Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс КузинВ. С

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе: Программы для общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. .- М.: Дрофа, 2010.

Цели программы:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению,

ознакомление с особенностями работы в области декоративно - прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:

1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. №273;

2. Приказ Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

3. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

4. Учебный план МОКУ Малиновской СОШ на 2015-2016 учебный год;

5.Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

6. Образовательная программа МОКУ Малиновской СОШ;

7. Программы для общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. .- М.: Дрофа, 2010.

Сведения о программе:

Рабочая программа «Изобразительное искусство» в 7 классе общеобразовательной школы соответствует образовательной области «Искусство», составленной на основе обязательного минимума содержания основного общего образования, и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство.

Обоснование выбора программы:

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы учебного курса.

В содержание предмета входят эстетическое воспитание действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся.

В случае совпадения темы урока с праздничным днем , изучение этой темы будет объединено с последующей темой.

В основу программы вложены:

- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

- единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся;

- система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть.

Особенности региона, образовательной организации:

Дальний Восток. Амурская область. Малокомплектная сельская школа.

Возрастные особенности учащихся 7-х классов и их характеристика.

Среди актуальных потребностей подростков можно выделить следующие: потребность в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в самовоспитании, в психологической и эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса и др.
Можно отметить следующие противоречия в развитии личности старших подростков.
Первое противоречие - между исключительной сконцентрированностью подростка на собственной личности и насущной потребностью в общении со сверстниками.
Второе противоречие - между притязанием подростков на взрослость, самостоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых, отсутствием жизненного опыта.
Сосредоточенность на себе, своих проблемах выражается в том, что для формирующегося человека чрезвычайно важно внимание окружающих к его личности, их неравнодушное отношение к достижениям и удачам. Понимания, одобрения, восхищения ищет подросток у друзей и родителей. Эмоциональная зависимость от взрослых находит свое выражение в жажде глубокого понимания родителями, взрослыми. Таким образом, подростки очень нуждаются в общении с друзьями, в любви и понимании родителей, близких людей, во внимании окружающих людей к себе, в самопознании. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом под влиянием семьи и сверстников. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения.
Их основными особенностями можно считать следующие: скон­центрированность на собственной личности, стремление к самосто­ятельности, независимости, взаимоотношениям с противоположным полом.

В 7 классе обучаются 5 девочек, имеющие различные способности к изобразительному искусству.

Место предмета в учебном плане:

Рабочая программа рассчитана на 35 ч.(1 час в неделю), что соответствует примерной программе по изобразительному искусству основного общего образования и Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации.

Программа рассчитана на один год.

Формы организации образовательного процесса и технологии обучения:

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Метапредметные компетенции:

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями;

  • работа с разными источниками информации, стремле­ние к самостоятельному общению с искусством и художест­венному самообразованию;

  • культурно-познавательная, коммуникативная и соци­ально-эстетическая компетентности.

Межпредметные связи.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым темам;

- приобретению умения и навыков работы в различных техниках.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- индивидуальный

- контроль учителя

Формы контроля:

- наблюдение

- творческая работа

- самостоятельная работа

- тест.



Планируемы е результаты курса.

Знания и умения

К концу 7 класса учащиеся должны знать:

- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего времени;

- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

- особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита народного костюма и узора от национальных традиций искусства и быта;

- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью.

учащиеся должны уметь:

- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

- выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки,
эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особен­ности одного предмета с особенностями другого;

- пользоваться перспективой, светотенью, компози­цией и т. д. в процессе рисования с натуры и на темы;

- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;

- применять в рисунках выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образ­ной передачи действительности.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

Владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Изображение с натуры, а также по памяти и по представлению отдельных предметов быта, природы, деталей архитектуры, изделий народного творчества с национальным орнаментом, школьного оборудования и групп предметов (натюрмортов), развитие умения видеть их красоту.

Рисование с натуры, по памяти и по представлению фигуры человека, зверей, птиц. Архитектурные зарисовки.

Развитие умения передавать в рисунках конструкцию, пропорции, пространственное расположение, перспективное сокращение, объем, тональные отношения изображаемых объектов, а также художественную образность предметов. Использование цвета, как средства выражения переживания от встречи с прекрасным.

Задания:

а) рисование с натуры, а также по памяти (включая наброски и зарисовки);

б) выполнение с натуры натюрмортов, составленных из предметов быта, школьного оборудования, искусства, техники, спорта, природы (например, гипсовый орнамент и ваза с цветами, этюдник; ваза и яблоки на фоне драпировки; 3-5 предметов народных промыслов России - русский натюрморт и др.);

в) изображение с натуры фигуры человека, чучел зверей и птиц;

г) выполнение набросков и зарисовок с натуры, по памяти и по представлению с человека, птиц, зверей, рыб в движении; выполнение набросков и зарисовок с натуры, по памяти и по представлению с предметов быта, техники, искусства, школьного оборудования, находящихся в разных пространственных положениях;

д) выполнение графических и живописных упражнений.

Рисование на темы и иллюстрирование

Рисование на темы современности на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Выразительное изображение действия сюжета, персонажей, передача художественными средствами своего отношения к изображаемому.

Дальнейшее изучение композиционных закономерностей - формирование у учащихся умения передавать цельное сочетание всех частей рисунка с использованием изученных ранее средств (подчинение второстепенного главному, равновесие частей рисунка по массе, единство графических, тоновых и цветовых отношений и т. п.).

Обучение изображению многофигурной композиции в закрытом и открытом пространстве, сравнительной характеристике двух героев изобразительными средствами (контрасты большого и маленького, красивого и уродливого, динамичного и неподвижного, светлого и темного, теплого и холодного и т. п.).

Особое внимание обращается на развитие у учащихся умения самостоятельно выбирать и использовать художественный материал и технику работы этим материалом в зависимости от замысла рисунка.

Продолжается работа по углублению понимания детьми книги как синтеза искусств, единства в ней образности графических элементов и литературного текста (выполнение учащимися обложки, титульного листа, заставки, концовки, иллюстраций). Учащиеся знакомятся с условностями передачи пространства в книге и углубляют свои знания о творчестве ведущих художников-иллюстраторов.

Развитие воображения, фантазии у детей, умения передавать в рисунках художественный образ, последовательно вести работу над тематической композицией и иллюстрацией.

Задания:

а) рисование на темы: «Народный праздник», «Край в котором ты живешь», «Зарубежный друг»,»Мы охраняем памятники нашей Родины»,

б) иллюстрирование литературных произведений: М.Сервантес «Дон Кихот», Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта», А. Дюма «Три мушкетера», Д. Дефо «Робинзон Крузо»; сказки зарубежных писателей по выбору.

Декоративная работа

Дальнейшее развитие эстетических знаний и декоративного творчества учащихся средствами народного и современного декоративно-прикладного искусства происходит на основе углубления представления о народном искусстве как особом типе творчества в системе современной культуры. Систематизация знаний и умений в области русского народного декоративно-прикладного искусства, сформированных в предшествующих классах на уровне школ народного мастерства, промысла региона, в целом национального искусства. Формирование понимания тесной взаимосвязи национального и интернационального, взаимообогащение культур разных народов.

Система учебно-творческих заданий строится так, чтобы учащиеся активно включались в процесс усвоения элементов народной и культурной памяти, опыта народа в создании духовных ценностей, традиций. В соответствии с этим значительно расширяются представления о художественно-содержательном анализе произведений декоративно-прикладного искусства: вводятся новые разнообразные связи с трудовой деятельностью, бытом, природой, культурой, произведениями устного и музыкального народного творчества, свидетельствующие о глубоких общих закономерностях художественной системы.

Задания:

а) выполнение эскизов по мотивам национальных костюмов разных народов России;

б) выполнение эскизов архитектурных деталей и фрагментов в украшении русской северной избы;

в) выполнение эскиза декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи;

г) выполнение эскизов плакатов, обложек туристической схемы «Мы охраняем памятники нашей Родины»;

д) выполнение эскизов фирменных знаков промышленных изделий школьных мастерских, лицея, гимназии, колледжа; предприятий - шефов школы («Мы юные дизайнеры» и т. д.)

Лепка

Лепка фигуры человека.

Лепка тематических композиций на свободную тему.

Аппликация

Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основные темы бесед:

- красота вокруг нас;

- народ - творец прекрасного;

- изобразительное искусство зарубежных стран - сокровище мировой культуры;

- памятники искусства родного края;

- местные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

Учебно-тематический план


Раздел блока уроков

Кол-во часов

Многонациональное отечественное искусство

10

Изобразительное искусство зарубежных стран - сокровище мировой культуры

15

Труд в изобразительном искусстве

10




Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения изобразительного искусства ученик 7 класса к концу учебного года должен знать:

  • анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского и отечественного многонационального изобразительного искусства, памятники старины, народное творчество родного края;

  • отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; отличительные особенности мемориала;

  • систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности.

Учащиеся должны уметь:

  • видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;

  • в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;

  • изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты, человека, зверей и птиц с передачей их пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;

  • при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;

  • определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;

  • при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности эпохи (архитектуры, костюмов, деталей быта и т. п.), ландшафта, интерьера и времени действия;

  • сопоставлять двух героев литературного произведения, используя средства художественной выразительности: контрасты светлого и темного, большого и маленького, динамичного и неподвижного, теплого и холодного, красивого и уродливого ит. д.;

  • в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.

УМК И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2004.

2. Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. .- М.: Дрофа, 2010.

3.Сборник методических материалов по реализации регионального компонента в преподавании предмета «Изобразительное искусство»/ Авт.-сост.: Кудашкина Л.Н.; МО РМ, МРИО-Саранск, 2007.-83 с.

4.Павлова О.В. Изобразительное искусство.7 класс: поурочные планы по программе В. С. Кузина - Волгоград: Учитель, 2007. - 365 c

5.Молева Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги: Книга для учителя.- 2-е изд; доп. -М.: Просвещение, 1991.-416 с.

6.Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Поурочное планирование учебного материала

№ урока

Наименование

Раздела программы

Тема

Тип урока

Элементы

содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид

контроля

Дата план

Дата факт

1

2

3

4

5

6

7

8

Многонациональное отечественное искусство (10ч.)


1.

Красота вокруг нас

Введение новых знаний

Цветовое богатство окружающего мира. Видение прекрасного в предметах и явлениях.

Требования к материалам и инструментам, необходимым на уроках ИЗО.

Организация рабочего места рисовальщика

Знать:

- требования к организации рабочего места художника;

- материалы и инструменты для уроков изобразительного искусства.

Уметь:

- организовывать рабочее место;

- подбирать инструменты и материалы;

- видеть красоту окружающего мира;

- рисовать по памяти (свободная тема)

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

2.

Народ - творец прекрасного

Введение новых знаний

Декоративно-прикладное искусство России. Художественные промыслы России. Связь времен в народном искусстве. Истоки и современное развитие народных промыслов

Знать:

- художественные промыслы России, их особенности, образцы изделий;

- связь народного искусства с жизнью.

Уметь анализировать изделия художественных промыслов

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

3

Отличительные особенности жанра натюрморта

Введение новых знаний, выполнение практического задания

Отличительные особенности жанра натюрморта. Форма и пространственное положение предметов.

Цвет как средство художественной выразительности. Колорит

Знать:

- жанр произведений изобразительного искусства - натюрморт;

- виды натюрморта;

- понятия колорит, основные цвета;

- особенности постановки натюрморта;

- художников - мастеров натюрморта В. Ф. Стожарова, М. А. Асламазян.

Уметь выражать в натюрморте свое настроение (ощущение)

Ответы на вопросы.

4.

Праздничный натюрморт

Закрепление изученного материала, выполнение практического задания

Контроль выполнения практической работы

5.

Мы - юные краеведы и этнографы

Введение новых знаний

Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси. Архитектурно-строительная культура русского Севера. Музеи народного деревянного зодчества. Характерные детали и фрагменты построек деревянной архитектуры. Композиция дома

Знать:

- архитектуру русского Севера;

- музей деревянного зодчества;

- устройство крестьянской избы.

Уметь выполнять рисунок фасада северной деревянной архитектуры - крестьянской избы

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

6.

Национальный натюрморт

Введение новых знаний

Декоративно-прикладное творчество народов России. Народные промыслы.

Специфика образно-символического языка и роль цвета в произведениях декоративно-прикладного искусства. Хроматические и ахроматические цвета. Светлота, насыщенность. Теплые и холодные цвета

Знать:

- понятия хроматические и ахроматические цвета, светлота, насыщенность, теплые и холодные цвета;

- народные промыслы;

- отдельные произведения живописи.

Уметь выполнять рисунок натюрморта, состоящего из предметов народных промыслов (с натуры)

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

7.

Национальные традиции в культуре

народа

Введение новых знаний

Народный костюм. Национальный орнамент и его использование в народном костюме. Виды орнамента и типы орнаментальных композиций. Мотивы традиционной одежды в современной моде

Знать:

- виды орнамента и типы орнаментальных композиций;

- национальный костюм и его детали.

Уметь выполнить эскиз современной одежды по мотивам национального костюма

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. Разгадывание кроссворда

8.

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве.

Введение новых знаний

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России. Художник- творец-гражданин. Мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане. События ВОВ глазами художников баталистов и художников воинов. Баталисты - художники, главной темой творчества, которых являются военные события. Родоначальником баталистов является художник Б.Греков, очень часто советских художников баталистов называли "грековцы". В годы ВОВ многие художники с оружием в руках защищали нашу с вами Родину. Победу в войне приближали не только крупные сражения и боевая техника, но и отдельные люди, которые совершали подвиги.

Знать:

- сущность понятия культура как памяти, сохраняющей обычаи и традиции народа;

Уметь анализировать произведения станкового искусства. Знать художников работавших над темой Великой Отечественной войны

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

9.

Иллюстрация сказок народов России

Введение новых знаний

Передача художественными средствами своего отношения к изображаемому. Основные средства художественной выразительности графики: линия, пятно, точка

Знать:

- отличительные особенности графики;

- о книжной графике: особенностях изобразительного языка при иллюстрировании литературного произведения;

- основные средства художественной выразительности графики.

Уметь:

- передавать выразительно действие сюжета; - выражать художественными средствами свое отношение к изображаемому;

- изображать многофигурную композицию

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

10.

Красота родного края

Введение новых знаний

Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Линейная и световоздушная перспектива. Колористическое построение пространства. Изменение цвета в зависимости от освещения

Знать:

- жанр пейзажа, отдельные произведения живописи;

- законы линейной и воздушной перспективы, колорита;

- о степени холодности и теплоты оттенков, многоплановости изображения.

Уметь выполнять рисунок пейзажа, используя законы линейной и воздушной перспективы, светотени, колорита

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Изобразительное искусство зарубежных стран - сокровище мировой культуры (15ч.)


11.

Изобразительное искусство эпохи Возрождения

Введение новых знаний

Творчество художников эпохи Возрождения: Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Дюрера. Вечные темы и исторические события в искусстве

Знать творчество художников эпохи Возрождения.

Уметь:

- определять произведения живописи, их авторов по особенностям композиции, светотени, колориту и др.;

- анализировать произведения изобразительного искусства

Рефераты «Биографии художников эпохи Возрождения». Ответы на вопросы

12

Мир Леонардо

Введение новых знаний.

Творчество художника Леонардо да Винчи. Вклад Леонардо да Винчи в развитие живописи

Знать:

- отдельные произведения живописи Леонардо да Винчи;

- особенности живописных работ мастера. Уметь:

- отличать живописные работы художника Леонардо да Винчи;

- анализировать произведения живописи

о творчестве Леонардо да Винчи

Реферат, мини-сочинение, сообщение учащихся

13.

Красота классической архитектуры

Введение новых знаний

Знакомство с ансамблем афинского Акрополя. Ордер и его виды.

Тональные отношения

Знать:

- стили древнегреческой архитектуры на примере афинского Акрополя;

- типы ордеров;

- понятия светотень, тень, полутень, рефлекс, блик.

Уметь:

- выявлять тоном цилиндрические, конические, кубические и т. п. формы;

- выполнять рисунок гипсовой капители с натуры

Ответы на вопросы.

14

Рисунок

Контроль выполнения практической работы

15.

Изобразительное искусство Западной

Европы XVII века

Введение новых знаний

Творчество художников Западной Европы XVII века: П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Ф. Снейдерса, Ф. Хальса, Д. Веласкеса.

Жанры изобразительного искусства и их развитие художниками XVII века

Знать:

- произведения художников Западной Европы XVII века;

- особенности западноевропейского искусства XVII века;

- особенности индивидуальной манеры художников XVII века.

Уметь:

- сравнивать, анализировать произведения живописи;

- высказывать в письменной форме свое отношение к художнику и его творчеству

Реферат «Краткий анализ эпохи». Ответы на вопросы.

Мини-сочинение об отношении к творчеству одного из художников

16.

Творчество Рембрандта

Введение новых знаний. Урок-монография

Своеобразие рисунка Рембрандта. Вклад художника в развитие техники живописи. Колорит в произведениях Рембрандта

Знать:

- отдельные произведения художника Рембрандта;

- о вкладе художника в развитие техники живописи, особенностях колорита в его произведениях.

Уметь анализировать произведения живописи

Сообщения учащихся о произведениях и биографии Рембрандта

17.

Искусство натюрморта

Введение новых знаний

Рисунок в натюрморте. Ритм пятен и цвет как средство передачи своего эмоционального состояния

Знать:

- жанр живописи - натюрморт;

- отдельные произведения живописи;

- роль рисунка в натюрморте;

- этапы работы над натюрмортом.

Уметь:

- выражать в натюрморте настроение с помощью цвета и ритма цветовых пятен;

- выполнять рисунок натюрморта, используя все выразительные возможности

Ответы на вопросы.

18.


Контроль выполнения практической работы

19.

Изображение человека в движении

Введение новых знаний

Образ человека - главная тема искусства. Закономерности в строении тела человека. Пропорции. Наброски и зарисовки человека с натуры

Знать:

- отдельные произведения живописи;

- как передается движение в живописи;

- пропорции идеальной человеческой фигуры и лица.

Уметь делать наброски и зарисовки фигуры человека в движении

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

20.

Красота фигуры человека в движении

Введение новых знаний

Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры. Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Элементы пластического языка. Передача движения в скульптуре

Знать:

- скульптуру как один из видов изобразительного искусства;

- виды скульптуры;

- отличия скульптуры от живописи;

- материалы, используемые для скульптур;

- виды скульптурной техники;

- основной предмет изображения в скульптуре.

Уметь:

- анализировать произведения скульпторов;

- составлять схему движения фигур;

- выполнять скульптуру фигуры человека

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. Реферат об одном из известных художников-скульпторов

21.

Изобразительное искусство западноевропейских стран XVIII-XX вв.

Введение новых знаний

Творчество художников Д. Рейнольдса, Т. Гейнсборо, Ф. Гойя, Ж. Давида, Э. Делакруа, Ж. О. Энгра, К. Коро, Г. Курбе, К. Моне, В. ван Гога, Э. Мане, П. Сезанна, О. Родена, Р. Кента. Течения в живописи конца XIX - начала XX века

Знать:

- произведения живописи художников Западной Европы

XVIII-XX веков;

- направления в живописи - импрессионизм, абстракционизм, кубизм, сюрреализм и др.

Уметь «читать» картину, выделяя особенности техники живописи у разных художников

Ответы на вопросы. Разгадывание кроссворда. Рефераты учащихся

22.

Античная расписная керамика

Введение новых знаний

Отличительные черты искусства Древней Греции. Стили греческой вазописи.

Орнаменты, характерные для греческой вазописи

Знать:

- произведения античного искусства;

- особенности росписи, мотивов в греческой вазописи;

- стили греческой вазописи;

- виды орнаментов, применяемых в греческой вазописи.

Уметь:

- анализировать предметы искусства, выявляя пропорции, цветовую гамму, особенности изображения людей;

- выполнять роспись декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

23.

Зарубежный друг (гость)

Введение новых знаний

Знакомство с произведениями художников:

И. Аргунова, С. Чуйкова. А. Головина, Рембрандта и др. изобразительное искусство как хранитель костюмов всех времен. Костюм как произведение искусства

Знать:

- отдельные произведения живописи;

- понятие костюм;

- особенности костюмов разных народов и разных эпох.

Уметь выполнять рисунок, изображающий фигуру человека в одежде

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

24.

В мире литературных

героев

Введение новых знаний

Литературные герои в изобразительном искусстве. Выразительное изображение действия сюжета, персонажей

Знать:

- задачи, стоящие перед художником-иллюстратором;

- отдельные произведения художников-иллюстраторов, их особенности;

- вид графики - книжной.

Уметь:

- выразительно изображать действие сюжета, персонажей;

- выполнять иллюстрации к произведению

Ответы на вопросы.

25.

Иллюстрации к произведению

Введение новых знаний

Контроль выполнения практической работы

Труд в изобразительном искусстве (10ч.)


26.

Трудовые ритмы

Введение новых знаний

Натюрморт и трудовые будни. Знакомство с произведениями Ю. Шаблыкина, А. Никича. Анализ формы, конструкции изображаемых предметов. Передача объема средствами светотени

Знать: жанр натюрморта, отдельные произведения живописи, в которых предметом изображения являются инструменты, характеризующие труд.

Уметь:

- анализировать форму и конструкцию предметов сложной формы;

- передавать объем средствами светотени;

- выполнять рисунок натюрморта

Ответы на вопросы. Разгадывание кроссворда.

27.

Введение новых знаний

Контроль выполнения практической

работы

28.

Трудовые будни .

«Моя будущая профессия»

Введение новых знаний

Тема труда в произведениях изобразительного искусства. роль композиции в передаче своего отношения к изображаемому. Основы движения фигуры человека

Знать:

- как отображались темы труда в произведениях изобразительного искусства;

- отдельные произведения живописи;

- жанр портрета, бытовой жанр;

- основные пропорции тела и «механику» различных движений.

Уметь:

- анализировать произведения живописи;

- выполнять рисунок на тему «Моя будущая профессия»

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

29.

Мы - юные дизайнеры

Введение новых знаний

Дизайн как область искусства предметного мира. Критерии ценности дизайнерских разработок

Знать:

- понятие дизайн;

- произведения дизайнерского искусства;

- особенности работы художника-дизайнера;

- критерии ценности дизайнерских разработок.

Уметь выполнять эскизы экслибриса, фирменного знака и др.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

30.

Рисуем лошадей

Введение новых знаний

Знакомство с отдельными произведениями живописи художников М. Грекова, К. Петрова-Водкина и др. изображение животных в движении. Анатомическое строение лошади, пропорции

Знать:

- отдельные произведения живописи;

- особенности изображения животных;

- как изображать лошадей в статике и динамике;

- анатомическое строение лошади, пропорции.

Уметь:

- передавать в рисунке движение животного;

- выполнять рисунок лошади

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. Разгадывание кроссворда

31.

Мы охраняем памятники нашей Родины

Введение новых знаний

Памятники истории и культуры, их сбережение. Виды графики: станковая, книжная, плакат, промграфика. Использование языка графики в плакатном искусстве. Крупнейшие художественные музеи страны и мира (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Лувр, Уффици, Прадо и др.).

Знать:

- виды графики;

- особенности языка плаката;

- памятники истории и культуры;

- художественные музеи страны и мира.

Уметь изобразительными средствами выразить в плакате свои эмоции по поводу охраны памятников нашей Родины

Контроль выполнения практической работы.

32.

Плакат об охране памятников нашей Родины

ПР

Сообщения учащихся о крупнейших музеях мира

33.

. Течения и направления в изобразительном искусстве XX века (реализм, модерн, авангард, сюрриализм др.)

Введение новых знаний

Новые течения, направления и особенности развития изобразительного искусства XX века.

Традиции и новаторство в искусстве

Знать:

- стили и направления в изобразительном искусстве;

- выдающиеся произведения изобразительного искусства XX века и их авторов.

Уметь:

- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;

- выполнить проект

«Фантастический город» (коллективная работа)

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

34.

Цветы весны

Урок-повторение

Знакомство с отдельными произведениями живописи художников:

П. Кончаловского, В. Дмитриевского,

Д. Налбандяна, А. Герасимова и др.

Знать:

- жанр натюрморта;

- этапы выполнения рисунка с изображением цветов.

Уметь выполнить рисунок весенних цветов с соблюдением законов перспективы, колорита, композиции

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

35.

Итоговое

занятие

Урок-обобщение

Обобщение изученного

Знать:

- основные виды и жанры изобразительных искусств;

- основы изобразительной грамоты;

- выдающихся художников и скульпторов;

- наиболее крупные художественные музеи России и мира.

Уметь:

- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;

- узнавать изученные произведения

Разгадывание кроссвордов. Конкурс на лучшее мини-сочинение, лучший реферат.

Викторина



© 2010-2022