- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Конспект урока по изобразительному искусству на тему Образный строй вышивки
Конспект урока по изобразительному искусству на тему Образный строй вышивки
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Едунова Н.М. |
Дата | 07.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Образный строй вышивки».
Цель урока: познакомить с творчеством народных умельцев старшего поколения; показать применение вышивки в народном костюме.
Задачи: воспитание патриотического отношения к культуре своего народа, привитие любви и уважения к обычаям родного края, развитие художественно-эстетического вкуса и творческого воображения учащихся, развитие образного представления, фантазии, воспитание аккуратности, самодисциплины.
Оборудование: для учителя - мультимедийный диапроектор, рисунки и иллюстрации, показывающие использование вышивки в национальной одежде, образцы вышивки;
для учащихся - альбом, лист в клетку, фломастеры, цветные карандаши, линейка, ластик.
Зрительный ряд: репродукции картин: В. Васнецов «Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Иван-царевич на Сером волке», М. Врубель «Царевна-Лебедь», Ф. Левицкий «Портрет дочери Агаши в русском костюме», И. Билибин «Вологодская девушка в праздничном наряде», Н. Рерих «Снегурочка», В. Суриков «Сибирская красавица».
Ход урока.
-
Организация класса.
-
Беседа по теме урока: сообщение познавательных сведений, используя презентацию «Образный строй вышивки».
Народные вышивки издавна славятся своим разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и зависят от географического положения страны, её истории и культуры.
В 19 - начале 20 века вышивка широко применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны.
Для русской вышивки характерны мотивы геометрического, зооморфного и растительного орнамента, расположенного в виде прямых полос, которые подчеркивают край одежды. Вышивкой украшались полотенца, свадебные подзоры, скатерти, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, головные уборы, платки, легкая верхняя одежда. В красочных орнаментах воплощались изображения фантастических зверей, птиц и растений.
В изображении орнамента закладывался определенный смысл:
прямая горизонтальная линия - это поверхность земли,
горизонтальная волнистая линия - вода,
вертикальная линия - дождь,
скрещивающиеся линии - огонь и молния,
треугольники - горы.
Фигуры в виде ромба, квадрата или круга обозначали источники света - солнце и луну. Ромб символизировал также и плодородие, а точки между линиями - зерна, брошенные в землю.
Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты - как в круге, так и без него. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть «катилось» по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой. Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия.
Дерево (чаще всего ёлочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
Цветок - символ чистоты и непорочности.
Круги - символ плодородия, материнства.
Спираль - символ мудрости.
Петух почитался на Руси как птица вещая, прогонявшая мрак ночи и приветствующая восход солнца.
Русский народный костюм состоит из белой рубахи (поневы) с рукавами, покрытыми ткаными узорами и передника (занавеска).
Праздничные нарядные передники украшались вышивкой, цветными лентами, кумачом и заканчивались цветным кружевом или бахромой. Декоративные полотенца «рушники», служившие дарами невесты родне жениха на свадьбе и главным украшением на большие праздники, имели те же вышитые узоры, что и передники.
Существует предположение, что вышивкой украшались те части костюма, через которые злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности - охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека. Вышивка выполнялась в основном нитками красного цвета и всех его оттенков, ему придавалось особое значение.
Вышивка на одежде, её символические узоры связывали человека с окружающим его миром природы, добрым и злым, хорошо знакомым и всегда новым для него.
Произведения народного декоративного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красотой. В наше время в вышивании прекрасно соединяются традиционное и современное творческие начала. Нынешние мастера используют старинные швы, а также создают новые декоративные швы и композиции.
Композиция - это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.
Форма и содержание зависят:
-
от того, какие швы будут использованы;
-
от назначения изделия;
-
от расположения узора на изделии;
-
от выбора цвета для его выполнения.
От характера и расположения композиции зависит выбор орнамента.
Орнамент - последовательное повторение отдельных узоров или целой группы.
Повторяющиеся элементы в орнаменте называются раппортом.
При выполнении орнамента используют следующую технику вышивки: счетные швы, крест или полукрест, счетную гладь, роспись, гобелен и др.
-
Практическая работа.
Используя образцы орнаментов, выполнить зарисовку орнамента на листе в клетку красным фломастером или красным карандашом.
-
Итог урока.
Экспресс-просмотр завершенных работ и оценивание. Уборка рабочих мест.
5. Домашнее задание: дополнить рисунок другим цветом.