Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Данный словарь предназначен для самостоятельной работы студентов. В словаре собраны основные термины, встречающиеся в лекциях-презентациях для студентов специальности "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы", обучающихся в Бобровском филиале Уральского колледжа строительства, архитектуры и предпринимательства. Словарь красочно иллюстрирован, с ним легко работать. В словаре содержится информация о видах декоративно-прикладного и народного искусства, по истории и стилистике народных ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусствуПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «УРАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА, АРХИТЕКТУРЫ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» БОБРОВСКИЙ ФИЛИАЛ

(«ГАОУ СПО СО «УКСАП» БОБРОВСКИЙ ФИЛИАЛ)





УТВЕРЖДАЮ
Зав.филиалом: _________ / Василенко Т.В. /
«___»____________ 2013 г.






СЛОВАРЬ

«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»



Разработчик: преп.Бобровского филиала

УКСАП

Дёгтева Т.А.


2013г.


А

Абрамцево-кудринский промысел - художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце 19 в. в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Возникновение промысла тесно связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сел Хотькова, Ахтырки, Кудрина, Мутовки.

Б

Белая гладь - технология вышивки белым шёлком или хлопком по шёлку, хлопку и батисту. Традиционный рукодельных промыслов, распространённых в Ивановкой и Владимирской губерниях (ивановская белая гладь, владимирская, мстёрская гладь и т.д.).

Береста - наружная часть коры березы. Сухой перегонкой получают деготь. Береста идет на изготовление коробов, корзин и т. д.

Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Богородский промысел - БОГОРОДСКАЯ РЕЗЬБА, народный промысел игрушек и скульптуры из дерева (вероятно, с 16-17 вв.) в с. Богородское, ныне Сергиев-Посадского р-на Московской обл. Из детально проработанных фигурок людей и животных (неокрашенных и окрашенных) часто составляются композиции на сюжеты басен и сказок. В нач. 20 в. основана артель (с 1960 Богородская фабрика художественной резьбы). Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Бурак - цилиндрическая ёмкость из бересты для хранения продуктов питания и бытовых мелочей; замечено, что шведское «Bark» - банка, коробка, похоже на наше «бурак», что указывает на иностранное происхождение слова. В русском языке берестяные ёмкости так же называют туесами.

В

Витраж - (франц. vitrage, от лат. vitrum - стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи в окнах (напр., в готических соборах) создают игру окрашенного света в интерьере.

Вологодский промысел - ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО - один из видов русского кружева, распространенный на территории Вологодской области. Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, так называемых коклюшках. Узоры выполняются плотной непрерывной и плавно извивающейся полотнянкой; выступают на фоне ажурной «решетки», украшенных розетками и звездочками. Тематически преобладают растительные мотивы, изображения фантастических птиц - пав, сказочных петухов и др. В основном вологодское кружево используется для отделки белья, нарядных съемных деталей одежды (воротнички, жабо, шарфы, перчатки), салфеток и т.п. Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Г

Гжель - (гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость - деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бохтеево, Новохаритоново, Володино, Кузяево. В настоящее время изделия производят в тридцати селах и деревнях бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь».

Гобелен - (франц. gobelin) - тканая картина из безворсового материала, первоначально - изделие королевской мануфактуры в предместье Парижа Сен-Марсель, основанной в 1662 году на месте мастерской семьи известных с 15 века красильщиков Гобеленов, по имени которых этот вид тканых картин получил свое название. Гобелены выполнялись цветными шерстяными и шелковыми нитями (иногда золотыми и серебряными) по рисункам (картонам).

Гусь Хрустальный - Посёлок (Гусская волость) упоминается в документах XVII века. В 1756 купцы Мальцовы в урочище Шиворово на реке Гусь начали строительство стекольной мануфактуры, давшей начало известному бренду Гусевской хрустальный завод и, собственно, название самого города «Гусь-Хрустальный» - родина известнейшего промысла по производству хрустальных и стеклодувных изделий.

Д

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro - украшаю) - раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.

Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Дымковский промысел - ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию - игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.

Е ЁСловарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Елецкий промысел - ЕЛЕЦКОЕ КРУЖЕВО, вид русского кружева, которое плетется на коклюшках. Существует с нач. 19 в. Центр - г. Елец (ныне Липецкая обл.). Отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона. В 1960 основан Елецкий комбинат художественных изделий (художники П. Г. Петрова, В. И. Григорьева).

ЖСловарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Жостовский поднос - Жостово - деревня в Мытищинском районе Московской области, известная художественным народным промыслом - изготовлением расписных подносов из жести (жостовская роспись). Входит в городское поселение Пироговский.

З

Златоустовский промысел - Златоустовская гравюра на стали зародилась в 1816 - 1817 годах. Искусство Златоуста впитало богатейшие традиции русских и западно-европейских оружейников ХVII-XVIII веков, однако скоро уральские граверы создали свой самобытный стиль декорирования оружия. Кроме оружия в технике гравюры в Златоусте изготавливают посуду, сувенирные изделия, предметы интерьера.Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Золотное шитьё - Лицевое золотное шитье пришло к нам из Византии во времена принятия христианства. Древняя Русь, издавна связанная с Византией дипломатическими и торговыми договорами, была одним из мест, куда в течение столетий поступали из Византии памятники ее искусства. Шитые золотом византийские ткани, или «паволоки», были известны на Руси еще в дохристианские времена. В России существует два известнейших золотошвейных промысла - Торжокский (г.Торжок) и Сергиевопосадский (г.Сергиев Посад).Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

И

Изразец - ИЗРАЗЦЫ - керамические плитки, предназначенные для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий. Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие глазурью (ценинный изразец), не иметь покрытия (терракотовый изразец). Обратная сторона изразца имеет вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. Изразцы были известны с 8 века в странах Европы, но широкое распространение получили 15-16 веках. В Германии, Нидерландах, Швейцарии были известны главным образом белые изразцы с синим рисунком. В России изразцы использовались также для отделки фасадов зданий. Облицовочные плитки без румпы на тыльной стороне называют кафелем.Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Инкруста́ция (позднелат. incrustatio - букв. покрытие корой) - украшение изделий узорами и изображениями из дерева, кусочков камня, керамики, металла, перламутра и цветных камней, которые накладываются на поверхность и отличаются от неё по цвету или материалу.

Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Интарсия - метод, при котором элементы мозаичного набора врезаются в толщу основы.

К

Казаковский промысел - Один из древнейших видов художественной обработки металла - скань (от древнерусского - свивать), или, как еще называют эту разновидность ювелирной техники - филигрань (от итальянского filigrana, в свою очередь это слово происходит от латинского слов filum (нитка) и granum (зерно), поскольку узор иногда выполняется не только из витой проволоки, но из мельчайших металлических шариков).

Каслинский промысел - КАСЛИНСКОЕ ЛИТЬЕ, производство художественных изделий из чугуна - садовой мебели, решеток, надгробий, скульптуры, бытовых предметов - на чугунолитейном заводе в городе Касли. При их производстве используются сложные технологии формовки и отливки изделий с их последующей ручной чеканкой. Завод был заложен в 1747 Яковом Коробковым, а уже в 1752 перекуплен Н. Н. Демидовым (см. Демидовы). Завод, войдя в Кыштымский горный округ, специализировался на выплавке чугуна и производстве полосного железа. В начале 19 в. чугунолитейное производство в Каслях было приобретено купцом 1-й гильдии Л. Расторгуевым, и с этого времени здесь начинается производство художественных изделий. Уже в 1830-е гг. Касли становятся известны как центр отливки высокохудожественных решеток, оград, половых плит с орнаментальными рельефами, а также надгробных памятников.Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусствуСловарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Камея - разновидность геммы, ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине.


Каргопольский промысел - КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА, русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области. Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове - деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды - печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, ее возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Керамика (греческое - гончарное искусство, от слова keramos - глина) - это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками.

Красносельский промысел - ювелирный промысел (с.Красное, Московская обл.), получивший развитие уже в конце XIX в. и охвативший тысячи кустарей, всегда работал на широкий круг заказчиков. Поэтому здесь выпускали и дешевые украшения (броши, серьги, кольца), и уникальные заказные вещи (кубки, вазы).Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству


Кубачи - в переводе с аварского «кольчужники»; КУБАЧИ, поселок городского типа в Российской Федерации, Дагестан, в 77 км от ж.-д. ст. Мамедкала. 1,7 тыс. жителей (1991). Центр народного искусства, художественной обработки металла: ювелирные изделия, шашки, кинжалы, бытовые предметы, покрытые сложным и тонким растительным орнаментом (чернь, золотая и серебряная насечка и пр.). В 1923 основная артель (ныне комбинат) «Художник» (художники А. Ахмедов, Т. М. Кишев, Р. А. Алиханов).Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Кунгурский промысел - КУНГУРСКИЙ КАМНЕРЕЗНЫЙ ПРОМЫСЕЛ, один из центров резьбы по мягкому поделочному камню в Прикамье. В 1932 в г. Кунгуре организована камнерезная артель, мастера которой производили сувенирную продукцию из гипсового камня - мелкую анималистическую пластику, пудреницы, шкатулки, броши, рамки для фотографий.

Л

Лаковые промыслы - ЛАКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ, изделия из дерева, папье-маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Со 2-го тыс до н. э. известны китайские лаки художественные - расписные, резные; к ним близки лаки художественные Кореи, Японии, стран Индокитая. Лаки художественные появились в России в 18 в., а в 19 в. - народные промыслы росписи маслом по лаку (Федоскинская миниатюра, Жостовская роспись). В настоящее время развилось тончайшее искусство темперной миниатюры на лаковых изделиях (Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра). Декоративная и станковая живопись цветными лаками по лаку развита во Вьетнаме и Лаосе. Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Ломоносовский (холмогорский) промысел - Более 400 лет живет уникальное искусство холмогорской резьбы по кости. С давних времен северяне добывали в полярных морях тюленей, "рыбий зуб", моржовую кость, собирали по берегам Ледовитого океана ископаемую мамонтовую. Для нужд косторезов привозили из-за границы дорогую слоновую. В руках искусных мастеров становилась похожей на благородную простая трубчатая коровья кость (цевка). Кость обрабатывали (резали) по всему Северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга. Однако центром косторезного промысла стали Холмогоры - родина великого Ломоносова.Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

М

Маркетри - МАРКЕТРИ (франц. marqueterie) - вид мозаики из фигурных пластинок фанеры, различных по цвету и текстуре, которые наклеиваются на основу. Иногда маркетри изготовляют из слоновой кости, перламутра, металла. Маркетри применяется при изготовлении мебели, бытовых предметов, а также панно. Наивысшего расцвета искусство маркетри достигло в 17-18 веках во Франции и Германии. Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусствуСловарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum - (произведение) посвящённое музам) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого выполняются в виде набора и закрепления на поверхности изображений из деталей различных пород древесины.

Михайлоский промысел -Единственное в России цветное кружево издавна плетут в старинном городе Михайлове. Из белых и цветных нитей мулине мастерицы с помощью деревянных палочек (коклюшек) создают узоры, радующие глаз красочностью и богатством фактуры. Это кружево своеобразно. В нем нет цветочных и растительных мотивов, широко распространенных в других регионах России - изобразительные мотивы геометричны.Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Муранское стекло - стеклодувный промысел на острове Мура́но (итал. Murano) - один из крупных островов Венецианской лагуны. Находится в 2-х километрах к северу от острова Риальто.

Н

Народный художественный промысел - традиционное ремесленное производство предметов быта, находящееся в непосредственной близости от источника сырья производства. Развивается на основе сохранения традиций народного искусства, сложившихся в той или иной местности.Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Нижнетагильский лаковый промысел - Тагильские расписные подносы - одно из самых главных ремесел Урала. Это направление возникло еще в середине XVIII века на заводах Демидовых в Невьянске и в Нижнем Тагиле. Вскоре расписные подносы получили известность по всему миру. Их приносили в дар князьям, царям и европейским королям. В Нижнем Тагиле сформировались целые династии мастеров по росписи металлических изделий: Худояровы, Дубасниковы. Их работы сегодня хранятся в российских музеях, часть находится в частных коллекциях.

О

Опошня - Гончары на территории современного села Опишни (Опошни) на Полтавщине появились несколько тысяч лет назад. Теперь Опишню считают столицей украинского гончарства. Слава гончаров, которые проживают в этом поселке, ширится далеко за пределы Украины. К основным группам опишнянских изделий относятся поливанная рисованная посуда (горшки, кувшины, миски, дзбанки, кувшины, бочонки), расписанная в технике рожкованич или фляндривки, преимущественно растительным орнаментом; фигурная посуда (стилизованные изображения животных: львы, бараны, быки) слеплена из гончарных деталей; расписанная или украшенный фактурным лепным декором и цветными поливами, игрушки и мелкая скульптура, слепленная от руки.Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

П

Пардаги - грузинские безворсовые ковры, аналогичные по технике исполнения грузинским пардаги, ткутся по всему Кавказу: в Азербайджане это «килим», в Армении - «карпет», у курдов - «ямани». Их отлично знают во всем мире - специалисты даже по рисунку и свойствам ткани определят не только район, но часто и деревню, где тот или иной ковер сделан.Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Пиротипия - от греч. «pyro» - огонь, «type» - буква, штамп - дословно «огненная печать».

Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусствуСловарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Пирография - от греч. «pyro» - огонь, «grufos» - писать, дословно «огненный рисунок, надпись».

Полхов-Майданский промысел - ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ, производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородской области. Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи. С середины 19 в. в селе Полховский Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая реализовывалась на ярмарках. С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Р

Ростовская эмальерный промысел - РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ, русский народный художественный промысел; существует с 18 в. в г. Ростов (Ярославская обл.). Миниатюрные изображения выполняются прозрачными огнеупорными красками на медных изделиях, покрытых эмалью (образки, с сер. 19 в. портреты, пейзажи). Фабрика «Ростовская финифть» изготовляет ювелирные изделия, сувениры с декоративными изображениями цветов, пейзажей.Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

С

Семёновская матрёшка - Хотя матрёшка давно завоевала репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии. Комплекты фигурок-божков были популярны в Японии. И вот в конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Японская фигурка совершила своё путешествие в Россию и была встречена с интересом токарем Василием Звёздочкиным. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад - это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным.Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Сергиево-Посадская матрёшка - Первая матрёшка появилась в России в конце XIX века. Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девушку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и чёрным петухом в руках. Выточил её в московской мастерской-магазине «Детское воспитание» токарь В.П. Звёздочкин, расписал Русские напёрстки известный художник С.В.Малютин. Считается, что прообразом матрёшки послужила фигурка японского святого Фукурумы, которая случайно попала в семью А.И. Мамонтова. Но, несмотря на это, настоящей родиной матрёшки стал подмосковный Сергиев Посад - крупнейший центр по производству игрушек в России. Троице-Сергиев монастырь был центром художественных ремёсел Московской Руси. По преданию сам Сергий Радонежский, основатель монастыря, резал игрушки и одаривал ими детей. Промысел художественной обработки дерева существовал в этом районе с XVI века, игрушки, сделанные народными умельцами, забавляли ещё русских царевичей.Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Сколотень - Сколотень - это берестяной цилиндр, снятый со ствола березы целиком. Разумеется, снять его можно только с поваленного дерева.

Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Скопинский промысел - СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА, гончарные изделия (главным образом кувшины, подсвечники, мелкая декоративная скульптура), вырабатываемые в г. Скопин (Рязанская обл.) - давнем центре народного гончарного ремесла. Формовалась на ручном станке из многих частей, украшалась орнаментом, цветными поливными глазурями. В 1934 основана артель, в 1976 - Скопинская фабрика художественной керамики.

ТСловарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Таволожский промысел - В 15 км. от г.Невьянска (Свердловская обл.) вдоль реки Нейва расположена деревня старообрядцев Верхние Таволги. В деревне проживает 180 человек. В этом районе почва очень богата красной глиной, наверно поэтому в этом районе так распространено изготовление изделий из глины.

Тобольский промысел - ТОБОЛЬСКАЯ РЕЗНАЯ КОСТЬ, изделия русского народного художественного промысла. Резьба по кости известна в г. Тобольск с нач. 18 в. Промысел развивается со 2-й пол. 19 в. В 1933 основана артель «Коопэкспортсбыт», с 1960 Тобольская фабрика художественных косторезных изделий. Скульптурные миниатюры (главным образом сцены из жизни народов Севера). Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Торжокский промысел - ТОРЖОКСКОЕ ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ, русский народный художественный промысел, известный в Торжке с 13 в. Характерен растительный орнамент, выполненный золотыми и серебряными нитями по сафьяну (обувь), бархату, сукну (костюм, облачения). В 1960 году образована фабрика имени Восьмого марта, вышивает знаки различия для Российской армии, эмблемы, сувениры. ТОРЖОКСКОЕ ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ - вид традиционной русской золотной вышивки, получивший широкое развитие в городе Торжок Тверской губернии и сохранившийся до настоящего времени в форме традиционного художественного промысла. Вышивальный промысел сложился в Торжке в 18 веке на основе местной традиции, уходящей своими корнями в русское средневековье. Наибольшее развитие промысел получил во второй половине 18 - первой половине 19 столетия. Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

У

Уэленский промысел - Чуко́тская резна́я кость - вид народного искусства, издавна распространенный у чукчей и эскимосов северо-восточного побережья Чукотского полуострова и островов Диомида; пластически выразительные фигурки животных, людей, скульптурные группы из моржового клыка; гравированные и рельефные изображения на моржовых клыках и бытовых предметах.Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Унцукульский промысел - Селение Унцукуль известно как центр художественной насечки металлом по дереву. Это очень редкая разновидность художественного ремесла..Унцукульские мастера, в основном, для инкрустации медью, мельхиором, серебром, применяли дерево твердых пород. Кизиловая и абрикосовая древесина распаривалась на огне и принимала нужную форму и прочно удерживала кусочки инкрустации. В унцукульских изделиях орнамент играет чрезвычайно важную роль.Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Ф

Фарфо́р (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур) - вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук.

Фаянс (фр. faience, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью.

Филигрань (скань) - один из древнейших видов художественной обработки металла. Название филигрань происходит от двух латинских слов - "филюм" (нить) и "гранум" (зерно). Слово "скань" древнеславянское и означает свить, скрутить. И то и другое названия указывают на особенность этого вида обработки металла.

Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Филимоновский промысел - ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА, русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960-х гг. последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Промысел игрушки возник в середине 19 в. в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с 16 в. производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

Финифть (ЭМАЛЬ) - (франц. email, от франкского smeltan - плавить), техника, применяемая в ювелирном искусстве, а также сами изделия с такой техникой. Эмали используются для украшения золотых, серебряных и медных изделий, стекла, керамики. Техника эмалей может быть холодной (без обжига) или горячей, при которой окрашенная окислами пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой.

Фьюзинг - Фьюзинг (Fusing, от англ. Fuse - «спекание, плавка») - относительно новая технология изготовления витража. Фьюзинг - техника спекания стекла в печи, в таком витраже отсутствуют металлические соединения между стеклами, стекло спекается в печи при температуре 800 °C и становится однородным, вплавляется друг в друга. Применяется, например, для изготовления межкомнатной перегородки или раздвижных дверей в помещении. Технология берёт своё начало в 1990 году. Первый фьюзинговый витраж был сделан в Германии, где и получил наибольшее распространение. «Фьюзинг» продолжил многовековую технику горячей эмали, позволив отказаться от металлической пластины-основы.Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Х

Хохлома - ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Ныне фабрика «Хохломской художник» (с. Семино Ковернинского р-на) и производственное художественное объединение «Хохломская роспись» (г. Семенов Нижегородской обл.). Название происходит от с. Хохлома (Нижегородская обл.). Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.Словарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

ЧСловарь по Декоративно-прикладному и народному искусству

Чертозианская мозаика - БЛОЧНАЯ МОЗАИКА - это один из видов мозаики по дереву. Древний Восток считается родиной блочной мозаики. Такая мозаика известна как чертозианская (от названия монастыря Чертоза Павийскал (Италия), где процветало это искусство).

Ш

Шликер - (нем. Schlicker), Тестообразная масса из смеси тонко размолотых силикатных материалов с водой. Используют при изготовлении фарфоровых, фаянсовых и других керамических изделий.

Шпон - (нем. Span, Spon), тонкие листы древесины, получаемые на лущильных, шпонострогальных или фанеропильных станках. Применяется в производстве фанеры, для облицовки изделий из древесины и древесных материалов и т. д.


12


© 2010-2022