Методические рекомендации для начальной школе

      На моих уроках   рисование с натуры является одним из важнейших видов учебной деятельности в изобразительном искусстве. Изображаемый предмет предлагается для специального, длительного восприятия с одной, фиксированной точки зрения («с места»). Возможность постепенной «доводки», исправлений рисунка на основе непосредственного, точного наблюдения, постоянного сравнивания его с натурой наиболее полно способствует выработке приемов и навыков рисовальной техники.             Обладая высокой сте...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор:Учитель МХК и изобразительного искусства МБОУСОШ №6 г.Новочеркасска.

Орехова С.М.

Методические рекомендации для начальной школе.

Обучение учащихся овладению рабочими движениями в процессе рисования.


Рисование с натуры является одним из важнейших видов учебной деятельности в изобразительном искусстве. Изображаемый предмет предлагается для специального, длительного восприятия с одной, фиксированной точки зрения («с места»). Возможность постепенной «доводки», исправлений рисунка на основе непосредственного, точного наблюдения, постоянного сравнивания его с натурой наиболее полно способствует выработке приемов и навыков рисовальной техники.

Обладая высокой степенью проработанности, художественный рисунок с натуры, как правило, никогда не уподобляется фотографии. При живом, эмоциональном наблюдении натуры, любуясь ею, художник выделяет, усиливает или преувеличивает наиболее характерные, типические свойства в форме и цвете, всему второстепенному уделяя гораздо меньше внимания, опуская не существенное. На этом качестве рисунка нужно постоянно останавливать внимание детей, требуя от них выделения главного, тем более что детям особенно свойственны эмоциональные преувеличения качества предмета.

Как уже отмечалось выше, сознание первоклассника еще не подготовлено к рисованию с натуры, а чисто внешнее сходство процесса (модель поставлена, дети рисуют) обычно вводит в заблуждение человека, плохо знакомого с особенностями детского рисунка, приводит его к неверной оценке работ класса.

Семи-, восьмилетний ребенок, имея перед глазами предмет, натуру, рисует ее по памяти, т.е. рисует предмет с наиболее характерной стороны со всеми существенными его признаками.

Психология творческого процесса здесь двойственна: с одной стороны, рисунок формируется в связи с конкретным наблюдением, с другой стороны, - по представлению (знанию, воспоминанию) предмета.

Задачей рисования с натуры в первом классе, таким образом, является перестройка отношения ребенка к натуре путем приучения его к длительному, целенаправленному, пытливому наблюдению ее.

Действительными навыками рисования с натуры дети овладевают постепенно. Осознанное зрительное изображение, как правило, начинает формироваться лишь к концу второго года обучения.

Организовывать наблюдение (анализ) натуры следует всегда в строго установленной последовательности, повторяющей этапы зрительного восприятия, т.е. от общего к частному. Отвечая на краткие, четкие вопросы учителя, дети устанавливают правильное название предмета, его назначение, характер обобщенного контура (общий вид), строение и взаимосвязь частей, примерные, на глаз, пропорциональные их соотношения, их характерные черты, цвет предмета. Анализ становится более насыщенным и плодотворным, если представляется возможность сравнения сходных между собой предметов: яблок разной формы или разного цвета, листьев разных деревьев, предметов квадратной и прямоугольной формы и т.п.

В семи-, восьмилетнем возрасте у детей сильно развита подражательная способность. Это дает учителю мощное средство обучения, без которого рисование в начальной школе немыслимо, - п о к а з а т е л ь н о е р и с о в а н и е: графический диктант, показательный рисунок с последующим стиранием или снятием изображения, демонстрация приемов изображения и т.п. Важность этого методического приема неоспорима.

Учитель должен каждый раз заранее подготавливаться, чтобы смело и решительно владеть тем несложным материалом, который ему надо преподать на уроке, причем он обязан пользоваться теми же средствами, которые предлагаются ученикам.

Приступать к работе следует с предварительных «устных» действий, активно вовлекая класс в решение композиции будущего рисунка: выбор выгодного формата рабочего листа (ввысь или в ширину), выяснение величины изображения, его места на плоскости листа и т.п. Эти вопросы легко и интересно разрешаются при помощи рамочки 3 - 4 см из плотной бумаги (их следует заранее заготовить и раздать). Поворачивая, приближая и удаляя свою рамочку, глядя в нее прищуренным глазом, учащиеся ловят момент, когда в ней будет красиво видна модель. Определять место изображения на листе можно, передвигая по нему руку ли кусочек цветной бумаги («здесь». «нет, здесь лучше»).

передвигая по нему руку или кусочек цветной бумаги («здесь», «нет, здесь лучше»).

Поиски композиции учитель может изобразить в ряде схематичных набросков на доске, активно вовлекая детей в обсуждение. Отвечая на вопросы, дети учатся компоновать: «не посередине», «очень мелко», «очень крупно», «теперь как раз». Учитель добавляет: «А если мы немного подвинем вот так, чуть выше и правее середины, - будет совсем хорошо».

Лишь после усвоения детьми правил композиционного размещения рисунка учитель может приступить к показательному выполнению работы.

Напомнив, что те несколько штрихов, из которых получается первый набросок, должны быть сделаны быстро и уверенно, очень легкими линиями, учитель рисует крупно и броско, делая небольшие остановки и объясняя порядок работы и применение отдельных приемов:

  1. намечается низ и верх рисунка («чтобы хватило листа»),

  2. намечается общая форма предмета,

  3. сравнением наброска с моделью уточняются относительные размеры (ширина, длина), подчеркиваются характерные особенности предмета,

  4. подбирается цвет, но не просто по названию («красный», «синий»), а путем отыскивания на палитре, смешивая краски. Палитрой служит блюдечко, листок бумаги.

«Одним из важных моментов обучения учащихся овладению рабочими движениями в процессе рисования является правильная организация действий ребенка с принадлежностями, с помощью которых создается рисунок».

Для первоначального наброска карандаш берется «как палка», всеми пальцами руки, сверху, чем достигается легкость и подвижность «ищущей» линии. Этот прием исключает измельчение рисунка, свойственное детям.

Для прорисовки линий контура и выделения деталей карандаш берется тремя пальцами, подобно перу, но конец его выдвигается вперед на -5 сантиметров. Здесь еще не нужен сильный нажим. Наоборот, требуется значительная подвижность и свобода движения

При закрашивании, штриховке, обводке требуется наибольший нажим. Карандаш берется также тремя пальцами, но ближе к отточенному концу, причем пальцы не вытянуты, а поджаты.

Приемы построения рисунка могут быть в зависимости от характера натуры различными. Можно строить рисунок по осям (ветка, цветок), по контуру (тетрадь, альбом), по характерной общей форме (дерево, игрушка, букет).

Нельзя навязывать детям только один какой-нибудь прием и отнимать у них возможность самостоятельного поиска различных способов построения. «Консерватизм в приемах ведет к застою в творчестве».

Чтобы избежать стандарта в подаче материала, учитель должен проявлять известную изобретательность в чисто педагогических приемах. Так, можно, начав объяснение, вызвать желающего, чтобы он докончил рисунок или исправил заведомо неправильное изображение и т. п.

Во время самостоятельной работы класса необходимо пристально наблюдать за ходом выполнения задания.

Первый быстрый обход учителя, как только дети приступят к выполнению задания, позволяет ему удостовериться в правильности начала работы. Если обнаружатся массовые ошибки, то нужно немедленно прекратить работу и повторно объяснить. Известно, что, чем лучше объяснение, тем ошибок меньше.

Цель второго обхода - индивидуальная помощь ученику. Указав на ошибку, следует предложить сравнить рисунок с моделью. При этом рисунок держится на вытянутой руке и рассматривается «издали».

Смотря по обстоятельствам, учитель задает наводящие вопросы, поясняет ход работы наброском на отдельном листке бумаги или исправляет рисунок непосредственно на рабочем листе. В любом случае он должен удостовериться, что ученик осознал свою ошибку.

Третий обход краток. Учитель отбирает для обсуждения лучшую, среднюю и слабую работу.

При разборе с классом этих работ следует подчеркнуть успешное выполнение всеми определенных требований, не увлекаясь восхвалением рисунка одаренного ученика. Разбирая слабую работу, наряду с критикой недочетов учитель должен отыскать и подчеркнуть положительное, выразить уверенность, что следующая работа будет лучше, если ученик научится хорошо наблюдать.

При обсуждении работ, путем наводящих вопросов учителя, сами дети выявляют и формулируют то новое, что они узнали на уроке (правила, приемы). Делая самостоятельные выводы, дети наиболее продуктивно усваивают материал.

Разбираемые работы учитель оценивает при активном участии всего детского коллектива. Тем самым еще раз заостряется внимание на недочетах и положительных качествах работ. Отметку и подпись нужно ставить простым или цветным карандашом так, чтобы они не портили композицию рисунка (т. е. по тому же принципу, как художники подписывают свои картины).

Остальные работы класса должны оцениваться также незамедлительно, вовремя, чтобы дети чувствовали уважение учителя к их труду .

При раздаче проверенных работ дети с большим волнением ожидают отметок. В некоторых случаях стоит несколько «переоценивать» отдельные слабые работы. Поощрение стимулирует творческую активность ребенка.

Следует постоянно подчеркивать, что заученных правил для грамотного изображения недостаточно. Умение отбирать материалы нужного качества, правильное пользование принадлежностями и выработка приемов работы достигается только практически, если ученик внимательно и добросовестно работает в классе и дома.

Рисование предмета «по представлению» и «с натуры» в сознании первоклассника по-настоящему еще не разделяется. Первое отличается от второго отсутствием специальной постановки модели и опирается на более случайные, разновременные наблюдения. Навыки этого вида рисования важны в ряде специальностей, связанных с техникой, естественными науками и т. п., где часто пользуются «эскизным» выражением мысли. Рисунку, сделанному «по представлению», свойственны неизбежные неточности из-за ошибок памяти. Для их исправления необходимы повторные наблюдения. Это правило в равной степени относится и к сюжетному композиционному творчеству «по представлению», которое лежит в основе тематического рисунка.

Образ человека, общий облик его, рожденный воспоминанием, переживанием или фантазией ребенка, при всей своей «неточности» чрезвычайно конкретен, характерен по смыслу действия, жизнен. Это качество детского творчества необходимо особенно беречь.

Кратковременные натурные постановки (позы, движения, соответствующие индивидуальному замыслу отдельных учащихся) могут служить лишь подсказкой тематическому образу, корректировать образное представление человеческой фигуры, ее основные пропорции, строение.

Поскольку дети младшего школьного возраста не владеют еще «зрительным» изображением, для них преждевременно анатомическое отношение к натуре (расчлененное представление деталей). Тем более недопустимо в отрыве от конкретного жизненного образа копировать вслед за учителем «скелетную» схему человека. Привычка к шаблонному изображению убивает в самом начале выразительность и своеобразие рисунка.

Рисование человека в I классе следует понимать как продолжение и развитие дошкольных творческих навыков, без каких бы то ни было притязаний на сходство с натурой. Оно еще не проводится здесь как самостоятельная тема, однако требует постоянного целенаправленного руководства. Решающую роль при этом играет правильная организация наблюдения живой натуры, наглядный показ учителем приемов выполнения рисунка с аналитическим размышлением вслух, к которому активно привлекается весь класс.

Перед показательным рисунком следует вызвать ученика и продемонстрировать на нем главные части и пропорции тела, характерные сгибы рук и ног, его фас, профиль, вид со спины, некоторые типические позы: стоит, идет, бросает сидит и т. п.

Дети должны прийти к выводу, что при изображении в рисунке движения человека самое главное - положение основной массы тела (туловища).

Чтобы рисунок получался выразительным, исключающим всякую отвлекающую детализацию, выгоднее всего пользоваться гуашью.

Пользуясь сначала только охрой (условно - телесный цвет), учитель выполняет рисунок в следующем порядке:

1) кончиком кисти намечает низ, потом верх будущего изображения (первый, второй вертикальные ряды);

2) движением кисти над рабочим листом «воображается» расположение фигуры. Затем сочным мазком выявляется величина и наклон туловища с расчетом места для головы и конечностей (третий вертикальный ряд);

3) от туловища вниз намечаются ноги, сразу же с задуманным сгибом в коленях (четвертый ряд);

4) кладется в нужном положении мазок - голова, осторожно доводится до округлости (пятый ряд). Непременно при этом подчеркивается, что голову соединяет с туловищем шея (в рисунке же шея не обязательно вырисовывается);

5) далее от плеч рисуют руки в их характерном движении (шестой ряд). При этом напоминается, что они немного короче ног: будучи согнуты, должны бы коснуться локтями пояса.

Ступни ног и кисти рук рисуются обобщенно, будто в башмачке или варежке.

Охровый «загорелый голыш» одевается в одежды любого покроя и цвета.

«Одевание» голыша в какие хочешь одежды очень увлекает детей, способствует эмоциональному, красочному выполнению рисунка.

Лицо изображается прежде пятном. Можно его оживить, легко коснувшись кончиком подсушенной кисти (охрой же) линии глаз, места рта, основания носа.

Полезно показать тут же еще один вариант фигуры, в другом движении. В приведенной выше схеме их несколько.

Во время самостоятельной работы класса, в моменты затруднений, возникающих у отдельных учащихся, делаются индивидуальные «подсказывающие» кратковременные постановки (основной вид постановок): по предложению учителя ученики, иногда и сам учитель, демонстрируют необходимые движения, позы, повороты.

Убеждаясь на практике в важности внимательного наблюдения живой натуры, учащиеся с каждым разом работают смелее и самостоятельнее. Творчество их насыщается действием, становится глубже и разнообразнее.

Характерными ошибками детского рисунка следует считать: нерациональное композиционное размещение изображения на рабочем листе, несоответствие рисунка заданной теме, логические ошибки (огромный человек и крохотный дом. «Может ли он войти в этот дом?»), конструктивные (поезд без колес), технические (несоблюдение технических приемов, небрежность, необоснованная заштриховка или «замазывание» контура) и т. д.

Очень важно в учебном процессе правильно определить характер домашних заданий. Они могут быть подобными классному заданию, могут состоять в доработке начатого в классе или просто в наблюдении предметов по указанию учителя, в подготовке материалов и принадлежностей к следующему занятию.

В связи с большой загруженностью детей в школе не следует утруждать их сложными домашними заданиями, лучше делать основной упор на продуктивность классной работы.

Литература:

Е.А.Флерина «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста».

Е.И.Игнатьев «Психология изобразительной деятельности детей».Изд-во АПН РСФСР,1959г.

Р.И.Коргузалова «Рисование».Изд-во «Просвещение»Москва 1971г



























© 2010-2022