Открытый урок Осенний пейзаж Настроение

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение №4


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр эстетического воспитания и образования детей»











Конспект открытого урока по теме:

«Осенний пейзаж «Настроение»»

(общеразвивающая программа «Композиция»)







Составитель: Галанцева Татьяна Геннадьевна,

преподаватель первой квалификационной

категории декоративно-прикладного отделения «Дизайн»









г. Кингисепп

2015 г.

Дата проведения: 29.09.2015г.

Место проведения: Центр эстетического воспитания и образования детей, кабинет №29

Предмет: композиция

Декоративно - прикладное отделение «Дизайн»

Количество детей: 12 человек

Возраст: 9-10 лет

Год обучения: 3 год обучения

Тема открытого учебного урока: «Осенний пейзаж «Настроение»».

Место в общеразвивающей программе: урок относится к широкой теме «Осень» учебного плана третьего года обучения. На изучение данной темы «Осень» в программе отводится 8 часов. Урок «Осенний пейзаж «Настроение»» находится в середине изучения темы «Осень» и опирается на знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Приобретенные знания и умения на этих уроках помогут глубже раскрыть понятие «Пейзаж» для его дальнейшего изучения.

Степень сложности занятия: средней степени сложности.

Цель урока: Раскрыть образный и содержательный смысл понятия "осенний пейзаж" через личное наблюдение и классические произведения русских художников - пейзажистов и выразить своё настроение в творческой работе.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с понятием «пейзаж» и многообразием форм и красок окружающего мира;

  • учиться находить красоту осенней природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день;

  • передавать красками яркие цветовые состояния природы;

  • показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение.

Развивающие:

  • развивать творческое воображение при изображении изменчивых состояний природы;

  • закреплять навыки работы различными материалами и техниками;

  • способствовать развитию вкуса и чувства цвета;

Воспитывающие:

  • формировать навыки организации учебной и творческой работы на уроке;

  • способствовать формированию навыков самостоятельности, ответственности, целеустремлённости в достижении результата;

  • воспитывать бережное отношение к природе и любовь к ней.

Тип урока: комбинированный

Форма организации работы: групповая работа с элементами индивидуальной работы.

Содержательные блоки учебного урока:

1 урок (40минут):

Вводная организационная часть (5 минут):

- сообщение темы;

- постановка цели учебного урока.

Основная часть (30 минут):

а) Теоретическая (15 минут):

- изложение нового материала;

- просмотр видеофрагмента (ПК)

- закрепление знаний

Физкультминутка

б) Практическая работа (15 минут):

Заключительная часть (5 минут):

-краткий анализ работ обучаемых;

-подведение итога первого урока

Перерыв 10 минут

2 урок (40 минут):

  • Вводная организационная часть (5 минут):

- сообщение темы и постановка цели и задач 2-го учебного занятия.

• Основная часть (30 минут):

а) Теоретическая (5 минут):

  • закрепление знаний (кратко);
    - изложение нового материала (просмотр видеофрагмента).

б) Практическая работа (25 минут):

- практическое выполнение работы
(индивидуальная форма работы).

• Заключительная часть (5 минут):

  • краткий анализ работ обучаемых воспитанников (выставка в
    классе);

  • подведение итога занятия.

Рефлексия.

- Что вас удивило и впечатлило?

- Что получилось?

- Над чем бы вам хотелось продолжить работу?

-Чему еще хотели бы научиться?

Планируемые ожидаемые результаты урока:

Созданы условия для развития творческого воображения при изображении изменчивых состояний природы, подбора колорита, настроения и мироощущения в пейзаже.

личностные

  • формируются навыки организации учебной и творческой работы: самостоятельность, ответственность и целеустремленность в достижении результата;

  • усиливается эстетическое чувство к природе через знакомство с пейзажным жанром изобразительного искусства;

метапредметные

  • закреплены навыки работы различными материалами и техниками;

  • созданы условия для развития творческого воображения, вкуса, чувства цвета;

предметные

  • познакомились с многообразием форм и красок окружающего мира через просмотр репродукций пейзажной живописи и видеоматериала;

  • расширилось представление о красоте и богатстве русской природы в разных её состояниях через беседу, просмотр репродукций и видеоматериала, практическую работу;

  • научились передавать яркие цветовые состояния природы и её настроение различными художественными материалами.

Способы проверки результативности:

  • беседа;

  • наблюдение;

  • итоговая выставка в классе, просмотр первого этапа работ и анализ.

Методы обучения:

• Словесный (теоретическая часть);

• Наглядный (демонстрация педагогом);

• Практический (демонстрация приемов работы: техника примакивания и техника лессировки, работы акварелью, гуашью).

На уроке использованы здоровьесберегающие технологии.

Материально - техническое оснащение занятия:

  • оборудованный учебный класс (6,5x7 м), который соответствует
    требованиям санитарно-гигиеническим норм;

  • классная доска, столы, стулья, шкафы;

  • мольберты для живописи, табуреты, стеллаж для выполненных
    работ;

  • персональный компьютер;

- наглядные пособия: репродукции работ художников,

- использование мультимедийной системы для показа репродукций:

Левитан И.И. "Золотая осень", "Осень. Долина реки"

Васнецов А.М. "Осенняя ветка", "Осень"
Волков Е.Е. "Осенний пейзаж"
Клевер Ю.Ю. "Осенний парк", "Осенний пейзаж."
Крыжицкий К.Я. "Золотая осень", "Осень"
Мясоедов Г.Г. "Осеннее утро"
Остроухов И.С. "В Абрамцевском парке", "Золотая осень", "Осенний пейзаж"
Поленов В.Д. "Золотая осень", "Осень в Абрамцево"
Саврасов А.К. "Осень. Деревушка у ручья"
Шишкин И.И. "Осень", "К осени", "Осенний лес", "Осенний пейзаж. Дорожка в лесу", "Осенний пейзаж. Парк в Павловске"

Для учащихся:

  • раздаточный материал, наглядные мультимедиа материалы;

  • художественные материалы: бумага ватман (А 3), краски акварельные, гуашевые, карандаши простые и цветные, пастель, баночка с водой, кисти, палитра.

Литература:

  1. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977

  2. Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004

  3. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М., Искусство, 1986

  4. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2006

Интернет ресурсы:

Галерея картин «Осень» palitra-ru.ru

Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Ход урока:
1 урок (40 минут):

• Вводная организационная часть: 5минут

Педагог: Здравствуйте, дети! Здравствуйте уважаемые, коллеги!

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Пейзаж» и выполним самостоятельную творческую работу.

Я предлагаю всем вам послушать дивную мелодию и окунуться в красоту русской природы.

Звучит мелодия А. Вивальди «Осень», на экране слайды презентации с изображением пейзажей.

а) теоретическая часть:

Педагог: Я уверена, что окунувшись в эту красоту каждый из вас испытал только теплые чувства, ощутил радость жизни!

Вопрос: У каждого из вас есть любимое время года? Чем оно вас привлекает?

(предполагаемые ответы детей:

- Осень привлекает яркой красотой и богатством цвета.

- Зима - привлекает свежестью морозного дня, белизной и пушистостью снега. Ведь снег только кажется белым, а сколько оттенков имеет снег.

- Весна - привлекает своей легкостью, свежестью красок, ощущением молодости.

- Лето - красиво цветущими растениями, насекомыми, красками окружающего мира).

Педагог: Есть мнение, что «человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов», давайте остановимся и мы в изумлении перед красотой и попытаемся раскрыть секреты на пути к изображению пейзажа. Но для начала вспомним, что это такое?

(предполагаемые ответы детей:

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения - природа).

Педагог: По характеру мотива пейзаж бывает очень разнообразен:

- Сельский. (ответы детей) Пейзаж считается сельским, если на нем изображены горы, поля, деревни с людьми.

- Городской. (ответы детей) В городском пейзаже показана жизнь города с его архитектурными элементами.

- Морской. (ответы детей) В морском пейзаже вода - основной элемент композиции, ее присутствие создает особую чарующую атмосферу.

- Панорамный. (ответы детей) В панорамном пейзаже мы наблюдаем вид, открывающийся вдаль.

- Пейзаж с изображением неба. (ответы детей) А здесь основной предмет изображения - небо.

- Пейзаж с изображением повседневной жизни. (ответы детей) В таких пейзажах мы сможем понаблюдать за повседневной жизнью людей в согласии с природой.

- Пейзаж с изображением животных. (Ответы детей) В пейзажах с изображением животных мы увидим естественную среду обитания их определенных видов.

Демонстрация иллюстраций (работа с ПК)

Педагог: Впервые пейзаж как самостоятельный жанр появился в 6-м веке, в Древнем Китае.

Китайский художник писал природу не для украшения комнат и не для иллюстрации текстов - его цель состояла в том, чтобы вызвать глубокие размышления. Картины на шелковых свитках хранились в драгоценных шкатулках и извлекались оттуда для того, чтобы неторопливо погрузиться в созерцание так же, как открывают поэтический сборник, чтобы погрузиться в чтение стихов.

Горы, вода, деревья и цветы были для китайских художников духовными символами. Они старательно их изучали и овладевали умениями изображать их с тем же совершенством, как и писать иероглифы.

Демонстрация иллюстраций (работа с ПК)

Педагог: Изображая природу, художник выражает и своё отношение к ней. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание.

Живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое внимание, будит душу. Такой пейзаж называется пейзажем «Настроение».

Вопрос: Какое настроение может быть у пейзажа? (Ответы детей)

Педагог: У природы, как и у любого человека, настроение может быть разным. Пейзаж может быть тревожным, грустным, спокойным, радостным.

Вопрос: С помощью чего мы можем передать настроение природы?

(Ответы детей: с помощью цвета)

Педагог: Вспомните о холодных и тёплых цветах, о тихих (глухих) и звонких. Они помогут вам создать пейзажи с разными состояниями.

Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

Вопрос: Какие характерные цвета и оттенки красок можно использовать при рисовании осеннего пейзажа?
(Ответы детей: желтые, золотистые, охристые, багряные, серые, охристо - коричне-ватые, бурые...)


Педагог: Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников.


Вряд ли кто-нибудь в нашей стране не слышал имени художника Исаака Ильича Левитана, блестящего мастера пейзажа. Его считают самым проникновенным русским художником - пейзажистом и самым значительным. Он обладал особой чуткостью в понимании состояний природы, они находили отклик в его душе.

Его картины то грустные, то радостны, то тревожные, говорят нам не только о красоте природы, но и о чувствах и настроениях художника. Он умел разговаривать с деревьями и облаками, слышал, как растет трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается небо.

Перед вами одна из известнейших работ И.И.Левитана "Золотая осень". Это пейзаж - настроение, в нем передано самое обычное состояние теплого осеннего дня, знакомого всем.

Оранжевым пожаром полыхает листва берез, она первая дает сигнал: осень! Все празднично, нарядно. Воздух до того прозрачен, что видны дальние дали: за зеленой пашней деревенька у самого горизонта, краски свежи, ярки, радостны. Небо синее - синее. И легкие прозрачные облака медленно проплывают. Речка тихая, «словно вылита из стекла». Ни ветерка, ни движения в листве деревьев. Все замерло, притаилось. Почему? Не перед дождем ли, холодными туманами, порой увядания, тоскливой, не золотой, а тусклой серой осенью? В левом углу картины видны на земле опавшие листья, и березка уже наполовину оголена. Так входят в картину тревожные мотивы грядущего увядания. Они чуть слышны, но они могут вот-вот зазвучать сильнее, а потом, обретая силу, заглушить кратковременное торжество золотой осени.

Вопрос:

- Перечислите оттенки, которыми художник написал осенние листья, траву, воду, небо? (ответы детей)

- Бывали ли вы в лесу или в парке в такую погоду? (ответы детей)

- Какое настроение создаёт эта картина? (ответы детей)

Педагог: Вот так очень образно поэт задал тему нашего урока, на котором мы рассмотрели лучшие произведения русских художников-пейзажистов. А также научимся передавать красками осенние яркие цветовые состояния природы, настроение.

Вопрос: Ребята, какие элементы в любом пейзаже являются главными? (земля, небо, вода, деревья)

Педагог: Правильно, чтобы уметь хорошо рисовать пейзаж, нужно прежде всего научиться рисовать эти элементы, иначе рисунок превратится в набор безликих декоративных пятен.

- Ни один жанр не открывает таких возможностей для экспериментирования, как пейзаж, поэтому не нужно бояться экспериментировать!

- Пейзажная живопись пространственна, поэтому необходимо учиться создавать эффект расстояния, т.е. не забывать о правилах перспективы.

- Главное в искусстве современных художников - простота, значит нужно учиться выполнять изображение просто и быстро.

- Умение ценить красоту приходит не сразу. Этому надо учиться с самого раннего детства. И если все люди на нашей планете научатся понимать и ценить красоту, то мир станет добрее, исчезнут войны, ненависть и злоба.

Мы постараемся создать настроение в осеннем пейзаже.

Физкультминутка. Упражнение для глаз. Мини - комплекс для мышц тела.

Педагог: А теперь мы выполним интересную творческую работу. Задание: Создать осенний пейзаж «Настроение».

Вначале вспомните, приходилось ли вам наблюдать природу рано утром или вечером, на закате. Опишите свои впечатления (зимой, летом, осенью, весной).

Задание надо начинать с изображения неба и земли, создавая красками только общую цветовую гамму (среду) - общее колористическое настроение.

Помните, что надо выразить состояние природы, передать настроение, а не перечислять предметы.

Практическая работа (15 минут):

Педагог контролирует работу каждого обучаемого, помогает скорректировать, если есть замечания. А если ошибки часто повторяются, то приостанавливает работу и обращает внимание всей группы на недочеты и на приемы их исправления.

•Заключительная часть (5 минут):
Педагог: Молодцы! А сейчас мы посмотрим, как движется наша работа над рисунками. Просмотр работ.

Перерыв 10 минут.
2 урок

Вводная организационная часть (5 минут):

Педагог: Уважаемые дети! Уважаемые гости! Мы продолжаем нашу работу. На прошлом занятии мы подробнее остановились на жанре изобразительного искусства «Пейзаж» и познакомились с понятием пейзаж настроение.

Пока фон подсыхает, вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке.

  1. Главное изображения пейзажа - это…

  2. Известный русский художник-пейзажист.

  3. Известная картина И.И. Левитана.

  4. Передача настроения с помощью… (цвета)

• Основная часть (30 минут)

Практическая работа (с перерывом на физкультминутку)
(25 минут):

Педагог контролирует работу каждого обучаемого, помогает скорректировать. Если есть замечания или ошибки часто повторяются, то приостанавливает работу и обращает внимание всей группы на недочеты, на приемы их исправления.

• Заключительная часть (5 минут):
Педагог: Молодцы! Заканчиваем работу. Мы начинали наш урок с вернисажа картин знаменитых художников, но у нас тоже есть свои звездочки. Буквально через минуту мы увидим их шедевры.
(Даю время разложить работы на столе и после этого совместно с детьми обсуждаем, что получилось)
Итог урока. Выставка работ учащихся и выставление оценок.

Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. Результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки. (Анализ творческой работы и выставление оценок каждому учащемуся)

Рефлексия.

- Что вас удивило и впечатлило?

- Что получилось?

- Над чем бы вам хотелось продолжить работу?

-Чему еще хотели бы научиться?

Мне хочется закончить сегодняшнюю встречу прекрасными словами писателя К.Г.Паустовского.

"В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием - не губите красоту вокруг себя".

Спасибо всем за урок!



Преподаватель ____________________ / Галанцева Татьяна Геннадьевна/

© 2010-2022