Конспект урока ИЗО на тему Древние образы в современных народных игрушках (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изобразительного искусства в 5 классе


Связь времен в народном искусстве.

Художественные промыслы народов России


Тема: Древние образы в современных народных игрушках.

Тип урока: Изучение новых знаний

Технология: проблемное обучение, проектная деятельность

Цели урока:

  • создать условия для формирования у обучающихся представлений об изделиях народных художественных промыслов;

  • Стимулировать уважительное отношение к труду мастера - носителя традиций;

  • Способствовать развитию видеть черты неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов.

Планируемые результаты:

Предметные

  • получат возможность научиться: пользоваться необходимой информацией;

  • аргументированно анализировать художественные промыслы с точки зрения их принадлежности к определенному стилю, направлению;

  • познакомиться с новыми для них ремеслами, произведениями народных мастеров

Метапредметные (УУД)

Познавательные:

  • ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяются с целью, делают выводы;

  • самостоятельно создают алгоритм действий при работе над анализом народного произведения;

  • определяют цель (научиться различать содержание и сюжет при восприятии произведения)

Регулятивные:

  • принимают и сохраняют учебную задачу;

  • учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные:

  • проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач в групповой работе;

  • выдвигают контраргументы в дискуссии;

  • делают выводы

Личностные

  • Понимают значение знаний для человека;

  • осознают свои интересы и цели;

  • имеют мотивацию к учебной деятельности.

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстрационный, поисковый, беседа, исследовательский

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Оборудование: ПК, музыкальный центр, ватманы, ножницы, клей

Наглядно-демонстрационный материал: выставка декоративного народного творчества; иллюстрации с изображением Дымковской, Филимоновской, Карпогольской игрушек.

Основные понятия и термины: декоративно-прикладное творчество, древние солярные знаки, мастера.


Организационная структура (сценарий)


  1. Организационный момент

Учитель приветствует обучающихся.

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает детей и взрослых. В далекие времена человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному и стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

- Вспомните, с помощью чего крестьяне стремились привлечь к себе добрые силы, а от злых защититься? (Древние символы, обереги)

- Скажите, а где их можно было увидеть? (Изба, вышивка)

Правильно, это древние образы, такие как: конь, птица, солнце, земля, женская фигура и другие (напомнить о значении некоторых образов).

Учитель обращает внимание учащихся на игрушки из глин, спрашивая, что это (игрушки). Давайте попробуем сформулировать тему урока, если мы вспомнили про древние образы и игрушки. Дети высказывают предположения, на доске появляется тема урока.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.


  1. Изучение нового материала

 (объяснительно - иллюстративный)

Сегодня мы познакомимся с разными видами глиняных игрушек: Дымковской, Филимоновской и Каргопольской. Вы будете сегодня исследователями и мастерами. Сначала вы найдете нужную информацию о своей игрушке по плану, а затем раскрасите трафарет и расскажите нам о своей игрушке. Работать будем группами, в каждой группе выберете исследователей и мастеров. Прежде чем начать работать, я покажу как выглядят эти игрушки. Учитель раздает информацию, ватман, ножницы, клей и дает 15 минут времени на выполнения задания.

План работы с информацией:

  1. История возникновения.

  2. Какие использовались образы (барышни, козлики,индюки).

  3. Какие применялись цвета.

  4. Какой использовался орнамент (ромбы,квдраты,черточки).

Информацию, которую могут выбрать учащиеся.

Дымковская

Дымковскую игрушку изготовляют в слободе Дымково под Вяткой. Промысел зародился в далеком прошлом. Самое раннее описание относится к 1811 году, о народном вятском празднике « Свистопляске» (позднее стали называть «свистунья»).

Традиционными для дымковской игрушки считаются: всадники, индюки, барышни, няньки. Женские фигурки в пышных платьях и в передниках с оборками в шляпах, с зонтиком и сумочкой в руках. Рецепт ее изготовления не так прост. Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие - яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Филимоновская

Знаменита своими глиняными игрушками и деревня Филимоново под Тулой.

Глина здесь не коричневая, а белая. Она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые - это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных. Деревня Филимоново была построена еще при Петре I и в ней жили солдаты. Когда они не были заняты, то занимались гончарством.

В процессе лепки местные глины требуют многократного заглаживания. Это вынужденные условные пропорции придают филимоновской игрушке особое очарование и неповторимость. Мастера больше всего любили малиново-красный цвет. Прибегали к зеленым и фиолетовым полоскам по желтому фону. Это самый древний орнамент в геометрическом стиле. Только в Филимоново они сохранились. Наложили краски в виде штрихов, черточек. Этим и отличается игрушка от других.

Орнамент росписи простой: узкие черточки-полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца - розетки, круги, ромбы.

Любимые цвета филимоновской игрушки - интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.

Каргопольская игрушка

На севере России, недалеко от Архангельска, в городе Каргополе, делают совсем другие игрушки.

(обучающиеся показывают на карте место положения города).

- Каргопольские мастера любят лепить крестьянок в платьях и барынь в шляпах, идущих с базара с покупками, мужиков - гармонистов в лаптях и кафтанах. У них широкие лица и кормастные фигуры. В работе каргопольских мастеров было свое разделение труда: лепили игрушку, как правило, мужики, а расписывали - женщины.

Символика цвета:

Белый - символ нравственной чистоты, правды, добра.

Желтый (золотой) - символ солнца, радости, света.

Красный - символ огня, красоты, здоровья, силы, слав.

Зеленый - символ жизни, земли, пашни.

Синий - символ неба

Черный - символ земли.

Орнамент, украшающий каргопольскую игрушку, очень своеобразен, он идет из глубины веков. Как правило, это крупный круг или овал с обводкой другим цветом, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки.


  1. Творческая практическая деятельность.

Обучающиеся выполняют роспись на белой, предварительно загрунтованной водоэмульсионной краской, поверхности. Учитель заготавливает заранее фигурки разных силуэтов (индюк, барышня, конь…)

Работу ведут по принципу: «от общего к частному», распределяя вначале цветовые пятна, а затем переходя к детализации».

Украшая свою игрушку декоративными элементами, обучающиеся должны стремится следовать традициям конкретного промысла.

Последовательность выполнения работы.

Вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. Белый в сочетании с другими цветами придаст игрушке праздничную нарядность. Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.


  1. Итоги урока. Рефлексия.

По окончанию работы проводится защита своего проекта.

 - Подводим итог. Обучающиеся анализируют полученную информацию и определяют различия и сходства игрушек.

Сходство: сюжеты, образы игрушек заимствованы из народной жизни; используется глина.

Различие: форма, цвета, орнамент.

Работы всех групп вывешиваются на доске.

- Ребята вам понравились работы?

- Как вы думаете, какая группа лучше справилась с заданием? Почему? (Идет обсуждение)

- Какую оценку поставим за работу первой группе, почему? Какую оценку поставим второй группе, почему? Третьей группе, почему?

Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами глиняной игрушки и увидели, как древние образы в народной игрушке имеют единство формы и декора. И пусть совсем немножко, но вы тоже прикоснулись к традиционным промыслам глиняной игрушки.

Используемая литература

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2006.

Клиентов А. Е. Народные промыслы. - М.: Белый город, 2004.

Искусство-детям. Дымковская игрушка. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Искусство-детям. Каргопольская игрушка. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Искусство-детям. Филимоновская игрушка. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5

© 2010-2022