Внеурочная деятельность смотрю на мир глазами художника

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Внеурочная деятельность смотрю на мир глазами художника

2 класс





Учитель Ланина Елена Владимировна









2015-2016г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» создана на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника»

Предлагаемая программа по изобразительному искусству и художественно-творческой деятельности рассчитана на учащихся 2 класса.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа (1 год).

Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве.

Декоративно-прикладное творчество - удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность - чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем больше количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом, многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни.

Изучение декоративно-прикладного искусства в рамках дополнительного образования способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся средствами прикладной направленности.

Задачи:

- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

- обучить конкретным трудовым навыкам при работе с красками, природными материалами;

- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

- воспитать нравственные качества детей;

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.

- развивать образное мышление, творческие способности;

- формировать эстетический и художественный вкус;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Отличительные особенности данной программы:

  • связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его быту, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы, который обеспечивает активную творческую деятельность учащихся;

  • содержание программы направлено на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.;

  • на протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох, познают художественную культуру своего народа;

  • единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.

Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки, украшения для интерьера, они для себя и своих близких.

Данные занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.

Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Живопись

8

2

Графика

6

3

Скульптура

5

4

Аппликация

5

5

Бумажная пластика

5

6

Работа с природными материалами

4

7

Организация и обсуждение детских работ

1

8

ИТОГО

34

Содержание курса, характеристика деятельности учащихся

1. Живопись Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

2. Графика Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

3. Скульптура Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

4. Аппликация Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

5. Бумажная пластика Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

6. Работа с природными материалами В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

7. Организация и обсуждение выставки детских работ Школьники вспоминают темы,

изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

Календарно-тематический план


№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Дата

Характеристика основной деятельности ученика

Тема «Живопись» (8 часов)

1

Введение. Праздник знакомства

1


Начальное представление о живописи - заочная экскурсия в картинную галерею. Исследование жанров живописи.

2

Экскурсия на природу «Прекрасное вокруг нас»

1


Моделирование сюжетов будущих творческих работ. Классификация объектов природы.

3

Выполнение набросков с натуры

1


Классификация основных цветов, их сравнение и различение. Выполнение набросков с натуры.

4

Рисование листьев деревьев

2


Анализ приема получения живописного пятна. Исследование особенностей строения разных деревьев.

5

Рисование цветов

2


Сравнение оттенков одного цвета. Моделирование пейзажей.

6

Выставка творческих работ

1


Сравнение, классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки.

Тема «Графика» (6 часов)

7

Введение. Типы линий

1


Исследование выразительных средств этого вида искусства. Анализ особенностей выполнения различных видов линий.

8

Работа цветными карандашами

2


Моделирование пейзажей и натюрмортов. Анализ работ.

9

Работа фломастером

2


Исследование особенностей работы фломастером.

10

Выставка творческих работ

1


Сравнение, классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки.

Тема «Скульптура» (5 часов)

11

Введение. Скульптура

1


Исследование особенностей данного жанра искусства (трехмерное изображение).

12

Материалы, инструменты необходимые для работы

1


Анализ приемов работы инструментами. Сравнение действий.

13

Выполнение творческих работ. Лепка с натуры

2


Моделирование композиции «Овощи и фрукты». Анализ выполненных работ, сравнений приемов выполнения.

14

Выполнение творческих работ. Лепка по памяти

1


Сравнение приемов лепки из пластилина и из глины. Моделирование композиции «На кормушке».

Тема «Аппликация « (5 часов)

15

Введение. Беседа «Что делают из бумаги»

1


Исследование свойств бумаги, особенностей ее разновидностей. Моделирование правил по ТБ при работе с ножницами.

16

Виды аппликаций

Технология выполнения аппликации

1



Анализ и сравнение техник аппликации. Моделирование порядка выполнения аппликации. Анализ приемов работы с ножницами.

17

Выполнение творческих работ. Цветная бумага

1


Моделирование вырезной аппликации из цветной бумаги.

18

Выполнение творческих работ. Сюжетная аппликация

2


Моделирование сюжетной аппликации. Анализ и сравнение работ.

Тема «Бумажная пластика» (5 часов)

19

Введение. Виды бумаги

1


Исследование свойств бумаги, особенностей ее разновидностей. Моделирование правил по ТБ при работе с ножницами.

20

Материалы, инструменты необходимые для работы

1


Исследование приемов работы различными инструментами. Классификация приемов.

21

Выполнение творческих работ по рисунку

1


Моделирование сюжетной работы «Мой любимый уголок парка». Анализ приемов работы.

22

Выполнение творческих работ по образцу

1


Анализ приемов получения объема с помощью мятой бумаги. Исследование образцов.

23

Выставка творческих работ

1


Сравнение, классификация и анализ выполненных работ. Моделирование творческой выставки.

Тема «Работа с природными материалами» (4 часа)

24

Введение. Путешествие в страну мастеров

1


Исследование поделок из природного материала. Подготовка материала к работе.

25

Методы работы с природными материалами

1


Исследование приемов работы с природными материалами. Моделирование правил по ТБ.

26

Создание композиции из листьев, цветов

1


Моделирование композиций из природного материала.

27

Выставка творческих работ

1


Анализ выполненных работ. Подготовка Презентации.

Тема «Организация и обсуждение детских работ» (1 час)

28

Подведение итогов года «Праздник творчества»

1


Организация выставки детских работ. Моделирование композиций.


Итого часов за год

34


Содержание рабочей программы

Тема: «Живопись» (8 часов)

Занятие 1. Праздник знакомства. Знакомство с жанрами живописи.

Занятие 2. Экскурсия в природу. Начальные представления об основах живописи. Моделирование сюжетов будущих работ.

Занятие 3. Освоение приёмов получения живописного пятна. Работа «от пятна», без использования палитры. Выполнение набросков с натуры.

Занятие 4. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Рисование с натуры листьев деревьев.

Занятие 5. Освоение приёмов получения живописного пятна. Рисование по памяти и представлению осенних пейзажей.

Занятие 6. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской. Рисование с натуры цветов, трав.

Занятие 7. Работа «от пятна», без использования палитры. Рисование на тему «Осенний букет».

Занятие 8. Организация выставки работ учащихся.

Тема: «Графика» (6 часов)

Занятие 9.Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал.

Занятие 10. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами. Рисование с натуры веток деревьев.

Занятие 11. Работа цветными карандашами. Рисование по замыслу пейзажей и натюрмортов.

Занятие 12. Ознакомление с вариантами работы фломастерами. Изображение насекомых.

Занятие 13. Работа фломастерами «Для любимой мамочки» - составление эскиза для росписи ткани.

Занятие 15. Организация выставки работ учащихся.

Тема: «Скульптура» (4 часа)

Занятие 16. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. Особенности жанра.

Занятие 17. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - пластилином. Инструменты и приемы работы с пластилином.

Занятие 18. Лепка с натуры овощей и фруктов несложной формы. формирование композиции.

Занятие 19. Лепка по памяти фигурок птиц.

Тема: «Аппликация» (4 часа)

Занятие 20. Знакомство со свойствами бумаги. Беседа «Что делают из бумаги?»

Занятие 21. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Освоение приемов работы с ножницами.

Занятие 22. Выполнение аппликации из цветной бумаги по образцу. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию.

Занятие 23. Выполнение сюжетной аппликации на тему «Времена года» Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Тема: «Бумажная пластика» (5 часов)

Занятие 24. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей.

Занятие 25.Упражнение в сминании бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Занятие 26. Коллективная работа в технике бумагопластики на тему «Мой любимый уголок парка».

Занятие 27. Выполнение творческих работ по образцу. Изготовление отдельных предметов пышных форм.

Занятие 28. Организация выставки работ учащихся.

Тема: «Работа с природными материалами» (4 часа)

Занятие 29. Знакомство со свойствами природных материалов (в качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна).

Занятие 30. Знакомство с приемами работы с природными материалами. Составление правил по ТБ. Композиция «Грибная пора».

Занятие 31. Создание небольших плоских пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов.

Занятие 32. Организация выставки работ учащихся.

Тема: «Организации и обсуждение выставки детских работ» (1 час)

Занятие 33. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

Формы и методы работы:

На занятиях используются методы:

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа).

  • Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).

  • Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).

  • Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).

  • Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).

  • Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль и письменный контроль, методы самоконтроля).

Ведущие формы организации занятий:

  • Групповые (творческие мастерские).

  • Индивидуальные (самостоятельная работа).

  • Коллективные (занятия, экскурсии, игра).

В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцировано, с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Список литературы

Список литературы для педагогов

  1. Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 1991.

  2. Алексахин Н. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом // Дошкольное воспитание. - 1988 - № 3;

  3. Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алё­хин. - М., 1994.

  4. Арманд Т. Руководство по росписи тканей. - СПб. - 1992;

  5. Апполон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / под ред. А.М.Контра. - М.:. - 1997;

  6. Барадулин В.А, Основы художественного ремесла. В 2 т. М.: Просвещение. - 1979;

  7. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев [Текст]- М.: Эксмо. - 2006;

  8. Гасюк Е.О., Степан М.Г, Художественное вышивание . Киев: Выща школа. - 1989;

  9. Глинская И.П. Декоративное растение: методическая разработка. - Л.: 1971;

  10. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горя-ева. - М., 1991.

  11. Гусакова М.А. Аппликация. М.: Просвещение. 1987;

  12. Держава Рериха. - М.: Изобразительное искусство. - 1994;

  13. Елизарова Е. Декоративно-прикладное искусство // Дошкольное образование. 1997. - №3;

  14. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. - М.:. Просвещение. - 1971;

  15. Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.

  16. Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.

  17. Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.

  18. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.

  19. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Короте­ева.-М., 2003.

  20. Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009.

  21. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: пособие для руководителей общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. М.:. Просвещение. - 1990;

  22. Народное творчество: журнал - 1995;

  23. Новикова Е.Ф. Вдохновение: аранжировка цветов. Флористика. - Минск.: ПП «МЕТ». - 1994;

  24. Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский.-М., 1987.

  25. Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский.-М., 2007.-(Библиотека учителя).

  26. Неменский Б. М.Познание искусством / Б.М. Неменский. - М., 2000.

  27. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В, Декоративное искусство. - М: - 1976;

  28. Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.-К. Претте, А.Копальдо.-М., 1981, 1985.


© 2010-2022