Урок по изобразительному искусству Русская матрёшка

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Матрёшка - русская народная игрушка

Цель: Продолжить знакомства с видами декоративно -прикладного искусства; создать целостное представление о роли игрушки в жизни русского народа; учить передавать характер декоративных форм; формировать приёмы рисования кистью цветочных элементов росписи узора; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.

Оборудование: гуашь, бумага, кисти, шаблон матрёшки, компьютерная презентация «Народные промыслы», русская народная музыка.

Ход урока

1.Создание эмоционального настроя.

( На доске классной комнаты располагаются цветочки и бабочки всех цветов радуги, на которых написаны буквы).

Проследите глазами по моим командам. «Соберите» буквы - расшифруйте мое пожелание.

красный цветок (у)

желтая бабочка (л)

фиолетовая бабочка (ы)

фиолетовый цветок (б)

оранжевый цветок (н)

синий цветок (и)

желтый цветок (с)

голубой цветок (ь)

зеленый цветок (!)

- Что получилось? (Улыбнись)

- Улыбнитесь друг к другу и пожелайте удачи - ведь с маленькой удачи начинается большой успех.

2.Разминка для ума

- Соберем внимание. Рассмотрите таблицу. Найдите закономерность и создайте недостающий рисунок из отдельных элементов.

Работать будете в группах по 4 человека. Распределите обязанности. Выбирайте необходимые детали.

(На столах у каждой группы лежат альбомный лист, заготовки из цветной бумаги или картона для создания рисунка. Детали можно наклеивать на лист бумаги , а можно прикреплять на лист бумаги).

- Приготовьтесь доказать свой выбор. Что у вас получилось?

Где вы их видели?

3. Разыгрывание сценки.

- О чем будем говорить на уроке узнаете, послушав разговор героев кукольного театра

Ученики разыгрывают сценку из кукольного спектакля.

Внучка. Бабушка, мне скучно! Спой песенку.

Бабушка. Некогда мне, милая, печь растопить нужно.

Внучка. Бабушка, расскажи сказочку!

Бабушка. Недосуг мне болтать, Дуняша. Скотинку пора кормить.

Внучка. Дедушка! Невесело мне, смастерил бы ты мне куколку!

Автор. Дедушка надрал с полена лыка, растрепал его, связал умело. Вышла мочальная кукла для внучки.

Дедушка. Потешься пока. А как на ярмарку поеду, так привезу тебе, Дуняша, игрушку поярче да повеселее.

Внучка. Спасибо тебе, дедушка!

- Сегодня мы будем говорить об игрушках.

4.Актуализация знаний.

Учитель. Ребята, как вы думаете, во что играли дети? Откуда пришла игрушка? Послушаем ребят.

Ученики. Игрушки делали сами дети из того, что было под рукой: дерева, соломы, лоскутков ткани, глины. В некоторых семьях просто брали полено, закутывали в ткань. Это и была кукла..

- Игрушка пришла к нам из глубокой древности. Каждая фигурка имела своё значение: женская фигурка - плодородие, конь - слуга солнца, птицы предвещали весну и лето. Люди верили, что в игрушки вселялись духи, и просили у них хорошего урожая, дождя и солнца. Позже игрушки стали делать для забавы, утехи и украшения.

Ярмарка игрушек.

Учитель. В игрушки играли и крестьянские дети, и дети царей. Предлагаю, вместе с дедом выбрать для Дуняши на ярмарке игрушку.

Ярмарка! Ярмарка!

Весёлая, забавная,

Громкая, нарядная!

Здесь игрушки хороши

Для забавы и души!

- Богата ярмарка утехами: расписные свистульки-петушки, кони, волчки, кораблики и барышни. Сколько мастеров!

С некоторыми центрами народных промысел мы с вами знакомы. Предлагаю их вспомнить.

Просмотр слайдов (на слайдах игрушки разных народных промыслов). Учитель предлагает стихотворения, рассказывающие об игрушках, а ученики называют народный промысел:

Это чудо синее

На блюдечке раскинуто.

Раз мазок, два мазок,

Завиток и точки…

Расцветут на белой глине

Синие цветочки.

Гжель

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Она глядит не прянично -

Ликующе и празднично!

Дымковская игрушка

Русская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят люди из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, конники, павлины

И солдатики - войска цвет.

Филимоновская игрушка

Если взглянешь на игрушки,

Ты увидишь чудеса!

Восхитительные узоры узоры,

Тонко вывела рука.

Конь бежит,

Земля дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают.

Городецкие игрушки

Эти липовые ложки,

Блюдца, ковшики, матрешки,

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

В народе считалось, что если дети небрежно обращаются с игрушкой - быть беде. Верили, что игрушки охраняют жизнь тех, кто играет в них.

Какую игрушку будем рисовать узнаете послушав следующее стихотворение?

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Матрёшка

- Вы можете назвать центры народных промысел, где изготавливали матрешки?

5. Работа над темой урока.

В мастерской игрушки.

-Чтобы узнать, как можно больше о матрешках отправимся в мастерскую игрушки.

Выставка народных игрушек, матрёшек.

Ученик (читает статью из толкового словаря С.И. Ожегова).

Матрёшка - русская игрушка, деревянная, ярко раскрашенная кукла, полая внутри, в которую вкладываются такие же куклы меньшего размера.

Учитель. Как вы думаете, почему эта кукла так названа?

Ученик. Название произошло от уменьшительно-ласкательной формы русского женского имени Матрёна, которым часто называли девочек в крестьянских семьях.

Откуда появилась матрешка?

Вот как это было! Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Это были божества счастья и долголетия - Фукурума. Привезла из Японии в Россию однажды ее помещица Мамонтова

Первая русская матрешка, какова она и кто ее автор?

Первую матрешку расписал художник Сергей Малютин на русский лад. Она представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Первую матрешку в России выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин. Художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки менялись с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец.

6. Знакомство с центрами народных промысел.

Разные центры народных промысел, где изготавливали свои матрешки.

Сергиево посадская изготавливается в Сергиевом Посаде с 19 в. На этой матрешке четко обозначены силуэт головного платка, кофты, сарафана, фартука . Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. На рукавах геометрический узор. Правя рука согнута , левая опущена.

Семеновская игрушка изготавливается в городе Семенове, отличается от матрешки Сергиево- Посадской большим букетом цветов. Край платка украшен цепью небольших бутонов.

Полхов-Майданские мастера украшали свою матрешку так, чтобы цветы и листья сплошным ковром закрыли ее фигуру спереди.

7. Практическая работа.

Если сопоставить несколько матрешек разных центров народных промыслов, то видим отличия.

Сравнительный анализ матрешек.

- В чем разница этих матрешек? (В узоре, цветовой гамме, чертах лица, форма тела)

- Вы правильно заметили, что разное выражение лица. У кого какое? ( у матрешек Сергиева Посада волосы русые, лицо улыбчивое.

- У семеновских - лицо взрослое. Глаза светлые, строгие брови с подчеркнутым изгибом. Гладкие волосы.

Плохов - майдановская матрешка

- Нет рук. Платок не завязывается, большие цветы, ягоды, определенная цветовая гамма.

Учитель. Ребята, а вы хотели бы нарисовать свою матрёшку?

Прорисовать детали.

Выполнить рисунок в цвете.

Упражнения для пальцев рук. Приёмы росписи.

Вспомните приемы росписи . знакомые вам, которые используют мастера (рисуют всей кистью, нажимая кистью, концом кисти, приёмом тычка, примакиванием).

8.Самостоятельная работа учащихся.

9.Анализ детских работ. Выставка рисунков.

Давайте посмотрим какие матрешки у вас получились?

Посмотрите, какие великолепные работы у вас получились. Вы настоящие мастера. Расскажите что у вас получилось?

Рассказ по плану: 1) название матрешки;

2) узоры, цветовая гамма, черты лица

10.Итог урока.

- С какими центрами народного творчества по изготовлению матрёшек вы сегодня познакомились?

О чем вы узнали?

Сейчас я хочу вам сказать одно слово. Но я его зашифровала. Чтобы его отгадать, нужно расположить бабочек в том порядке, в котором идут цвета радуги. Что у вас получилось? ( Молодцы)

Игра «Угадай-ка»

VIII. Домашнее задание. Оценивание.

Минутка отдыха

- Чем можно рисовать? Можно ли рисовать взглядом?

Проследите глазами по таблице от точки к точке по моим командам? (Дети следят глазами за указкой учителя, которой тот показывает разноцветные точки на специально заготовленной таблице.

А) красная Б) фиолетовая

синяя синяя

зеленая оранжевая

красная красная

фиолетовая зеленая

оранжевая фиолетовая

зеленая

- А теперь «нарисуйте своим носиком на потолке заглавную букву имени.

- Встаньте в две колонны. Положите руки другу на плечи. Изобразим ровную дорожку, извилистую тропинку, волну.




Учитель. Разгадайте кроссворд, раскрасьте картинку, вклейте этот лист в альбом.

Кроссворд.

1. Русская игрушка, полая внутри, в которую вкладываются такие же куклы меньшего размера.

2. Чем была матрёшка для детей?

3. От какого имени произошло название игрушки?

4. Чем стала матрёшка сейчас?

5. Мастер, который расписывал игрушки.

6. Материал, из которого вытачивали матрешек.


Придумай имена матрешкам, сочини про них сказку или стихотворение.

Материалы к уроку





Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

Белебеевский район р.п. Приютово


Открытый урок по изобразительному искусству

Тема: Матрешка - русская народная игрушка

( в рамках методсовета)


Разработала и провела

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №7

Складчикова Г.Н.


2012 г

© 2010-2022