Конспект урока изо Реальность и фантазия в творчестве художника

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Приветствие.

  2. Настрой на урок.

Используется упражнение на рефлексию. Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью выбранных 1-2 слов, представленных на слайде.

Сегодня на уроке мы восхитимся своими знаниями и умениями, потренируем мозги, вытащим из тайников воображение и вдохновение и выполним творческую работу.( на доску вывешиваются карточки) Начнем с тренировки мозгов, попробуем определить тему урока.

  1. Создание проблемной ситуации.

Демонстрация на экране слайдов с изображением рисунков-фантазий. (слайды на экране)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

(совместное формулирование темы урока)

Сегодня на уроке мы будем говорить о реальности и фантазии в творчестве художника, о творчестве в жизни человека.

Тема урока «Реальность и фантазия в творчестве художника» (слайд на экране)

Прочитайте еще раз тему урока и подумайте, какие цели поставим перед собой на уроке.

(совместное формулирование целей урока)

Главные вопросы урока, на которые нам предстоит дать ответ:

  1. Как вы понимаете роль фантазии в жизни человека?

  2. Может ли фантазия жить рядом с реальностью?

IY. Новый материал.

Прежде чем вы попытаетесь дать ответ на данные вопросы, давайте разберемся, что такое реальность, а что такое фантазия. слайд

(ответы учащихся)

Весь мир, в котором мы живем - реальностью зовем. Фантазия - плод нашего воображения, выдумка.

Из предложенных слов определите, какие относятся к реальности, а какие к фантазии. (слайд )

- Как вы думаете, зачем человеку нужна фантазия? (слайд )

Учитель: Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как бы вы смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! А что помогает человеку сочинять, фантазировать?

Ответы учащихся

Учитель: Творческое воображение необходимо не только для того, чтобы сочинять, но и для того, чтобы видеть и понимать окружающий мир и самого себя. Занятия искусством развивают эти качества. Реальность и фантазия - два крыла художественного творчества. Художник, умеющий видеть жизнь, умеет и фантазировать.

А может ли художник обойтись без фантазии? (слайд )

Учащиеся: Художник, умеющий видеть жизнь, умеет и фанта­зировать. Он может сочинять, изобра­жать то, чего нет, - небывалые страны, иные миры, неведомое прошлое и дале­кое будущее. (возможные ответы детей).

Учитель: Художник может рассказать нам о таинственных мирах, о жизни лю­дей в далёком будущем, может изображать небывалых чудовищ. А мы, понимая это, и не считаем его обманщиком - мы радуемся и огорчаемся вместе с ним. Мы получаем истинное удовольствие от этих художественных произведений.

(На экране - слайды с портретами Дж. Арчимбольдо. Сравнение портретов, выполненных в реалистической манере и портретов Дж. Арчимбольдо)

Разве можно выполнить такие работы, если нет фантазии и творческого подхода.

Такое право на вымысел решительно отличает искусство, например, от науки, даже от обыденного общения. Там всякое несовпадение с реаль­ностью есть обман, ложь или ошибка, заблуждение. А в искусстве можно и отвлечься…

Фантазии заставляют жизнь трепетать подобно крыльям бабочки над цветком. (слайд) Без них жизнь пресна, как пирожное без крема.

Все мы фантазеры, и в своих грезах мы легко создаем новые миры, возводим потрясающе красивые города, взводим себя на трон и становимся самыми мудрыми правителями, которых когда-либо видела Земля. (слайд)

Нам дает согласие стать нашей женой прекрасная принцесса или предлагает выйти замуж мужественный принц. Мечтатель превращал комнату в королевские покои, а сам становился королем или принцессой. А простая сучковатая палка могла стать волшебной палочкой, которая превращала цветы в людей, а вечер делала утром.

(Видео ролик о мечтах ученика)

Фантазии - плод нашего творчества, иногда неосознаваемого, но всегда существующего. Все мы люди творческие, только одни позволяют своим фантазиям вырываться на волю новыми книгами, фильмами, картинами и музыкой, а другие отвергают их и говорят, что фантазировать бессмысленно. Да, смысла в фантазиях немного, но творчество вообще штука бессмысленная. Творчество доставляет удовольствие без всякого смысла, просто самим процессом творчества. Если вы спросите творческого человека, для чего ты это делаешь, он ответит - просто мне это нравится.

Творчество привносит удовольствие в жизнь и делает ее Живой. (слайд)

В руках человека, который может и любит фантазировать и что-то придумывать даже самый простой материал превращается в инструмент для творчества, из которого можно сотворить чудо.

(Видео ролик о рисовании песком)

Фантазии - это сказка. Она уводят нас в мир нереальный, мир сказочный. Мир, где нет физических законов, где мы можем летать, ходить сквозь стены и разговаривать с цветами.

(слайд со сказочными героями)

- А как же реальность? Может от неё следует отказаться - особенно в искусстве? ( слайд )

Человек не может жить одними мечтами и фантазиями. В мире много проблем Искусство помогает бороться с этими проблемами.

Реальность является источником вдохновения, художник из нее черпает свои сюжеты, мысли, фантазии, которые воплощает в своих работах. Художник ведет отбор важных для него сторон реальности. В созданном произведении раскрывается явление жизни, пропущенное через фантазию художника, его отношение. Реальность в произведении повернута к зрителю теми ее сторонами, которые выбрал художник, которые его взволновали.

Правда искусства - это реальность, пережитая человеком. И художнику требуется мастерство владения художественным языком, средствами выразительности, чтобы передать свои пережи­вания зрителю. Чувства и мысли, которые выражены в произведе­нии искусства, должны быть подлинными. Цель искусства не в том, чтобы обмануть зрителя, заставить его принять изображение за са­му реальность.. Зрительские же умения состоят в том, чтобы понимать образ реальности, созданный художником. (слайд на экране)

Y. Практическая работа.

Сегодня на уроке мы тоже попробуем использовать свою фантазию и творческое воображение, выполняя практическую работу. Пришло время вытащить из тайников воображение и вдохновение и выполнить творческую работу.

Но не совсем привычным способом мы будем ее выполнять.

Знакомство с техникой монотипии. (слайд)

YI.Физкультминутка.(по слайдам на экране)

Выполнение работы.

YII.Рефлективный этап.

1. Экспресс-выставка работ учащихся.

2. Получение обратной связи. Рефлексия.

Учитель: Молодцы! У всех получились хорошие, интересные, необычные картины. Кто-то хочет прокомментировать свой рисунок?

Комментарии учащихся. Учащиеся делятся впечатлениями, ощущениями от работы с необычным материалом.

Учитель: Ваши работы пленяют своим творчеством. В каком-то рисунке чувствуешь загадочность, другие создают волшебство, третьи завораживают. Различны и жанры ваших рисунков, но все они отличаются большим разнообразием настроений, которые вы хотели передать. Но главное, что ни одна из ваших работ не оставляет зрителя равнодушным.

3.Настрой учащихся в конце урока.

Вернемся к тому моменту. С которого мы начали наш урок - диагностика настроения. Как изменилось ваше настроение?

Какие чувства вызвало у Вас наше занятие?

Ответы учащихся.

Учитель: Запомните свои эмоции. Это эмоции творчества. От творчества можно получить разное эмоциональное состояние - подъем, активность, а можно и расслабиться.

Что нового для себя узнали?

Ответы учащихся.

Сегодня вы сами оцениваете свои работы. Можно посоветоваться с соседом по парте.

Ученики оценивают свои работы.

Что понравилось?

Что вызвало трудности?

Мы сегодня говорили о фантазии, о творчестве, о реальной жизни.

Давайте вернемся к вопросам урока -

Как вы понимаете роль фантазии в жизни человека?

Может ли фантазия жить рядом с реальностью?

Открою маленький секрет. Сегодня на уроке были применены приемы арттерапии- терапии творчеством. Арттерапия позволяет снять внутреннее напряжение, отвлечься от проблем. В предложенном задании важно было не правильно выполнить, а включить на полную мощность эмоции и чувства. Вот поэтому ваше психологическое состояние и настроение улучшилось.

Мечтайте пока вы живёте в замечательной стране детства. Став взрослыми, вы станете реалистами, которые знают, что они могут, а что нет. Без фантазии жизнь станет серой и скучной. Жизнь станет просто жизнью. Она перестанет быть волшебным приключением. Но когда вы повзрослеете, все равно не забывайте о творчестве, о фантазии.

YIII. Домашнее задание

Такие же работы вы можете выполнять и дома, со своими младшими братьями и сестрами, родителями. И если мама и папа скажут, что не умеют рисовать, объясните им, что на самом деле процесс рисования естественен для каждого человека, задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Техника монотипия помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир. Это один из доступных и приятных способов снятия эмоционального напряжения. Лучше выполнять рисование под любую релаксационную или просто понравившуюся мелодию.


© 2010-2022