ситуации;
- умение разрешить проблемную ситуацию;
- коллективное обсуждение произведения;
- формулировать тезисы;
- высказать комплименты участникам.
Применение алгоритма повышает мотивацию на уроках музыки и ИЗО, а также развивает музыкальные и творческие способности, которые готовят детей к проектно-исследовательской деятельности и участию в конкурсах и фестивалях.