• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Рабочая программа кружка по декоративно – прикладному творчеству «Легко и просто» 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа кружка по декоративно – прикладному творчеству «Легко и просто» 2014 – 2015 учебный год

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитанию. Он осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.Из всего многообразия видов тв...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

Рассмотрено: Утверждаю:

на заседании ШМО директор МБОУ «СОШ №10»

учителей естественно- __________ Корепина А. Р.

гуманитарного цикла Приказ № ________

Протокол №_____ от «___»___________ 2014г.

от «___»__________ 2014г.

Руководитель ШМО:

_________ С.Б. Янбердина



Рабочая программа кружка

по декоративно - прикладному творчеству

«Легко и просто»

2014 - 2015 учебный год











Согласовано: Составитель:

зам. директора по УВР учитель технологии

«СОШ № 10» Лапейко Н. И. Хрипунова Е.Н.

от «____»____________ 2014г.

___________________



2014-2015 уч. год

Пояснительная записка

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитанию. Он осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.

Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно - прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально - эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.

Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.

На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.

Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.

Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она - первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно - прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.

Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Вышитый передник или, скажем, полотенце - одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.

Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно - прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.

С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.

Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых.

Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно - прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью.

Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.

Предлагаемая программа по различным видам рукоделия предназначена для обучения детей 11-13 лет.

Программа рассчитана на 1 учебный год (68 часов, 34 занятия по 2 часа в неделю).

В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности.Рабочая программа кружка по декоративно – прикладному творчеству «Легко и просто» 2014 – 2015 учебный год

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Цели программы:

· Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.

· Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.

· Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.

· Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.

· Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся.

· Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно - прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (традиционные народные куклы, лоскутная пластика, макраме, работы с соломкой).

· Содействие жизненному самоопределению учащихся.

· Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Задачи:

Обучающие:

· Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.

· Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

· Обучить технологиям различных видов рукоделия.

Воспитательные:

· Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.

· Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.

· Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

· Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

· Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:

· Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.

· Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.

· Развивать положительные эмоции и волевые качества.

· Развивать моторику рук, глазомер.

Мотивационные:

· Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Социально-педагогические:

· Формирование общественной активности.

· Реализация в социуме.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.

Программа кружка дополнительного образования «Умелые руки» по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической.

Условно в программе можно выделить следующие этапы:

1 этап. Введение: даются общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.

2 этап. Мир традиционных народных кукол - обучающиеся знакомятся с технологией выполнения народной куклы, узнают историю возникновения игрушки, изготавливают различные сувениры.

3 этап. Блок «Художественная соломка» дает кружковцам сведения о технологии обработки соломы. Учащиеся учатся изготавливать сюжетные аппликационные картинки из соломки.

4 этап. Блок «Макраме» знакомит учащихся с этим видом рукоделия, техникой плетения основных узлов «макраме». Дети осваивают азбуку и грамматику макраме, плетут образцы сувениров.

5 этап. Блок «Лоскутная пластика» дает сведения об истории и технологии лоскутного шитья. Учащиеся изготавливают плоскую аппликацию из ткани ручным способом и с помощью швейной машины.

Формы и методы работы

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа - метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения - целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Учебно - тематический план

к рабочей программе кружка по декоративно - прикладному искусству

«Легко и просто»

Название разделов

Количество часов

1

Вводное занятие

2

2

Традиционные народные куклы

10

3

Художественная соломка

20

4

Макраме

20

5

Лоскутная пластика

16

Итого:

68





Поурочное планирование занятий

кружка по декоративно - прикладному искусству

на 2014 - 2015 учебном году

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

Раздел, тема

По разделу

По теме

Кол-во часов

Дата

1.

Вводное занятие

2


Общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.

2

2.

Традиционные народные куклы

10

2.1

Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. Изготовление куклы-закрутки.

2

2.2

Культовые и обрядовые куклы. Изготовление куклы «Барыня»

2

2.3

Изготовление сувенира «Мешочек счастья»

2

2.4

Изготовление сувенира «Домовичок»

2

2.5

Окончательная отделка сувенира «Домовичок»

2

3.

Художественная соломка

20



3.1

Из истории соломенных поделок. Инструменты и материалы. Подготовка соломки к работе.

2

3.2

Способы окрашивания соломки. Упражнения по окрашиванию соломки.

2

3.3

Выбор рисунка для панно из соломки. Перевод рисунка на бархатную бумагу. Подготовка соломенных ленточек.

2

3.4

Изготовление пластин из соломенных ленточек

2

3.5

Перевод рисунка на пластины из соломки. Вырезание фрагментов рисунков из соломенных пластин и их подгонка.

2

3.6

Наклеивание фрагментов рисунка на фон панно.

2

3.7

Выполнение образца узора для панно.

2

3.8

Выполнение образца узора для панно.

2

3.9

Окончательная отделка панно.

2

3.10

Оформление панно в рамку.

2

4.

Макраме

20

4.1

Азбука макраме. Из истории макраме. Инструменты и приспособления. Материалы для плетения.

2

4.2

Техника плетения узлов. Узлы из 2-х нитей. Простой односторонний узел, простой двусторонний узел, узел «Фриволите».

2

4.3

Узлы на 4-х нитях: двойной плоский узел с правым и левым замком. Выполнение цепочки из двойных плоских узлов.

2

4.4

Выполнение работы «Овальное панно»

2

4.5

Выполнение работы «Овальное панно»

2

4.6

Репсовый узел. Выполнение репсовых узлов.

2

4.7

Узоры на основе узлов. Выполнение горизонтальной сетки «шахматка» из двойных плоских узлов.

2

4.8

Выполнение плетеного кулона

2

4.9

Плетение панно с использованием плоских узлов.

2

4.10

Плетение панно с использованием плоских узлов.

2

5.

Лоскутная пластика

16

5.1

Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты, оборудование. Приемы работы с лоскутами.

2

5.2

Выбор изделия из лоскутов. Составление эскизов, Подбор лоскутов.

2

5.3

Выполнение выкроек-лекал деталей изделия. Раскрой деталей прихватки из лоскутов.

2

5.4

Сшивание лоскутного полотна на швейной машине.

2

5.5

Сборка готового изделия.

2

5.6

Зготовление панно «Веселое лето». Подбор лоскутов, перевод рисунка на ткань, подготовка лекал. раскрой лоскутов.

2

5.7

Сборка изделия из лоскутов ручным способом.

2

5.8

Соединение панно с подкладкой. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка готового панно.

2

Итого:

68

Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса

Должны знать:

· Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.

· Народные художественные промыслы России и родного края.

· Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.

· Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.

· Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.

· Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

· Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.

· Инструменты и приспособления для аппликации из соломки.

· Технологию выполнения изделий в технике аппликации из соломки.

· Инструменты и приспособления для плетения в технике макраме.

· Способы навешивания нитей.

· Технологию плетения изученных сувениров в технике макраме.

· Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.

· Основные приемы и элементы лоскутного шитья.

· Иметь представление о традициях разных стран.

· Технологию изготовления игрушек из лоскутков без применения иглы.

· Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.

Должны уметь:

· Правильно организовать свое рабочее место.

· Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.

· Работать с электронагревательными приборами.

· Выполнять правила техники безопасности.

· Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек из лоскутков без применения иглы.

· Подготавливать соломку к работе, окрашивать ее.

· Соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации.

· Выполнять самостоятельно изученные изделия в технике аппликации из соломки.

· Работать по шаблону.

· Различать и называть основные узлы и узоры (макраме).

· Плести основные декоративные узлы и узоры.

· Уметь набирать квадрат из полосок, собирать треугольник из деталей различной формы и размера, изготавливать круг, полукруг.

· Изготавливать разные игрушки и сувениры.

· Плести плоские декоративные элементы узлами макраме.

· Приобрести навыки работы с лоскутками.

· Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий.

· В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

· Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.

· Сотрудничать со своими сверсниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Литература

1. Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек - подарки для мам и для дочек: Секреты-самоделки - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 64 с.

2. Борисова А. В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома.- М.: РИПОЛ классик, 2005.-320 с.: ил.-(Советы для дома).

3. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О. Я.Воробьева. - Волгоград: Учитель, 2009 - 140 с.: ил.

4. Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 704 с., ил. - (Книга для всей семьи).

5. Кузьмина М. А. Азбука плетения. Второе издание. - М.: Легпромбытиздат, 1992. - 320 с.: ил.

6. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. - Волгоград: Учитель, 20с.:ил.

7. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л. В. Горнова и др. - Волгоград? Учитель, 2008 - 250 с.

8. Уроки труда. 5 класс. Макраме. Вышивание: поурочные планы \ сост. С. И. Припеченкова, Э. Ю. Глушкова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 62 с.










© 2010-2022