Исследовательская работа по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Новосокольники».

Школьная научно-практическая конференция





Исследовательская работа по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству


Декоративная разделочная доска под Хохлому.




Автор: Вилков Александр,

11 лет, 5«А» класс средней

школы №1 г. Новосокольники

Руководитель: Копылова Г. А.

учитель ИЗО 5 «А» класса




.


Оглавление


  1. Введение…………………………………………………………………………

  2. Историческая справка……………………………………………………….

  3. Выбор росписи…………………………………………………………………..

  4. Инструменты и материалы………………………………………………..

  5. Конструирование……………………………………………………………..

а) процесс изготовления…………………………………………………………

б) конструкция……………………………………………………………………

7. Порядок изготовления и росписи………………………………………

8. Экономический расчет……………………………………………………….

9. Реклама…………………………………………………………………………..

10. Анализ изделия………………………………………………………………..

11. Использованная литература………………………………………………

12. Приложение…………………………………………………………………..

13. Оценочный лист………………………………………………………………










ВВЕДЕНИЕ


Цель моей работы познакомиться с народными промыслами, а более подробно с одним из них.

Я поставил перед собой задачи:

  • Познакомиться с историей народных промыслов

  • Совершенствовать графические навыки

  • Развивать свой художественный вкус, творческую фантазию

  • Изготовить декоративную разделочную доску и расписать ее узорами одним из видов народной росписи.

Прежде, чем я взялся за изготовление декоративной разделочной доски я познакомился с тем, что такое декоративно-прикладное искусство. Узнал, какие виды народных промыслов существуют.

Я считаю, что выбранная мной тема актуальна, т.к. кухонная разделочная доска нужна всегда, она является украшением интерьера кухни. После того, как я выбрал тему, я должен сделать заготовку разделочной доски, расписать ее, а также написать пояснительную записку. Мое изделие соответствует всем требованиям. Я считаю, что моя поделка простая и доступная моим умениям. Она должна быть экологически чистой. Я хочу, чтобы декоративно-разделочная кухонная доска была красивой, небольшой и вписывалась в интерьер моей кухни.
























ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА


«Что побуждало людей придавать обыденным, полезным вещам «домашней утвари», посуде, мебели прекрасные формы, яркую расцветку, затейливую резьбу, что вообще побуждало людей украшаться и украшать?» И сам отвечал: «Стремление к совершенству формы…

Людям, работающим над изменением вещества, материи, доступна величайшая из радостей - радость творцов нового, необыкновенного».

М. Горький

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают.

Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство. И наша задача передавать это наследство из поколения в поколение, от прадедов - дедам, от дедов - к отцам, от отцов - детям, от детей - внукам и т.д.

Время идет, оно меняет многое вокруг нас. Появились компьютеры и сотовые телефоны, люди летают в космос и опускаются на дно океана. Но по прежнему улыбаются нам веселые матрешки, малыши возят за веревочку деревянных лошадок, радуют глаз расписные глиняные «барыни» и свистульки.

Разошлись по всему свету изделия народных мастеров. Лаковые шкатулки с миниатюрной живописью из поселков: Палех, Гжель, Дымково. Расписанные яркими букетами металлические подносы из села Жостово. Снежно-белые кружева вологодских и кировских мастериц. Золотые, украшенные огненными травами. Хохломские ложки и чашки. Красочные полхов-майданские матрешки. Большинство этих изделий люди обычно дарят на память друг другу, гостям, приезжающим к нам из-за рубежа.


Познакомился с адресами народных промыслов.

Исследовательская работа по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству

Поговорим подробнее о Хохломской росписи.

Посмотрите! Вот так чудо;

Золоченая посуда!

Для красы и для души

Разрисованы ковши,

Расписные чашки, ложки,

Удивительные плошки.

На посуде - завитки,

Листья, ягодки, цветки!

Черным, золотым и красным

Роспись сказочно прекрасна.

Называется она

Золотая Хохлома!

Есть у нас в России сказочно красивые края, - там, где протекает великая русская река Волга, среди густых лесов стоит село Семино - Родина Хохломской росписи. «Золотая роспись деревянной посуды появилась на Руси давно, в 16 веке. 400 лет простые деревянные миски превращаются в «золотые» без использования драгоценного металла. Она настолько прекрасна, что по всему свету ходят о ней легенды.

Послушайте легенду.

Когда-то давным-давно сбежал от царской немилости в леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе из дерева избу, смастерил лавки, стол, полки. Дошло дело и до посуды. Из дерева же вырезал он себе ложки, чашки, плошки. Прилетели к нему птицы, он кормил их пшеном. Когда жар-птица улетала, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась посуды - и стала посуда золотой.

Никто жар-птицу ту не видел, потому и рисует ее каждый мастер по -своему.

Кроме птиц нарисованных, вырезают и посуду в виде птиц: чаши, ковши, братины.

Братина - это большая чаша, которую участники пира передавали за столом по кругу, как бы братились при этом. А в виде птиц, потому что считалось, что она приносит счастье, удачу.

Кроме птиц, очень любят хохломские мастера рисовать различные ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.

А вот и еще одна легенда:

Жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил он мастерство, но больше любил он вольную жизнь. Поэтому он покинул царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом, т.е. рисовать. Мечтал он о таком искусстве, которое бы стало родным всем, как русская песня. Так и появились первые чашки, украшенные пышными цветами и тоненькими веточками. Писал художник свои травы красным, черным, золотым, которые иконописцы применяли для росписи икон. Эти цвета придавали посуде праздничный вид. Научил мастер своему ремеслу и местное население. И стали люди зарабатывать на кусок хлеба своим промыслом. В одном селе посуду точили, а в другом расписывали, а потом везли свою красоту в село Хохлома, где ее и продавали. Вскоре посуда стала самой любимой в народе, и начали называть ее хохломской. Слава о художнике разнеслась по всей земле. Многие стали рубить себе избы и селиться рядом. Дошла слава великого мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти и вернуть беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер об опасности, собрал односельчан и раскрыл перед ними секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как не искали, нигде и не нашли. Исчез художник, но труд его не исчез.

- Из чего же делали мастера-умельцы хохломскую посуду?

Для этой цели в лесу срубали дерево (липу), распиливали на чурбачки, которые хозяин передавал в руки малолетним сыновьям. Сыновья снимали кору, работая топориком, превращая их в баклуши. Баклуша - это грубая заготовка для чашки, т.е. «топорная» работа. Отсюда и вышло выражение - «бить баклуши», т.е. делать легкую работу. А затем мастер долго ее обтачивал, шлифовал.

  • Золотая Хохлома - яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.

  • Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Впоследствии, когда на рынках появилась дешевая металлическая и фаянсовая посуда, необычная окраска семеновских изделий обеспечивала их популярность и сбыт

  • Так в XIX в. хохломскую посуду можно было встретить в любом уголке России, а также в Персии, Индии, Средней Азии, США и Австралии. После Всемирной выставки 1889г. в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий.

  • В 1916г. в г.Семенов была открыта Школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой во главе с Г.П. Матвеевым организовали небольшую артель (1931г.), переросшую впоследствии в крупное производственное объединение Ордена "Знак Почета" "Хохломская Роспись".

У хохломской росписи 3 признака:

  1. В цветовое оформление обязательно входят - черный, красный, золотой цвета.

  2. Орнамент всегда растительный.

  3. Листья узкие с завитками или широкие, зеленые в сочетании с черным и золотым.























ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ


Дерево - один из наиболее распространенных материалов, используемых для изготовления разделочной доски. Лучше подойдут: береза, липа, клен, т.к. эта древесина не имеет горьковатого привкуса, ведь мы будем использовать ее для резания хлеба, овощей и других продуктов. Хуже подойдут сосна, ель. Нельзя использовать осину. Кроме того березу,, особенно липу использовали народные умельцы для изготовления посуды..

Для росписи я использовал следующее оборудование:

  • Карандаш

  • Разделочная деревянная доска

  • Гуашевые краски

  • Кисточки

  • Вода

  • Ластик

  • Лак для покрытия поверхности доски



























КОНСТРУИРОВАНИЕ


1.2. Процесс изготовления


ОПИСАНИЕ:

  • Вытачивание на токарном станке белой деревянной посуды - так называемого «белья»

  • затем следует грунтовка - покрытие жидким раствором глины или синтетическим грунтом

  • далее идет лужение серебром, оловом, а в настоящее время алюминием

  • изделие становится гладким, блестящим, готовым для росписи

  • нанесенная роспись закрепляется сушкой в печи

  • изделие лакируют и подвергают "закалке" или горячей сушке, в зависимости от состава лака

Готовые изделия, вынимаемые из печи, сияют золотистым солнечным блеском. Они прочны, легки, красивы, не боятся ни жару, ни стужи.

Исследовательская работа по изобразительному и декоративно-прикладному творчествуИсследовательская работа по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству

Фото готовых изделий











1.3. Конструкция Роспись изделия.


Исследовательская работа по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству

Мною изготовлена доска из липы и не одна, поэтому выше фото не моей доски, но элементы узора я подсмотрел именно здесь.

Типы орнамента «верхового» письма

Роспись «под фон». Начинается с прорисовки листьев и цветов, затем фон заливается краской - чаще чёрного цвета.

По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов.

Поверх закрашенного фона делаются «травные приписки».

«Травная» роспись. Напоминает привычные травы: осоку, луговик.

Орнамент пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками.

Роспись «под листок» или «под ягодку»

Техника «Кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской.


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И РОСПИСИ.


№п\п

НАИМЕНОВАНИЕ, ОПЕРАЦИЯ

ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

ИСТРУМЕНТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

1.

Изготовление изделия по предварительной схеме.

- выпиливание из целого куска фанеры при помощи лобзика

- обработка выпиленного куска наждачной бумагой

Лобзик, фанера, наждачная бумага

2.

Набросок рисунка узора карандашом

Использую образцы росписи

Карандаш, резинка

3.

Роспись фона

Цвета: черный, желтый, красный

Акварель, гуашь, кисть №2,3

4.

После высыхания фона расписываю выбранные элементы узора росписи

Роспись птицы, травки, ягодки

Акварель, гуашь, тонкая кисть №1

5.

Покрытие изделия лаком, сушка изделия

Акриловый лак, толстая кисть

Исследовательская работа по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству




Экономический расчет.


Передо мной стоит задача сформировать цену своего изделия.

Ц.и.= Пс+П+НДС, где

Ц.и. - цена изделия;

Пс - полная себестоимость;

П - прибыль;

НДС - налог на добавленную стоимость.


  1. Рачет полной себестоимости.

Пс=Пз+Кз, где

Пз - производственные затраты;

Кз - коммерческие затраты.


  1. Расчет производственных затрат.

-материальные затраты

-заработная плата

ЕСН (единый социальный налог)

-накладные расходы

-потери от брака

Расчет материальных затрат.

№ п\п

Наименование материалов

Единицы измерения

количество

Цена за 1 единицу

стоимость

1.

Фанера из липы, краски (акварель, гуашь),

лак

450 см2

100г.

1

-

15 р.

10 р.

15 р.

5 р.

10 р.

ИТОГО………………………………………………………………30 р.

1.3. Расчет заработной платы.

- расчет трудоемкости

В=П+О+З, где

В-время;

О - основное;

З - заключительное.

В = 24

Берем заработную плату по тарифу 10-го разряда.

1064 р. За месяц.

Расчет стоимости 1 часа по тарифу.

1064:160=6,65 р.

Расчет з/п за 1 ч х кол-во часов=6,65 х 24=169,9 р.

Расчет ЕСН (35,6% от заработной платы)=169,9:100х35,6=61,5 р.

Расчет наклодных расходов (80% от з/п)=169,9:100х80=136 р.

Потерь от брака нет.

ИТОГО производственные затраты=30+169,9+61,5+136=397 р.

1.3. Расчет коммерческих затрат.

(4-5% от производственных затрат)

Коммерческие = производственные : 100х4=17 р.

затраты затраты

ВСЕГО ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ=ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ+КОММЕРЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ=397+17=414 Р.





















РЕКЛАМА


«МАСТЕРСКАЯ КРАСОТЫ ЖДЕТ ВАС!»


ТОРОПИСЬ, НАЛЕТАЙ, ПОКУПАЙ.


Исследовательская работа по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству


Внимание!

Только сейчас и только у нас

Недорогие разделочные доски высокого качества.

Скажите, какую вы хотите доску!?

И мы поможем вам в приобретении такой красоты!


Обращайтесь к нам по адресу: г. Новосокольники, ул. Партизанская, 14.






АНАЛИЗ ИЗДЕЛИЯ


Я считаю, что сделанная мной доска по конструкции простая. Во время изготовления я изменил мотив Хохломского узора, внес свою идею, потому что были сложные для меня узоры хохломской росписи.

Декоративная доска экологически чистая и не будет загрязнять окружающую среду, т.к. она сделана из экологически чистых материалов.

Хорошо вписывается в интерьер моей кухни. При работе над проектом я узнал историю народных промыслов, приобрел навык рисования элементов хохломской росписи.


Исследовательская работа по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству











Использованная литература.


  • Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 304с., 16с.

  • Классные часы: 5 класс/ Авт-сост. А. В. Давыдова. - М.:ВАКО, 2008.

  • Изобразительное искусство. 5 кл.: поурочные планы по программе Б. М. Неменского/ авт.-сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2007.






































ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ


ОГЛАВЛЕНИЕ

ЗАМЕЧАНИЯ

ОЦЕНКА


1. Введение

  1. Историческая справка

  2. Выбор росписи.

  3. Инструменты и материалы.

  4. Конструирование.

а) процесс изготовления

б) конструкция и роспись

7. Технология изготовления

8. Экономический расчет.

9. Реклама.

10. Анализ изделия.

11. Использованная литература




ИТОГ:

Исследовательская работа по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству

17

© 2010-2022